ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-481/2021 от 06.05.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-481/2021

Санкт-Петербург 06 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Семеновой И.А. и Стаховой Т.М.

при секретаре Карасевой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-158/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества (АО) «Газпром газораспределение Ленинградская область» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 год» по апелляционной жалобе АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» на решение Ленинградского областного суда от 27 ноября 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е., объяснения представителя АО «Газпром газораспределение» Владимирцевой Е.М., представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) Морозовой Ю.А., заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

27 декабря 2019 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) принят приказ №746-п «Об установлении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» потребителям Ленинградской области, предназначенных для финансирования программы газификации Ленинградской области, на 2020 г.».

30 декабря 2019г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее-ЛенРТК) принят приказ № 751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 г.» (далее-приказ №751-п).

Пунктами 1, 2 приказа ЛенРТК №751-п установлены платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения газораспределительных организаций Ленинградской области (АО «Газпрораспределение Ленинградская область», ООО «ПетербургГаз»), пунктом 3 названного приказа определены условия применения названной платы, пунктом 5 приказа ЛенРТК №751-п установлены выпадающие доходы АО «ПетербургГаз», пунктом 6 приказа ЛенРТК №751-п определено, что размеры платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего приказа, действуют с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

Пунктом 4 приказа ЛенРТК №751-п установлено, что выпадающие доходы акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" (по итогам хозяйственной деятельности за первое полугодие 2019 года) от присоединения газоиспользующего оборудования заявителей с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час (для прочих заявителей), к сетям газораспределения акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" с проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе не более 0,3 МПа на 2020 год определяются ЛенРТК в размере 2 605 240, 26 руб., включаемых в специальную надбавку к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2020 год.

Приказ комитета по ценам и тарифам Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 год» опубликован на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области.

Являясь регулируемой организацией, АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее-Общество, административный истец) обратилось в суд с административным иском, в котором просило:

-признать приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 г.» в части пункта 4 недействующим с даты принятия данного нормативного правового акта;

-обязать комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п.

В обоснование указано, что обжалуемой нормой установлен размер выпадающих доходов Общества, включаемый в специальную надбавку к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2020 г.

По мнению Общества, при расчете выпадающих доходов ЛенРТК необоснованно применен справочник «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-15-2017.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения», утвержденный приказом Минстроя России от 21 июля 2017 г. №1012 /пр «Об утверждении укрупненных сметных нормативов».

Между тем, при расчете надлежало руководствоваться справочником «Укрупненные нормативы цена строительства. НЦС 81-02-15-2020.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения», утвержденным приказом Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр.

В соответствии с пунктом 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020, которая применяется с даты издания настоящего приказа, в данном случае при расчете выпадающих доходов Общества НЦС не подлежали применению.

Кроме этого, при установлении размера выпадающих доходов в нарушение пункта 8 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2018 г. №1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» тарифным органом не учтены расходы Общества на осуществление регистрации права собственности на созданные газораспределительные сети в целях подключения объектов заявителей.

Решением Ленинградского областного суда от 27 ноября 2020 г. административный иск Общества удовлетворен. Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 год» в части пункта 4 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.

В апелляционной жалобе АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. Признать приказ ЛенРТК от 30 декабря 2019 г. №751-п в части пункта 4 недействующим с даты принятия данного нормативного правового акта. Обязать комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части приказ ЛенРТК от 30 декабря 2019 г. №751-п.

При этом в тексте апелляционной жалобы указано, что Общество не согласно с решением суда в части указания даты, с которой суд признал недействующим приказ ЛенРТК от 30.12.2019 г. №751-п.

Ссылаясь на ст.4 Гражданского кодекса РФ, Общество считает неправильным вывод суда о недопустимости применения приказа Минстроя России от 19.12.2019 г. №825/пр для расчета выпадающих доходов Общества. Отмечает, что в поименованном приказе напрямую указано, что пункт 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020 применяется со дня издания приказа. Поэтому, по мнению административного истца, приказ Минстроя России от 19.12.2019 г. №751-п в части пункта 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020 подлежал применению с момента его принятия.

В отзыве на возражения прокурора Общество отмечает, что не согласно с решением суда в части указания даты, с которой суд признал недействующим приказ ЛенРТК №751-п. Отмечает, что тарифный орган имел реальную возможность применить приказ Минстроя России от 19.12.2019 г. №825/пр, так как заседание правления тарифного органа проводилось 30 декабря 2019 г. Ссылаясь на нарушение срока принятия приказа об установления платы за технологическое присоединение, установленного п.26(21) основных положений, ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 г. №174-оз «О правовых актах Ленинградской области», Общество утверждает о том, что оспариваемый приказ ЛенРТК №751-п не опубликован до настоящего времени.

Административный истец полагает, что поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений недействующими с момента вступления в силу судебного акта, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст.3 КАС РФ.

Общество считает, что административным ответчиком нарушен порядок установления платы за технологическое присоединение, а также порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта.

Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения в письменном виде.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Установив, что на момент принятия приказа ЛенРТК №751-п приказ Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр не был опубликован, суд, сославшись на ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого приказа №751-п пункт 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020 не подлежал применению.

Выяснив, что размер выпадающих доходов Общества рассчитан с нарушением пунктов 8, 14 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2018 г. №1151/18, суд сделал вывод о том, что пункт 4 приказа №751-п противоречит действующему законодательству, имеющему большую силу, нарушает права и законные интересы Общества. В связи с чем, административный иск Общества удовлетворил, признав оспариваемую региональную норму недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда первой инстанции подлежит изменению в части по следующим основаниям.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения), Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2018 г. №1151/18 (далее-Методические указания).

В соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) является уполномоченным органом в сфере тарифного регулирования в области газоснабжения.

24 сентября 2019 г. АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и выпадающих доходов Общества от присоединения газоиспользующего оборудования по факту выполнения договоров во втором полугодии 2018 г. и 1 полугодии 2019 г. в размере 25 036 958, 53 руб.

Специалистами тарифного органа составлено экспертное заключение по экономическому обоснованию расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе на более 0,3 Мпа и выпадающих доходов газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области на 2020 г.

Оспариваемый приказ №751-п принят на заседании правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 30 декабря 2019 г.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, по установленной процедуре, и по этим основаниям не оспаривается.

Пунктом 11 Основных положений определено, что государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов).

В соответствии с абзацем 4 пункта 26 (21) Основных положений на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году. В случае, если у газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению объектов, указанных в пункте 26(22) настоящих Основных положений, возникают выпадающие доходы, которые должны в соответствии с настоящими Основными положениями учитываться при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают плату за технологическое присоединение к газораспределительным сетям на очередной календарный год не позднее 15 декабря года, предшествующего очередному году.

Порядок установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, в том числе минимальный и максимальный уровень платы, определены пунктом 26(22) Основных положений.

Также пунктом 26(22) Основных положений предусмотрено, что газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.

В случае если для газораспределительной организации устанавливается специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, то выпадающие доходы газораспределительной организации покрываются за счет средств, получаемых от применения специальной надбавки, но не более 70 процентов указанных средств, в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если 70 процентов средств, получаемых от применения специальной надбавки, недостаточно для покрытия выпадающих доходов газораспределительной организации, размер непокрытых за счет специальной надбавки выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. Для компенсации выпадающих доходов газораспределительных организаций посредством учета соответствующих средств при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляют соответствующую информацию с приложением принятых решений и расчетов в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 ноября года, предшествующего очередному году.

В пункте 26(23) Основных положений установлены показатели, из которых подлежит исчислению плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования.

Из пункта 26 (24) Основных положений следует, что выпадающими доходами газораспределительной организации от технологического присоединения являются экономически обоснованные расходы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования 1 категории заявителей к газораспределительным сетям газораспределительной организации, превышающие объем полученной платы за технологическое присоединение по исполненным договорам.

Пункт 8 Методических указаний содержит перечень расходов, которые надлежит учитывать для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок. В частности, надлежит учитывать расходы газораспределительных организаций (ГРО) на проведение землеустроительных и кадастровых работ, на выполнение мероприятий на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную ГРО газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя.

Пунктом 14 Методических указаний предусмотрено, что параметры, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Методических указаний, определяются исходя из фактических данных об исполненных договорах о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении):

за календарный год, предшествующий текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2019 год;

за два календарных года, предшествующих текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2020 год;

за последние три календарных года, предшествующих текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2021 год и последующие годы.

В заявлении от 24.09.2019г. Общество просило установить выпадающие доходы от присоединения газоиспользующего оборудования по факту выполнения договоров во 2 полугодии 2018 г. и 1 полугодии 2019 г. в размере 25 036 958, 53 руб.

При этом, как следует из представленных материалов и объяснений сторон, Общество просило включить в расчет (платы за технологическое присоединение или учесть в составе выпадающих доходов) расходы на кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности на объект сети газораспределения первой категории заявителей.

Дополнительные документы, обосновывающие стоимость мероприятий по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности на объект сети газораспределения Обществом представлены в ЛенРТК письмом от 10 декабря 2019г. №СП-31/12034, что административным ответчиком не оспаривается.

Как следует из экспертного заключения, выписки из протокола заседания правления ЛенРТК от 30 декабря 2019 г. тарифным органом утверждены выпадающие доходы Общества на 2020 г. в размере 2 605 240, 26 руб. При этом, в нарушение пункта 8 Методических указаний расходы Общества, связанные с постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности на объект сети газораспределения, созданный в целях подключения (технологического присоединения), не учтены в полном объеме при вынесения оспариваемого приказа №751-п, в том числе не учтены и при определении размера выпадающих доходов.

Из экспертного заключения следует, что при установлении размера выпадающих доходов Общества на 2020г. ЛенРТК проанализировал фактические данные об исполненных договорах о подключении за последние три календарных года (2017-2019 г.), что прямо противоречит пункту 14 Методических указаний, которым предписано использовать при расчете платы за технологическое присоединение на 2020 г. (и соответственно-выпадающих доходов) информацию о фактически исполненных договорах о подключении за два календарных года, предшествующих текущему году.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ №751-п принят с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного иска и удовлетворил административный иск, признав недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п ««Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 год».

В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

При разрешении заявленных требований суд не согласился с утверждением административного истца о том, что при принятии приказа №751-п надлежало применить пункт 23 Технической части НЦС, утвержденных приказом Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства», а не положения приказа Минстроя России от 21.07.2017 г. №1012/пр «Об утверждении укрупненных сметных нормативов».

Согласно пункту 13(1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №1314, размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

В случае, если размер платы за технологическое присоединение должен быть установлен впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту, размер соответствующей платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

Приказом Минстроя России от 21 июля 2017 г. №1012/пр утверждены укрупненные сметные нормативы для объектов капитального строительства непроизводственного назначения «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-15-2017.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения» (далее-НЦС 81-02-15-2017).

Приказом Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр утверждены «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-15-2020.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения» (далее- НЦС 81-02-15-2020).

Пунктом 2 приказа Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр установлено, что НЦС 81-02-15-2020 применяются с 1 января 2020 г. за исключением пункта 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020, который применяется с даты издания настоящего приказа.

Пунктом 3 приказа Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр установлено, что «Укрупненные нормативы строительства. НЦС 81-02-15-2017.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения», утвержденные приказом Минстроя России от 21 июля 2017 г. №1012/пр, не применяются с 1 января 2020 г., за исключением пункта 20 Технической части НЦС 81-02-15-2017, который не применяется с даты издания настоящего приказа.

Приказ Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр официально опубликован в январе 2020 г. («Вестник ценообразования и сметного нормирования», №1, 2020 г.).

Судом установлено, что при расчете платы за технологическое присоединение, установленной оспариваемым приказом №751-п, тарифным органом применены НЦС 81-02-15-2017.

Признавая в данной части действия тарифного органа правильными, суд сослался на то, что на момент принятия оспариваемого приказа №751-п приказ Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр не был опубликован.

Сославшись на часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что не мог применяться в целях расчета платы за технологическое присоединение не опубликованный нормативный правовой акт.

Выводы суда являются правильными, основаны на положениях действующего законодательства и согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В жалобе Общество утверждает, что пункт 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020, утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2019 г. №825/пр подлежит применению с момента его принятия, ссылаясь на ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) и на пункт 2 поименованного приказа, в котором отражено, что пункта 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020 применяется с даты издания настоящего приказа.

Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действия только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Между тем, приказ Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр является не законом, а нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит норму, допускающую придание обратной силы нормативному правовому акту федерального органа исполнительной власти.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен пунктами 8-10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее-Указ №763).

Пунктом 8 Указа №763 предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно пункту 9 Указа №763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

В пункте 10 Указа №763 отражено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Пунктом 1 Приказа Минстроя от 22 февраля 2017 г. №119/пр установлено, что нормативные правовые акты Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Таким образом, приведенным правовым регулированием не предусмотрена возможность вступления в действие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до момента его опубликования.

Кроме этого, в приказе Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр отражено, что утвержденные им НЦС 81-02-15-2020 (в части пункта 23 Технической части) действуют с момента издания (то есть с момента его выпуска, опубликования), а не с момента принятия поименованного приказа.

При этом понятие «издание» отличается по своему смысловому значению от понятия «принятие».

Таким образом, довод жалобы о том, что при принятии оспариваемого приказа №751-п надлежало применить пункт 23 Технической части НЦС 81-02-15-2020, которая являлась действующей с момента принятия приказа Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр, является несостоятельным.

Не может быть признана обоснованной и ссылка административного истца на нарушение порядка опубликования оспариваемого приказа №751-п.

В соответствии с п.1.6 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК), названный комитет как орган исполнительной власти Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов.

Из положений ст.1 Областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2017 г. №174-оз «О правовых актах Ленинградской области» следует, что нормативный правовой акт комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области относится к правовым актам Ленинградской области.

Согласно ч.1 ст.8 областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2017 г. №174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (www.lenobl.ru).

Установлено, что оспариваемый приказ №751-п опубликован на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области (http://bptr.lenreg.ru/), а именно на официальном сайте комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Кроме этого, выявлено, что оспариваемый приказ №751-п размещен в информационно-правовых системах КонсультантПлюс и Гарант.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.213 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» опубликование оспариваемого приказа на официальном сайте комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (http://bptr.lenreg.ru/), а не на на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) не является правовым основанием для признания оспариваемого приказа №751-п недействующим. Кроме этого, по данному основанию приказ №751-п в полном объеме административным истцом не оспаривался.

Довод Общества о нарушении порядка установления платы за технологическое присоединение при принятии приказа №751-п не может быть учтен, так как Обществом требования об оспаривании пунктов 1 и 2 приказа №751-п, определяющих размеры платы за технологическое присоединение для АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», не заявлялись и данные требования не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

В соответствии с ч.3 ст.308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, в названной части решение суда является правильным, мотивированным и обоснованным. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда, отсутствуют.

Сославшись на ст.215 КАС РФ, разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд признал приказ ЛенРТК №751-п в части пункта 4 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В указанной части решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (аналогичная правовая позиция приведена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2019 г. №48-АПА19-19).

С учетом изложенного Судебная коллегия считает обоснованным признание нормативного правового акта не действующим в части с даты его принятия.

Утверждение административного ответчика о том, что установление иной даты, с которой подлежит признанию недействующим приказ №751-п (в оспариваемой части), не повлечет восстановление прав административного истца является несостоятельным, так как не учитывает то обстоятельство, что оспоренная норма устанавливает показатель (выпадающие доходы), который включается в специальную надбавку к тарифу Общества на услуги по транспортировке газа по газораспределеительным сетям на 2020 г. С учетом механизма расчета поименованной специальной надбавки, предусмотренного действующим законодательством, изменение размера выпадающих доходов может привести в последующем к изменению размера специальной надбавки, что безусловно затрагивает права административного истца.

Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинградского областного суда от 27 ноября 2020 года изменить в части.

Признать приказ комитета по тарифам и ценам Ленинградской области от 30 декабря 2019 г. №751-п «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области на 2020 год» в части пункта 4 недействующим с даты принятия данного нормативного правового акта.

В остальной части решение Ленинградского областного суда от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества (АО) «Газпром газораспределение Ленинградская область»-без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 мая 2021г.