Судья Фархутдинова Г.Р. | Дело № 66а-3655/2021номер дела в суде первой инстанции 3га-1/2021 |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройком» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по частной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года о взыскании судебных расходов,
установил:
административный истец общество с ограниченной ответственностью «Стройком» (далее также ООО «Стройком», административный истец, Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным иском.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2021 года, вступившим в законную силу апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 8 544 000 рублей.
6 июля 2021 года административный истец обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявление о взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан судебных расходов: по оплате услуг оценщика - 70 000 рублей, по оплате судебной экспертизы - 33 000 рублей, по оплате услуг представителя - 70 000 рублей, государственной пошлины – 2 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО «Стройком» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей; расходы по оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 70 000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 33 000 рублей, расходы по оплате слуг представителя в размер 25 000 рублей.
В частной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просило определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, поскольку обращение административного истца в суд связано с реализацией его права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением его прав административным ответчиком, при рассмотрении дела не установлено, что имели место нарушение методологи проведения массовой оценки; расходы по оплате судебной экспертизы возникли по инициативе административного истца; отчет о рыночной стоимости объекта не принят судом в качестве доказательства, в связи с чем расходы на оплату судебной экспертизы и отчета о рыночной стоимости объекта должны быть отнесены на административного истца; расходы на оплату услуг представителя и досудебной оценки завышены.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
На основании статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пунктах 11, 12, 13, 21, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1) разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (статья 112 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
После принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Такой вопрос разрешается судом в судебном заседании по правилам, предусмотренным статьей 154 КАС РФ. По результатам его разрешения выносится определение. При рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления. С учетом этого заявление о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением заявления по вопросу о судебных издержках, поданное после вынесения определения по вопросу о судебных издержках, не подлежит принятию к производству и рассмотрению судом.
Из материалов дела следует, что ООО «Стройком» на основании договоров аренды земельного участка № 619-17 от 31 июля 2017 года и № 402-20 от 6 июля 2020 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года № 1443 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельного участка Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года» по состоянию на 1 января 2019 года в размере 24 196 104,30 рублей.
Исходя из условий договора и расчета арендной платы, арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Принимая во внимание порядок исчисления арендной платы, кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права административного истца как плательщика арендных платежей.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке № 027/002/2020КЗ/2 от 29 марта 2020 года, выполненный ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 290 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела с целью определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Бюро права и оценки». Расходы по проведению экспертизы в размере 15 000 рублей возложены на административного истца.
Согласно заключению эксперта ООО «Бюро права и оценки» ФИО2 № 18-20ВС от 17 июля 2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составила 8 566 000 рублей.
Не согласившись с заключением эксперта ООО «Бюро права и оценки» ФИО2 № 18-20ВС от 17 июля 2020 года, представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ходатайствовал о назначении повторной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
В связи с возникшими у суда сомнениями в обоснованности заключения эксперта ООО «Бюро права и оценки» № 18-20ВС от 17 июля 2020 года, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 августа 2020 года по административному делу была назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки». Расходы по проведению экспертизы в размере 15 000 рублей возложены на Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно заключению эксперта ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» ФИО3 № 195/09-О/2020 от 2 сентября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составила 13 689 752 рублей.
Не согласившись с заключением эксперта ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» ФИО3 № 195/09-О/2020 от 02 сентября 2020 года представитель административного истца ООО «Стройком» в связи с наличием существенных недостатков в экспертном заключении ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» ФИО3 № 195/09-О/2020 от 2 сентября 2020 года, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
В ходе рассмотрения дела, после опроса эксперта ФИО3, а также специалиста ООО «Информ-Эксперт» ФИО4, в связи с возникшими у суда сомнениями в обоснованности заключения эксперта ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» ФИО3 № 195/09-О/2020 от 2 сентября 2020 года, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 ноября 2020 года по административному делу была назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено ООО «Альпари», эксперту ФИО5 Расходы по проведению экспертизы в размере 18 000 рублей возложены на административного истца ООО «Стройком».
Согласно заключению эксперта ООО «Альпари» ФИО5 №1610/11/20 от 14 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составила 8 544 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2021 года, вступившим в законную силу апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 8 544 000 рублей.
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2020 года между ООО «Стройком» (заказчик) и ИП ФИО1 (исполнитель) заключен договор на проведение оценки № 027/002/2020КЗ/2, согласно предмету которого последняя приняла на себя обязательство по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (п.1.1.1). Согласно п.3.1 договора размер денежного вознаграждения за проведение оценки составил 70 000 рублей (л.д.235-236 т.5).
Во исполнение договора, административным истцом ООО «Стройком» произведена оплата услуг по договору на проведение оценки платежным поручением № 304 от 5 марта 2020 года на сумму 70 000 рублей (л.д.243 т.5).
Кроме того, административным истцом понесены расходы по оплате судебной экспертизы в размере 15 000 рублей, а также повторной судебной экспертизы в размере 18 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 1092 от 6 июля 2020 года (л.д.233 т.1) и № 2534 от 21 декабря 2020 года (л.д.234 т.4).
Также административный истец понес расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей, что подтверждается договором оказания юридических услуг № 68 от 12 мая 2020 года, заключенным между административным истцом и ИП ФИО6, согласно предмету которого, последний принимает на себя обязательства по оказанию услуг по представлению интересов заказчика в Верховном Суде Республики Башкортостан в рамках дела о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества и приведения стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к рыночной (п.1.1 договора, л.д.237 т.5).
Кроме того, административный истец понес расходы по оплате услуг представителя и в рамках договора оказания юридических услуг № 103, заключенного 10 марта 2021 года между ООО «Стройком» и ИП ФИО6, согласно предмету которого, последний принимает на себя обязательства по оказанию услуг по представлению интересов заказчика в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции в рамках настоящего дела (п.1.1 договора, л.д.238 т.5).
В рамках исполнения заключенных договоров оказания юридических услуг представителем административного истца ООО «Стройком» ФИО7, состоящий в трудовых правоотношениях с ИП ФИО6 на основании приказа о приеме на работу № 0000004 от 15 октября 2018 года в должности юрисконсульта (л.д.242 т.5) подготовил, составил и подал в Верховный Суд Республики Башкортостан административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; принимал участие в предварительном судебном заседании 16 июня 2020 года, где заявлял ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы (л.д.219-221 т.1), в судебных заседаниях: 6 октября 2020 года, 13 октября 2020 года (л.д.148-149, 152 т.3), 20 октября 2020 года, 29 октября 2020 года в судебном заседании принимал участие представитель административного истца ФИО6, он же принимал участие в судебном заседании 3 ноября 2020 года, где заявлял ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы (л.д.24-28, 74-79, 85-88 т.4); 28 декабря 2020 года, 14 января 2021 года в судебном заседании принимал участие представитель административного истца ФИО7 (л.д.26—32, 65-70 т.5), 22 января 2021 года – ФИО6 (л.д.106-115 т.5); в порядке части 3 статьи 302 КАС РФ, представитель административного истца ФИО7 подготовил возражения на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (л.д.189-190 т.5), 28 апреля 2021 года принимал участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи (л.д.205-208 т.5).
Обращаясь в суд административный истец оплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 618 от 29 апреля 2020 года (л.д.15 т.1).
Удовлетворяя заявление административного истца о взыскании с административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровая стоимость установленная в размере 24 196 104,30 рублей, что в 2,83 раза превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости в размере 8 544 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца, такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости спорного земельного участка уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, при этом выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, в связи с чем пришел к выводу, что с административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей; расходы по оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 70 000 рублей, расходы по оплате судебных экспертиз в размере 33 000 рублей, расходы по оплате слуг представителя в размер 25 000 рублей.
При определении разумности расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции учитывал сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое им на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах и сделаны при правильном применении норм процессуального права.
В частной жалобе административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указало, что обращение административного истца в суд с иском об установлении кадастровой объектов недвижимости связано с реализацией его права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением прав административного истца административным ответчиком, при рассмотрении дела не установлено, что имели место нарушения методологи проведения массовой оценки.
Указанные доводы частной жалобы не могут повлечь отмену определения суда по следующим основаниям.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленная в порядке массовой оценке в размере 24 196 104,30 рублей превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости в размере 8 544 000 рублей в 2,83 раза (64,69%).
Таким образом, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка, настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Установив, что административным истцом представлены надлежащие доказательства несения указанных судебных расходов, суд пришел к правильному выводу о том, что понесенные административным истцом судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, как на государственный орган, утвердивший в отношении спорного земельного участка результаты определения его кадастровой стоимости.
Доводы частной жалобы о том, что издержки по оплате досудебной оценки и судебная экспертиза возникли по инициативе административного истца, отчет о рыночной стоимости земельного участка, представленный административным истцам не был принят судом в качестве доказательства, в связи с чем расходы на оплату отчета о рыночной стоимости объекта не могут быть отнесены судом к необходимым расходам и распределены, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к административному исковому заявлению прикладывается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.
В силу разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 в случаях, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости) признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В данном случае административный истец не мог обратиться в суд без представления отчета об оценке, а необходимость проведения судебной экспертизы установлена определением суда первой инстанции с возложением расходов на ее проведение на административного истца, в связи с чем расходы административного истца на оплату отчета об оценке, судебных экспертиз являются необходимыми судебными расходами и подлежат взысканию с административного ответчика.
Доводы частной жалобы о чрезмерном характере расходов по составлению отчета об оценке в размере 70 000 рублей, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов юридически значимым является установление связи указанных расходов с рассмотрением дела, их необходимости, оправданности и разумности исходя из цен, которые обычно устанавливаются за данные услуги.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 постановления Пленума от 21 января 2016 г. №1).
Частью 1 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение приведенных норм процессуального законодательства Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не привело мотивов, по которым расценило размер судебных издержек, связанных с оплатой услуг оценщика, чрезмерным, то есть не соответствующим необходимости, оправданности и разумности, не указало цены, которые обычно устанавливаются за данные услуги по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а также не представил расчет, который позволял бы проверить правильность доводов административного ответчика о чрезмерности взысканной судом суммы судебных издержек, связанных с оплатой услуг оценщика.
Вопреки доводам частной жалобы само по себе отличие размера расходов на подготовку отчета об оценке от размера расходов на проведение судебной экспертизы не дает оснований считать завышенной стоимость услуг по досудебной оценке объекта недвижимости, которая подтверждена материалами дела и является разумной.
Кроме этого, судебная коллегия считает необходимым отметить, что оценщик ИП ФИО1 в ходе оценки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4 110 кв. м., по поручению ООО «Стройком» осматривала данный земельный участок, в ходе которого производилось его фотографирование, по итогам осмотра, в том числе была составлена фототаблица, (л.д. 43 оборот-45 т.1), в том время, как в ходе экспертизы, проведенной ООО «Бюро права и оценки» и повторной экспертизы, проведенной ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки», не проводилось, что могло повлиять на стоимость услуг оценщика и стоимость проведенных экспертиз.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения расходов на проведение отчета об оценке.
Вопреки доводам частной жалобы оснований считать завышенной стоимость услуг по оценке объекта недвижимости, которая подтверждена материалами дела и является разумной, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы частной жалобы о завышенной сумме оплаты услуг представителя, суд апелляционной инстанции полагает необоснованными, так как суд, определяя размер взыскиваемых судебных расходов на представителя, правильно руководствовался разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1.
Исходя из категории дела, его сложности, объема заявленных требований, объем административного дела (5 томов), длительности рассмотрения дела (с 22 мая 2020 года по 22 января 2021 года, решение вступило в законную силу 28 апреля 2021 года, всего – 11 месяцев и 6 дней), количества судебных заседаний и их продолжительности (восемь судебных заседаний), участие в суде апелляционной инстанции, объема оказанных представителем услуг, с учетом принципа разумности и справедливости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что с административного ответчика в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы на представителя в размере 25 000 рублей.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.
Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года о взыскании судебных расходов оставить без изменения, частную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Миронова