69RS0040-02-2020-004218-07
Дело № 66а-3348/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 2 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С.,
судей Корпачевой Е.С., Кудряшова В.К.
при секретаре Двойченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-90/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17 января 2014 года № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую»
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тверского областного суда от 4 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С., объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Тверской области по доверенности ФИО3, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Правительства Тверской области от 17 января 2014 года № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка переведены:
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 57 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 1 распоряжения);
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 57 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 2 распоряжения);
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 57 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту (пункт 3 распоряжения).
Данное распоряжение опубликовано в газете «Тверская жизнь» от 21 января 2014 года № 8.
ФИО1 обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 17 января 2014 № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую».
В обоснование иска указал, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», выразившимся в отсутствии исключительных обстоятельств для перевода вышеуказанных земельных участков; абзаца 5 пункта «а» части 3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков», ввиду отсутствия подъездных путей к земельным участкам.
Вследствие состоявшегося изменения категории земель проезд к вышеуказанным земельным участкам осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, принадлежащие ему на праве собственности, чем нарушаются его права и законные интересы.
Решением Тверского областного суда от 4 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а также норм процессуального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; неправильное применение закона, подлежащего применению; при вынесении решения судом не дана оценка всем его доводам, либо дана ненадлежащая правовая оценка им.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Тверской области, Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также - Закон № 172-ФЗ).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области исполнительным органом власти, уполномоченным на рассмотрение вопросов о переводе земель из одной категории в другую, является Правительство Тверской области на основании части 1 статьи 1, пункта 15 статьи 13, части 1 статьи 38 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области».
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме и опубликован в надлежащем порядке находит правильным.
Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, к которым в том числе относятся земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (подпункт 3).
В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного данным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую.
Закон № 172-ФЗ определяет правовые особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона № 172-ФЗ, согласно части 4 которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
На территории Тверской области действует Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года № 262-рп (далее также – Регламент).
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № принадлежат на праве собственности ООО «<данные изъяты>».
Распоряжение Правительства Тверской области от 17 января 2014 года № 13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» принято по результатам рассмотрения ходатайства <данные изъяты>», которое соответствовало части 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ и было рассмотрено с соблюдением порядка его рассмотрения, установленного как Законом № 172-ФЗ (пункт 4 статьи 3), так и Регламентом (абзац 1 пункт 7, пункт 19, пункт 20).
В силу требований пункта 4 части 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земель должно быть приложено заключение государственной экологической экспертизы, когда ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в статьях 11, 12 которого содержатся исчерпывающие перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня.
Суд первой инстанции правильно указал на отсутствие в данной норме и в иных положениях названного закона требований о необходимости проведения государственной экологической экспертизы при принятии решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, в том числе в целях дальнейшего использования для размещения технопарка.
Статьей 4 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № согласно Генеральному плану развития муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 26 декабря 2011 года № 69, входили в категорию земель промышленности и иного специального назначения; по Правилам землепользования и застройки территорий муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 24 декабря 2012 года № 52, данная территория отнесена к производственной зоне.
Согласно пункту 4 статьи 34 упомянутых Правил производственные зоны (индекс П) предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования. Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениями статьи 7 Закона № 172-ФЗ ввиду отсутствия исключительной необходимости и целесообразности перевода сельскохозяйственных угодий в другую категорию подробно исследованы судом первой инстанции и признаны необоснованными с подробным изложением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств, подтверждающих нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, материалы дела не содержат, суду апелляционной инстанции не представлены.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что при вынесении решения судом не дана оценка всем доводам административного истца, либо дана ненадлежащая правовая оценка им также несостоятельна.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции выяснил все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им соответствующую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки судом, должным образом мотивированы в решении.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 4 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись Копия верна
Судьи подписи Судья