66а-328/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 26 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Катанаевой А.С., Колпаковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-875/2019 (УИД № 23OS0000-01-2019-000784-58) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монтажно-технологическое управление «ЮгКомСтрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Монтажно-технологическое управление «ЮгКомСтрой» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №. В обоснование административный истец указал, что оспариваемая кадастровая стоимость принадлежащего ему здания значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налога на имущество организаций.
Решением Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 г., принятым по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные исковые требования удовлетворены. В отношении нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 123 147 608 руб. на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 16 мая 2019 г.
На решение суда была подана апелляционная жалоба административным ответчиком департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 г. решение Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба департамента имущественных отношений Краснодарского края – без удовлетворения.
От заинтересованного лица администрации муниципального образования город Краснодар 12 ноября 2019 г. поступила апелляционная жалоба на решение Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 г., а также ходатайство о восстановлении срока на обжалование. В обоснование жалобы заявитель ссылается на снижение поступления в бюджет налоговых платежей в случае удовлетворения административного иска.
Определением Краснодарского краевого суда от 30 декабря 2019 г. заинтересованному лицу восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы, административное дело направлено для апелляционного рассмотрения в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.
Согласно части 1 статьи 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если после рассмотрения административного дела по апелляционным жалобе, представлению поступят иные апелляционные жалобы, представления, по которым срок апелляционного обжалования был восстановлен, они подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Краснодар, судебная коллегия пришла к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Монтажно-технологическое управление «ЮгКомСтрой» является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, и, соответственно, уплачивает имущественный налог, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организации является региональным налогом, устанавливается главой 30 Кодекса и законами субъектов Российской Федерации.
Налоговые доходы от налога на имущество организаций зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В настоящем деле налог на недвижимое имущество, находящееся в собственности организации и расположенное в пределах городского округа Краснодарского края – города Краснодар, поступает в бюджет Краснодарского края, в связи с чем администрация края как публично-правовое образование является лицом, заинтересованным в результате рассмотрения административного спора, поскольку изменение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества влечет изменение размера исчисления налоговых платежей в бюджет субъекта Краснодарский край.
С учетом приведенных положений административным истцом в своем административном иске правомерно в качестве заинтересованного лица указана администрация Краснодарского края. В качестве административных ответчиков указаны департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП «Росреестра».
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 20 мая 2019 г. о принятии административного искового заявления к производству, подготовке административного дела к судебному разбирательству, назначении судебной экспертизы и приостановления производства по делу к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП «Росреестра», департамент имущественных отношений Краснодарского края, в качестве заинтересованного лица – администрация муниципального образования город Краснодар. Сведений об исключении заинтересованного лица администрации Краснодарского края из числа лиц, участвующих в деле, определение не содержит.
Между тем материалы административного дела не содержат сведений и доказательств направления судом в адрес заинтересованного лица - администрации Краснодарского края и получения им копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, извещений о назначении экспертизы по делу, о судебном заседании в котором административное дело было рассмотрено судом по существу.
В результате допущенного судом первой инстанции нарушения заинтересованное лицо было лишено возможности участвовать в судебном заседании и реализовывать свои права, предусмотренные статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), что повлекло ограничение гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации прав на доступ к правосудию.
Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. № 345, не предусмотрено в качестве функций департамента администрирование налоговых доходов краевого бюджета.
При этом материалы административного дела не содержат каких – либо сведений о передаче департаменту полномочий на представление интересов Краснодарского края в сфере налоговых поступлений.
При таких обстоятельствах, на основании положений пункта 2 части 1 статьи 310 КАС РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом решение постановлено с существенным нарушением норм процессуального права и в силу прямого указания в законе подлежит безусловной отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, принять по административному делу судебное постановление в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с положениями с частью 2 статьи 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 г. подлежит отмене с вынесением нового апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 309, 311, 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 29 июля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 г. отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи