ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-3136/2022 от 27.09.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

50OS0000-01-2022-000195-34

Дело № 66а-3136/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 27 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Щербаковой Н.В. и Ефремовой О.Н.,

при секретаре Алексие Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-418/2022 по административному исковому заявлению ООО «Национальный центр авиастроения» о признании незаконными решений ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» об отказе в перерасчете кадастровой стоимости,

по апелляционной жалобе ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» на решение Московского областного суда от 6 июня 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н., возражения представителя административного истца Сафронова Д.В., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

ООО «Национальный центр авиастроения» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № 75/2022 от 25 января 2022 года и № 76/2022 от 25 января 2022 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости; возложении обязанности на ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , путем расчета исходя из вида разрешенного использования и отнесению к 13 Сегменту «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» к коду подгруппы 02:013 малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом» по состоянию на 1 января 2018 года.

Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что Общество является собственником указанных выше земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Жуковский, правый берег р. Москвы. Категория земельных участков: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома. При определении кадастровой стоимости участков по состоянию на 1 января 2018 года, как полагает административный истец, была допущена ошибка, однако, решениями ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» Обществу отказано в пересчете кадастровой стоимости в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости. Как считает административный истец, в рамках государственной кадастровой оценки земельные участки необоснованно отнесены административным ответчиком к «Среднеэтажной жилой застройке в целом» с кодом расчета 02:050 и подгруппе «2.1.2. Объекты под среднеэтажную и многоэтажную жилую застройку в ГНП с полными характеристиками».

Изложенное свидетельствует о том, что ГБУ МО «Центр кадастровой о оценки» допущена единичная методологическая ошибка, поскольку в соответствии с градостроительным регламентом, установленным правилам землепользования и застройки городского округа, земельные участки отнесены к зоне КУРТ-4-3 (Зона осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, площадь наложения: 367567.15 кв.м., процент наложения: 100%). Код вида разрешенного использования в данном случае в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приложением к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, должен быть установлен - 2.1.1.

Решением Московского областного суда от 6 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны незаконными решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № 75/2022 и № 76/2022 от 25 января 2022 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , . На учреждение возложена обязанность исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, путем расчета исходя из вида разрешенного использования с отнесением их к 13 Сегменту «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» к коду подгруппы 02:013 малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом» на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2018 года.

С данным решением административный ответчик не согласился.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на обстоятельства, ранее изложенные в суде первой инстанции, указал, что в соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основании установленных для него видов использования, которые позволяют использовать его наиболее эффективно. Как следует из ответа Администрации городского округа Жуковский Московской области о фактическом использовании спорных земельных участков и расположенных на нем объектов капитального строительства, код расчета использования определен 02.050 «Среднеэтажная застройка в целом». При этом административным истцом не было представлено доказательств того, что спорные участки используются под садоводство или малоэтажную застройку.

Представителем ООО «Национальный центр авиастроения» представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых полагает решение суда законным и обоснованным.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал письменные возражения. Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной судом не признавалась.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков учреждением была допущена единичная ошибка, подлежащая исправлению при обращении, так как ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» при расчете кадастровой стоимости следовало отнести спорные участки к Сегменту 13 «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» к коду подгруппы 02:013 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом».

При этом суд указал, что в соответствии с градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки городского округа Жуковский Московской области, утвержденными Решением совета депутатов городского округа Жуковский Московской области, а также Генеральным планом городского округа Жуковский Московской области, утвержденным Решением совета депутатов от 15 октября 2020 года № 66/СД, спорные земельные участки относятся к зоне КУРТ-4.3, которая не предусматривает среднеэтажную многоквартирную застройку, вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка». Данный вид разрешенного использования, предполагает только отнесение объектов к 13 Сегменту «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка», к коду подгруппы 02:013 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом». В связи с чем, отнесение на дату оценки земельных участков к коду расчета 02:050 суд нашел ошибочным, поскольку земельные участки могут быть использованы только под малоэтажную жилую застройку.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ).

Частью 14 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО «Национальный центр авиастроения» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: Московская область, городской округ Жуковский, правый берег р. Москвы. Категория земельных участков: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 30 ноября 2017 года № 13ВР-1766 ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда.

Кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами , была определена в порядке статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ по состоянию на 1 января 2018 года.

На основании данных Перечня об актуальных сведениях об объекте, включенных Управлением Росреестра по Московской области, а также в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (далее - Методические указания), в редакции, действовавшей на дату определения кадастровой стоимости, объектам недвижимости присвоен код расчета 02:050 «Среднеэтажная жилая застройка в целом», подгруппа 2.1.2 «Объекты под среднеэтажную и многоэтажную жилую застройку в ГНП с полными характеристиками».

Административный истец, полагая, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и допущена ошибка, обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об ее исправлении, путем расчета кадастровой стоимости исходя из вида разрешенного использования и отнесению к 13 Сегменту «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» к коду подгруппы 02:013 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом» по состоянию на 1 января 2018 года.

Решениями ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № 75/2022 и № 76/2022 от 25 января 2022 года административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости земельных участков, в связи с отсутствием технических и методологических ошибок при определении кадастровой стоимости.

Судебная коллегия находит решения ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» правильными, поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент утверждения кадастровой стоимости.

Согласно пунктам 1.2, 1.8 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием.

Земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10 Методических указаний).

В силу пункта 2.2 Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).

Для целей Методических указаний вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов. При недостаточности информации о виде использования объектов недвижимости возможно руководствоваться результатами определения видов использования объектов недвижимости, полученными по итогам предыдущей государственной кадастровой оценки, в случае если они не были изменены, кроме случаев, когда данные результаты были оспорены. В случае оспаривания результатов определения видов использования объектов недвижимости, полученных по итогам предыдущей государственной кадастровой оценки, могут быть использованы виды использования объектов недвижимости, установленные в процессе оспаривания, в случае если они не были изменены (пункт 3.1 Методических указаний).

Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и установлена категория - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – «многоквартирные жилые дома». Данные участки являются свободными (не застроены).

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 и действовавшим на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости, под кодом 2.1.1 значится вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», которая предусматривает размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома высотой до 4 этажей, включая мансардный. Под кодом 2.5 значится вид использования «среднеэтажная многоквартирная жилая застройка», который предполагает размещение жилых домов высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры.

Самостоятельный вид разрешенного использования «многоквартирные жилые дома» в Классификаторе не предусмотрен.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к земельным участкам с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» могут быть отнесены участки под застройку многоквартирными домами с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

В силу пунктов 5.1.1Ю 5.1.2 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», утвержденного постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 94 малоэтажной жилой застройкой принята застройка домами высотой до 3-х этажей включительно. Жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками). Допускается применение домов секционного типа и других с высотой до 4-х этажей) с градостроительным регулированием в соответствии со СНиП 2.07.01.

Правилами землепользования и застройки городского округа Жуковский, утвержденными решением Совета депутатов № 64/СД от 20 декабря 2017 года, территориальная зона, в пределах которой расположены спорные земельные участки, установлена КУРТ 4.3, в рамках данной зоны допустимо предельное количество этажей для жилой застройки – 4 этажа (не более 18 метров), виды разрешенного использования 2.1.1 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», 2.5 «Среднеэтажная жилая застройка».

При этом, данными Правилами землепользования и застройки закреплено, что в зоне многоквартирной жилой застройки малоэтажные жилые дома - это дома высотой до 3 этажей включительно, а среднеэтажные жилые дома - это дома высотой от 4 до 8 этажей включительно.

Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что код расчета 02:050 для земельных участков с кадастровыми номерами и определен учреждением в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям, которым в сегменте «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)» предусмотрен вид разрешенного использования 2.5.

При этом в рамках проверки доводов заявления ООО «Национальный центр авиастроения» об исправлении ошибки, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» была запрошена информация о фактическом использовании спорных земельных участков, о чем 17 января 2022 года представлен ответ Администрации городского округа Жуковский, из которого следует, что в соответствии с Методическими указаниями код расчета использования земельных участков – 02:050 «Среднеэтажная жилая застройка в целом».

Исходя из установленных по делу обстоятельств, и с учетом действующего на период спорных отношений правового регулирования, судебная коллегия приходит к выводу, что при определении оспариваемой кадастровой стоимости, земельные участки справедливо оценены административным ответчиком в составе сегмента 2 «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)», код расчета 02:050 «Среднеэтажная жилая застройка в целом», подгруппа 2.1.2 «Объекты под среднеэтажную и многоэтажную жилую застройку в ГНП с полными характеристиками».

В данной связи, с учетом того, что в отношении земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования возможно осуществление как малоэтажного многоквартирного строительства, так и среднеэтажной жилой застройки, Учреждением, с учетом требований пункта 1.8 Методических указаний, правомерно было принято решение об отказе в пересмотре кадастровой стоимости, в связи с отнесением земельного участка к виду использования, позволяющему использовать его более эффективно, для максимизации стоимости.

Доводы административного истца о наличии оснований для отнесения спорных земельных участков к иному сегменту в связи с тем, что основным видом разрешенного использования зоны КУРТ 4.3 Правил землепользования и застройки городского округа Жуковский Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа от 14 декабря 2021 года № 1927, является малоэтажная многоквартирная жилая застройка, являются безосновательными.

Утвержденные после установления кадастровой стоимости объектов недвижимости градостроительные решения не свидетельствуют о наличии технических ошибок при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.

При указанных обстоятельствах, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Московского областного суда от 6 июня 2022 года – отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований ООО «Национальный центр авиастроения» о признании незаконными решений ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № 75/2022 и № 76/2022 от 25 января 2022 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости; возложении обязанности на ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» исправить ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , путем расчета исходя из вида разрешенного использования и отнесению к 13 Сегменту «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» к коду подгруппы 02:013 малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом» по состоянию на 1 января 2018 года, - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)