ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-361/2021 от 31.03.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-361/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 31 марта 2021 г.

Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Анфалова Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сфинкс» на определение Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 г. о возвращении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Сфинкс» об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сфинкс» (далее по тексту ООО «Сфинкс») обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 51209 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. №2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год».

Определением Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 г. административное исковое заявление возвращено ООО «Сфинкс».

В частной жалобе ООО «Сфинкс» просит определение Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 г. отменить, в обоснование доводов частной жалобы указано, что административное исковое заявление подано в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, что допустимо в соответствии с требованиями законодательства, ввиду чего вывод суда о том, что административный иск не подписан противоречит обстоятельствам дела. Кроме того, к административному исковому заявлению была приложена доверенность представителя, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приложение иных документов не требуется.

В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частями 1, 8, 9 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.

Административное исковое заявление подано в суд представителем ООО «Сфинкс» Барановым А.Г. посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подписано усиленной квалифицированной подписью Баранова А.Г. К административному иску приложена копия доверенности, выданной ООО «Сфинкс» в лице директора Ломач Е.С. Баранову А.Г., предоставляющая помимо прочего Баранову А.Г. полномочия на подписание и предъявление в суд административных исковых заявлений.

Исходя из того, что административное исковое заявление не подписано представителем, при этом отсутствуют доказательства наличия полномочий директора общества у Ломач Е.С., выдавшей доверенность, что, по мнению суда, исключает возможность сделать вывод о наличии у Баранова А.Г. полномочий, суд первой инстанции счел, что имеются основания для возвращения административного искового заявления в порядке статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции полагает, что данный вывод суда противоречит действующему процессуальному закону.

Как указывалось выше, административное исковое заявление может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 2 статьи 45, часть 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. №251, при помощи которого согласно пункту 1.3 реализуется применение положения ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ, предусматривающие подачу в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 1.4 Порядка электронным документом признается документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации; электронным образом документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью; электронной подписью - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.

В силу пунктов 2.3.1, 2.3.5, 2.3.6 Порядка электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.

Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок подачи документов не предусматривает подачу электронных документов, подписанных простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Электронные подписи, которыми подписаны обращения в суд и прилагаемые к ним документы, должны соответствовать требованиям усиленной квалифицированной электронной подписи, установленным законодательством Российской Федерации.

Электронная подпись должна содержаться в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись).

Электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.

Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.

Пунктом 3.3.1 Порядка предусмотрено, что обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Таким образом, допускается подача в суд административного искового заявления в виде электронного документа, то есть без предварительного документирования на бумажном носителе с последующим сканирование. В таком случае административный иск должен быть подписан усиленной квалифицированной подписью.

В настоящем случае административное исковое заявление подано в виде электронного документа, подписано усиленной квалифицированной подписью лица, обозначенного в административном исковом заявлении в качестве представителя юридического лица - Баранова А.Г., что подтверждается протоколом проверки электронной подписи и свидетельствует о выполнении требований процессуального закона в указанной части.

Кроме того, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем.

Частью 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

Согласно части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Статьей 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

Из системного толкования приведенных выше положений процессуального закона следует, что представитель юридического лица обязан представить в подтверждение своих полномочий при подаче иска в суд доверенность, подписанную руководителем и скрепленную печатью. Требования о предоставлении учредительных и иных документов, подтверждающих право лица, подписавшего доверенность, действовать от имени юридического лица, включая выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, устава, приказа о назначении, законом не установлены, а следовательно указания суда первой инстанции на необходимость предоставления таких документов незаконны.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Соответственно, суд первой инстанции, установив, что приложенные к административному исковому заявлению документы не соответствуют требованиям, установленным для их оформления, вправе оставить иск без движения, но не возвратить его.

Указанное в своей совокупности свидетельствует о том, что у суда отсутствовали основания для возвращения искового заявления.

Судом допущены нарушения норм процессуального права, повлекшие вынесение неправильного решения на стадии принятия иска к производству суда, что в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием к удовлетворению частной жалобы, отмене определения и направлению административного искового заявления в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятии административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение Краснодарского краевого суда от 14 января 2021 г. отменить.

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сфинкс» об оспаривании нормативного правового акта в части направить в первую инстанцию Краснодарского краевого суда для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Судья Е.В. Анфалова