№ 66а-414/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 13 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.Г.,
ФИО1,
при ведении протокола помощником судьи Абрамовым П.И.,
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5137/2019 по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы ФИО2 на решение Московского городского суда от 30 октября 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Бизнесресурс» об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., пояснения представителя Правительства Москвы ФИО3, представителя административного истца ФИО4, заключение прокурора Русакова И.В., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», №67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года №1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП» приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года. В перечень объектов недвижимого имущества, под пунктом 12953 включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: г. Москва, <адрес>. Постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2018 года и 13 декабря 2018 года опубликовано в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» №69, том 1.
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Бизнесресурс» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года, в редакции постановления №1425-ПП от 27 ноября 2018 года в части включения в Перечень на 2019 год здания с кадастровым номером №, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Требования мотивированы тем, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей, включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования – для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Площадь объекта недвижимости составляет <данные изъяты> кв.м.
В связи с этим нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 30 октября 2019 года исковые требования ООО «Бизнесресурс» удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по тем основаниям, что нежилое здание обоснованно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку по сведениям, полученным посредством геопространственного анализа границ зданий, поставленных на кадастровый учет в ЕГРН, и указанных на Публичной кадастровой карте, спорный объект расположен на трех земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, последний из которых имеет вид разрешенного использования - эксплуатация здания в административных целях.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором и ООО «Бизнесресурс» представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года №65 «О Правительстве Москвы», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы №700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие его акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2019 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций», статьей 1.1 которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 названного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критерию.
Между тем, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Из материалов дела следует, что ООО «Бизнесресурс» является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Москва, <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования – для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июля 2019 года № (л.д.38), от 01 августа 2019 года № (л.д.41) и не предполагает размещение на нем объектов в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы о том, что спорное здание расположено на трех земельных участках, один из которых с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «эксплуатация здания в административных целях», является несостоятельным, поскольку не подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, единственном официальном источнике регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанные сведения административным ответчиком приведены с портала услуг Публичная кадастровая карта и на основании данных, предоставленных в письме Департамента городского имущества города Москвы, которые не являются официальными источниками, позволяющими установить место нахождения спорного здания и вид разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, из ответа Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве» № от ДД.ММ.ГГГГ 2019 года на запрос суда первой инстанции, следует, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, который имеет вид разрешенного использования «для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения», связь здания с земельным участком с кадастровым номером №, который имеет вид разрешенного использования «эксплуатация здания в административных целях», не установлена (л.д.67).
Не подлежит включению в Перечень спорное здание по признаку фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку в Перечень могут быть включены по данному признаку отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них. Из представленных материалов следует, что нежилое здание с кадастровым номером № имеет площадь <данные изъяты> кв.м.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, отсутствуют они и в материалах дела.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Московского городского суда от 30 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи