ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-409/2022 от 06.04.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 42OS0000-01-2021-000349-47

Дело № 66а-409/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 06 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.

судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.

при секретаре Кадочниковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Россети Сибирь» о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год»

с апелляционными жалобами ПАО «Россети Сибирь», Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н., объяснения представителя ПАО «Россети Сибирь» ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кузбасса) от 31 декабря 2016 № 753, опубликованным 31 декабря 2016 года на официальном сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» http://www.recko.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области (далее – Постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2016 года № 753).

Постановлением РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844, опубликованным 31 декабря 2020 года на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru (далее – Постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844), в постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2016 № 753 внесены изменения.

Пунктом 5 приложения № 2 Постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 филиалу ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС», как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2021 год в размере 8 086 061, 91 тыс. руб.

Постановлением РЭК Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162, опубликованным 01 июня 2021 года на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru (далее - Постановление РЭК Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162), установлены тарифы и внесены изменения в постановление РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» и постановление от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» (далее - Постановление РЭК Кузбасса № 162).

Пунктом 5 таблицы 2 приложения № 1 Постановления РЭК Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162 для территориальной сетевой организации филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2021 год в размере 8 044 151, 12 тыс. руб.

ПАО «Россети Сибирь» (далее также - Общество) обратилось с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения оснований заявленных требований, просит признать недействующими с момента издания постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 и от 01 июня 2021 года № 162 в приведенной выше части, обосновывая заявленные требования не соответствием оспариваемых положений Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об электроэнергетике»), Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Правила № 1178), Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

В качестве доводов заявленных требований Обществом указано, что оспариваемыми положениями нормативных правовых актов нарушаются права и экономические интересы истца, поскольку регулирующий орган необоснованно не включил в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» на 2021 год расходы на возврат и обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, в размере 178 882, 27 тыс.руб., а также неправильно произвел корректировку выпадающих расходов с учетом исполнения предписания ФАС России от 23 июня 2020 года № СП/52467/20, допустив, кроме того, установление НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» в различном размере.

Решением Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года заявленные административные исковые требования удовлетворены.

Признаны недействующими со дня принятия: 1) постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», в части установления пунктом 5 приложения № 2 для территориальной сетевой организации филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере 8 086 061, 91 тыс. руб.; 2) постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 1 июня 2021 года № 162 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31.12.2020 № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», в части установления пунктом 5 таблицы 2 приложения № 1 для территориальной сетевой организации филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере 8 044 151, 12 тыс. руб.

На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заменяющий нормативный правовой акт, в признанных не действующими частях указанных постановлений.

При этом суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, определением от 13 декабря 2021 года отказал административному истцу в принятии уточненного административного искового заявления, в котором, помимо первоначально заявленных требований, истец дополнительно просил о признании недействующими в части: 1) постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год», 2) постановления РЭК Кузбасса от 1 октября 2021 года № 371 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25.02.2021 № 83 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 843 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год», от 31.12.2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год», с возложением на ответчика обязанности по принятию новых нормативных правовых актов, заменяющих указанные постановления в оспариваемых частях.

В апелляционной жалобе ПАО «Россети Сибирь» со ссылкой на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, полагает нарушенным свое право на уточнение (увеличение) предмета административно-правового спора. Указывая, что суд необоснованно отказал в принятии к производству суда уточненного искового заявления, содержащего дополнительно новые требования об оспаривании иных нормативных правовых актов, полагает решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении всех, в том числе новых, требований.

В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса просит решение Кемеровского областного суда отменить, ссылаясь на неверное установление судом первой инстанции имеющих значение для дела обстоятельств и несоответствие приведенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела.

В частности, по мнению административного ответчика, не основан на нормах действующего законодательства вывод о том, что размер необходимой валовой выручки, установленный в постановлении РЭК Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 844, в период с 01 июня 2021 года по 30 сентября 2021 года не мог не совпадать с размером необходимой валовой выручки, установленным постановлением РЭК Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162, поскольку приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России) от 23 апреля 2021 года № 394/21 действие Постановления РЭК Кузбасса № 844 было отменено только с 01 июня 2021 года.

Также полагает, что судом первой инстанции неверно истолковано содержание пункта 2.1.14 Соглашения о взаимодействии при осуществлении регулируемой деятельности, предусматривающего направление на финансирование капитальных вложений филиала «Кузбассэнерго» в течение 2017-2018 годов за счет привлечения заемных средств 1 600 млн.руб., поскольку указанный размер являлся лишь ориентировочным и не был тождественен размеру расходов, учитываемых по фактически осуществленным и принятым к учету инвестиционным проектам.

С учетом указанных обстоятельств полагает, что судом первой инстанции необоснованно не учтены положения пункта 32 Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвердивших формулу 9 для расчета корректировки НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, учитывая, что все корректировки инвестиционной программы на текущий год проводились административным истцом непосредственно в текущем году.

Вывод суда о неверном применении органом регулирования формулы 9 Методических указаний по расчету тарифов и об отсутствии в составе подконтрольных расходов обязательной индексации выпадающих доходов, учтенных в сумме 124 101,78 тыс.руб., 791 465, 76 тыс.руб. и 300 тыс.руб., полагает постановленным без учета того обстоятельства, что все необходимые расчеты органом регулирования были ранее уже произведены и отражены в экспертных заключениях предыдущих лет (на 2017 год за 2015 год, на 2018 год за 2016 год, на 2019 год за 2017 год).

Относительно доводов апелляционных жалоб участвующим в деле прокурором прокуратуры Кемеровской области представлены возражения, в которых он просит решение Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года оставить без изменения.

Непосредственно в суд апелляционной инстанции представителем ПАО «Россети Сибирь» ФИО1 представлены письменные возражения на апелляционную жалобу административного ответчика, в которой выражено мнение о необоснованности ее доводов.

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» ФИО1 поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу РЭК Кузбасса по изложенным в них доводам.

Дополнительно пояснила, что в настоящее время Кемеровским областным судом рассмотрены по существу административное дело по исковые требованиям ПАО «Россети Сибири», указанным в качестве дополнительных в уточненном исковом заявлении, в принятии которого определением Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года административному истцу было отказано. В этой связи представитель административного истца на удовлетворении апелляционной жалобы ПАО «Россети Сибири» не настаивает, однако отказаться от жалобы не может ввиду ограниченного в доверенности объема полномочий.

Представитель административного ответчика РЭК Кузбасса, заявив ходатайство об обеспечении своего участия в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции с использованием систем видео-конференц-связи на базе Кемеровского областного суда, в судебное заседание в месте организации видео-конференц-связи не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен заблаговременно и в надлежащей форме.

Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших на ни возражений, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб ПАО «Россети Сибирь» и РЭК Кузбасса и отмены законного и обоснованного решения Кемеровского областного суда.

Осуществление деятельности в сфере электроэнергетики регулируется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года № 98-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Верно применив и надлежаще проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к процедуре его принятия, подписания, порядку опубликования и введения в действие. Решение суда по этим основаниям не оспаривается.

Принимая решение об удовлетворении заявленных ПАО «Россети Сибирь» административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 и Постановление от 01 июня 2021 года № 162 приняты с нарушением имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов, а их применение привело к нарушению прав административного истца на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии в экономически обоснованном размере.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, признавая их правильными.

Услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).

Правоотношения субъектов электроэнергетики урегулированы таким образом, что потребители (покупатели) приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с её обращением, в том числе услуги по её передаче (пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, пункты 69, 73 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.

В силу естественно - монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством на очередной финансовый год путём принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, пункт 63 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»).

Тариф устанавливается по инициативе конкретной организации, осуществляющей поставку ресурса или оказывающей услуги по передаче таких ресурсов. При установлении тарифа учитываются расходы, которые планирует понести субъект естественно – монопольной деятельности и необходимая валовая выручка, планируемая к получению в результате расчетов с потребителями за поставленные ресурсы.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами на основании долгосрочных параметров регулирования.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области, для которого определен долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы.

30 апреля 2020 года филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» обратился в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год с предоставлением обосновывающих и 12 ноября 2020 года - дополнительных материалов.

По итогам рассмотрения заявления с учетом исполнения предписания ФАС России от 23 июня 2020 года (в редакции предписаний от 02 июля 2020 года № СП/55406/20, от 27 ноября 2020 года № СП/104021/20) филиалу ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» установлена НВВ в размере 8 086 061, 91 тыс. руб.

Как обоснованно отметил суд, указанный размер необходимой валовой выручки нашел свое отражение в оспариваемом в настоящем деле постановлении РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844, а также в постановлении РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год», которыми на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года филиалу ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» была утверждена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, в том числе учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере 8 086 061, 91 тыс. руб.

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 апреля 2021 года № 394/21 действие Постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 прекращено с 01 июня 2021 года в связи с установленными нарушениями, допущенными органом регулирования при определении размера необходимой валовой выручки предприятия на 2021 год.

Взамен отмененного Постановления № 845, РЭК Кузбасса 01 июня 2021 года было принято оспариваемое по настоящему административному делу Постановление № 162, в котором установлен иной размер необходимой валовой выручки на 2021 год (в размере 8, 044 млр.руб.), а также новые тарифы на передачу электрической энергии, действие которого с 01 октября 2021 года тоже было прекращено с в связи с его отменой приказом ФАС России от 07 сентября 2021 года.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на состоявшиеся отмены постановлений РЭК Кузбасса № 845 и № 162 внутри периода регулирования, на который они были приняты (с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года), допущенное в Постановлении РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 и Постановлении РЭК Кузбасса от 01 июня 2021 года № 162 противоречие в части размера необходимой валовой выручки на 2021 год, не было устранено в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 98-э, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.

Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.

На основании абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер необходимой валовой выручки предприятия на 2021 год, установленный в оспариваемых постановлениях, определен органом регулирования с нарушением действующего законодательства о тарифном регулировании в связи неверным определением расходов на возврат и обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы в 2017-2018 гг.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, признавая его основанным на законе.

Пунктами 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Из материалов дела следует, что соглашением о взаимодействии от 21 декабря 2016 года, заключенным между Обществом, Коллегией Администрации Кемеровской области и РЭК Кузбасса, стороны предусмотрели привлечение организацией в 2017-2018 гг. заемных средств с целью финансирования капитальных вложений. Аналогичным соглашением от 17 июля 2019 года предусмотрено исполнение в 2021 году обязательств по предыдущему соглашению с включением понесенных расходов на обслуживание заемных средств в необходимую валовую выручку.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд, в нарушение пункта 23 Правил регулирования экспертные заключения по установлению в отношении филиала ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» тарифов на 2021 год, а также по исполнению приказа ФАС России от 23 апреля 2021 года №394/21 не содержат анализа и выводов относительно расходов на возврат и облуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы в 2017-2018 годах.

С учетом указанных обстоятельств доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что основанием для отказа во включении указанных расходов явилось отсутствие расчета дефицита оборотных средств, в том числе отдельно по филиалу, подлежат отклонению как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, учитывая отсутствие таких обоснований непосредственно в экспертном заключении.

При этом суд обоснованно отметил, что положения пункта 2 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике», в соответствии с которой Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов согласовывает заключение соглашений об осуществлении регулируемых видов деятельности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, введена в действие после заключения вышеуказанного соглашения (с 13 августа 2019 года), в связи с чем отсутствуют основания для распространения указанной нормы права на возникшие ранее правоотношения.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о неправильном расчете выпадающих доходов на 2017-2019 гг. при исполнении предписания ФАС России от 23 июня 2020 года, поскольку из представленных выписок из протоколов заседаний правлений от 31 декабря 2016 года № 72, от 31 декабря 2017 года № 75 и от 31 декабря 2018 года № 88 следует, что общая сумма выпадающих доходов, учтенных в указанный период составила 1, 215 млр.руб., тогда как при корректировке выпадающих доходов за период 2017-2019 гг. орган регулирования исходил из другой суммы – 1, 646 млр.руб., то есть размера выпадающих доходов, в котором они ранее не включались в необходимую валовую выручку предприятия.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика со ссылками на то, что при расчете указанной суммы выпадающих доходов учитывались суммы корректировок предыдущих периодов, подлежат отклонению, поскольку надлежащими доказательствами по делу не подтверждены.

В целом доводы апелляционной жалобы РЭК Кузбасса повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.

Устанавливая наличие оснований для признания оспариваемых положений не действующими с даты принятия нормативных правовых актов, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку оспариваемые в части нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Оценивая доводы апелляционной жалобы административного истца, приведенные в обоснование просьбы об отмене решения, которые представитель ПАО «Россети Сибирь» не поддержал в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 4 статьи 310 КАС РФ оснований, влекущих отмену решения суда, поскольку заявление новых требований, подлежащих разрешению по правилам главы 21 КАС РФ, вопреки позиции истца, не свидетельствует об уточнении истцом исковых требований, поскольку реализация права на увеличение размера исковых требований возможна исключительно в отношении требований имущественного характера, к числу которых требование об оспаривании нормативного правового акта не относится.

При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о принятии искового заявления Общества, в котором, помимо ранее заявленных требований, содержались новые административные исковые требования неимущественного характера.

На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального права, предусмотренные статьей 310 КАС РФ.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ПАО «Россети Сибирь», Региональной энергетической комиссии Кузбасса – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 20 апреля 2022 года.