№ 66а-340/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 27 апреля 2020 года
Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногий А.В, рассмотрев административный материал № 9а-27/2020 по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Ленинградского областного суда от 21 февраля 2020 года о возвращении административного искового заявления,
установил:
ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д.Куйвози, <адрес>
Определением судьи Ленинградского областного суда от 31 января 2020 года административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что оно не соответствует требованиям процессуального закона.
Административному истцу предоставлен срок для устранения недостатков до 18 февраля 2020 года.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 21 февраля 2020 года административное исковое заявление возвращено по пункту 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не устранены в полном объёме в установленный судом процессуальный срок.
В частной жалобе административный истец просит отменить определение судьи о возвращении административного иска, считая его незаконным и необоснованным.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощённого (письменного) производства без проведения устного разбирательства и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Исследовав административный материал, изучив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему.
Положениями пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Согласно частям 1, 2 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьёй 129 настоящего Кодекса.
Статьёй 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.
Частью 1 этой статьи регламентировано, что форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего кодекса.
В силу части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора (пункт 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 2 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Из представленного административного материала усматривается, что основанием для оставления административного искового заявления без движения явилось отсутствие в приложенных к административному иску документах сведений о наименовании, номере, дате принятия оспариваемого нормативного правового акта, источнике и дате его опубликования.
Со ссылкой на положения части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судьёй обращено внимание административного истца на отсутствие среди документов, приложенных к административному иску, административного искового заявления и приложенных к нему документов для прокурора, чьё участие в делах об оспаривании нормативных правовых актов является обязательным.
Копия определения судьи от 31 января 2020 года направлена в адрес административного истца посредством электронной почты 4 февраля 2020 года (л.д.5-7).
13 февраля 2020 года представителем административного истца подано заявление о приобщении документов (№ ЭП), из которого следует, что во исполнение определения судьи об оставлении без движения административного иска административным истцом представлена копия оспариваемого нормативного правового акта: Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утверждённые приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года №46.
К этому же заявлению приложена копия доверенности на представителя (л.д.18).
Согласно квитанции об отправке от 13 февраля 2020 года, приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года №46 (Правила землепользования и застройки Куйвозовского сельского поселения) представлен на 252 листах (л.д.16-17).
Административным истцом 14 февраля 2020 года в суд представлено заявление о приобщении документов (вх.№).
К данному заявлению приложена карта градостроительного зонирования (приложение к Внесению изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утверждённые приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года №46) (л.д.22).
Из квитанции об отправке документов от 14 февраля 2020 года усматривается, что карта градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки муниципального образования Куйвозовское сельское поселение) представлена на 1 листе (л.д.20-21).
В Ленинградской областной суд 17 февраля 2020 года от ФИО1 поступило заявление, в котором им указаны сведения об источнике, дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта, о направлении копии оспариваемого нормативного правового акта в суд ранее через систему ГАС «Правосудие»: представлена копия административного искового заявления и приложенных к нему документов для прокурора (л.д.24-25).
При этом для прокурора представлены копия административного искового заявления от 27 января 2020 года и документы, указанные в списке приложения к заявлению от 17 февраля 2020 (л.д.25).
Среди приложенных к списку документов согласно заявлению от 17 февраля 2020 года оспариваемый нормативный правовой акт, карта градостроительного зонирования не поименованы.
Возвращая административное исковое заявление, судья исходил из того, что административным истцом в установленный срок не устранены в полном объёме недостатки, указанные в определении судьи об оставлении административного искового заявления без движения, в частности не представлены для прокурора копия оспариваемого нормативного правового акта с копией карты градостроительного зонирования.
Судья апелляционной инстанции полагает выводы судьи ошибочными.
Как отмечено, документы во исполнение определения судьи об оставлении административного искового заявления без движения поступили в Ленинградский областной суд через информационную систему - Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Правосудие».
Все поступившие документы заверены простой электронной подписью.
Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, урегулирован приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №251 (далее Порядок).
Согласно абзацу второму пункта 1.2 Порядка, административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 2.1.1 Порядка предусмотрено, что документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в виде электронного образа документа (пункт 2.1.4 Порядка).
В силу пункта 3.3.1 Порядка, обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Согласно пункту 4.6 Порядка, в целях приобщения к судебному делу (производству) распечатываются:
копия обращения в суд, поступившего в виде электронного образа документа или электронного документа;
сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный документ;
сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного образа документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный образ документа;
сведения о простой электронной подписи, которой заверен электронный образ документа.
При необходимости распечатываются и приобщаются на бумажном носителе к материалам судебного дела (производства) копии документов, поступивших в электронном виде.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в тех случаях, когда физическое лицо обращается в суд от своего имени, его обращение может быть подписано личной усиленной квалифицированной электронной подписью данного физического лица либо усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной данному физическому лицу как лицу, исполняющему должностные обязанности (часть 1.1 статьи 3, часть 1.1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 4, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 14 Закона об электронной подписи).
Документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платёжных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платёжных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов (пункт 9 постановления).
В соответствии с пунктом 11 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №57, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд обязан направить административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом.
Для обеспечения возможности исполнения данной обязанности в определении о принятии к производству административного искового заявления следует указывать на необходимость сообщения суду административным ответчиком и заинтересованным лицом, обладающими государственными или иными публичными полномочиями, адреса электронной почты, на который им могут быть направлены названные выше копии заявления и документов, поданных в суд в электронном виде, имея в виду, что в отличие от административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, который обязан направить другим участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, на административного истца, не обладающего указанными полномочиями, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не возлагает такой обязанности (часть 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При несообщении лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, адреса электронной почты в установленный судом срок копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены на адрес электронной почты, указанный этим лицом ранее при подаче документов в суд в электронном виде (в том числе документов по иному делу), либо на адрес электронной почты, содержащийся на официальном сайте такого лица.
Таким образом, приведённое процессуальное регулирование не устанавливает обязанность административного истца в случае подачи им требуемых документов в суд в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью, представлять (и направлять через интернет-портал ГАС «Правосудие» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») их копии дополнительно для участвующего в деле прокурора.
Направление в суд копии оспариваемого нормативного правового акта (и карты градостроительного зонирования) в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью, не препятствовало возбуждению административного дела по данному иску, и не свидетельствовало о несоблюдении административным истцом процессуальных требований, предъявляемых к административному исковому заявлению.
Однократное направление в адрес суда документов в виде электронных образов, заверенных простой электронной подписью, подтверждает нахождение этих документов в информационном распоряжении суда субъекта федерации, который обязан направить такие документы или содержащие их файлы на электронные адреса участвующих в деле лиц, а также прокурора.
Таким образом, вывод судьи о не исправлении административным истцом недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения и в последующем для его возвращения, является ошибочным.
При таком положении, обжалуемое определение судьи подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Ленинградского областного суда от 21 февраля 2020 года о возвращении административного искового заявления отменить.
Административный материал №9а-27/2020 возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления ФИО1 к производству суда.
Судья А.В.Белоногий