ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-427/20 от 09.07.2020 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 14OS0000-01-2020-000003-23

№ 66а-427/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Никитиной Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-16/2020 по административному исковому заявлению ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании недействующим постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2019 года №118 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ГУП ЖКХ» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха «Якутия) на 2019 год»,

по апелляционной жалобе административного истца ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) 25 октября 2019 года принято постановление № 118 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ГУП ЖКХ» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха «Якутия) на 2019 год» (далее - Постановление №118).

ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления №118. Требования мотивированы тем, что в нарушении тарифного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете тарифный орган не принял в тарифе на тепловую энергию расходы на амортизацию по котельной «Квартальная» в размере 29 962, 77 тыс. рублей, ссылка регулирующего органа на статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как налоговое законодательство в данном случае не применяется. Также административный истец полагает, что тарифным органом неправомерно уменьшены расходы на оплату труда, поскольку не была учтена среднесписочная нормативная численность работников аварийно-диспетчерской службы 16,6 человек.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» Порциян Л.В. просит решение отменить, административное исковое заявление удовлетворить.

Представителем Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Алексеевой С.К. и прокурором, участвовавшим в деле Марковой Д.Р., на указанную жалобу поданы возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения.

В суд апелляционной инстанции представитель ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», представитель Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года № 468, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Государственный комитет) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).

Как правильно установлено судом первой инстанции, Постановление №118 принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре его принятия и порядку опубликования.

Суд первой инстанции оценивая довод административного истца о необоснованном не включении в тариф расходов на амортизацию по котельной «Квартальная», исходил из того, что расходы на амортизацию основных средств, относимых к объектам теплоснабжения, и приобретенных (созданных) за счет целевых бюджетных средств, не подлежат включению в регулируемые тарифы в сфере теплоснабжения в связи с тем, что регулируемая организация не осуществила затраты на приобретение (создание) таких объектов, получила их на безвозмездной основе.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Тарифным органом 09 сентября 2019 года издан приказ № 120/од, которым открыто дело об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» потребителям поселка Витим МР «Ленский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на 2019 год.

Из экспертного заключения по результатам проведения экспертизы, представленных ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» усматривается, что тариф устанавливался впервые, методом регулирования выбран метод экономически обоснованных расходов, несмотря на указание во вводной его части на выбранный метод индексации тарифов.

Амортизация основных средств принята в сумме 1 476,08 тыс. рублей, исходя из размера балансовой стоимости имущества котельных «Охнино» и «Геолог», срока полезного использования зданий и оборудования. Расходы на амортизацию котельной «Квартальная» в размере 29 962, 77 тыс. рублей исключены в связи с тем, что объект был создан за счет бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2018 года №Р-1233 в государственную собственность Республики Саха (Якутия) принят завершенный строительством объект «Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в поселок Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура сельскохозяйственных угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса) Квартальная котельная», расположенный по адресу Республика Саха (Якутия), Ленский район, поселок Витим.

Судом установлено, что котельная «Квартальная» эксплуатируется ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» на праве хозяйственного ведения.

Из пункта 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации.

Из пункта 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункта 39 Методических указаний усматривается, что сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 7 Положения по Бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н (далее - ПБУ6/01), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

С учетом изложенного не может быть признан правильным вывод суда первой инстанции о том, что в отношении указанных объектов не подлежит начислению амортизация, и затраты по данной статье обоснованно были исключены тарифным органом из расчета тарифа, а ссылка в заключении тарифного органа на подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, основана на ошибочном толковании закона, поскольку положения этой нормы регулируют налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.

Относительно доводов административного истца о неправомерном уменьшении тарифным органом расходов на оплату труда, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из экспертного заключения по результатам проведения экспертизы, представленных ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», расходы на оплату труда приняты в размере 7973 рубля 70 копеек, рассчитаны исходя из регионального тарифного соглашения. Тарифным органом при определении расходов на оплату труда не применено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - ОТС). Ставка рабочего первого разряда принята в соответствии с приложением № 1 к ОТС в размере 10303 рубля.

Регулируемой организацией представлены в материалы тарифного дела сведения о составе аварийно-диспетчерской службы, в которую входят инженерно-технические работники, рабочие и водители, тарифным органом данные сведения оценены не были.

При таких обстоятельствах, расходы на оплату труда определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства.

Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении соответствующих требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать недействующим с даты принятия постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2019 года №118 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ГУП ЖКХ» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха «Якутия) на 2019 год».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) путем подачи кассационных жалоб, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий

О.Е. Красикова

Судья

Е.Н. Ненашева

Г.Н. Никитина