ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-386/2021 от 08.04.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-386/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сиротиной Е.С.,

судей Александрова Г.И. и Артамоновой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1487/2020 (УИД № 23OS0000-01-2020-001274-59) по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО3 на решение Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО3 о признании недействующими отдельных положений решения городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» и решения городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № 19 п. 6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителей административных истцов ФИО4 и ФИО5, представителя городской Думы Краснодара ФИО6, представителей администрации муниципального образования город Краснодар ФИО7 и ФИО8, заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. № 100 п. 1 утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому принадлежащий на праве собственности ФИО1 земельный участок с кадастровым номером и принадлежащие на праве собственности ФИО3 земельные участки с кадастровыми номерами и отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), к зоне возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте); на земельном участке с кадастровым номером запланировано размещение объекта федерального значения – железнодорожный путь общего пользования (ВСМ «Москва – Адлер»).

Решениями городской Думы Краснодара от 8 октября 2020 г. № 2 п. 5 и от 22 октября 2020 г. № 3 п. 5 в решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» (далее - Генеральный план) внесены изменения, не касающиеся земельных участков с кадастровыми номерами , и .

Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением Городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № 19 п. 6, (далее - Правила землепользования и застройки) указанные земельные участки отнесены к территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).

ФИО1 и ФИО3 обратились в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , и к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования, зоне возможного катастрофического затопления и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования, установлении в отношении данных участков зоны фактического использования и возложении на Городскую Думу г. Краснодара обязанности внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельных участков к зоне сельскохозяйственного использования (СХ.2).

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , ФИО3 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и . Данные земельные участки расположены по адресу: <адрес>. Отнесение данных земельных участков к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования, зоне возможного катастрофического затопления и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования не учитывает сложившееся землепользование района (многоэтажная жилая застройка) и нарушает права истцов как собственников, поскольку исключает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Включение участков в зону возможного катастрофического затопления без согласования с Федеральным агентством водных ресурсов противоречит требованиям статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации.

Определением Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2020 г. административные исковые требования ФИО1 и ФИО3 об установлении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , и зоны фактического использования и возложении на Городскую Думу г. Краснодара обязанности внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельных участков к зоне сельскохозяйственного использования (СХ.2) оставлены без рассмотрения.

Решением Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО3, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, приводят доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, указывают на не соответствие вида разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственного использования» разрешенным видам использования установленных зон и на отсутствие законных оснований для отнесения земельных участков к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования, зоне возможного катастрофического затопления и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования, просят об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Городской Думой Краснодара представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители административных истцов ФИО4 и ФИО5 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель городской Думы Краснодара ФИО6 и представители администрации муниципального образования город Краснодар ФИО7 и ФИО8 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность решения суда.

Прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.

Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных названным кодексом.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Краснодар», утвержденного решением городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 г. № 21 п. 1 органом местного самоуправления обеспечены заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта об утверждении Генерального плана, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно протоколу № 8 заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 10 августа – 25 августа 2020 г. и заключению о результатах общественных обсуждений от 31 августа 2020 г. в ходе проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана комиссией принято решение об отклонении предложений ФИО1 и ФИО3 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , и в части изменения «зоны рекреации (РЗ)» на «зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2)», исключения из зоны катастрофического затопления, а также в части запланированного размещения на земельном участке с кадастровым номером линейного объекта.

Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, части 4 статьи 3, пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, статьи 25 Устава муниципального образования «город Краснодар», принятого решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 г. № 11 п. 6, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие. По этим основаниям решение суда не обжалуется.

Проверяя соответствие содержания решенийешений в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Из материалов дела следует, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит с 25 июня 2019 г. земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – для сельскохозяйственного использования, площадью 55393 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.

ФИО3 является с 30 мая 2019 г. собственником расположенных по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – для сельскохозяйственного использования, земельного участка с кадастровым номером , площадью 51676 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером , площадью 52958 кв. м.

Согласно карте функциональных зон Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами , и отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), к зоне возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте); на земельном участке с кадастровым номером запланировано размещение объекта федерального значения – железнодорожный путь общего пользования (ВСМ «Москва – Адлер». При этом Генеральный план не содержит указания на конкретные координаты магистрали, детальное и точное описание прохождения трассы, которые подлежат описанию в проекте планировки территории и размещения объекта.

Судом принято во внимание, что Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара 26 января 2012 г. № 25 п. 15 земельные участки с кадастровыми номерами , и были отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне лесопарков.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки указанные участки отнесены к территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).

Судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы административного истца об отсутствии оснований для отнесения спорных земельных участков к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (РО).

Одним из принципов земельного законодательства пункт 8 статьи 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В данном случае территориальное зонирование земельных участков административных истцов соответствует функциональной зоне, определенной Генеральным планом города и согласуется с нормами градостроительного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отнесение земельных участков с кадастровыми номерами , и к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), зоне возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте) и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (РО), не противоречит градостроительному и земельному законодательству и не нарушает прав ФИО1 и ФИО3 на использование принадлежащих им земельных участков.

Пунктом 10.2.4. Приложения № 22 к Генеральному плану «Материалы по обоснованию генерального плана» предусмотрено, что на основании декларации безопасности потенциально опасного объекта гидротехнического сооружения – Краснодарское водохранилище в случае аварии возможно катастрофическое затопление территории долины р. Кубань, в том числе рекреационного назначения.

Приложением № 48 к Генеральному плану «Карта территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» земельные участки с кадастровыми номерами , и включены в зону возможного катастрофического затопления при аварии на гидродинамически опасном объекте - Краснодарском водохранилище.

Границы зоны возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте - Краснодарском водохранилище на р. Кубань) отражены в соответствии с декларацией безопасности и паспортом безопасности опасного объекта Федерального государственного бюджетного учреждения «Краснодарское водохранилище».

Декларацией безопасности опасного объекта Федерального государственного бюджетного учреждения «Краснодарское водохранилище» определены, в том числе сценарии возможных аварий и повреждений сооружений, расчеты степени опасности для каждого сценария, вероятного вреда и перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности.

Паспорт безопасности опасного объекта Федерального государственного бюджетного учреждения «Краснодарское водохранилище» разработан для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения, определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте, разработке мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, установлен порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления. Границы зон затопления, подтопления устанавливаются в отношении территорий в соответствии с требованиями согласно приложению «Требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления», согласно которому зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений; территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности; территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности; территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища; территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.

Такие зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Пунктом 8 части 8 статьи 23унктом 8 части 8 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме и в виде карт отображают территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Зоны возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте - Краснодарском водохранилище на р. Кубань) не являются зонами с особыми условиями использования территорий, а относятся к территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно письму Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 15 декабря 2020 г. № 03-06/5713 Водным Кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» не предусмотрено установление зон возможного катастрофического затопления из-за аварий на опасных объектах.

Вопреки доводам административных истцов, оснований для определения границ зоны возможного катастрофического затопления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», не имеется.

Согласно сведениям Акционерного общества проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» от 15 марта 2021 г. № 72-92 земельные участки с кадастровыми номерами , и , расположенные на правом берегу р. Кубань в 1 км ниже по течению относительно плотины Краснодарского водохранилища, попадают в зону возможного затопления при пропуске сверхнормативного расхода.

При этом Правилами землепользования и застройки в зоне возможного катастрофического затопления запрещено размещение объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административным ответчиком соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому Генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяет назначение территорий исходя из планов развития городского округа в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административными истцами, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 6-П, от 15 октября 2012 г. № 21-П).

Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования нормативных правовых актов соблюдены - принятые по вопросам градостроительной деятельности оспариваемые нормативные правовые акты содержат все подлежащие отображению сведения, не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, и на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении отнесением земельных участков к функциональной зоне рекреационного назначения - зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, ФИО2 леса), зоне возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте) и территориальной зоне рекреационного назначения – зоне зеленых насаждений общего пользования (РО), прав истцов на пользование данными земельными участками, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство линейного объекта. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится механизм компенсации причиненного ущерба.

В силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Отнесение земельных участков к зонам рекреационного назначения, возможного катастрофического затопления (при аварии на гидродинамически опасном объекте) соответствует функциональному назначению территории и не препятствует осуществлению истцами прав владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Доводы истцов о необходимости учета существующего землепользования соседних земельных участков основаны на неверном толковании норм материального права.

Фактическое использование в виде многоэтажной жилой застройки таких участков не может свидетельствовать о нарушении положениями оспариваемых нормативных правовых актов прав и свобод административных истцов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.

Свидетельствующих о неопределенности правовых норм или неопределенности условий или оснований для принятия решения, выборочного изменения объема прав, т.е. возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствия или неполноты административных процедур, т.е. отсутствия порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическая неопределенности в нормативных правовых актах в оспариваемой части не имеется.

Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО3 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи