Судья Гафаров Р.Ф. Дело №66а-444/2020
(номер дела в суде первой инстанции 3а-582/2019)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 3 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сорокина М.С.,
судей Красновой Н.П., Батялова В.А.
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц по апелляционной жалобе Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителей административного ответчика Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан ФИО4, представителей заинтересованного лица Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви» (Московский Патриархат) ФИО5 и Недавней О.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» г. Набережные Челны Республики Татарстан и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на допущенные ею систематические и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации и порядка деятельности, определенного ее уставом.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании обращения прокуратуры г. Набережные Челны Республики Татарстан от 24 июня 2019 года № Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан направлен запрос в Экспертный Совет при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Экспертный Совет) о проведении государственной религиоведческой экспертизы в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Во исполнение данного запроса 4 июля 2019 года Экспертным Советом проведена государственная религиоведческая экспертиза в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны, по результатам которой Экспертный Совет пришел к выводу об утрате религиозной организацией признаков религиозного объединения. Установлено, что сведения о фактической деятельности не достоверны и не соответствуют формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при государственной регистрации религиозной организации. При осуществлении своей деятельности требования Устава относительно целей и порядка деятельности религиозная организация не соблюдает. Квалифицировать Православную религиозную организацию Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан в качестве религиозной организации в связи с отсутствием таких признаков, как православное вероисповедание, совершение богослужений, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, не представляется возможным.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года административное исковое заявления удовлетворено, постановлено ликвидировать Православную религиозную организацию Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан с ее исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе Православная религиозная организация «Братство Святой Троицы» просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике и заинтересованным лицом Религиозной организацией «Казанская Епархия Русской Православной Церкви» (Московский Патриархат) представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» ФИО1, ФИО2, ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан ФИО4, представители заинтересованного лица Религиозной организации «Казанская Епархия Русской Православной Церкви» (Московский Патриархат) ФИО5 и Недавняя О.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Религиозная организация, как это следует из положений пункта 3 статьи 2, абзаца первого и второго пункта 1 и пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), является одной из форм некоммерческой организации.
Особенности правового положения религиозных объединений определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Под религиозным объединением Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» понимает добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп или религиозных организаций (пп.1 и 2 статьи 6).
В соответствии с пп.1 статьи 8 названного федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Статья 14 Федерального закона № 125-ФЗ, регламентируя вопросы о ликвидации религиозных организаций, предусматривает в абзаце третьем пункта 1 предписание о ликвидации таковой по решению суда, в том числе в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, названного закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Одновременно федеральный законодатель в пункте 2 этой же статьи установил исчерпывающий перечень оснований, каждое из которых является достаточным основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что первоначально устав Организации зарегистрирован постановлением мэра г. Набережные Челны Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ (наименование: Набережночелнинское Братство Святой Троицы Республики Татарстан).
28 июня 2001 года Организация перерегистрирована Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан с наименованием: Православная религиозная организация Братство Святой Троицы г. Набережные Челны.
Сведения о религиозной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18 декабря 2002 года под государственным регистрационным номером №
Как следует из материалов дела и установлено судом, Православная религиозная организация Братство Святой Троицы г. Набережные Челны не входит в состав Казанской Епархии Русской Православной Церкви или иной централизованной религиозной организации, действует на основании Устава в редакции от 20 августа 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан.
24 июня 2019 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан из прокуратуры г. Набережные Челны направлен запрос о возможности проведения в отношении Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» государственной религиоведческой экспертизы, в связи с поступлением обращения ФИО6 – митрополита Казанского и Татарстанского на предмет проверки законности осуществления на территории г. Набережные Челны деятельности указанной организации в качестве религиозной организации.
Во исполнение данного запроса Экспертным Советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан 4 июля 2019 года проведена государственная религиоведческая экспертиза в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны, по результатам которой Экспертный Совет пришел к выводу об утрате Православной религиозной организацией Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан признаков религиозного объединения. Установлено, что сведения о фактической деятельности не достоверны и не соответствуют формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при государственной регистрации Религиозной организации. При осуществлении своей деятельности требования Устава относительно целей и порядка деятельности религиозная организация не соблюдает. Квалифицировать Православную религиозную организацию Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан в качестве религиозной организации в связи с отсутствием таких признаков, как православное вероисповедание, совершение богослужений, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, не представляется возможным.
Между тем, данное экспертное заключение судом первой инстанции признано недопустимым доказательством по настоящему делу.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2019 года по настоящему делу назначена судебная религиоведческая экспертиза, производство которой поручено Экспертному совету по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан. Перед экспертами судом были поставлены следующие вопросы: имеются либо утрачены в деятельности Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан признаки религиозного объединения (вероисповедания, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии и религиозного воспитания своих последователей)? Достоверна ли, соответствует ли фактическая деятельность религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации? Соблюдает ли Православная религиозная организация Братство Святой Троицы г. Набережные Челны при осуществлении своей деятельности устав относительно целей и порядка деятельности?
Согласно экспертному заключению Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы от 4 октября 2019 года в деятельности Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан признаки православного религиозного объединения утрачены. В данном случае имеет место имитация православной богослужебной деятельности, что может быть расценено, как попытка ввести в заблуждение, как членов организации, так и органы государственной власти, и другие религиозные организации. Сведения о фактической деятельности не достоверны и не соответствуют формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при государственной регистрации организации, имеются противоречия между заявленной и фактической деятельностью. Установлено, что при осуществлении своей деятельности требования Устава относительно целей и порядка деятельности организации не соблюдает. В Уставе организации указано, что она «осуществляет свою деятельность по благословению Священноначалия Православной Церкви» (п.1.3 Устава), также в редакции действующего Устава от 20 августа 2016 года (Приложение к Уставу) указано, что она осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания (Библия- Ветхий и Новый Заветы) и Священного предания, канонов и правил святых апостолов, Святых Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов и Святых отцов (п.1 Приложения к Уставу). Вместе с тем указанные положения организация не соблюдает, отсутствует письменное благословение правящего архиерея.
С учетом вышеизложенного, Экспертный Совет пришел к заключению, что Православную религиозную организацию Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан не представляется возможным квалифицировать как православную религиозную организацию в силу отсутствия признаков: православного вероисповедования, совершения богослужений, обучения религии и религиозного воспитания своих последователей, указанных в статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что организация осуществляет деятельность с грубыми и неоднократными нарушениями требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», которые носят систематический характер и подтверждаются выводами экспертного заключения по результатам судебной религиоведческой экспертизы. При этом суд первой инстанции исходил из того, что при осуществлении своей деятельности требования Устава относительно целей и порядка деятельности организация не соблюдает. Отсутствует письменное благословение правящего архиерея на осуществление деятельности; богослужения, другие религиозные обряды и церемонии не совершаются.
Отклоняя как несостоятельный довод представителя административного ответчика о совершении богослужений священниками ФИО23 и ФИО24, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Указом Митрополита Казанского и Татарстанского № 4 от 8 февраля 2016 года протоиерей ФИО26 был не вправе совершать православные богослужения на всей территории Казанской Епархии, в том числе и в Братстве Святой Троицы г. Набережные Челны. Проведение богослужений священником ФИО20 опровергается как письменными объяснениями самого ФИО20, данными прокурору г. Набережные Челны, так и указом Митрополита Казанского и Татарстанского № 166 от 18 сентября 2015 года, согласно которому ФИО25 освобожден от несения послушания при Свято-Троицком Братстве г. Набережные Челны и ему запрещено совершение богослужений и исполнение треб в Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны.
Оценив экспертное заключение от 4 октября 2019 года по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное заключение подтверждает наличие в деятельности религиозной организации нарушений требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», в частности осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан. Данное заключение соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, пункту 13 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 года № 53, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований считать экспертное заключение недопустимым доказательством не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для ликвидации религиозной организации не соглашается по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным истцом в качестве правовых оснований ликвидации Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» указано на грубое нарушения норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям ее создания ( пункт 1 статьи 14 Федерального Закона № 125-ФЗ ).
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ранее 19 июля 2017 года в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны Республики Татарстан Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан проводилась аналогичная религиоведческая экспертиза, на разрешение которой были поставлены те же вопросы. По результатам проведения государственной религиоведческой экспертизы в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны от 19 июля 2017 года правовых оснований, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 125-ФЗ, для ликвидации религиозной организации не установлено.
Кроме того, в период с 25 июня 2018 года по 18 июля 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в отношении Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны проведена плановая выездная проверка с целью определения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом, за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года. Согласно акту проверки от 18 июля 2018 года в деятельности Православной религиозной организации Братство Святой Троицы г. Набережные Челны нарушений действующего законодательства Российской Федерации Управлением не выявлено.
Как следует из материалов дела, 3 февраля 2017 года в адрес прокурора Республики Татарстан поступило заявление Протоиерея ФИО22 о принятии необходимых мер прокурорского реагирования для устранения отмеченных в заявлении нарушений законодательства.
Согласно ответу прокурора А.П. Евграфова прокуратурой г. Набережные Челны рассмотрено указанное обращение по вопросу законности осуществления на территории города деятельности Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» в форме религиозной организации. Совместно со специалистом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан прокуратурой города Набережные Челны проведена совместная проверка, доводы обращения об отсутствии в деятельности указанной организации признаков религиозной организации на момент проведения проверки не нашли своего подтверждения.
В последующем в адрес прокуратуры города Набережные Челны также поступили обращения о нарушениях закона в деятельности Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы», которые были направлены в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для проведения проверки.
Из ответа Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан от 12 сентября 2019 года следует, что при проведении плановой выездной проверки в деятельности Организации нарушений действующего законодательства Российской Федерации не выявлено.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести)( п. 26).
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения (п.27).
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Данные нарушения могут быть учтены судом за период не более трех лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 196, 200 ГК РФ) (п.28).
Между тем, выявленные по результатам проведения государственной религиоведческой экспертизы от 4 октября 2019 года нарушения административным ответчиком требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», в частности осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, ставить под сомнение которые вопреки доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, не свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 14 Закона о свободе совести правовых оснований для ликвидации религиозной организации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что подобное нарушение допускалось религиозной организацией, и было выявлено в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий, следовательно, допущенные нарушения не являются по смыслу приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации систематическими, влекущими ликвидацию религиозной организации.
Доказательства того, что религиозной организацией при осуществлении своей деятельности допущено грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что организация осуществляет деятельность с грубыми и неоднократными нарушениями требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях», которые носят систематический характер, не основаны на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Между тем, в случае продолжения совершения религиозной организацией нарушений требований законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом и выявления этого в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий, административный истец не лишен возможности обратиться в суд с иском о ликвидации религиозной организации и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации Православной религиозной организации «Братство Святой Троицы» и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи