ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-4628/20 от 22.10.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-4628/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 22 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Стоян Е.В.,

судей Синьковской Л.Г., Кольцюка В.М.,

при секретаре Казуровой В.Н.,

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-102/2020 по апелляционной жалобе Ульянова Вадима Вениаминовича на решение Тверского областного суда от 29 июня 2020 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований Ульянова <данные изъяты> о признании недействующим со дня принятия решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 28 ноября 2019 года № 73 «О земельном налоге».

Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г., заключение прокурора Бобылевой О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 28 ноября 2019 года № 73 «О земельном налоге», опубликованным в газете «Вышневолоцкая правда» в Приложении №47 от 29 ноября 2019 года, установлены и введены в действие с 1 января 2020 года на территории муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области ставки земельного налога, исчисляемые от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации согласно таблице, в которой дифференцированно определены ставки налога в процентах от кадастровой стоимости по различным категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540.

Решением установлен налоговый период, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для налогоплательщиков-организаций, признаны утратившими силу решение Вышневолоцкой городской Думы от 19 августа 2005 года № 71 «О земельном налоге» и решения о внесении в него изменений и дополнений, а также все ранее принятые решения Борисовского, Горняцкого, Дятловского, Есеновичского, Зеленогорского, Княщинского, Коломенского, Красномайского, Лужниковского, Овсищенского, Садового, Солнечного, Сорокинского, Терелесовского, Холохоленского Советов депутатов, которые устанавливали ставки земельного налога в данных поселениях.

Административный истец Ульянов В.В., являющийся жителем города Вышний Волочек Тверской области и депутатом Думы Вышневолоцкого городского округа, обратился в суд с административным иском о признании недействующим указанного решения, поскольку представительным органом местного самоуправления нарушен порядок принятия правового акта, устанавливающего местные налоги.

В обоснование доводов указал, что проект оспариваемого решения был внесен, а после его принятия обнародован исполняющим обязанности главы города Вышний Волочек Рощиной Н.П. в нарушение части 12 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 5 статьи 32 Устава Вышневолоцкого городского округа, поскольку на момент внесения проекта и принятия решения Рощина Н.П. не являлась главой Вышневолоцкого городского округа и не возглавляла администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

Решением Тверского областного суда от 29 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Ульянова В.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Ульянов В.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что исполняющая обязанности главы города Вышний Волочек Рощина Н.П. обладала полномочиями по внесению в Думу Вышневолоцкого городского округа проекта решения об установлении земельного налога на территории Вышневолоцкого городского округа. Считает ошибочным вывод суда о том, что город Вышний Волочек и Вышневолоцкий городской округ являются одним и тем же муниципальным образованием.

Участвующим в деле прокурором Полещук Р.С., представителем Думы Вышневолоцкого городского округа Адровым Н.Н. принесены возражения на апелляционную жалобу.

Административным ответчиком Думой Вышневолоцкого городского округа и заинтересованным лицом Администрацией Вышневолоцкого городского округа заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны, заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 2 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.

2 апреля 2019 года принят закон Тверской области № 13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» (далее - закон Тверской области № 13-ЗО).

В соответствии со статьей 1 закона Тверской области № 13-ЗО преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район»: городское поселение поселок Красномайский, Борисовское сельское поселение, Горняцкое сельское поселение, Дятловское сельское поселение, Есеновичское сельское поселение, Зеленогорское сельское поселение, Княщинское сельское поселение, Коломенское сельское поселение, Лужниковское сельское поселение, Овсищенское сельское поселение, Садовое сельское поселение, Солнечное сельское поселение, Сорокинское сельское поселение, Терелесовское сельское поселение, Холохоленское сельское поселение (далее - преобразуемые поселения), путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области.

Установлено наименование преобразованного муниципального образования- Вышневолоцкий городской округ Тверской области (далее - Вышневолоцкий городской округ).

Административным центром Вышневолоцкого городского округа является город Вышний Волочек.

Преобразуемые поселения, а также муниципальное образование Тверской области «Вышневолоцкий район» (далее - Вышневолоцкий район) утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 3 закона Тверской области № 13-ЗО органы местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Вышневолоцкого городского округа.

До урегулирования муниципальными правовыми актами Вышневолоцкого городского округа вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы (часть 4 этой же статьи).

По результатам состоявшихся 8 сентября 2019 года муниципальных выборов в Вышневолоцком городском округе сформирован представительный орган местного самоуправления – Дума Вышневолоцкого городского округа в составе 21 депутата.

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 9 от 26 сентября 2019 года с 26 сентября 2019 года прекращены полномочия представительных органов муниципальных образований Вышневолоцкого района Тверской области и городского округа город Вышний Волочек и полномочия депутатов.

16 октября 2019 года Думой Вышневолоцкого городского округа приняты решения о ликвидации администраций сельских и городского поселений Вышневолоцкого района, прекращении их полномочий с 01 января 2020 года.

В соответствии с Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 7 от 26 сентября 2019 года Дума Вышневолоцкого городского округа является правопреемником Собрания депутатов Вышневолоцкого района Тверской области, Вышневолоцкой городской Думы и советов депутатов городского и сельских поселений, функционировавших на территории Вышневолоцкого района Тверской области.

28 ноября 2019 года Думой Вышневолоцкого городского округа принято решение «О земельном налоге», которое административный истец со ссылкой на положения части 12 статьи 35 и пункта 2 части 4 статьи 36 Закона № 131-ФЗ полагает изданным с нарушением установленного порядка принятия нормативных правовых актов, устанавливающих местные налоги.

В соответствии с частью 12 статьи 35 Закона № 131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что 21 ноября 2019 года исполняющей обязанности главы города Вышний Волочек Н.П. Рощиной, возглавляющей администрацию города Вышний Волочек, предложено внести в повестку дня заседания Думы Вышневолоцкого городского округа вопрос о земельном налоге.

Данный вопрос был рассмотрен 27 ноября 2019 года на заседании постоянной комиссии по бюджету, финансам, налогам, муниципальной собственности и земельным отношениям Думы Вышневолоцкого городского округа, решением которой проект решения «О земельном налоге» внесен на очередное заседание Думы. Проект решения был согласован главами преобразуемых поселений.

Согласно протоколу № 5 пятого очередного заседания Думы Вышневолоцкого городского округа, состоявшегося 28 ноября 2019 года, представительным органом, на заседании которого присутствовало 20 из 21 депутата, 14 голосами «за», при 5 – «против», 1 – «воздержался» принято решение, которым установлен и введён в действие с 1 января 2020 года на территории муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области земельный налог. Также данным решением установлены налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и срок уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций.

В соответствии со статьёй 7 Закона Тверской области от 2 апреля 2019 года № 13-ЗО со дня вступления в силу данного закона и до 1 января 2020 года устанавливается переходный период. До формирования Думы Вышневолоцкого городского округа и избрания главы Вышневолоцкого городского округа полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона в пределах своей компетенции осуществляют соответственно представительные органы и главы Вышневолоцкого района, городского округа город Вышний Волочек Тверской области, преобразуемых поселений. Полномочия представительных органов Вышневолоцкого района, городского округа город Вышний Волочек Тверской области, преобразуемых поселений прекращаются досрочно со дня начала работы Думы Вышневолоцкого городского округа. Полномочия глав Вышневолоцкого района, городского округа город Вышний Волочек Тверской области, преобразуемых поселений прекращаются в день вступления в должность избранного главы Вышневолоцкого городского округа. Полномочия администраций Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений прекращаются в день завершения процедуры ликвидации юридического лица, но не ранее 1 января 2020 года.

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 94 от 20 декабря 2019 года Рощина Н.П. избрана главой Вышневолоцкого городского округа, в связи с чем, прекратились полномочия глав Вышневолоцкого района, городского округа город Вышний Волочек Тверской области и преобразуемых поселений.

Оспариваемое решение принято в переходный период, установленный Законом Тверской области № 13-ЗО, которым установлено, что преобразование муниципальных образований, входящих в состав территории «Вышневолоцкий район» было осуществлено путём их объединения с городским округом город Вышний Волочек, органы местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Вышневолоцкого района, преобразуемых поселений, при таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии нарушения требования части 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при внесении исполняющим главы администрации города проекта решения об установлении местного налога в представительный орган городского округа является правомерным.

Суждение административного истца о нарушения требований закона при подписании и обнародовании оспариваемого нормативного правового акта также является несостоятельным.

Применительно к рассматриваемой ситуации доведение решения до общего сведения было обеспечено путём его официального опубликования в газете «Вышневолоцкая правда».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления № 50 от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Ссылка административного истца на решение Тверского областного от 27 ноября 2019 года по делу № 3а-139/2019, которым отдельные положения Регламента Думы Вышневолоцкого городского округа, устанавливающие в числе прочих полномочия главы города Вышний Волочек по подписанию и обнародованию принятых Думой решений признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу (10 января 2020 года) не может быть принята во внимание, поскольку на момент подписания оспариваемого решения Регламент являлся действующим, кроме того, оспариваемый правовой акт подписан не только исполняющим обязанности главы города, но и председателем Думы Вышневолоцкого городского округа.

Довод административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены его права как плательщика налога является несостоятельным, поскольку решение оспаривается по порядку его принятия, обращение в суд не обусловлено несогласием с существом оспариваемого решения, возложением на административного истца каких-либо обязанностей, созданием препятствий к осуществлению прав свобод и реализации законных интересов.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.

Руководствуясь статьями 213, 308-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Тверского областного суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульянова <данные изъяты> – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи