Судья: Селютина И.Ф. | Дело №66а-387/2021 (номер дела в суде первой инстанции 3а-867/2020) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего | ФИО1, |
судей | Бушминой А.Е., ФИО2 |
при секретаре | ФИО7 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 168-РС «Об утверждении отчета по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 169-РС «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва» по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 168-РС утвержден отчёт по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год.
Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 169-РС назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва на 13 сентября 2020 год.
25 июня 2020 года вышеуказанные решения опубликованы в районной газете «Северная звезда».
Административный истец ФИО3 обратился в Оренбургский областной суд с административным иском, в обоснование которого указал, что при принятии вышеуказанных нормативных правовых актов нарушен порядок и регламент принятия решений, так как 22 июня 2020 года на заседании Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области присутствовали 7 депутатов, что соответствует 38 % от числа избранных депутатов; участие 3 депутатов посредством нахождения на аудиосвязи не предусмотрено Уставом муниципального образования Северный район Оренбургской области и регламентом работы Совета депутатов.
Административный истец просил суд признать незаконными решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 168-РС «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и № 169-РС «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва».
Решением Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 168-РС «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 года № 169-РС «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва» – отказано.
В апелляционной жалобе ФИО3 просил решение Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокуратура Оренбургской области представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Совет депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области представил дополнения к возражению на административное исковое заявление, в которых просил решение Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А., в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, дополнений к возражению на административное исковое заявление, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Например, не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») (пункт 29).
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 35).
Пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (абзац 2 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведен круг участников бюджетного процесса, которыми являются, в том числе представительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований.
Составление бюджетной отчетности урегулировано статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий представительный орган и созданный им орган внешнего муниципального финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета представительным органом урегулировано статьей 264.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим представительным органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1). Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении муниципального задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований, проект решения об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2). По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета представительный орган принимает решение об утверждении либо отклонении решения об исполнении бюджета (пункт 3).
Требования к решению об исполнении бюджета установлены статьей 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой решением об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета. Отдельными приложениями к решению об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели: доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов; расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета; расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Решением об исполнении бюджета также утверждаются иные показатели, установленные соответственно муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования для решения об исполнении бюджета.
В силу пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
Составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Порядок осуществления полномочий представительного органа муниципального образования установлен статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (пункт 2 части 10).
Статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) предусмотрено, что выборы органов местного самоуправления или депутатов указанных органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов устанавливаются уставами муниципальных образований. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Положениями статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании (часть 1). Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования (часть 2).
В соответствии с Законом Оренбургской области от 11 июля 2007 года № 1370/276-IV-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Оренбургской области» и Законом Оренбургской области от 15 сентября 2008 года № 2367/495-IV-ОЗ «Об утверждении перечня муниципальных образований Оренбургской области и населенных пунктов, входящих в их состав» Северный район Оренбургской области наделен статусом муниципального района.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области к вопросам местного значения Северного района относятся, в том числе составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области (далее также Совет депутатов).
В соответствии со статьей 11 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании. Выборы назначаются Советом депутатов муниципального образования.
Назначение муниципальных выборов относится к полномочиям районного Совета депутатов (пункт 6 части 3 статьи 22 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области).
Статьей 21 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области предусмотрено, что представительным органом муниципального образования Северный район Оренбургской области является Совет депутатов Северного района, который состоит из 18 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет (часть 1). Совет депутатов осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов. Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 2). Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности представительного органа, а также порядок принятия решений (часть 3). Порядок организации, деятельности Совета депутатов Северного района определяется Регламентом, принимаемым Советом депутатов (часть 4).
Порядок деятельности Совета депутатов определен статьей 24 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области, согласно которой решения Совета депутатов района принимаются на его заседаниях (часть 6). Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 8).
Совет депутатов по вопросам своей компетенции принимает решения. Правовые акты Совета депутатов принимаются коллегиально на официальных заседаниях – сессиях (часть 1 статьи 34 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области).
Положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию. Аналогичные нормы предусмотрены пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район от 26 ноября 2010 года № 10-РС принят регламент работы Совета депутатов.
Пунктом 3 статьи 10 Регламента предусмотрено, что заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Регламента предусмотрено, что решение принимается на заседаниях Совета большинством голосов от общего числе депутатов, присутствующих на заседании Совета.
Из материалов дела следует, что депутатами Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области четвертого созыва в 2015 году были избраны 18 депутатов.
Решениями Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области были досрочно прекращены полномочия пяти депутатов:
ФИО4 в связи с отставкой по собственному желанию (решение от 25 декабря 2015 года № 17-РС);
ФИО5 в связи с отставкой по собственному желанию (решение от 24 июня 2016 года № 32-РС);
ФИО6 в связи со смертью (решение от 24 июня 2016 года № 33-РС);
ФИО8 в связи с отставкой по собственному желанию (решение от 18 февраля 2019 года № 127-РС);
ФИО9 в связи со смертью (решение от 20 сентября 2019 года № 149-РС).
Таким образом, после прекращения полномочий 5 депутатов, число избранных депутатов сократилось с 18 до 13 депутатов.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов от 22 июня 2020 года № 35 в заседании принимали участие 10 депутатов из 13 избранных депутатов, в том числе 7 депутатов присутствовали на заседании, 3 депутата участвовали в заседании по громкой аудио-связи, отсутствовали 3 депутата, в том числе ФИО3
22 июня 2020 года Советом депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области приняты решение № 168-РС «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год», за которое проголосовали 7 депутатов, против – 1, воздержался -1, не принимал участия в голосовании – 1.
22 июня 2020 года Советом депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области принято решение № 169-РС «О назначении выборов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва на 13 сентября 2020 года», за которое проголосовали 8 депутатов, против – 0, воздержался -1, не принимал участия в голосовании – 1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заседание Совета депутатов 22 июня 2020 года было правомочным, поскольку в нем участвовало более 50 процентов от числа избранных депутатов, оспариваемые решения приняты большинством голосов.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Совета депутатов от 22 июня 2020 года № 168-РС «Об утверждении отчета по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год», как муниципальный правовой акт регулирует отношения, субъектом которых административный истец не является, следовательно, его нормы не затрагивают права и законные интересы ФИО3 как депутата, не касаются его полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом муниципального образования.
Кроме того, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении пришел к выводу, что ФИО3 принимал участие в выборах, баллотировался как зарегистрированный кандидат в депутаты и являлся избирателем, принимал участие в голосовании, следовательно, реализовал свое право избирать и быть избранным, таким образом назначение выборов не препятствует и не ограничивает административного истца в праве принять участие в соответствующих выборах, поскольку содержит равные условия для всех участников избирательной кампании, что согласуется с требованиями предусмотренными частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 1 статьи 8, статьи 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, статьи 11 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области.
Таким образом, установив, что Совет депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области исполняет свои полномочия в правомочном составе, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Оспариваемые решения от 22 июня 2020 года приняты Советом депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области в правомочном составе, нарушение процедуры принятия такого рода решений не имеется; решения приняты в пределах предоставленных законом полномочий, являются определенными, неоднозначное толкование не вызываю; законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, права административного истца не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что оспариваемые решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области приняты на неправомочном заседании из-за отсутствии установленного Уставом кворума, при переносе заседания на другую дату административный истец мог принять участие в заседании Совета депутатов и воспользоваться всеми правами, предусмотренными Уставом, в том числе выступать, высказывать особое мнение, предлагать альтернативные проекты при принятии решения, судебная коллегия отклоняет, поскольку, как указано выше, хотя первоначально депутатами Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области четвертого созыва в 2015 году были избраны 18 депутатов, однако решениями Совета депутатов были досрочно прекращены полномочия 5 депутатов. После прекращения полномочий 5 депутатов, число избранных депутатов сократилось с 18 до 13 депутатов, из которых в заседании Совета депутатов 22 июня 2020 года участвовали 10 депутатов, принимали участие в голосовании 9 депутатов.
Таким образом, в заседании Совета депутатов 22 июня 2020 года принимало участие не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, в связи с чем не имеется оснований считать такое заседание не правомочным.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о неверном указании в решении суда сведений об участвующих в деле лицах, не влекут отмену решения суда, поскольку на правильность выводов суда не влияют, имеющиеся описки в решении суда могут быть исправлены в порядке статьи 184 КАС РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы административного истца аналогичны доводам, заявлявшимся им в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи