№66а-430/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Переверзиной Е.Б., Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Дерюшевой Т.С.
рассмотрев административное дело №3а-137/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об изменении кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Свердловского областного суда от 25 февраля 2020 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Переверзиной Е.Б., пояснения представителя административного истца ФИО2, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в котором с учётом изменённых требований просила пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости, определить кадастровую стоимость объектов недвижимости пропорционально изменению площади объектов недвижимости имущества по состоянию на 6 июня 2018 года:
-земельный участок с кадастровым № общей площадью 18278 кв.м. – 5 162 664 рубля 36 копеек;
-земельный участок с кадастровым № общей площадью 1674 кв.м. – 465 199 рублей 05 копеек;
-земельный участок с кадастровым № общей площадью 1352 кв.м. – 381 875 рублей 60 копеек;
-земельный участок с кадастровым № общей площадью 24 752 кв.м. – 6 991 260 рублей 99 копеек.
Требования ФИО1 мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми №, №.
Земельные участки с кадастровыми № в соответствии с распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – ТУ Росимущества в Свердловской области) от 11 апреля 2018 года № 162-р были образованы путём выделения из земельного участка с кадастровым №, с сохранением исходного земельного участка в изменённых границах. Вновь образованные земельные границы были сформированы и поставлены на кадастровый учёт 6 июня 2018 года. Ранее учтённый земельный участок с кадастровым № имел площадь 46 029 кв.м., его кадастровая стоимость по состоянию на 14 мая 2015 года была установлена решением Свердловского областного суда от 13 апреля 2018 года в размере 13 001 000 рублей.
По мнению административного истца, поскольку происходило выделение земельных участков с кадастровыми № из земельного участка с кадастровым №, то все вновь созданные земельные участки и ранее учтённый земельный участок (в изменившихся границах), должны иметь кадастровую стоимость, соотносящуюся с кадастровой стоимостью исходного земельного участка, которая была установлена решением Свердловского областного суда от 13 апреля 2018 года по административному делу № 3а-97/2018.
Решением Свердловского областного суда от 25 февраля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта и принятии нового решения, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и существенное нарушение норм материального права. Полагает, что при расчёте кадастровой стоимости спорных земельных участков были использованы недостоверные сведения, суд применил удельный показатель кадастровой стоимости исходя из математического расчёта путём деления кадастровой стоимости земельного участка, который уже не существует с 2014 года, на площадь данного несуществующего участка.
От представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы. Представитель административного ответчика ссылается на пункты 2.1.17, 2.1.18 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222. Считает, что определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, а не на основе произвольно высчитанного удельного показателя из кадастровой стоимости, установленной решением суда. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, представители заинтересованных лиц Территориального управления Росимущества в Свердловской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон об оценочной деятельности) является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны быть в том числе приложены следующие документы (статья 126, части 2, 3 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации): кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчёте об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах); нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся лицом, обладающим правом на объект недвижимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
Обязанность доказывания недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, возложена на административного истца (часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует, что Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург»
Как установлено судом первой инстанции, сведения о земельном участке с кадастровым №, из которого впоследствии были образованы земельные участки с кадастровыми № внесены в государственный кадастр недвижимости 19 февраля 2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» актом определения кадастровой стоимости от 19 февраля 2014 года с использованием удельного показателя в размере 1 117 рублей 33 коп./м., утверждённого Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32, а также в соответствии с пунктом 2.1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее по тексту- Методические указания) с применением удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым № (преобразуемый объект) и составила 74 889 043,25 руб. (1 117,33/кв.м. *67025 кв.м.).
14 мая 2015 года в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта внесены изменения в сведения о характеристике земельного участка с кадастровым №: значение площади изменено с «67025 кв.м.» на «46029 кв.м.».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № определена в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 117,33 кв.м. и составила 51 429 582 рубля 57 копеек (1 117,33 руб./кв.м. *46029 кв.м.).
Дата внесения кадастровой стоимости в размере 51 429 582 рубля 57 копеек в государственный кадастр недвижимости - 14 мая 2015 года, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость - 14 мая 2015 года.
Кадастровая стоимость в размере 51 429 582 рубля 57 копеек оспорена арендодателем судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 13 апреля 2018 года по административному делу № 3а-97/2018 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № в размере 13 001 000 рублей по состоянию на 14 мая 2015 года.
8 июня 2018 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены изменения в сведения о характеристике земельного участка с кадастровым № значение площади изменено с «46029 м.» на «24752 кв.м.».
Дата внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 8 июня 2018 года, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость - 8 июня 2018 года.
Решение Свердловского областного суда по административному делу № 3а-97/2018 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере рыночной стоимости вынесено 13 апреля 2018 года, а 11 апреля 2018 года по заявлению административного истца издано распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области № 162-р об образовании путём выделения из земельного участка с кадастровым № земельных участков с кадастровыми №, с сохранением исходного земельного участка в изменённых границах. Вновь образованные земельные границы были сформированы и поставлены на кадастровый учёт 6 июня 2018 года.
На основании решения о постановке на кадастровый учёт объектов недвижимости от 6 июня 2018 года, принятого по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости от 31 мая 2018 да № и представленного межевого плана,
изготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трёх земельных участков путём раздела земельного участка с кадастровым №, с сохранением исходного земельного участка в изменённых границах, в ЕГРН внесены сведения о земельных участках с кадастровыми №.
При расчёте величины кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми № применено значение удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым № в размере 1 117,33 руб./кв.м., утверждённого при проведении государственной кадастровой оценки приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года №32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В соответствии с пунктами 2.1.17 Методических указаний по стоянию на 6 июня 2018 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми № в размере 20 422 557 рублей 74 копейки, 1 840 242 рубля 51 копейка и 1 510 630 рублей 16 копеек соответственно.
Для земельного участка с кадастровым № кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя в размере 1 117 рублей 33 копейки в соответствии с пунктом 2.1.18 Методических указаний.
После внесения 6 июня 2018 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми № государственный кадастровый учёт изменений количественных и (или) качественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости не осуществлялся.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для удовлетворения требований административного истца о пересчёте кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми №, образованных из земельного участка с кадастровым №, в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, а именно, неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, отсутствуют, поскольку иного порядка определения кадастровой стоимости для вновь образуемых цельных участков, в том числе на основании ранее выносившегося судебного акта, ни Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, ни Методические указания по определению кадастровой стоимости, утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 не допускают и не предусматривают.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, считая их правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.2).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Положения части 1 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривают, что определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель до 31 декабря 2018 года определяли Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 13 Правил при проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Минэкономразвития России во исполнение названных Правил приказом от 12 августа 2006 года № 222 (действовали до 1 марта 2019 года, на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Свердловской области в 2012 году), утвердил Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пунктам 2.1.17, 2.1.18 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, в случае образования новых земельных участков или земельного участка путём выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образованных земельных участков и преобразуемого земельного участка определяется путём умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования. В случае образования новых земельных участков путём разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путём умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (пункт 2.1.17 Методических указаний) (действовавшие до 1 марта 2019 года).
Положения пункта 23 приказа от 24 сентября 2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (начало действия – 2 марта 2019 года), согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путём умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади, не могли применяться при рассмотрении данного административного дела, поскольку указанный приказ на момент возникновения спорных отношений не действовал.
Ссылка подателя жалобы на необходимость применения к спорным правоотношениям пункта 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, согласно которому в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка основана на ошибочном толковании истцом норм материального права, поскольку кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка должна была определяться на основании пункта 2.1.18 Методических указаний.
При этом, ни Методическими указаниями, ни каким-либо другим нормативно-правовым актом орган кадастрового учёта не уполномочен самостоятельно вести расчёт (определение) удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учёта обязан использовать значение удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого при проведении государственной кадастровой оценки земель соответствующей категории и оценочной группы (либо для соответствующего земельного участка).
При таком положении, учитывая, что административным истцом не доказаны в порядке пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 обстоятельства того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка использовались недостоверные сведения о нём, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков определена федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, утверждённого при проведении государственной кадастровой оценки приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года №32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в размере 1 117 рублей 33 копейки.
Доводы апелляционной жалобы административного истца сводятся к несогласию определения кадастровой стоимости для вновь образуемых и преобразованного земельных участков. В этой связи заявитель не лишён права на обращение в суд с самостоятельным административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми №.
Сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Вопреки утверждению ФИО1 в апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе о нарушении норм материального права судом первой инстанции, основаны на ошибочном понимании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Свердловский областной суд.
Председательствующий:
Судьи: