ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-4245/2021 от 06.09.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 440S0000-01-2021-000247-12

№ 66а-4245/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 6 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.И., Кольцюка В.М.,

при секретаре Борковской А.Б.,

с участием прокурора Хатовой В.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-312/2021 по апелляционной жалобе Долматова Михаила Михайловича на решение Костромского областного суда от 27 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Долматова Михаила Михайловича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный избирательный округ №107» об отмене постановления от 15 августа 2021 года № 49 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный избирательный округ №107», Долматова Михаила Михайловича», признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности принять решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В., объяснения административного истца Долматова М.М., представителей административного истца Карлову Е.Ю., Семенова В.В., Глушенкова А.В., представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный избирательный округ №107» Лопатиной Н.В., Ахмеровой Э.Н., Исаковой О.М., заключение прокурора Хатовой В.Э., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 на избирательную комиссию Костромской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ № 107».

Постановлением окружной избирательной комиссии от 15 августа 2021 года № 49 Долматову М.М., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный избирательный округ №107» на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с выявлением недостоверных и недействительных подписей избирателей; недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Долматов М.М. обратился в суд с административным иском в котором, с учетом уточнения требований, просил отменить указанное постановление окружной избирательной комиссии, признать незаконными действия и бездействия окружной избирательной комиссии, возложить на окружную избирательную комиссию обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ №107».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при вынесении оспариваемого постановления были нарушены требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и постановления Центральной избирательной комиссии России от 9 июня 2021 года № 9/74-8 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва».

По мнению административного истца, все подписи выполнены непосредственно избирателями и на этом основании не могут быть признаны недостоверными и недействительными. Исследования экспертов проведены с нарушением требований законодательства и нормативных документов, регламентирующих порядок производства исследований подписных листов. Кроме того, после рассмотрения возражений кандидата рабочая группа не подготовила и не представила кандидату справку о результатах их рассмотрения. Административный истец полагает, что окружная избирательная комиссия не надлежащим образом рассмотрела жалобы избирателей на итоговый протокол проверки подписных листов, который составлен без голосования, изготовлен и подписан за пределами рабочего времени избирательной комиссии в нарушение принципов открытости и гласности.

Решением Костромского областного суда от 27 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Долматова М.М. отказано.

В апелляционной жалобе Долматов М.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное определение численности населения Костромской области, что повлияло на количество необходимых подписей избирателей. С учетом признанных в итоговом протоколе избирательной комиссии достоверных подписей, Долматов М.М. должен был зарегистрирован по одномандатному избирательному округу №107. Кроме того, указывает, что заключения экспертов <данные изъяты>, принятые окружной избирательной комиссией, не могут являться официальными документами ЭКЦ УВД России, поскольку оформлены ненадлежащим образом, с многочисленными нарушениями Инструкции по делопроизводству в организациях, входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Долматовым М.М. представлена уточненная апелляционная жалоба, в которой указано, что суд применил Федеральный закон №300-ФЗ от 3 ноября 2015 года «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы», тогда как применению подлежала специальная норма, определяющая численность избирателей с учетом процессуального принципа –действия закона во времени и пространстве –пункт 10 статьи 16 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения суда. Приходя к обоснованному выводу о согласии с доводами письменных возражений на итоговый протокол проверки подписных листов в части неправомерного исключения всех подписей, имеющихся в так называемых «цепочках», суд не указал количество действительных подписей, что свидетельствует о неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и как следствие вынесении неправомерного решения.

Относительно доводов апелляционной жалобы окружной избирательной комиссией и прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности обжалуемого судебного решения.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Суд первой инстанции, проанализировав положения пунктов 1 и 2 статьи 31.1, пункта 1.2 статьи 37, пунктов 1, 3, 3.1, 6.4, 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 1 статьи 12, части 3 статьи 44, пункта 1 части 2 статьи 47, частей 1,2,4,10,14 пункта 15 статьи 49, пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Постановления Центральной избирательной комиссии России от 09 июня 2021года №9/74-8 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о законности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный избирательный округ №107», в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Долматовым М.М. требований.

Судебная коллегия по административным делам полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ) решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Частью 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ также предусмотрено, что в поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 данной статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия ЦИК России решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).

Центральная избирательная комиссия России разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, представляет в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы новую схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. В схеме одномандатных избирательных округов указывается в числе прочего число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет (части 10 и 12 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» число избирателей, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ №107» составляет 545 447 человек.

В приложении 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии России от 09 июня 2021 года №9/74-8 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ №107» - 16 364, а также максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию – 17 182.

Позиция Долматова М.М. о неправильном установлении численности избирателей и неверном определении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва основана на ошибочном толковании норм избирательного законодательства. Ссылка административного истца на необходимость применения постановления Избирательной комиссии Костромской области от 18 января 2021 года № 1695 несостоятельна, поскольку указанное постановление устанавливает численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Костромской области по состоянию на 1 января 2021 года (520 726 человек), тогда как часть 5 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предписывает определение 3 процентов подписи избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, утвержденных Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (545 447 человек).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (часть 1). Для проверки соблюдения требований, указанных в части 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (часть 2). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений окружные избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (часть 4). По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 10). Кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации (часть 20).

Положениями пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлено, что основанием отказа в регистрации для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.

Как следует из материалов дела, 4 августа 2021 года Долматов М.М. представил в избирательную комиссию в числе иных документов подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения, в количестве 43 папок (42 папки по 100 листов, папка № 43- 87 листов), содержащие 17 181 подпись избирателей.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 16 июня 2021года № 1 утвержден состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в указанную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и Положение о рабочей группе.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 19 июня 2021года № 3 определено, что проверке подлежат все подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу «Костромская область – Костромской одномандатный округ №107».

В целях проведения проверки достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, на основании частей 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, к проверке привлечены эксперты <данные изъяты>, которыми составлены заключения от 10 и 11 августа 2021 года.

По результатам проверки подписей избирателей, с учетом заключений экспертов и ведомостей проверки подписных листов составлен итоговый протокол проверки подписных листов от 13 августа 2021 года, согласно которому количество проверенных подписей избирателей – 17 181, недостоверными (недействительными) по основаниям, установленным частями 13, 14, пунктов 1,2,3,4,6,7,8,11,13 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ признано – 2015, из них: повторяющаяся подпись одного и того же избирателя – 28 подписей; подпись избирателя выполнена другим лицом – 568 подписей; подпись избирателя, собранная до дня оплаты изготовления подписных листов – 1; подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе – 22 подписи; сведения об избирателе не соответствуют действительности – 568 подписей; не указан год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – число и месяц рождения) – 122 подписи; нет или неполные паспортные данные избирателя – 6 подписей; нет или неполный адрес места жительства избирателя – 52 подписи; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя – 1 подпись; дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно – 486 подписей; неоговоренные исправления в сведениях об избирателе – 10 подписей; фамилия, имя, отчество указаны избирателем несобственноручно – 87 подписей; подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей – 12 подписей; неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей – 7 подписей; сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме – 12 подписей; сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не соответствуют действительности – 33 подписи. Выявленное количество недостоверных (недействительных) подписей составило 2015 (11,73%), количество достоверных подписей – 15 166.

15 августа 2021 года Долматовым М.М. представлены в окружную избирательную комиссию письменные возражения на итоговый протокол, по результатам рассмотрения которых 18 подписей избирателей исключены из 2015 недостоверных (недействительных) подписей, что отражено в справке рабочей группы. С учетом указанного, количество недостоверных (недействительных) подписей составило 1997 (11,62%), количество достоверных подписей составило 15 184.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Аналогичные положения установлены частью 14 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.

Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения (самовыдвижения) одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (часть 13 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ).

Окружная избирательная комиссия правомерно исходила из пункта 3.2.3.10 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 года № 9/75-8, согласно которому в случаях, когда в проверяемой папке (нескольких папках) экспертом-почерковедом выявляются фамилии, имена, отчества избирателей, даты внесения подписей избирателей, выполненные одним лицом (так называемые цепочки), недействительными признаются все подписи избирателей с фамилиями, именами, отчествами, датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.

Проверяя доводы административного истца, судом первой инстанции исследованы оригиналы папок с подписными листами, представленными в окружную избирательную комиссию Долматовым М.М. Допустимых доказательств, ставящих под сомнение выводы окружной избирательной комиссии о наличии недостоверных (недействительных) подписей, стороной административного истца не представлено.

Указание административного истца о том, что проверка подписей окружной избирательной комиссией проводилась с нарушением положений законодательства о выборах, обоснованно отклонена судом первой инстанции.

Учитывая, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу «Костромская область - Костромской одномандатный избирательный округ №107» составляет 16 364, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным истцом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, в связи с чем, постановление окружной избирательной комиссии от 15 августа 2021 года № 49 об отказе в регистрации Долматова М.М. кандидатом в депутаты на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ является законным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы окружной избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на заключениях экспертов, являющихся ненадлежащими документами, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недействительными проверялись судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Согласно правовой позиции изложенной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункте 1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года, на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом заключение эксперта, который обосновал вывод о недостоверности или недействительности подписей избирателей, подлежит оценке судом.

Судом первой инстанции подробно рассмотрены доводы административного истца о нарушении экспертами требований законодательства и нормативных документов, регламентирующих порядок производства исследований подписных листов. Допрошенные в судебном заседании эксперты <данные изъяты>ФИО17., ФИО18., ФИО19., ФИО20ФИО21 поддержали выводы экспертных заключений. Выводы суда о соответствии экспертных заключений нормам избирательного законодательства являются обоснованными.

Оценивая доводы Долматова М.М. о нарушении окружной избирательной комиссией порядка рассмотрения жалоб избирателей, пришедших подтвердить достоверность своей подписи в поддержку кандидата, судом правильно указано, что порядок рассмотрения данных жалоб избирательной комиссией при разрешении вопроса о законности оспариваемого постановления об отказе в регистрации кандидатом юридического значения не имеет.

Вопреки доводам административного истца о нарушении окружной избирательной комиссией процедуры принятия оспариваемого постановления, в ходе просмотра в судебном заседании представленных сторонами видеозаписей заседаний окружной избирательной комиссии и рабочей группы, указанных нарушений не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.

Таким образом, решение Костромского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Костромского областного суда от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долматова Михаила Михайловича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи