ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-375/2022 от 17.05.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-375/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 17 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Павловой О.А.,

судей Бутковой Н.А., Белоногого А.В.,

при секретаре – помощнике судьи Егоровой О.А.,

с участием прокурора Парфеновой Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-3/2022 по апелляционной жалобе Совета депутатов города Мурманска на решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года, которым административный иск первого заместителя прокурора Мурманской области о признании не действующим в части Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., объяснения представителя Совета депутатов города Мурманска и Главы муниципального образования город Мурманск ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска (далее – Положение). Решение опубликовано в издании «Вечерний Мурманск», № 25, 14 февраля 2015 года.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 года № 13-183 внесены изменения в Положение. Решение опубликовано в издании «Вечерний Мурманск» в № 164 30 сентября 2020 года.

Названным решением пункт 1 статьи 4 Положения дополнен подпунктом 12.1, которым к полномочиям Совета депутатов города Мурманска по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Уставом муниципального образования город Мурманск отнесено принятие решения о согласовании вопроса освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Соответствующие изменения внесены в подпункт 24 пункта 4 статьи 5, согласно которому Администрация города Мурманска в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет полномочия и функции учредителя муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, определяет их цели, условия и порядок деятельности, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска.

Первый заместитель прокурора Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с административным иском о признании не действующим с момента принятия подпункта 12.1 пункта 1 статьи 4 Положения, а также подпункта 24 пункта 4 статьи 5 Положения в части формулировки «при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска».

В обоснование административных исковых требований первый заместитель прокурора ссылался на то, что полномочия, представленные оспариваемыми положениями Совету депутатов города Мурманска ограничивают права главы администрации города Мурманска по найму работников муниципальных предприятий и учреждений, что противоречит положениям пункта 5 части 10, части 11 статьи 35 Федерального закона от 6 июня 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Мурманского областного суда от 10 января 2022 года административный иск удовлетворён. Суд признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 12.1 пункта 1 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 года № 13-183), а также подпункт 24 пункта 4 статьи 5 того же Положения в части слов «при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска.

В апелляционной жалобе Совет депутатов города Мурманска просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Совет депутатов муниципального образования город Мурманск является представительным органом города Мурманска, к компетенции которого относится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (абзац 1 статьи 11, абзац 1 статьи 30, абзац 22 статьи 36 Устава муниципального образования город Мурманск, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 года № 45-787).

Администрация города Мурманска является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, к её полномочиям отнесено, в том числе, принятие решений по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, установленном нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска; к полномочиям главы администрации города отнесено, в том числе, обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом (абзац 1 статьи 45, пункт 12 абзаца 2 статьи 46, абзац 15 статьи 48 Устава муниципального образования город Мурманск).

Таким образом, к компетенции Совета депутатов города Мурманска отнесено нормативно-правовое регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в то время как к компетенции администрации города Мурманска – осуществление исполнительно-распорядительных функций в указанной сфере.

Пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой данной статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором (пункт 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации).

Проанализировав приведенные положения Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно заключил, что ими не установлены какие-либо процедуры, предшествующие расторжению трудового договора с руководителями перечисленных организаций.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений, поскольку ими незаконно расширен круг полномочий Совета Депутатов города Мурманска.

При этом суд верно учел, что из части 11 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ следует, что иными полномочиями, не поименованными в пункте 5 части 10 статьи 35 того же Федерального закона (определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности) представительный орган местного самоуправления может быть наделен Уставом только в том случае, если такие полномочия установлены федеральными законами, в то же время на федеральном уровне отсутствует нормативный правой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительной деятельности местной администрации.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверены и им дана правильная оценка.

Решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов города Мурманска — без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи