ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-342/2021
Санкт-Петербург 31 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В., Морозковой Е.Е.
с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-244/2020 по апелляционным жалобам Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 декабря 2020 года, принятое по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» о признании недействующим Постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», на территории Республики Карелия» в части Приложения №1, которым установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Петрозаводского городского округа.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей: административного ответчика Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам – Орса Е.В.; административного истца публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» - Мерзляковой И.Ю., Соснина А.А.; заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приложением № 1 к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Петрозаводского городского округа, установлены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в размере:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, вид тарифа - одноставочный, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – вода 825,42 руб./Гкал; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – вода 874,95 руб./Гкал;
- население (тарифы указываются с учетом НДС), вид тарифа - одноставочный, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – вода 990,50 руб./Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – вода 1 049,94 руб./Гкал.
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее – ПАО «ТГК №1») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило:
- признать недействующим Приложение № 1 к постановлению Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Карелия от 19 декабря 2019 года № 221;
- обязать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Карелия принять нормативный акт, замещающий Постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Карелия от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Республики Карелия» в части установления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК №1» на территории Петрозаводского городского округа, с учетом необходимой валовой выручки, сформированной в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также - Основы ценообразования) и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», поскольку утвержденный тариф на тепловую энергию является заниженным.
По утверждению административного истца, при расчете и установлении тарифа в оспариваемом размере тарифным органом неправомерно уменьшены расходы, заявленные административным истцом в качестве экономически обоснованных, связанных с производством и реализацией продукции (услуг).
В том числе, административный истец указал, что расчет затрат регулируемой организации на топливо произведен Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-Комитет, тарифный орган) исходя из величины удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии - 160 кг.у.т./Гкал, в то время как приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2019-2023 годы установлен для Петрозаводской ТЭЦ-филиал «Карельский» ПАО «ТГК №1» город Петрозаводск Республики Карелия – <данные изъяты> кг.у.т./Гкал, что административным ответчиком не принято во внимание. Неприменения норматива удельного расхода топлива, установленного Министерством энергетики Российской Федерации, свидетельствует о нарушении тарифным органом пункта 36 Основ ценообразования и пункта 5 Правил регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.
В нарушение пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в необходимую валовую выручку ПАО «ТГК №1» не включен размер недополученного административным истцом дохода за 2017-2018 годы.
Также административный истец считает, что в нарушение пункта 48 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при установлении тарифа по филиалу «Карельский» Комитет не учел расчетную предпринимательскую прибыль в размере 5%.
С учетом изложенного, размер необходимой валовой выручки, принятый Комитетом к расчету тарифа, не соответствует заявленному административным истцом в тарифной заявке, является экономически необоснованным, что нарушает право административного истца на получение дохода от регулируемой деятельности.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 21 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Республики Карелия» в части Приложения № 1, признано судом не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
Суд обязал Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа государственной власти.
Также суд взыскал с Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Карелия в пользу ПАО «ТГК №1» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Свое требование административный ответчик мотивировал тем, что оспариваемый размер тарифа установлен в пределах максимального и минимального размеров, определенных ФАС России для Республики Карелия на 2020 год, в связи с этим у тарифного органа отсутствовала обязанность обращаться в ФАС России за согласованием тарифа на уровне выше максимального. Полагает снижение суммы необходимой валовой выручки, заявленной административным истцом, в связи с исключением экономически необоснованных расходов соответствующим нормам Основ ценообразования.
В апелляционной жалобе ПАО «ТГК №1» просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части решения, как не соответствующие обстоятельствам делам и действующему законодательству, следующие выводы суда: о правомерности включения тарифным органом в расходы административного истца по статье «прочие покупаемые энергетические ресурсы» в объеме <данные изъяты> тыс. кВт.ч, что меньше объема, заявленного административным истцом на <данные изъяты> млн. кВт.ч, и стоимости электроэнергии <данные изъяты> руб./кВт.ч.; о правомерности решения тарифного органа в части не включения в необходимую валовую выручку ПАО «ТГК №1» на 2020 год расчетной предпринимательской прибыли в связи с тем, что сумма прибыли административным истцом не заявлена, и в смете расходов, представленных административным истцом в тарифный орган одновременно с тарифной заявкой от 29 апреля 2019 года, сумма прибыли не указана; о правомерности не включения в тариф недополученного административным истцом дохода за 2017-2018 годы в связи с тем, что данные расходы не заявлены ПАО «ТГК №1».
В суде апелляционной инстанции представители сторон настаивали на удовлетворении своих апелляционных жалоб.
Заслушав объяснения явившихся представителей сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указавшего на законность и обоснованность решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее-Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Республике Карелия, в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 года № 232-П, является вышеназванный Комитет.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) не относится установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не определено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (часть 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования цен, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также предложений и документов, указанных в пунктах 13 - 20 данных Правил, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливает в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность).
Из этого следует, что федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на каждый субъект Российской Федерации должны быть установлены предельные тарифы с учетом индивидуальных особенностей данного субъекта. В дальнейшем органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции и в рамках установленных предельных тарифов самостоятельно устанавливают цены уже более детализировано.
Приказом ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года с 01 января 2020 года установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в среднем по субъекту Российской Федерации на 2020 год.
Для Республики Карелия Приказом ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на I полугодие 2020 года установлены без НДС в размере 677,57 руб./Гкал и 775,29 руб./Гкал, соответственно; на II полугодие - 677,57 руб./Гкал и 810,12 руб./Гкал, соответственно.
Для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, за исключением расчета в ценовых зонах теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования) используются Методические указания, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
В соответствии с подпунктом 5.1. пункта 5 Методических указаний тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, рассчитываются в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Как следует из материалов административного дела, филиал «Карельский» ПАО «ТГК №1» осуществляет производство и реализацию электрической (тепловой) энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Следовательно, на административного истца распространяется действие подпункта 5.1. пункта 5 Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания), а также приказа ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней указанных тарифов.
Согласно пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование своих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Оспариваемым Приложением № 1 к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Республики Карелия, на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены в следующем размере:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, вид тарифа - одноставочный, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – вода 825,42 руб./Гкал; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – вода 874,95 руб./Гкал;
- население (тарифы указываются с учетом НДС), вид тарифа - одноставочный, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – вода 990,50 руб./Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – вода 1 049,94 руб./Гкал.
Как следует из протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года № 203 (л.д.48-51 т.1) тарифы на тепловую энергию и теплоноситель ПАО «ТГК № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК № 1» на территории Республики Карелия на период 2020 года установлены в размерах, соответствующих предельным минимальному и максимальному уровням тарифов в Республике Карелия на 2020 год, установленным Приказом ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года.
Аналогичный вывод следует из содержания Приложения № 6 (калькуляция расходов по Петрозаводской ТЭЦ) и Приложения № 8 (динамика тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки ПАО «ТГК № 1») к Заключению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК № 1» на территории Республики Карелия (л.д.52-54, 62, 64 т.1).
Кроме того, соответствие размеров тарифов, установленных Комитетом для административного истца, приказу ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года подтвердили представители ПАО «ТГК № 1» в судебном заседании суда апелляционной инстанции и по этому мотиву нормативный правовой акт тарифного органа не оспаривается.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии в данном случае у тарифного органа обязанности обращаться в ФАС России с заявлением о согласовании решения органа регулирования об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (т.е. исполнять требования пунктов 40-41 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075) является правильным.
В связи с этим из мотивировочной части решения Верховного Суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года подлежит исключению ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что установленные Комитетом тарифы на тепловую энергию и теплоноситель ПАО «ТГК № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК № 1» на территории Республики Карелия на период 2020 года установлены в размере, превышающем предельные минимальные и максимальные уровни тарифов в Республике Карелия на 2020 год, установленные Приказом ФАС России № 1334/19 от 11 октября 2019 года. Следовательно, вывод суд о нарушении Комитетом правовых норм раздела V Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, которым установлен порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, также подлежит исключению из мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Вместе с тем, исключение из мотивировочной части судебного акта ошибочных выводов суда первой инстанции, не является основанием для отмены или изменения решения, поскольку это не влияет на правильное разрешение судом возникшего спора по существу требований иска.
По общему правилу тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.
Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Согласно пункта 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, перечислены в пункте 33 Основ ценообразования и состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
В соответствии с пунктами 34, 35 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.
Согласно пункта 2 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрический и тепловой энергии в режиме комбинированный выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года, планируемый норматив удельного расхода условного топлива - это норматив удельного расхода условного топлива регулируемой организации, утверждаемый уполномоченными органами на очередной расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323, под нормативом удельного расхода топлива (далее - НУР) понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г у.т./кВт·ч), килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал) с дифференциацией по месяцам.
Нормативы удельного расхода топлива определяются для каждой тепловой электростанции (далее - ТЭС) и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы).
Пунктом 36 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с пунктом 4.5.2. Положения о Министерстве энергетике Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28 мая 2008 года, нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более утверждает Министерство энергетике Российской Федерации.
Судом установлено, что Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года на 2019-2023 годы для Петрозаводской ТЭЦ-филиал «Карельский» ПАО «ТГК №1» город Петрозаводск, Республика Карелия утвержден норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более в размере 165,4 кг.у.т./Гкал (Л.д.78-79 т.1).
Из протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 203 от 19 декабря 2019 года, который на основании пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) следует, что для расчета тарифов на тепловую энергию на 2020 год, отпускаемую филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК №1» на территории Республики Карелии, административный ответчик использовал удельный расход условного топлива в размере 160,0 кг.у.т./Гкал, т.е. норматив отличный от норматива удельного расхода топлива, утвержденный на 2019-2023 годы для Петрозаводской ТЭЦ-филиал «Карельский» ПАО «ТГК №1» город Петрозаводск, Республика Карелия Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года (Л.д.46-49 т.1).
Как в ходе судебного разбирательства, так и в апелляционной жалобе административный истец подтвердил, что норматив удельного расхода условного топлива, установленный Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года не использовался при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), производимую административным истцом в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2020 год.
Между тем, абзацем 2 пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, установлен запрет органу регулирования применять или учитывать для целей тарифного регулирования значения нормативов удельного расхода условного топлива, отличающиеся от утвержденных нормативов.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о том, что расходы истца на топливо Комитетом установлены с нарушением требований пунктов 32, 33, 34, 35, 36 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, что повлекло неправомерное уменьшение необходимой валовой выручки административного истца, и является достаточным основанием для признания нормативного акта в оспариваемой части не действующим.
Довод апелляционной жалобы Комитета о том, что расчет тарифа с использованием норматива удельного расхода условного топлива, установленного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года для Петрозаводской ТЭЦ-филиал «Карельский» ПАО «ТГК №1» город Петрозаводск, Республика Карелия на 2019-2023 годы, повлечет расчет тарифа в размере, превышающем максимальный тариф, установленный приказом ФАС России от 11 октября 2019 года № 1334/19 по Республике Карелия на 2020 год, что не допускается законодательством Российской Федерации, является неверным.
Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов определен разделом V Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.
Реализуя свои полномочия по установлению тарифа на тепловую энергию (мощность), производимую административным истцом в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2020 год, с использованием надлежащего норматива удельного расхода условного топлива, установленного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 474 от 20 июня 2018 года, и в случае расчета тарифа выше установленного приказом ФАС России от 11 октября 2019 года № 1334/19, Комитет имел возможность в порядке, определенном разделом V Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, обратиться в ФАС России для согласования решения об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, однако свою обязанность не исполнил, что повлекло нарушение порядка установления тарифов в сфере теплоснабжения и прав административного истца.
Таким образом, решение суда об удовлетворении административного иска в части признания не действующим Приложения № 1 к Постановлению Комитета от 19 декабря 2019 года № 221 «О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», отпускаемые филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Республики Карелия», является законным и обоснованным.
Уменьшение размера расходов административного истца по статьям расходов «ремонт основных средств» и «оплата труда и отчисления на социальные нужды» обоснованно признаны судом правомерными, поскольку такое уменьшение произведено тарифным органом в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Методических указаний, на основании анализа документов, представленных регулируемой организацией, что также отражено в заключении Комитета (л.д.52-77 т.1).
Так, пунктом 41 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснование мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Судом установлено, что административным истцом в тарифный орган не представлены документы, обосновывающие саму необходимость проведения ремонта основных средств на производственных объектах - дефектные ведомости не представлены, а представленные копии договоров на выполнение ремонтных работ и дополнительные соглашения не содержат приложений, являющихся неотъемлемой частью договора. В связи с этим суд указал на законность вывода административного ответчика о недоказанности экономической обоснованности заявленных расходов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Данное положение конкретизировано в пункте 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судебная коллегия соглашается с правильностью выполненного Комитетом расчета расходов административного истца по данной статье затрат на 2020 год, произведенного путем индексации расходов на оплату труда за 2019 год на индекс потребительских цен в размере 103% согласно прогнозу, в связи с тем, что административным истцом не представлены положение о премировании, тарифная сетка, а в представленной выписке из штатного расписания отсутствуют сведения о величине тарифных ставок по категориям работников, что не позволило Комитету проверить правильность расходов, заявленных административным истцом на оплату труда.
С учетом изложенного является верным решение тарифного органа об уменьшении суммы затрат регулируемой организации на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, являющиеся производными от размера фонда оплаты труда.
Довод апелляционной жалобы административного истца о необоснованном отказе включить в необходимую валовую выручку регулируемой организации расчетную предпринимательскую прибыль, является несостоятельным и подлежит отклонению.
Так, согласно пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расчетной предпринимательской прибылью регулируемой организации является величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
Пунктом 48 (1) Основ ценообразования установлено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 % объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Согласно общего порядка открытия дела об установлении цен (тарифов), предусмотренного пунктами 13, 15, 16 Правил регулирования цен, представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией.
С учетом приведенных правовых норм довод апелляционной жалобы административного истца о том, что размер расчетной предпринимательской прибыли должен определяется тарифным органом самостоятельно после установления регулирующим органом размера необходимой валовой выручки независимо от представления соответствующего расчета регулируемой организацией, признается судебной коллегией ошибочным.
Исходя из понятия расчетной предпринимательской прибыли как величины, учитываемой при определении необходимой валовой выручки, и содержащегося в пункте 16 Правил требования о подтверждении размера необходимой валовой выручки расчетами, судебная коллегия соглашается с правильностью утверждения Комитета о том, что размер предпринимательской прибыли определяется административным истцом и подтверждается соответствующим расчетом организации, направленным в регулирующий орган.
В данном случае расчет предпринимательской прибыли в Комитет не представлен.
Утверждение административного истца о том, что требование о расчете предпринимательской прибыли содержится в заявлении ПАО «ТГК № 1» на открытие дела об установлении тарифов на розничном рынке для филиала «Карельский» от 29 апреля 2019 года, поступившем в Комитет 30 апреля 2019 года, а расчет предпринимательской прибыли представлен на странице 54 папки 1 к тарифной заявке, не опровергает правильность решения Комитета и не влечет отмену решения суда.
Из содержания заявления ПАО «ТГК № 1» на открытие дела об установлении тарифов от 29 апреля 2019 года (л.д. 37-42 т.1) следует, что регулируемая организация заявила об установлении трех тарифов на розничном рынке для филиала «Карельский», а именно:
- на 2020 год тарифы на продажу тепловой энергии потребителям города Петрозаводска, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК № 1»;
- на 2020 год тарифы на продажу тепловой энергии конечным потребителям города Петрозаводска в качестве ЕТО, Пряжинского и Прионежского муниципальных районов и поставку тепловой энергии теплосетевым организациям с целью компенсации потерь;
- на 2020 год тарифы на теплоноситель и горячую воду потребителям в городе Петрозаводск и в Пряжинском и Прионежском районах.
На странице 54 в папке № 1 к тарифной заявке представлен расчет предпринимательской прибыли на 2020-2024 годы, выполненный административным истцом.
Вместе с тем, заявление об установлении тарифов и представленный расчет не содержат информацию, позволяющую определить, по какому из заявленных тарифов выполнен расчет предпринимательской прибыли.
В отзыве на апелляционную жалобу административного истца Комитет указал, что 19 декабря 2019 года в отношении административного истца принято несколько нормативных правовых актов, а именно: оспариваемое Постановление № 221 и не оспариваемое Постановление № 222. Представленный истцом на странице 54 в папке № 1 расчет предпринимательской прибыли учтен Комитетом при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифа, установленного Постановлением Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 декабря 2019 года №222 «О тарифах на тепловую энергию публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1», отпускаемую филиалом «Карельский» (территория оказания услуг - Петрозаводский городской округ, Пряжинский, Прионежский муниципальные районы)», который истцом в настоящем деле не оспаривается.
С учетом изложенных обстоятельств дела и приведенных правовых норм, Комитет и суд первой инстанции сделали правильный вывод о том, что по оспариваемому Постановлению Комитета № 221 от 19 декабря 2019 года в части установленного на 2020 год тарифа на тепловую энергию (мощность) ПАО «ТГК №1», отпускаемую филиалом «Карельский» потребителям, технологически подключенным к тепловым сетям ПАО «ТГК №1» на территории Петрозаводского городского округа предпринимательская прибыль административным истцом не рассчитывалась и в составе расходов (затрат), планируемых административным истцом на расчетный период регулирования не заявлялась, поэтому обоснованно не учтена тарифным органом при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Утверждение административного истца о неверном расчете расходов на прочие покупаемые ресурсы, а именно на приобретенную электрическую энергию, не соответствует обстоятельствам дела.
Судом установлено, что стоимость электроэнергии на 2020 год административным истцом заявлена в размере <данные изъяты> руб./кВтч.
Стоимость электроэнергии, учтенная в тарифе в размере <данные изъяты> руб./кВтч, рассчитана Комитетом с учетом представленных административным истцом данных о фактический стоимости за 10 месяцев 2019 года и прогнозного роста цены на электроэнергию на 2020 год в размере 103%, определенного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 года.
Принятая на заседании Правления Комитета 19 декабря 2019 года (протокол № 203 л.д.46-77 т.1) стоимость электроэнергии административным истцом не оспаривалась.
Механизм возмещения экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов, предусмотрен пунктом 13 Основ ценообразования. Во исполнение названной правовой нормы при последующем регулировании Комитет обязан проанализировать фактическую стоимость электроэнергии на 2020 год на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставляемой регулируемой организацией, и решить вопрос о наличии оснований возмещения регулируемой организации экономически обоснованных расходов, не учтенных тарифным органом при установлении тарифов.
Не состоятельной является ссылка административного истца на пункт 103 Методических указаний в части распределения расходов на электроэнергию, т.к. в документах, представленных в Комитет, в том числе в Учетной политике отсутствуют сведения о том, что расходы на электроэнергию являются косвенными расходами административного истца.
Как указал административный ответчик, до 2018 года ПАО «ТГК №1» заявлял объем энергии для расчета стоимости тепловой энергии в режиме комбинированной выработке в 70 раз меньше, чем на 2020 год. При этом значительное увеличение объема электроэнергии, заявленной на 2020 год, не подтверждается изменением технологического цикла или метода распределения затрат.
Довод апелляционной жалобы административного истца о неправомерном не включении в тариф недополученного дохода регулируемой организации за 2017-2018 годы, также подлежит отклонению исходя из следующего.
Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Как указано в апелляционном определении ранее, по общему правилу, следующему из пункта 16 Правил регулирования, установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование своих предложений.
Из тарифной заявки и документов, представленных в Комитет 30 апреля 2019 года, а также показаний свидетеля <данные изъяты>., являющейся сотрудником Комитета и участвовавшей в расчете размера оспариваемого тарифа (л.д.127 т.2), суд сделал вывод о том, что административным истцом не заявлялось о включении в тариф недополученного дохода за 2017-2018 годы, и не производился его расчет. В связи с этим решение тарифного органа о не включении в тариф недополученного административным истцом дохода, соответствуют вышеуказанным нормам Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании изложенного, вопреки апелляционных жалоб сторон решение суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации, и согласуется с нормами, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения.
Предусмотренные статьей 310 КАС Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: