№ 66а-375/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.,
судей Бутковой Н.А., Белоногого А.В.,
при секретаре – помощнике судьи Егоровой О.А.,
с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-3/2022 по апелляционной жалобе Совета депутатов города Мурманска на решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года, которым административный иск первого заместителя прокурора Мурманской области о признании не действующим в части Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., объяснения представителя Совета депутатов города Мурманска и Главы муниципального образования город Мурманск Пудовой В.С., поддержавшей апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска (далее – Положение). Решение опубликовано в издании «Вечерний Мурманск», № 25, 14 февраля 2015 года.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 года № 13-183 внесены изменения в Положение. Решение опубликовано в издании «Вечерний Мурманск» в № 164 30 сентября 2020 года.
Названным решением пункт 1 статьи 4 Положения дополнен подпунктом 12.1, которым к полномочиям Совета депутатов города Мурманска по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Уставом муниципального образования город Мурманск отнесено принятие решения о согласовании вопроса освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Соответствующие изменения внесены в подпункт 24 пункта 4 статьи 5, согласно которому Администрация города Мурманска в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом осуществляет полномочия и функции учредителя муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, определяет их цели, условия и порядок деятельности, назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска.
Первый заместитель прокурора Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с административным иском о признании не действующим с момента принятия подпункта 12.1 пункта 1 статьи 4 Положения, а также подпункта 24 пункта 4 статьи 5 Положения в части формулировки «при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска».
В обоснование административных исковых требований первый заместитель прокурора ссылался на то, что полномочия, представленные оспариваемыми положениями Совету депутатов города Мурманска ограничивают права главы администрации города Мурманска по найму работников муниципальных предприятий и учреждений, что противоречит положениям пункта 5 части 10, части 11 статьи 35 Федерального закона от 6 июня 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Мурманского областного суда от 10 января 2022 года административный иск удовлетворён. Суд признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 12.1 пункта 1 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом города Мурманска, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 29 января 2015 года № 8-100 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 29 сентября 2020 года № 13-183), а также подпункт 24 пункта 4 статьи 5 того же Положения в части слов «при этом освобождение от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой и пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется с согласия Совета депутатов города Мурманска.
В апелляционной жалобе Совет депутатов города Мурманска просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Совет депутатов муниципального образования город Мурманск является представительным органом города Мурманска, к компетенции которого относится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (абзац 1 статьи 11, абзац 1 статьи 30, абзац 22 статьи 36 Устава муниципального образования город Мурманск, утверждённого решением Совета депутатов города Мурманска от 2 апреля 2018 года № 45-787).
Администрация города Мурманска является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, к её полномочиям отнесено, в том числе, принятие решений по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, установленном нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска; к полномочиям главы администрации города отнесено, в том числе, обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом (абзац 1 статьи 45, пункт 12 абзаца 2 статьи 46, абзац 15 статьи 48 Устава муниципального образования город Мурманск).
Таким образом, к компетенции Совета депутатов города Мурманска отнесено нормативно-правовое регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в то время как к компетенции администрации города Мурманска – осуществление исполнительно-распорядительных функций в указанной сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой данной статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором (пункт 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации).
Проанализировав приведенные положения Трудового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно заключил, что ими не установлены какие-либо процедуры, предшествующие расторжению трудового договора с руководителями перечисленных организаций.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений, поскольку ими незаконно расширен круг полномочий Совета Депутатов города Мурманска.
При этом суд верно учел, что из части 11 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ следует, что иными полномочиями, не поименованными в пункте 5 части 10 статьи 35 того же Федерального закона (определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности) представительный орган местного самоуправления может быть наделен Уставом только в том случае, если такие полномочия установлены федеральными законами, в то же время на федеральном уровне отсутствует нормативный правой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительной деятельности местной администрации.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверены и им дана правильная оценка.
Решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мурманского областного суда от 10 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов города Мурманска — без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи