ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-40/20 от 04.03.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-40/2020

Санкт-Петербург 04 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Вдовиченко С.В. и Семеновой И.А.,

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-135/2019 по административному исковому заявлению филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о признании недействующими в части постановлений государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-ГК РК) от 29 декабря 2017 г.№224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» и от 29 декабря 2018 г. №213 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год» по апелляционной жалобе ГК РК на решение Верховного Суда Республики Карелия от 05 ноября 2019 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителей административного ответчика - председателя ГК РК ФИО1 и представителя Орса Е.В., представителей административного истца филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

29 декабря 2017 г. ГК РК принято постановление №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для Карельского филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (далее постановление №224).

Постановлением №224 установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка (без оплаты потерь) Карельского филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на 2018-2022 г.

29 декабря 2018 г. ГК РК принято постановление «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год» (далее-постановление №213).

Постановлением №213 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год (с календарной разбивкой), единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год (с календарной разбивкой), размер экономически обоснованных единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год (с календарной разбивкой), НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год.

12.12.2018 г. и 18.12.2018 г. Федеральной антимонопольной службой вынесены предписания №№СП/101972/18, СП/103928/18, которыми государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

В связи с этим постановлением ГК РК от 30 января 2019 №6 (далее-постановление №6) внесены изменения в постановление ГК РК от 29.12.2017 №224, а постановлением ГК РК от 30 января 2019 №7 (далее-постановление №7) внесены изменения в постановления ГК РК №№213, 214.

Постановлением №6 в постановление №224 внесены следующие изменения: в приложении №1 в столбце «Базовый уровень подконтрольных расходов» цифры «1 503,14» заменены цифрами «1 443,02»; в приложении №2 в строке «2019» цифры «3 467 706,98» заменены цифрами «3 483 571,16».

Постановлением №7 внесены следующие изменения в постановление №213: в таблице «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год» в строке «Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» цифры «3 467 706, 98» заменены цифрами «3 483 571, 16»; в таблице «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год» в строке «АО «Прионежская сетевая компания» цифры «1 649 785, 53» заменены цифрами «1 633 921, 35».

Таким образом, постановлениями №224 (в редакции постановлений №№6, 209) и №213 (в редакции постановления №7) необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» утверждена в размере 3 483 571,16 тыс.руб.

Указанные постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Являясь территориальной сетевой организацией, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими:

- постановление ГК РК от 29 декабря 2017 г. №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в редакции постановлений ГК РК от 28 декабря 2018 г. №209, от 30 января 2019 г. №6 в части суммы НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019 год (приложение №2 к постановлению);

-постановление ГК РК от 29 декабря 2018 г. №213 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год» в редакции постановления ГК РК от 30 января 2019 г. №7 в части:

-Раздела «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год», за исключением столбца 5 (тарифы по диапазону напряжения ВН-1);

-Раздела «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2019 год» в части раздела 1 «Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия»; суммы НВВ, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строке 1 (филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго») и строки «ВСЕГО».

Административный истец полагал, что при утверждении оспариваемых долгосрочных параметров и тарифов нарушено законодательство в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетике, в связи с тем, что необходимая валовая выручка установлена на 2019 год в экономически необоснованном размере, а именно:

-при расчете корректировки НВВ по исполнению инвестиционной программы за 2017 год необоснованно исключены расходы по мероприятиям, не включенным в утвержденную инвестиционную программу (в части тарифных источников);

-в НВВ не включены расходы на аренду земельных участков на плановый период регулирования;

-в НВВ не учтены фактически понесенные расходы на аренду земельных участков за 2017 год при расчете компенсации фактически понесенных в 2017 г. неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на 2017 г.;

-в НВВ не включены расходы по формированию резерва по сомнительным долгам за предыдущие периоды регулирования.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 ноября 2019 г. административное исковое заявление филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» удовлетворено в полном объеме.

С государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины и судебной экономической экспертизы.

В апелляционной жалобе государственный комитет Республики Карелия по ценам тарифам просит решение суда отменить, как не основанное на нормах действующего законодательства.

Административный ответчик считает вывод суда о том, что надлежало включить в состав необходимой валовой выручки (НВВ) плату за аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, противоречащим действующему законодательству. Не согласен административный ответчик и с утверждением суда о том, что тарифному органу надлежало включить в расходы по статье «прочие обоснованные неподконтрольные расходы» расходы на формирование резерва по сомнительным долгам за предыдущие периоды. В данной части полагал, что в случае, если ранее резерв по сомнительным долгам не был предусмотрен в НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», то расходы по формированию резерва сомнительных долгов за 2012-2017 год не могли быть включены на 2019 год. По мнению административного ответчика, заявленные филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» расходы по созданию резерва сомнительных долгов не могли быть включены в НВВ ввиду отсутствия соответствующего правового регулирования. Не согласен административным ответчик со взысканием с него судебных расходов за проведение судебной экспертизы в полном объеме.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» Карелэнерго» и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменной форме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам ФИО1 и Орса Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители административного истца филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

В заключении прокурор Яковлева Н.В. просила решение суда оставить без изменения, отклонив апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. №98-э (далее-Методические указания №98-э).

Пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, является государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия.

В отношении филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» постановлением №224 утверждены долгосрочные параметры и НВВ на долгосрочный период регулирования (2018-2022 гг.).

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществляет передачу электрической энергии по единым (котловым) тарифам, установленным постановлением №213.

27 апреля 2018 г. филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» обратился в ГК РК с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год на территории Республики Карелия с предложениями по корректировке необходимой валовой выручки и расчетом тарифов методом долгосрочной индексации.

12 декабря 2018 г. Федеральной антимонопольной службой (ФАС) вынесено предписание №№СП/101972/18, которым государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при принятии постановления от 31 октября 2012 №173 (с последующими изменениями постановлениями от 26.12.2012 №288, от 20.12.2013 №392, от 24.12.2014 №258, от 30.12.2015 №309, от 27.12.2016 №242), которым были установлены долгосрочные параметры для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и необходимая валовая выручка (на 2012-2017гг.) и постановления №224.

Специалистами государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам 20 декабря 2018 года проведена экспертиза представленных филиалом ПАО «МРСК Северо-Запад» «Карелэнерго» (далее-общество) документов и составлено заключение экспертной группы по рассмотрению предложений общества об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» на 2019 год, в котором отражено, что определенный экспертной группой в соответствии с п.14 Методических указаний №98-э (метод долгосрочной индексации) размер необходимой валовой выручки будет учтен при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

24 января 2019 года экспертной группой ГК РК составлено заключение по результатам исполнения предписания ФАС России от 12 декабря 2018 года №СП/101972/18, в котором отражено, что необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019 год определена в 3 483 571, 16 тыс.руб.

Решения об установлении необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019 год и о внесении изменений в постановления №№224, 213 приняты на заседании правления Государственного комитета Республики Карелия 30 января 2019 года с соблюдением требований пунктов 25, 26, 27 Правил регулирования тарифов.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.

Как следует из материалов дела, при расчете корректировки НВВ на 2019 год ГК РК исключил расходы общества в размере 117 115, 11 тыс.руб. вследствие изменения (неисполнения) инвестиционной программы.

Также ГК РК не учтены расходы по аренде земельных участков на плановый период регулирования- 2 379, 73 тыс.руб., расходы по аренде земельных участков на 2017 год-1 848, 98 тыс.руб. по основаниям п.1 ст.23, п.1 ст.24 Закона об электроэнергетике, пп.п.5 п.28 Основ ценообразования, так как в качестве расходов на аренду земельных участков учитывается только земельный налог.

Не включены ГК РК при проведении корректировки НВВ на 2019 год и расходы на формирование резерва по сомнительным долгам за предыдущие периоды регулирования (по статье «прочие обоснованные неподконтрольные расходы») в размере 531 530, 26 тыс.руб. в связи с тем, что деятельность общества в период 2012-2017 годы регулировалась с использованием метода доходности инвестированного капитала с применением Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.03.2012 № 228-э (далее-Методические указания №228-э), которыми расходы на создание резерва не предусмотрены. Кроме того, возникшая задолженность за 2012-2014 годы могла быть заявлена в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на 2014-2016 годы. Невключение заявленной суммы 531 530, 26 тыс.руб. мотивировано отсутствием соответствующего правового регулирования.

По результатам проведения судебной экспертизы по административному делу эксперты пришли к следующим выводам:

1. Исключению подлежат расходы по мероприятиям, не включенным в утвержденную инвестиционную программу филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 г., в размере 117 115,11 тыс.руб. Величина корректировки НВВ в связи с неисполнением инвестиционной программы составляет (-180 972) тыс.руб.;

2.Экономически обоснованными величинами, подлежащими учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019 г., признаны:

-расходы на аренду земельных участков на 2019 год- в размере 1 721, 20 тыс.руб.;

-фактически понесенные расходы на аренду земельных участков на 2017 год, не учтенные при установления тарифов на 2017 год- в размере 1 848, 98 тыс.руб.;

-фактически понесенные в 2014-2017 годах расходы на формирование резерва по сомнительным долгам- в размере 514 105, 94 тыс.руб.

Решением суда административный иск общества удовлетворен по тем основаниям, что нормативные правовые акты в оспариваемой части приняты с нарушением федерального законодательства в области тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, а именно при корректировке НВВ на 2019 год ГК РК необоснованно не включены: расходы по аренде земельных участков на плановый период и фактически понесенные по указанной статье расходов затраты за 2017 год в суммах 1 721, 20 тыс.руб. и 1 848, 98 тыс.руб. соответственно, расходы по формированию резерва по сомнительным долгам в размере 514 105, 94 тыс.руб.

Выводы суда являются правильными.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду, которые определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013 №ВАС-6446/13, вступившим в законную силу, второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, признано не соответствующим статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 6, 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и недействующим.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Как следует из Правил определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 №582, постановлением правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. №120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность не разграничена», годовая арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и составляет 1,4% в отношении земельных участков, предоставленных для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики и 2% - если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01 земельные участки не относятся к объектам, подлежащим амортизации, а с учетом разъяснений Минфина РФ от 28.04.2008 №03-05-06-02/30, земельный налог на участки, которые находятся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, не начисляется.

Установив, что общество является арендатором земельных участков, которые находятся в федеральной и муниципальной собственности, а размер арендной платы земельных участков рассчитан из кадастровой стоимости, руководствуясь приведенными федеральными и региональными нормами, с учетом решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013, суд пришел к правильному выводу о том, что ГК РК незаконно отказал во включении в расчет корректировки НВВ на 2019 год расходов на аренду земельных участков на плановый период и фактически понесенных в 2017 г.

В данной части суд обоснованно исходил из выводов судебной экспертизы, установившей, что поскольку договоры аренды земельных участков предусматривают расчет арендной платы из кадастровой стоимости земельных участков, то надлежит произвести расчет расходов на аренду земли в 2019 г. исходя из кадастровой стоимости и установленного процента от стоимости, указанного в договорах на 2017 г., без учета корректировок на размер инфляции. При этом не подлежали учету плановые расходы на аренду по договорам, планируемым к заключению в 2018 г., так как на момент установления тарифов для общества ГК РК не мог располагать данными за полный финансовый год.

Согласившись с заключением судебной экспертизы, суд признал, что ГК РК неправомерно исключил из корректировки НВВ на 2019 год расходы по аренде земельных участков на плановый период регулирования в размере 1 721, 20 тыс.руб.

Заключением экспертизы подтверждена экономическая обоснованность фактически понесенных обществом расходов по аренде на 2017 г. в заявленном обществом размере-1 848, 98 тыс.руб.

Обязанность организации по созданию резерва по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной предусмотрена пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее-ПБУ).

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации (пункт 77 ПБУ).

Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с п.33 Основ ценообразования расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 30 марта 2012 г. №228-э, которым не была предусмотрена возможность учета в составе НВВ расходов по созданию резерва по сомнительным долгам.

Расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации, производимый в соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования, Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э предусматривает возможность учесть в составе неподконтрольных расходов расходы по созданию резерва сомнительных долгов.

Пунктом 39 Основ ценообразования установлено, что результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (в том числе при переходе к регулированию методом доходности инвестированного капитала) учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, определенном методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.

При изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.

Пунктом 16 Основ ценообразования предписано, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

Абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования определено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Установлено, что при государственном регулировании тарифов в период с 2012 по 2017 год ГК РК при расчете тарифов в отношении филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» применен метод доходности инвестированного капитала (Методические указания №228-э).

При утверждении долгосрочных параметров регулирования в отношении филиала ПАО «МРСК Северо-Запад» «Карелэнерго» на период 2018-2022гг. утверждения тарифов на 2019 г. применен метод долгосрочной индексации (Методические указания №98-э).

При подаче заявки на корректировку НВВ на 2019 г. филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» были заявлены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности по следующим должникам: ООО «Сетевая компания «Тесла», ООО «Энергосбытовая компания ИнтерЭрго», ООО «ПКС Стройконструкция», ООО «Сетевая компания «Энерго».

Проанализировав в заключении дебиторскую задолженность по каждому должнику, эксперты пришли к выводу о том, что величина резерва по сомнительным долгам, начисленная по счету 63.01. (основная деятельность) по каждому рассматриваемому должнику по состоянию на конец 2017 г., совпадает с суммой основного долга (без учета штрафов, неустоек), заявленной ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и включенной судом в реестр требований кредиторов по каждому должнику. Эксперты по результатам проведенного анализа данных бухгалтерской отчетности установили, что за период 2014-2017 г.г. резерв по сомнительным долгам создавался обществом на сумму сомнительной задолженности по итогам инвентаризации дебиторской задолженности.

Резерв по сомнительным долгам на период 2014-2017гг. создавался филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на сумму сомнительной дебиторской задолженности в соответствии с законодательством в сфере бухгалтерского и налогового учета.

Эксперт пришли к выводам о том, что данная дебиторская задолженность может быть квалифицирована как сомнительная с низкой вероятностью погашения, то есть в перспективе с высокой степенью вероятности станет безнадежной, подлежащей списанию за счет резерва по сомнительным долгам.

По заключению судебной экспертизы экономически обоснованная сумма резерва по сомнительным долгам по расчетам экспертов составляет 514 105, 94 тыс.руб. и соответствует величине сомнительной задолженности (основной долг) ООО «ЭК «ИнтерЭрго», ООО «ПСК Стройконструкция», ООО «ТК «Тесла», ООО «СК «Энерго», включенной в реестр требований кредиторов.

Установив изложенные обстоятельства по результатам проведения судебной экспертизы, суд пришел к правильному выводу о необоснованном отклонении ГК РК при корректировке НВВ на 2019 г. заявленных обществом расходов на создание резерва по сомнительным долгам в размере 514 105,94 тыс.руб.

Судебная экспертиза по делу проведена в соответствии с требованиями ст.ст.77, 78 КАС РФ. Эксперты, проводившие судебную экспертизу, предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов последовательны, логичны и мотивированы.

Руководствуясь ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд признал названное выше заключение экспертов по делу №3а-135/2019 надлежащим доказательством, содержащим достоверные выводы относительно экономически обоснованных величин, подлежащих учету в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019 год.

Доказательств недостоверности заключения экспертов в материалы дела не представлено.

Вывод суда о необоснованном отклонении ГК РК при проведении корректировке НВВ на 2019 год расходов на создание резерва по сомнительным долгам в полной мере соответствуют требованиям пунктов 7, 30, 39 Основ ценообразования.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.

Судебная коллегия считает доводы суда законными, обоснованными и мотивированными, а суждения в жалобе несостоятельными. Выводы суда соответствуют приведенным федеральным нормам.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Так, утверждения в жалобе о невозможности включения в состав корректировке НВВ на 2019 г. расходов по арендной плате на плановый период и фактически понесенных в 2017 году в размерах, определенных судебной экспертизой и установленной судом, основаны на неверном толковании пункта 28 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) и вступившего в законную силу решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013 № ВАС-6446/13.

Суждение в жалобе об отсутствии правовой нормы, позволяющей после изменения метода государственного регулирования тарифов на период регулирования 2018-2022 гг. при корректировке НВВ в состав расходов общества на 2019 год включить понесенные фактически расходы по созданию резерва сомнительных долгов несостоятельно в силу положений как пункта 30 Основ ценообразования, прямо предусмотревшего, что расходы по созданию резерва сомнительных долгов подлежат включению в состав НВВ (при корректировке НВВ - в соответствии с пунктами 32, 38 Основ ценообразования, пунктами 9, 11 Методических указаний №98-э), так и положений пункта 7 Основ ценообразования, установившего механизм компенсации понесенных ранее регулируемой организацией экономически обоснованных расходов.

В указанной части надлежит отметить, что включение в состав корректировки НВВ на 2019 г. расходов на создание резерва сомнительных долгов, созданного в период 2014-2017гг. (л.д.147 т.8), не противоречит приведенным федеральным нормам в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики.

Иные доводы апелляционной жалобы относительно размера суммы резерва в период его формирования, компенсации выпадающих доходов филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» по фактическому объему выручки от реализации электрической энергии за 2012-2014гг. не влияют на правильность выводов суда и на обоснованность принятого судом решения.

По результатам рассмотрения дела судебные расходы распределены судом по правилам, предусмотренным ч.1 ст.111 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Правовые основания для отмены или изменения решения суда, предусмотренные ст.310 КАС РФ, по делу отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Карелия от 05 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам-без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи