ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-377/2022 от 07.04.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 87OS0000-01-2020-000116-90

Дело № 66а-377/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 7 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.

судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.

при секретаре Акматовой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» о признании недействующим в части постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4»,

по апелляционной жалобе Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа на решение Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н., объяснения представителя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа ФИО1,поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» ФИО2, ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 утверждена в отношении ООО «Акваника-Певек» производственная программа в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы (далее - Постановление от 19 декабря 2018 года № 28-к/3).

Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы» (далее - Постановление от 19 декабря 2018 года № 28-к/4) установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2023 годы с календарной разбивкой; установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на 2019-2023 годы с использованием метода индексации для ООО «Акваника-Певек».

Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 (далее - Постановление № 13-к/1), опубликованным в приложении к газете «Крайний Север» 15 ноября 2019 года № 45 (2211) (Ведомости от 15 ноября 2019 года № 45/1 (935/1)), внесены изменения в постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019 - 2023 годы».

Так, пунктом 1 Постановления № 13-к/1 столбцы 5-8 раздела 4 «Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 изложены в следующей редакции: 2020 год – 83 683,9 тыс. рублей, 2021 год – 85 575,1 тыс. рублей, 2022 год – 87 655,9 тыс. рублей, 2023 год – 89 767,9 тыс. рублей.

Указанным же пунктом в Разделе 5. «Плановые показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения строка 2.2 «Общее количество отобранных проб» изложена в новой редакции.

Пунктом 2 Постановления № 13-к/1 Приложение 1 «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы с календарной разбивкой» к Постановлению от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 изложено в новой редакции: тарифы для потребителей (кроме населения) с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 337,41 руб./куб.м. (строка 1), с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 337,41 руб./куб.м (строка 2), с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены в размере 337,41 руб./куб.м. и 409,42 руб./куб.м. соответственно (строки 3, 4) ; с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 381,86 руб./куб. м.(строка 5); с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 381,86 руб./куб.м.(строка 6); с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 381,86 руб./куб.м. (строка 7); с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года – 400,43 руб./куб.м.(строка 8); с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года – 400,43 руб./куб.м.(строка 9); с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года – 400,71 руб./куб.м.(строка10).

Общество с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» (далее также ООО «Акваника-Певек», Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 в части не включения в необходимую валовую выручку предприятия экономически обоснованных расходов в сумме 3 000,00 тыс. рублей, необходимых на ремонт и обслуживание оборудования (водоочистной станции), по договору оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, ссылаясь на противоречие оспариваемого нормативного правового акта положениям пунктов 24, 39, 40, 61, 74, 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Основы ценообразования). Также в качестве допущенного нарушения административный истец ссылается на нарушение ответчиком установленного абзацем 2 пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Правила № 406) срока, предоставленного регулирующим органом для подачи Обществом дополнительных документов.

Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 6 июля 2020 года дело передано по подсудности для рассмотрения в Суд Чукотского автономного округа.

Решением Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части внесения изменения в столбец 5 раздела 4. «Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» приложения к постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы»; на Комитет по тарифам возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части Постановление от 11 ноября 2019 года № 13-к/1; с административного ответчика в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

В апелляционной жалобе Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее также - Комитет, регулирующий орган) со ссылкой на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, просит постановленный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что расходы, предусмотренные договором от 1 июля 2018 б/н на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, признаны экономически необоснованными в связи с тем, что штатное расписание Общества предусматривает наличие в Обществе сотрудников, которые могут осуществлять ремонт указанного имущества собственными силами и без привлечения сторонних организаций (мастер по ремонту оборудования, слесарь по ремонту оборудования, электрик). Также, по мнению административного ответчика, указанный договор не соответствует пункту 51 Основ ценообразования, поскольку в представленных к нему материалах отсутствовали документы, подтверждающие его экономическую обоснованность, учитывая к тому же, что статья расходов «План мероприятий по ремонту объектов централизованной системы холодного водоснабжения» в составе производственной программы Общества расходы по рассматриваемому договору административным истцом не предусматривала, несмотря на факт заключения указанного договора на дату утверждения производственной программы. Полагает, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования административный истец не лишен возможности заявить о понесенных расходах не позднее, чем на третий год периода регулирования.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором прокуратуры Чукотского автономного округа представлены возражения, в которых выражено мнение о законности обжалуемого решения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года решение Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО «Акваника-Певек» отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в ином составе суда.

В судебном заседании при новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представители ООО «Акваника-Певек» ФИО3, ФИО2 в судебном заседании, поддержав возражения на апелляционную жалобу, дополнительно пояснили, что, формулируя исковые требования о признании не действующим оспариваемого постановления, истец заявлял спор не только в отношении показателей, отраженных в столбце 5 раздела 4. «Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» приложения к постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы», но и в отношении размера тарифа, установленного для Общества на 2020 год, т.е. соответственно, об оспаривании пунктов 3,4 Таблицы «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы с календарной разбивкой Приложения 1 к Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы».

Представитель заинтересованного лица муниципального предприятия «Чаунское районное коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав объяснения представителей сторон административно-правового спора, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 4 статьи 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Такое процессуальное нарушение, влекущее необходимость отмены решения суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, было допущено Судом Чукотского автономного округа.

В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

На основании части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что предметом спора является только положения пункта 1 постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части внесения изменения в столбец 5 раздела 4. «Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» приложения к постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы».

Вывод об указанном предмете спора приведен в обжалуемом решении, именно в отношении указанных положений нормативного правового акта судом принято решение об удовлетворении заявленных требований.

С выводом суда относительно предмета административно-правового спора судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны требование о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Несмотря на допущенный административным истцом недостаток при подаче иска (требование о признании нормативного правового акта не действующим в части изложены безотносительно к конкретным его положениям), затрудняющий определение конкретны положений нормативного правового акта, принятием которых были нарушены права Общества, суд первой инстанции не принял мер для уточнения предмета административно-правового спора, придя к ошибочному выводу о меньшем в сравнении с фактическим объемом заявленных требований.

Указанное обстоятельство стало причиной неверного определения судом предмета административно-правового спора и определения имеющих в связи с этим значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств.

С учетом данных в суде апелляционной инстанции пояснений представителем административного истца ФИО3 пояснений относительно предмета спора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предметом административно-правового спора при рассмотрении настоящего дела являются требования о признании не действующим пункта 1 Постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части изложения в новой редакции столбца 5 Раздела 4.«Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы», а также о признании не действующим пункта 2 Постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части изложения в новой редакции пунктов 3, 4 Таблицы «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы с календарной разбивкой Приложения 1 к Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы».

Приведенный в решении суда вывод о том, что административным истцом постановление Правления Комитета от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 оспаривается только в части не включения в объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, на 2020 год расходов в размере 3000,0 рублей, как и вывод о том, что суд рассматривает дело только в пределах указанных административных исковых требований, исключает для судебной коллегии в настоящее время исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 183 КАС РФ возможность направления дела в суд первой инстанции для принятия по делу дополнительного решения.

В связи с данными представителем административного истца ФИО3 пояснениями относительно фактического предмета спора, а также указаниями суда кассационной инстанции относительно объема подлежащих разрешению требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что устранение допущенного судом первой инстанции нарушения части 1 статьи 178 КАС РФ невозможно иначе как путем отмены решения суда в полном объеме и принятии по делу нового решения по всем заявленным ООО «Акваника-Певек» исковым требованиям.

Разрешая заявленный административно-правовой спор, судебная коллегия устанавливает следующее.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду, утверждение производственных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из содержания пункта 1.1, подпункта 12 пункта 2.2, пункта 2.23 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года № 75, следует, что Комитет по тарифам является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, который осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведение, а также утверждение производственных программ и осуществление контроля за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление принято Комитетом в пределах компетенции, подписано уполномоченным должностным лицом, опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации. Выводы суда первой инстанции в указанной части не оспариваются.

Также из материалов дела следует, что постановлениями Правления Комитета по тарифам от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 и № 28-к/4 соответственно утверждены производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО «Акваника-Певек» на 2019-2023 годы, а также установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую предприятием, на 2019-2023 годы.

29 апреля 2019 года административный истец направил в регулирующий орган заявление (исходящий № 54) о корректировке долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года с применением метода индексации необходимой валовой выручки, к которому приложил подготовленные им обосновывающие материалы.

Из заключения по результатам экспертизы представленных документов следует, что орган регулирования признал обоснованным включение в необходимую валовую выручку ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы расходов на аренду установки по очистке воды – 2 400,3 тыс. рублей (договор аренды имущества от 11 декабря 2017 года № 1, дополнительное соглашение к договору от 1 декабря 2018 года, размер арендной платы в месяц – 200,0 тыс. рублей (без НДС), срок аренды по 31 декабря 2027 года), сделав одновременно с этим вывод о необоснованном включении предприятием в расчёт необходимой валовой выручки расходов на ремонт и техническое обслуживание данного оборудования в размере 3 000,0 тыс. рублей по договору на оказание услуг от 1 июля 2018 года (250,0 тыс. рублей в месяц (без НДС)).

1 ноября 2019 года на заседании Правления Комитета по тарифам от 1 ноября 2019 года (протокол № 16) регулирующий орган установил Обществу срок (до 8 ноября 2019 года) для предоставления информации от арендодателя по договору аренды имущества от 11 декабря 2017 года № 1 о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования (договор покупки, инструкцию по эксплуатации); для предоставления копии журнала, фиксирующего результаты технического обслуживания и ремонта арендуемой установки по очистке воды, копий актов выполненных работ.

Как следует из протокола заседания Правления Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года № 17, расходы по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года в размере 3 000,00 тыс. рублей признаны регулятором экономически необоснованными и не были включены в расчёт необходимой валовой выручки на 2020-2023 годы по мотиву того, что ООО «Акваника-Певек» не представило в регулирующий орган документы, подтверждающие необходимость регулярного технического обслуживания установки сторонней организацией, фиксирующие результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ.

Постановлением от 11 ноября 2019 года № 13-к/1, опубликованным, как было установлено выше, в установленном законом порядке, в Постановление от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 и в Постановление от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 внесены изменения, касающиеся объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы предприятия на 2020-2023 годы (столбцы 5-8 раздела 4 Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года № 28-к/3), и величины тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы (Приложение 1 к Постановлению от 19 декабря 2018 года № 28-к/4).

В соответствии с частями 2, 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, – в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию (подпункт «а»); цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов (подпункт «б»); прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы) (подпункт «в»); сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (подпункт «г»); рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах (подпункт «д»); рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации (подпункт «е»); данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные (подпункт «ж»).

Положениями пункта 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

В силу подпункта «в» пункта 73 Основ ценообразования корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях, включающей, в числе прочего, показатели отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов.

Из содержания подпунктов 1, 3, 7 пункта 49 Методических указаний следует, что неподконтрольные расходы, в числе прочего, включают в себя: расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учётом требований, предусмотренных пунктом 29 Методических указаний; расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.

В силу пункта 26 Правил регулирования тарифов результаты проводимой в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов экспертизы предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов должны быть отражены в экспертном заключении Экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать, в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчёта объёма отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчёта тарифов экономически не обоснованных расходов, учтённых регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (абзац второй пункта 20 Правил регулирования тарифов).

Со дня открытия дела об установлении тарифов регулируемая организация имеет право представлять обосновывающие документы, знакомиться со всеми документами, в том числе с экспертным заключением, подавать на него свои замечания и возражения по тем или иным расходам в порядке пунктов 21 и 25 Правил регулирования тарифов и пункта 14 Регламента.

Оценивая доводы административного иска, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ООО «Акваника-Певек» в полном объеме, поскольку при издании оспариваемого нормативного правового акта органом регулирования были нарушены требования к порядку его принятия, влекущие признание акта не действующим, указав в решении на допущенное Комитетом по тарифам нарушение предусмотренного абзацем второй пункта 20 Правил регулирования тарифов срока истребования запрошенных у ООО «Акваника-Певек» 1 ноября 2019 года документов, отметив, что истечение 7-дневного срока состоялось только 13 ноября 2019 года, тогда как решение орган регулирования принял уже 11 ноября 2019 года, лишив Общество возможности представить обосновывающие его расчеты документы.

При этом поступившие в Комитет по тарифам 11 ноября 2019 года дополнительные документы административного истца, подтверждающие фактическое исполнение договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, 12 ноября 2019 года возвращены регулирующим органом ООО «Акваника-Певек» (исходящий № 915/05-06) с указанием на их поступление за пределами времени заседания Правления Комитета по тарифам, на котором было принято решение по заявлению о корректировке долгосрочных тарифов предприятия на питьевую воду (питьевой водоснабжение) на 2020-2023 годы, закончилось.

Несоблюдение данного срока свидетельствует о допущенном административным ответчиком нарушении порядка принятия оспариваемого постановления, влекущим признание нормативного правового акта недействующим в оспариваемой Обществом части.

Как следует из протокола заседания Правления Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года, представитель ООО «Акваника-Певек» просил дать предприятию возможность предоставить до окончания рабочего дня – 11 ноября 2019 года документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по техническому обслуживанию установки по очистке воды, которая была оставлена административным ответчиком без удовлетворения.

Поступившие же в регулирующий орган 11 ноября 2019 года дополнительные документы Общества 12 ноября 2019 года возвращены административному истцу без рассмотрения со ссылкой на то, что они не могут быть приобщены к материалам тарифного дела от 30 апреля 2019 года № 30 «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Акваника-Певек» на 2020-2023 годы».

При указанных обстоятельствах и учитывая императивный характер положений абзаца второго пункта 20 Правил регулирования тарифов, не могут влиять на выводы суда в части допущенного органом регулирования нарушения порядка принятия нормативного правового акта доводы апелляционной жалобы о том, что в распоряжении Общества имелось достаточное количество времени для предоставления им к моменту рассмотрения заявления и принятия по нему решения любых дополнительных материалов.

Безусловно, административный истец, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка водоотведения, должен быть заинтересован в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год тарифов для осуществления своей деятельности, в связи с чем законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления экономически обоснованного тарифа.

Вместе с тем, учитывая фактические обстоятельства дела о лишении административного истца возможности представить в установленный законом срок дополнительно обосновывающие документы, о необходимости которых указал сам орган регулирования, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Акваника-Певек» признаков злоупотребления правом.

В условиях установленного судебной коллегией нарушения порядка рассмотрения заявления ООО «Акваника-Певек», повлекшего нахождение в распоряжении органа регулирования неполного пакета обосновывающих документов, которые Общество намеревалось представить в подтверждение экономического обоснования своих расчетов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение об исключении органом регулирования из расчета необходимой валовой выручки заявленных Обществом расходов по обязательствам в рамках договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года б\н, также явилось преждевременным.

Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Комитет с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года. В состав необходимой валовой выручки по статье расходов на арендную плату включены расходы по обязательствам, в рамках договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года б\н на сумму 3 000, 00 тыс. руб., стоимость услуг 250,0 тыс. руб. в месяц без НДС. Срок действия договора до 31 декабря 2027 года.

Отказывая во включении данных расходов в необходимую валовую выручку, регулирующий орган со ссылкой на положения пункта 51 Основ ценообразования, пришел к выводу о том, что данные расходы не являются экономически обоснованными.

Данные выводы Комитета суд апелляционной инстанции признает необоснованными в силу следующего.

Из материалов дела, протоколов Правления Комитета от 1 ноября 2019 года, 11 ноября 2019 года, заключения по результатам экспертизы расчета корректировки необходимой валовой выручки и тарифов следует, что Обществу отказано во включении расходов по договору от 1 июля 2018 года на сумму 3 000,00 тыс. руб. на ремонт и техническое обслуживание водоочистной станции, заключающегося в проведении технических осмотров оборудования, осуществлении текущего ремонта оборудования, выполнении капитального ремонта оборудования, а также отдельных узлов и агрегатов, проведении диагностики технического состояния оборудования по методике, установленной заводом-изготовителем, проведении модернизации или реконструкции оборудования по заявкам заказчика. Отказ мотивирован тем, что в штатном расписании Общества имеются такие специалисты, как мастер по ремонту оборудования, слесарь по ремонту оборудования, электрик. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие его экономическую обоснованность, а именно - журнал, фиксирующий результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, акты выполненных работ.

Из содержания заявления Общества и приложенных к нему обосновывающих документов следует, что расходы на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования (по договору от 1 июля 2018 года б\н) на сумму 3 000, 00 тыс. руб., стоимость услуг 250,0 тыс. руб. в месяц без НДС наряду с расходами по договору аренды соответствующей установки по очистке воды от 11 декабря 2017 года № 1 и дополнительного соглашения к нему от 1 декабря 2018 года, заявлялись ООО «Акваника-Певек» как неподконтрольные расходы.

Вместе с тем, в настоящее время в материалах дела также отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность вывода регулирующего органа о том, что к обязанностям сотрудников ООО «Акваника-Певек» (мастера по ремонту оборудования, слесаря по ремонту оборудования, электрика) относится ремонт и техническое обслуживание арендуемого Обществом оборудования (установки по очистке воды).

Ссылки административного истца на необходимость оказания услуг, выполняемых сторонней организацией по ремонту и техническому обслуживанию оборудования с учетом дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции должностных инструкций работников Общества, в настоящее время не могут являться предметом оценки со стороны суда апелляционной инстанции, поскольку на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта данные документы в распоряжении органа регулирования не были представлены и последним не оценивались. Оценка данных документов может и должна быть проведена Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа при принятии заменяющего акта.

Из материалов дела следует, что корректировка необходимой валовой выручки административного истца на 2020-2023 годы производилась регулирующим органом с применением метода индексации необходимой валовой выручки (раздел IX Основ ценообразования).

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Между тем, не принимая для расчёта необходимой валовой выручки заявленные ООО «Акваника-Певек» неподконтрольные расходы (расходы, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности предприятия) по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, Комитет по тарифам сослался на пункт 51 Основ ценообразования, положения которого учитываются при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) (раздел VI Основ ценообразования) и предусматривают, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Поскольку положения пункта 51 Основ ценообразования не регулируют отношения, возникающие по поводу корректировки необходимой валовой выручки предприятия с применением метода индексации, применение органом регулирования указанного пункта при принятии оспариваемого постановления, безусловно, свидетельствует о допущенном нарушении Комитетом на данном этапе положений законодательства в сфере тарифного регулирования, имеющих большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах оспариваемые Обществом положения противоречат законодательству в сфере тарифного регулирования, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем заявленные ООО «Акваника-Певек» исковые требования (с учетом их уточнения в суде апелляционной инстанции) подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснений, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Между тем, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта, регулируя размер установленного Обществу тарифа на 2020 год, хотя и применялись в возникших правоотношениях, однако носят краткосрочный характер, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания оспариваемых положений не действующими со дня принятия нормативного правового акта, считая, что признание их не действующими с более поздней даты, в том числе со дня вступления в силу настоящего апелляционного определения, не приведет к защите прав и законных интересов административного истца, и не выполнит задач, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, тем более, что с административным иском Общество обратилось в суд своевременно.

В соответствии с частью 4 статьи 216, частью 2 статьи 178 КАС РФ, в целях исключения возникновения правовой неопределенности, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа обязанности в течение месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения принять новый заменяющий нормативный правовой акт в части, признанной судом не действующей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 111 КАС РФ в пользу ООО «Акваника-Певек» за счет средств административного ответчика подлежат возмещению понесённые по делу судебные расходы в сумме 4000 рублей, из которых 3 000 рублей - государственная пошлина, уплаченная за подачу иска, и 1000 рублей - государственная пошлина, уплаченная истцом за подачу кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа удовлетворить в части.

Решение Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия настоящего апелляционного определения: пункт 1 Постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части изложения в новой редакции столбца 5 Раздела 4.«Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы»; пункт 2 Постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4» в части изложения в новой редакции строк 3, 4 Таблицы «Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы с календарной разбивкой Приложения 1 к Постановлению Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКВАНИКА-ПЕВЕК» на 2019-2023 годы».

Возложить на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего постановления принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим в части постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года № 13-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года № 28-к/3, 28-к/4».

Взыскать с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Акваника-Певек» в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины 4000 рублей.

Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции подлежит опубликованию в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Суд Чукотского автономного округа.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 апреля 2022 года.