ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-3090/2022 от 29.09.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

УВД 69OS0000-03-2021 -000265-09 № 66а-3090/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 29 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Селиверстовой И.В., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Алексие Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-36/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тверской области и А.А. об оспаривании решения Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 «Об утверждении значений коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов»,

по апелляционным жалобам административного истца А.А., административного ответчика Тверской городской Думы, заинтересованных лиц администрации города Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Тверского областного суда от 4 марта 2022 года, которым административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области и А.А. оглы удовлетворены, а также апелляционным жалобам административного ответчика Тверской городской Думы, заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на дополнительное решение Тверского областного суда от 13 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., объяснения представителей административного истца А.А. адвоката К.А., административного ответчика Тверской городской Думы по доверенности Ч.М., заинтересованных лиц администрации города Твери по доверенности Н.Е., Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Н.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гришиной А.С., полагавшей решение законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

пунктом 1 решения Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года №310, вступившего в силу с 1 января 2021 года, утвержден перечень значений коэффициента К, устанавливаемого в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов, согласно Приложению к данному решению.

В данном Приложении значения коэффициента К для следующих видов разрешенного использования земельных участков установлены в размере: «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) - 5,

«магазины» (код 4.4) - 4,5.

Решением Тверской городской Думы от 23 декабря 2021 года № 281, вступившим в силу с 1 января 2022 года, в указанное решение внесены изменения - Приложение к нему изложено в новой редакции, согласно которой приведенные значения коэффициента К составили:

«ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) - 9,

«магазины» (код 4.4) - 4,5.

Заместитель прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, а также А.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании решения Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 «Об утверждении значений коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов» недействующим в части установления в Приложении к данному нормативному правовому акту значений коэффициента К для видов разрешенного использования земельных участков: «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) - 5, «магазины» (код 4.4) - 4,5.

В ходе судебного разбирательства административные исковые требования были уточнены: прокурор, оспаривающий значение коэффициента К для земельных участков с видом разрешенного использования «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4), в редакции решения Тверской городской Думы от 23 декабря 2021 года № 281, просил признать оспариваемый нормативный акт недействующим в части установления данного коэффициента с даты вступления решения суда в законную силу.

А.А., оспаривающий значение коэффициента К для земельных участков с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4), просил признать частично недействующим каждое из решений - основное, действие которого на дату вынесения решения суда прекращено, и изменяющее - со дня их принятия.

Заявленные требования мотивированы доводами о несоответствии оспариваемых нормативных положений принципу экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в результате которого нарушаются права и интересы неопределенного круга субъектов хозяйственной деятельности, А.А., арендующего земельный участок в городе Твери с видом разрешенного использования «магазины», поскольку увеличение приведенных коэффициентов по сравнению с ранее применявшимися привело к существенному росту размера арендной платы.

Решением Тверского областного суда от 4 марта 2022 года административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области, А.А. удовлетворены.

Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 «Об утверждении значений коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов» в действующей редакции решения Тверской городской Думы от 23 декабря 2021 года № 281 в части установления значений коэффициента К для следующих видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для обслуживания и эксплуатации:

«ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) - 9,

«магазины» (код 4.4) - 4,5.

Дополнительным решением Тверского областного суда от 13 июля 2022 года признано не действующим с даты принятия решение Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 «Об утверждении значений коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов» в первоначальной редакции в части установления значения коэффициента К - 4,5 для вида разрешенного использования земельных участков «магазины» (код 4.4).

В апелляционной жалобе административный ответчик Тверская городская Дума, выражая несогласие с постановленным решением, просит судебный акт отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель, повторяя правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что суд пришел к неверному выводу о несоответствии решения принципу экономической обоснованности, установленному постановление Правительства Российской

Федерации от 16 июля 2009 года № 582. Судом не дана оценка доводам административного ответчика об определении размера коэффициентов в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Тверской области, определенной Правительством Тверской области в постановлении от 30 мая 2020 года № 250-пп. Так, остались без внимания суда первой инстанции доводы о проведенном разностороннем анализе размера арендной платы в других регионах Центрального федерального округа, размера арендной платы за земли, находящейся в муниципальной собственности, достижение баланса интересов муниципальных образований и арендаторов, длительное не повышение коэффициента арендной платы более 10 лет. Методика установления значений коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки оспариваемых категорий земель, отсутствует, в связи с чем, его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу выявлена быть не может.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, повторяя правовую позицию административного ответчика, дополнительно обращает внимание судебной коллегии на тот факт, что увеличение арендной платы у А.А. носило незначительный характер в связи с произошедшим пересмотром кадастровой стоимости спорного земельного участка. Между тем, массовое существенное снижение кадастровой стоимости земельных участков, также учитывалось при установлении коэффициентов. Вопреки утверждениям суда, оценка рыночной стоимости арендной платы по каждому конкретному участку не представляется возможной. Учет введенных муниципальным правовым актом решением Тверской городской Думы от 15 апреля 2009 года № 36 (76) коэффициентов по муниципальным землям свидетельствует о фактическом учете сложившихся рыночных отношений в данной сфере.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Департаментом представлено экспертное заключение от 6 апреля 2022 года об определении величины рыночной арендной платы, подготовленное П.В..

Аналогичную позицию в апелляционной жалобе выразила и администрация города Твери.

Административный истец А.А. в апелляционной жалобе выразил несогласие с решением Тверского областного суда от 4 марта 2022 года в части признания нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на нарушение его прав на экономически обоснованный размер арендной платы в период действия оспариваемого акта.

На доводы апелляционных жалоб административным истцом А.А., участвовавшим в деле прокурором, Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Тверской городской Думой представлены возражения.

На дополнительное решение Тверского областного суда от 13 июля 2022 года Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Тверской городской Думой поданы апелляционные жалобы, повторяющие доводы ранее представленных апелляционных жалоб. Дополнительно озвучена правовая позиция о необходимости прекращения производства по делу в части требований А.А. об оспаривании решения Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 в первоначальной редакции, поскольку указанная редакция утратила свою силу, не подлежит применению, прав истца не нарушает.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Глава города Твери, представитель Департамента экономического развития администрации города Твери, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, суд о причинах неявки не уведомили.

С учетом положений статей 10, 150, 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, А.А. на основании договора аренды земельного участка от 17 августа 2009 года , зарегистрированного 3 сентября 2009 года, арендует земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 623 кв.м, предоставленный под находящийся на земельном участке магазин до 17 августа 2058 года.

Согласно расчету арендной платы администрации города Твери, произведенному для вида разрешенного использования земельных участков «магазины» (код 4.4), годовая сумма арендной платы за указанный земельный участок при неизменных показателях его площади, кадастровой стоимости и ставке арендной платы составила: в 2020 году при Ксэо 1,5 - 121 491 руб.; в 2021 году при К 4,5 - 364 473 руб., а после пересмотра А.А. кадастровой стоимости в судебном порядке - 336 367 руб.

Учитывая, что решение Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310, как в первоначальной редакции, так и в редакции решения от 23 декабря 2021 года № 281 применялось при расчете суммы арендных платежей за 2021-2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в пользовании А.А., у последнего возникло безусловное право на оспаривание указанного нормативного правового акта.

Из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку решение Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 в первоначальной редакции формально прекратило свое действие, однако применялось при определении арендной платы за земельный участок в 2021 году то, вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для прекращения производства по административному делу, отсутствуют.

Право прокурора на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено положениями части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Тверской городской Думой, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования, исходя из следующего.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Тверской области от 9 апреля 2008года № 49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» Правительство Тверской области постановлением от 30 мая 2020 года № 250-пп утвердило Порядок определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.

Пунктом 2 указанного постановления в редакции, действовавшей до 29 ноября 2021 года, представительным органам местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области в срок до 1 января 2021 года рекомендовано утвердить значения коэффициента, устанавливаемого в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков,

утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на 2021 год.

Данным постановлением в редакции, действующей после 29 ноября 2021 года, представительным органам местного самоуправления рекомендовано при утверждении значения коэффициента, устанавливаемого в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена с учетом видов разрешенного использования земельных участков, руководствоваться классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года

№ П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного

использования земельных участков».

Согласно пункту 3 Порядка, размер арендной платы в месяц за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области определяется по формуле:

А = Скадастр х S х Сап х К /12,

где А - размер арендной платы в месяц (в рублях);

Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка, являющегося предметом договора аренды земельного участка (в рублях);

S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды земельного участка (в кв. м);

Сап - ставка арендной платы, установленная настоящим Порядком (в %);

К - коэффициент, устанавливаемый в отношении земельных участков с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного

использования земельных участков» (далее - коэффициент).

Полномочия по утверждению значения коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области делегированы представительным органам муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области (пункт 6 Порядка).

Реализуя предоставленные полномочия, Тверская городская Дума 29 декабря 2020 года приняла решение № 310, которым утвержден соответствующий перечень значений коэффициента К за земельные участки, расположенные на территории города Твери (Приложение).

Решением Тверской городской Думы от 23 декабря 2021 года № 281, в указанное решение внесены изменения - Приложение к нему изложено в новой редакции

Исходя из совокупного анализа положений частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Тверской области от 9 апреля 2008года № 49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области», постановления Правительство Тверской области от 30 мая 2020 года № 250-пп, Устава города Твери, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии решений Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310, от 23 декабря 2021 года № 281, уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

По этим основаниям нормативные правовые акты не обжалуются.

Проверяя соответствие решений Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310, от 23 декабря 2021 года № 281 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Данный принцип является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в государственной или муниципальной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, коэффициенты арендной платы и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, при соблюдении баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Дав анализ приведенным нормам, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 11 мая 2004 года № 209-0, суд обоснованно пришел к выводу, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Между тем, административный ответчик документы, подтверждающие экономическое обоснование утвержденных коэффициентов, не представил.

Оспариваемые значения коэффициента К значительно увеличены по сравнению с значениями ранее применявшегося для начисления арендной платы коэффициента Ксэо, утвержденного решением Тверской городской Думы от 30 сентября 2015 года № 211 «Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Твери».

Так, для земельных участков с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4) коэффициент Ксэо был равен 4,4 (для торгующих алкогольной продукцией) и 1,5 (для не торгующих алкогольной продукцией) (пункт 9 приложения к решению Тверской городской Думы от 30 сентября 2015 года № 211). Вновь установленный коэффициент К не учитывает вид реализуемой продукции и для всех земельных участков с названным видом разрешенного использования равен 4,5.

Для земельных участков с видом разрешенного использования «ремонт автомобилей» (код 4.9.1.4) коэффициент Ксэо составлял 1,3 (пункт 21 приложения к решению Тверской городской Думы от 30 сентября 2015 года № 211). Коэффициент К установлен первоначально в размере 5, а затем 9.

В пояснительной записке к проекту решения от 29 декабря 2020 года № 310 содержится указание на то, что разработчиком проекта выполнен подбор значений коэффициента К, цель которого - приведение их в соответствие с значениями коэффициента Ксэо, применяемыми при расчете размера арендной платы для земельных участков, расположенных на территории города Твери, находящихся в неразграниченной государственной и в муниципальной собственности (в последнем случае - с учетом индексации значений коэффициента).

В заключении Департамента экономического развития администрации города Твери от 11 декабря 2020 года об оценке регулирующего воздействия также обозначена необходимость исполнения постановления Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года № 250-пп и обеспечения своевременного поступления в бюджет города Твери денежных средств от аренды земельных участков.

Из писем Главы города Твери от 2 сентября 2021 года и от 15 сентября 2021 года председателю постоянного комитета по муниципальной собственности и земельным отношениям Тверской городской Думы следует, что при принятии решения Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 учтены: принцип запрета необоснованных предпочтений, необходимость исключения существенных различий между коэффициентами, применяемыми при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и находящиеся в муниципальной собственности, информация о размере арендной платы за земельные участки в Тверской, Тульской, Ярославской, Ивановской, Калужской, Липецкой областях.

Аналогичные доводы содержатся в документах, подготовленных с целью принятия изменяющего решения Тверской городской Думы от 23 декабря 2021 года № 281: пояснительной записке, финансово- экономическом обосновании и заключении об оценке регулирующего воздействия. Дополнительно необходимость принятия данного документа мотивирована тем, что ряд значений коэффициента К был утвержден в размере меньшем, чем значения коэффициента Ксэо, применяемого при расчете размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с учетом их индексации, и возможностью увеличения дохода бюджета города Твери от арендной платы в случае утверждения новых значений коэффициента К на 27,5 млн. руб.

Доводы стороны административного ответчика о проведенном разностороннем анализе размера арендной платы в других регионах Центрального федерального округа, размера арендной платы за земли, находящейся в муниципальной собственности, достижение баланса интересов муниципальных образований и арендаторов, длительное не повышение коэффициента арендной платы более 10 лет, повторенные в апелляционных жалобах, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери представлено экспертное заключение от 6 апреля 2022 года , подготовленное П.В..

Между тем, указанное экспертное заключение, содержащее расчет величины рыночной арендной платы земельного участка, находящегося в пользовании А.А., правового значения в рамках проверки

нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля, не имеет.

С учетом совокупности исследованных доказательств по делу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что приведенные значения коэффициента К, утвержденные решением Тверской городской Думы от 29 декабря 2020 года № 310 в первоначальной редакции, а также в действующей редакции изменяющего решения от 23 декабря 2021 года № 281, не отвечают принципу экономической обоснованности, являются произвольными, приводят к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельные участки, нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц и административного истца А.А.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, надлежащим образом оценил представленные доказательства.

Судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Тверского областного суда от 4 марта 2022 года, дополнительное решение Тверского областного суда от 13 июля 2022 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы А.А., Тверской городской Думы, администрации города Твери, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи