ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-3397/2023 от 16.01.2024 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 50OS0000-01-2023-000648-49

№ 66а-51/2024 (66а-3397/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 16 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Васильевой Т.И.,

судей Синьковской Л.Г.,

Кольцюка В.М.,

при секретаре Тумановой О.А.,

с участием прокурора Ветлицына Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-765/2023 по апелляционной жалобе ФИО13 на решение Московского областного суда от 7 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО14 о признании недействующим в части постановления Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30 «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению».

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И., объяснения представителя Правительства Московской области, Губернатора Московской области Горячевой Ю.И., представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Умяровой А.Ш., заключение прокурора Ветлицына Д.А., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30 «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению» (далее – Постановление Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30) утверждены форма Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг и методические рекомендации по заполнению Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг (далее – Методические рекомендации).

Постановление Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30 опубликовано на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 20 сентября 2016 года, в изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 187 от 6 октября 2016 года, «Информационный вестник Правительства Московской области» № 17 от 15 декабря 2016 года.

ФИО15 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим постановление Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30 в части, допускающей:

возможность формирования платёжного документа от лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платёжном документе услуг;

возможность указания в платёжном документе в качестве получателя денежных средств лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платёжном документе услуг;

возможность формирования одного (единого) платёжного документа от нескольких исполнителей указанных в платёжном документе услуг;

без разделения суммы денежного требования и иных сведений (наименование услуги, просроченная задолженность по услуге, неустойка за просрочку оплаты и т.п.) по каждому исполнителю услуги;

без указания наименования каждого исполнителя коммунальной услуги и наименования оказываемой им услуги.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является сособственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> До февраля 2021 года расчеты с собственниками жилых помещений по взиманию платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляла управляющая организация ООО «СтройДомСервис», с марта 2021 года в адрес административного истца стали поступать единые платежные документы от платежного агента ООО «МосОблЕИРЦ», указанного в качестве получателя платежа. Административный истец, полагая, что надлежащим получателем платежей является управляющая компания, продолжил вносить оплату на расчетный счет ООО «СтройДомСервис», в связи с чем у него образовалась задолженность за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Истец обратился в Шатурский городской суд Московской области с исковым заявлением к ООО «СтройДомСервис» о признании задолженности отсутствующей, признании незаконными действий ответчика по включению сведений в платежный документ, взыскании компенсации морального вреда, однако решением от 25 ноября 2022 года в удовлетворении его иска было отказано.

Полагает, что указанные нарушения его прав стали возможны в результате утверждения постановлением Правительства Московской области формы единого платежного документа (ЕПД) для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг и иных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению в части, допускающей возможность формирования платежного документа от лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платежном документе услуг, указания в платежном документе в качестве получателя денежных средств лица, не являющегося исполнителем всех или части указанных в платежном документе услуг, а также формирования одного платежного документа от нескольких исполнителей указанных в платежном документе услуг, без разделения суммы денежного требования и иных сведений (наименование услуги, просроченная задолженность по услуге, неустойка за просрочку оплаты и пр.) по каждому исполнителю услуги, без указания наименования каждого исполнителя коммунальной услуги и наименования оказываемой услуги.

Решением Московского областного суда от 7 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО16 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО17 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска. Полагает, что указание в качестве получателя платежа ООО «МосОблЕИРЦ» не соответствует действующему законодательству, поскольку указанная организация не находится в договорных отношениях с плательщиками, сведения о том, что она является платежным агентом, до жителей не доведены, какими-либо нормативными правовыми актами обеспечение по расчетам через данную организацию не предусмотрено, указание в платежном документе реквизитов ООО «МосОблЕИРЦ», не являющегося исполнителем коммунальных услуг, противоречит статье 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», подпункту «е» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг. Действующее законодательство не содержит термин «единый платежный документ», в случае его составления в нем должна содержаться совокупность информации из всех платежных документов от каждого исполнителя услуг. Выводы суда о том, что формирование ЕПД соответствует нормам федерального законодательства, документ содержит всю необходимую информацию, должным образом не мотивированы. В решении суда отсутствует оценка представленного административным истцом сопоставления форм платежных документов и копий счетов, указание в платежном документе дополнительной информации приводит к его неопределенности.

Определением судьи Московского областного суда от 24 октября 2023 года ФИО18 восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.

От Правительства Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, прокуратуры Московской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ФИО19 согласно которым решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению и применение закона, не подлежащего применению).

Судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Судом установлено, что ФИО20 является сособственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, который находится в управлении ООО «СтройДомСервис».

На основании договора от 1 января 2020 года, заключенного управляющей компанией, организацию расчетов платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляет ООО «МосОблЕИРЦ», которое от своего имени и за cчет управляющей организации обязуется совершать, в числе прочего, действия и деятельность в части организации ежемесячных начислений за жилищно-коммунальные услуги и включения в единый платежный документ (ЕПД), очного и дистанционного обслуживания плательщиков, расчетно-кассового обслуживания плательщиков.

По мнению административного истца, направление ему ООО «МосОблЕИРЦ», не являющегося исполнителем жилищно-коммунальных услуг, единых платежных документов, сформированных на основании формы, установленной постановлением Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30, нарушает его права.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО21 суд первой инстанции исходил из того, что данное постановление в оспариваемой части принято в установленном порядке в пределах полномочий Правительства Московской области и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

Рассматривая дело, суд установил, что в силу действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, управляющая организация вправе осуществлять расчёты с собственниками помещений в многоквартирном доме, взимать плату за жилищно-коммунальные услуги при участии платёжного агента. Предусмотренная оспариваемым постановлением возможность формирования платежного документа, лицом не являющимся исполнителем, а также право получать денежные средства для последующего распределения между исполнителями лицом, не являющимся исполнителем услуг, нормам федерального законодательства не противоречит, а рекомендуемая форма единого платежного документа содержит всю необходимую информацию для осуществления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе информацию об управляющей организации, получателе платежа, исполнителях услуг, сведений о платежном периоде, виде коммунальных услуг, размере задолженности.

При этом суд пришел к выводу о том, что формирование ЕПД не препятствует жителям осуществлять расчет за представленные жилищно-коммунальные услуги непосредственно управляющей организации и исполнителям услуг и направлено на реализацию прав потребителя на предусмотренный законом выбор способа оплаты предоставляемых услуг.

Судебная коллегия полагает приведенные выводы суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на верном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (части 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Из содержания указанных положений следует, что порядок внесения платы определяется соответствующим договором с управляющей организацией, который должен соответствовать установленным действующим законодательством требованиям.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются:

1) платежные документы (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленные не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которыми в пункте 69 закреплены сведения, подлежащие указанию в платежном документе:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

На платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы, допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 69(1)).

Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги (пункт 70).

Согласно подпункту «е» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, имеют право привлекать на основании соответствующего договора организацию или индивидуального предпринимателя для снятия показаний приборов учёта и распределителей, для доставки платёжных документов потребителям, для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платёжных документов потребителям.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63).

Пунктом 71 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр утверждена примерная форма такого документа, в которую включены сведения о плательщике и исполнителе услуг, сведения о показаниях индивидуальных приборов учета, расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт, справочная информация, расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа, сведения о перерасчетах.

Таким образом, установленная на федеральном уровне форма платежного документа не носит характер императивного предписания, а предъявляемые к нему требования не содержат запрета на его составление платежными агентами, не оказывающими жилищно-коммунальные услуги и действующими на основании соответствующих договоров с управляющей компанией и исполнителями услуг, на включение в один (единый) платежный документ начислений за услуги нескольких исполнителей услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «По обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путём обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях (подпункт «в» пункта 2).

Во исполнение поименованного Указа, в целях автоматизации приема платежей за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг на территории Московской области Правительство Московской области утвердило форму Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг, а также Методические рекомендации по заполнению Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных и иных услуг (далее - Методических рекомендации по заполнению Единого платежного документа).

Судом установлено, что принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Правительство Московской области действовало в пределах своей компетенции, закрепленной в части 1 статьи 1, статьях 12, 33 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», по осуществлению жилищной реформы, а также иных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установленных федеральными законами, законами Московской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. При этом порядок подготовки, принятия и опубликования постановления, определенный Регламентом Правительства Московской области (утвержден Постановлением Губернатора Московской области от 2 июля 2003 года № 150-ПГ) был соблюден.

Процедура и порядок принятия вышеуказанного нормативного правового акта административным истцом не оспаривается.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой административным истцом части, суд первой инстанции пришел к верному выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания раздела I Методических рекомендации по заполнению Единого платежного документа усматривается, что данный документ разработан в целях автоматизации приема платежей граждан и применяется в целях информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, а также за содержание жилого помещения.

Единый платежный документ рекомендовано использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений рекомендовано вносить в оформляемый им Единый платежный документ изменения путем внесения дополнительной информации при сохранении набора обязательных показателей.

Утвержденная форма может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем.

Платежный документ рекомендовано предоставлять потребителям услуг на бумажном носителе, за исключением случаев, когда договором управления многоквартирным домом, письменным соглашением между потребителями услуг и организацией, производящей расчеты, прочими документами согласована иная форма предоставления потребителю Единого платежного документа.

Таким образом, форма Единого платежного документа, которая носит рекомендательный характер (пункт 2 Постановления № 679/30) и представляет собой уведомительный, справочный документ, может быть использована как платежный документ в соответствии с условиями договора, заключенного между потребителем и исполнителем услуг.

Содержание ЕПД соответствует требованиям, предъявляемым к платежному документу пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг, а также приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр, в нем подлежит отражению информация об управляющей организации, информация о получателе платежа, информация по исполнителям услуг с указанием их необходимых для осуществления платежа сведений, платежный период, вид коммунальных услуг, сведения о начисленных суммах по каждому наименованию услуги, размере задолженности, рассрочке, перерасчетах.

Следует отметить, что оспариваемая форма ЕПД, вопреки утверждению апеллянта, не содержит сведения о том, что получателем платежа является ООО «МосОблЕИРЦ» или иные неуполномоченные лица, а также какие-либо банковские реквизиты.

Напротив, в разделе III Методических рекомендаций по заполнению Единого платежного документа приведено разъяснение порядка заполнения сведений о получателе платежа, в частности, в данном разделе подлежит указанию:

наименование получателя платежа (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (почтовый адрес получателя платежа), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (местонахождение), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

При этом под получателем платежа подразумевается юридическое лицо, в пользу которого производится платеж, под исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (раздел I Методических рекомендаций).

Изложенное указывает на то, что установленная форма Единого платежного документа не ограничивает право граждан на предусмотренный законом выбор способа оплаты предоставляемых услуг и не препятствует осуществлять оплату представленных жилищно-коммунальных услуг непосредственно управляющей организации, исполнителям услуг.

Как правильно указано судом, действующее законодательство (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 32, 63 Правил предоставления коммунальных услуг) позволяет управляющей компании, исполнителю услуг привлекать на основании соответствующего договора платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, внесение платы которым, наряду с иными способами оплаты, признается надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Таким образом, судебная коллегия полагает, что оспариваемые положения сами по себе, а также во взаимосвязи с иными положениями законодательства в данной сфере, не нарушают прав административного истца. Его доводы фактически сводятся к несогласию с деятельностью ООО «МосОблЕИРЦ» как платежного агента, порядком начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, содержанием направляемых ему указанной организацией платежных документов, порядком их заполнения, а также способом осуществления оплаты жилищно-коммунальных услуг, что выходит за рамки настоящего дела и не может быть проверено в порядке абстрактного нормоконтроля.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания постановления Правительства Московской области от 20 сентября 2016 года № 679/30 противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют доводы, изложенные административным истцом в суде первой инстанции, сводятся к его несогласию с выводами суда, которые судебная коллегия находит правильными, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решениерешение Московского областного суда от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО22 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи