Судья Кручинин М.А. Дело №66а-450/2020
(номер дела в суде первой инстанции 3а-794/2019)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 3 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А.,
судей Мироновой Н.В., Рогожиной Е.В.,
при секретаре Левиной М.Ю.,
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиевой С.Г.К, о признании недействующей в части Программы оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 «Об утверждении государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителя заинтересованного лица министерства социальной политики Нижегородской области ФИО10 поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Алиевой С.Г.к., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции отменить, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
8 октября 2018 года Правительством Нижегородской области принято постановление № 667, пунктом 1 которого утверждена государственная программа Нижегородской области «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы».
Текст указанного нормативного правового акта размещен 8 октября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
В разделе IV государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» определена оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы. В целях снижения рисков: несоответствие (неполное соответствие) квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места; обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп; предоставление переселенцам лучших условий и социальных гарантий по сравнению с жителями области установлены критерии несоответствия соотечественника требованиям Программы, претендующего на участие в Программе в качестве участника государственной программы, в том числе определено, что участниками Программы не могут быть: лица, не являющиеся трудоспособными, находящиеся в трудоспособном возрасте.
Алиева С.Г.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу государственную программу «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 «Об утверждении государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» (в редакции от 05.06.2019 года), в части установления в разделе «IV. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы» критерия несоответствия соотечественника, претендующего на участие в государственной программе, требованиям Программы в виде: «не является трудоспособным лицом, находящимся в трудоспособном возрасте».
В обоснование заявленных требований указала, что, проживая на территории Российской Федерации со своей семьей на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, она обратилась с заявлением об участии в государственной программе оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, указав территорию вселения – городской округ город Нижний Новгород.
Рассмотрев указанное заявление административного истца, министерство социальной политики Нижегородской области приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии административного истца требованиям региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Указанное решение послужило основанием для принятия ГУ МВД России по Нижегородской области решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в выдаче свидетельства участника государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Не согласившись с указанным решением министерства социальной политики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Алиева С.Г.К, обжаловала его в Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода. В ходе судебного заседания представитель ответчика - министерства социальной политики Нижегородской области пояснил, что причиной отказа в участии в региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, послужило несоответствие Алиевой С.Г.К, требованиям программы, в главе IV «Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы» которой установлен такой критерий несоответствия соотечественника программе как: «не является трудоспособным лицом, находящимся в трудоспособном возрасте».
Административный истец считает, что постановление Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 «Об утверждении государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» в части указанного критерия противоречит законодательству Российской Федерации, так как подвергает ее дискриминации по возрасту.
В судебном заседании административный истец и ее адвокат ФИО8 заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Правительства Нижегородской области ФИО9 и представитель заинтересованного лица министерства социальной политики Нижегородской области ФИО10 просили суд в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку постановление Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 в оспариваемой части не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица – ГУ МВД России по Нижегородской области в судебное заседание не явился.
Решением Нижегородского областного суда от 14 ноября 2019 года административное исковое заявление Алиевой С.Г.К, удовлетворено.
Признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу государственная программа «Оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 (в редакции от 05.06.2019 года), в части установления в разделе «IV. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы» критерия несоответствия соотечественника, претендующего на участие в государственной программе, требованиям Программы в виде: «не является трудоспособным лицом, находящимся в трудоспособном возрасте».
В апелляционной жалобе министерство социальной политики Нижегородской области просит решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что региональная программа направлена, прежде всего, на обеспечение экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также на решение демографической проблемы – повышения уровня рождаемости.
Реализация поставленных задач возможна при условии нахождения соотечественника в трудоспособном возрасте и наличия у него профессии, включенной в перечень наиболее востребованных профессий на рынке труда Нижегородской области.
Административным истцом и прокуратурой Нижегородской области, поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица министерства социальной политики Нижегородской области ФИО10 просила решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Административный истец ФИО1 к. в судебном заседании возражала относительно доводов апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в силу статьи 13.1 которого органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 19.1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).
Президент Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом от 22 июня 2006 года № 637 утвердил Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Согласно пункту 5 Государственной программы основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются: обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей (подпункт «в»); взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов (подпункт «е»).
Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7 Государственной программы). Для достижения этих целей Государственной программой предусмотрена, помимо прочего, разработка региональных программ переселения и проектов переселения (подпункт «д» пункта 8 Государственной программы).
Подпунктом «д» пункта 6 Государственной программы установлено, что региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области (статья 1).
Акты Правительства Нижегородской области, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней со дня их официального опубликования. Датой официального опубликования постановлений Правительства считается первая публикация его текста в газете «Нижегородские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя оспариваемые нормы на предмет их соответствия акту, имеющему большую юридическую силу, суд исходил из того, что субъекты Российской Федерации в утверждаемых региональных программах вправе отражать требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпунктов «а» и «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 528, для получения свидетельства участника Государственной программы заявитель представляет в территориальный орган: заявление, копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется в случае, если соотечественник (член его семьи): выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в Государственной программе, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы (пункт 25 Государственной программы).
Помимо указанных в пункте 25 Государственной программы случаев, пунктом 26 данной программы предусмотрены такие же последствия в случае принятия в установленном порядке решения: о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации; о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Исходя из целей и задач Государственной программы, изложенных в ее пункте 7, при разработке региональных программ переселения и проектов переселения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют оценку уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей в субъектах Российской Федерации, включая занятие предпринимательской деятельностью или агропромышленным производством. В связи с этим пунктом 27 Государственной программы предписано, что соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.
Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке соответствующих программ, предусмотрена необходимость анализа социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы. При этом рисками являются: безработица среди участников Государственной программы; несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленных соотечественником; иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.
В целях оценки планируемой эффективности реализации программы проводится качественная и количественная оценка факторов рисков реализации программы и описываются меры управления указанными рисками. Для снижения таких рисков описываются критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям программы, иные меры.
Пунктом 52 Государственной программы определены требования к содержанию региональной программы.
Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 248 пункт 52 Государственной программы дополнен подпунктом «ж», устанавливающим, что региональная программа переселения должна содержать требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что субъект Российской Федерации при принятии региональной программы (подпрограммы) наделен правом определять конкретные требования (условия, критерии) к соотечественникам, участвующим в реализации программы (подпрограммы), исходя из стратегии социально-экономического развития региона, особенностей региона и потребностей его развития, состояния рынка труда, возможности трудоустройства соотечественника.
Как следует из материалов дела, государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» направлена на стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Нижегородской области.
К числу задач государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», отнесено создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного проживания в Нижегородской области; регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами и замещения естественной убыли населения
Учитывая изложенное, установленные в государственной программе «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» требования к соотечественникам, участвующим в ее реализации, с учетом социально-экономического состояния Нижегородской области, уровня обеспеченности трудовыми ресурсами и потребности в трудовых ресурсах, возможностей по приему и обустройству соотечественников, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывают баланс частных и публичных интересов в сфере социально-экономического развития региона и трудового потенциала области.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что оспариваемое положение государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», а именно установленный критерий – «не является трудоспособным лицом, находящимся в трудоспособном возрасте» имеет признаки неопределенности, приводящие к его неоднозначному применению.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, ввиду следующего.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание оспариваемой нормы государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы, пришел к обоснованному выводу, о том, что понятие «не является трудоспособным лицом, находящимся в трудоспособном возрасте» содержит в себе два характеризующих признака и указывает на то, что лицо находится в трудоспособном возрасте (то есть, не достигло возраста для назначения пенсии по достижению такого возраста), вместе с тем оно не является трудоспособным, то есть не может выполнять трудовые функции).
Понятие «нетрудоспособные граждане» определено Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособные граждане - инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» одним из видов страховых пенсий является страховая пенсия по старости.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Соответственно трудоспособным является возраст до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин.
Поскольку федеральное законодательство содержит определение понятий «нетрудоспособные граждане», а также определяет верхний и нижний предел понятия «трудоспособный возраст», судебная коллегия не усматривает неопределенности правового регулирования, влекущего неоднозначное понимание и произвольное применение оспариваемой нормы государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 «Об утверждении государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы», в связи с чем выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным обстоятельствам.
Неправильное применение конкретным государственным органом указанного положения в конкретном правоотношении не может являться основанием для признания его недействующим по признаку неопредленности.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу министерства социальной политики Нижегородской области удовлетворить, решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2019 года отменить.
Вынести по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 К, о признании недействующей в части Программы оказания содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 года № 667 «Об утверждении государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы» отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Председательствующий
Судьи: