ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-429/2021 от 09.02.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кощеев А.В.

Дело № 66а-429/2021 (номер дела в суде первой инстанции М-102/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по частной жалобе Х. на определение судьи Кировского областного суда от 15 декабря 2020 года об оставлении без движения административного искового заявления Х. об оспаривании Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 года №28/10, в части установления водоохранных зон и зоны водозабора в отношении земельных участков в кадастровом квартале ,

у с т а н о в и л:

определением судьи Кировского областного суда от 15 декабря 2020 года оставлено без движения упомянутое административное исковое заявление, как не соответствующее требованию пункта 3 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неуказания источника и даты опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также предложено административному истцу указать сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, при намерении вести дело через представителя, то данные последнего.

Не согласившись с названным определением, заявитель жалобы просит указанный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм процессуального права, указывая, что в просительной части административного искового заявления указаны все реквизиты оспариваемых Правил, в том числе источники и даты опубликования. Кроме того указывает, что подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, допускается.

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 3 статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 КАС РФ.

Положениями статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Оставляя административное исковое заявление без движения, судья исходил из того, что оно не соответствует требованиям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: не указаны в административном исковом заявлении источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда ошибочными.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования.

Как следует из административного искового заявления Х. указаны сведения об источнике и дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а именно: в просительной части административного искового заявления, в связи с чем у судьи суда первой инстанции не имелись, предусмотренные статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основания для оставления административного искового заявления без движения с установлением срока для устранения его недостатков.

Кроме того, частью 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как прямо указано в абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", законодательство об административном судопроизводстве не устанавливает требование о необходимости подписания административного искового заявления об оспаривании соответствующего правового акта только лицом, имеющим высшее юридическое образование (административным истцом или его представителем). Допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование (части 1, 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь вышеуказанными нормами процессуального права и принимая во внимание, что административный иск подан и подписан административным истцом, ошибочным является и вывод суда первой инстанции о том, что в иске необходимо указать сведения о высшем юридическом образовании и сведения о его представителе, при намерении вести дело через представителя. Предложение о предоставлении либо указании каких-либо сведений суд первой инстанции может отразить в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий (часть 1 статьи 133 КАС РФ).

Принимая во внимание изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, как постановлено судом с нарушением норм процессуального права, с направлением административного искового заявления в Кировский областной суд для решения вопроса о принятии к производству.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

определил:

определение Кировского областного суда от 15 декабря 2020 года об оставлении без движения административного искового заявления Х. об оспаривании Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 года №28/10, в части установления водоохранных зон и зоны водозабора в отношении земельных участков в кадастровом квартале - отменить.

Материал с данным административным исковым заявлением направить в Кировский областной суд для решения вопроса о принятии к производству.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Кировский областной суд.

Судья