ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-5138/20 от 15.10.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-5138/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 15 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.Г.,

Кольцюка В.М.,

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

при секретаре Казуровой В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-405/2020 по апелляционной жалобе Гусейновой Марины Романовны на решение Брянского областного суда от 9 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Гусейновой Марины Романовны к Брянскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года № 1205 в части отказа во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, места с адресным ориентиром: г. Брянск, проспект Ленина, о/д 39 под нестационарный торговый объект (палатку).

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Брянского городского Совета народных депутатов № 405 от 27 апреля 2016 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее – Схема размещения НТО), в который не была включена принадлежащая Гусейновой М.Р. палатка для реализации прессы и сопутствующих товаров, которую она использовала для своей предпринимательской деятельности с 2012 года. Решение опубликовано 29 апреля 2016 года в муниципальной газете «Брянск» № 17.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года № 1205 внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, принадлежащая административному истцу палатка вновь не была включена в Схему. Решение опубликовано в газете «Брянск», № 20, 31 мая 2019 года.

Индивидуальный предприниматель Гусейнова М.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года № 1205 в части отказа во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405, места с адресным ориентиром: г. Брянск, проспект Ленина, о/д 39, под нестационарный торговый объект (палатку) и возложить на Брянский городской Совет народных депутатов обязанность принять новый нормативный правовой акт.

Свои требования обосновала тем, что с 2005 года она осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием торгового объекта (палатки) по продаже прессы и сопутствующих товаров, расположенного по адресу: г. Брянск, проспект Ленина, о/д 39, на земельном участке, принадлежащем на праве аренды АО Гостиница «Десна», с которым заключен договор субаренды на участок площадью 3 кв.м. В соответствии с дислокацией объектов нестационарной мелкорозничной торговой сети 2012 года указанный торговый объект был включен и находился в Схеме размещения нестационарных торговых объектов до 27 апреля 2016 года.

10 декабря 2018 года она обратилась в Советскую районную администрацию города Брянска с заявлением о включении торговой палатки в схему размещения НТО, которое после проведения соответствующей подготовки было передано на рассмотрение в Брянский городской Совет народных депутатов, который рассмотрел указанное заявление и 29 мая 2019 года принял решение об отказе во включении в Схему палатки, в связи с отрицательным заключением Управления по строительству и развитию территории города Брянска. Решение об отказе во включении в Схему 57 мест, в том числе палатки Гусейновой М.Р., принято единогласно и внесено в протокол шестьдесят второго заседания Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 29 мая 2019 года.

Гусейнова М.Р. указала, что оспариваемое решение административного ответчика противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О, письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 января 2014 года № ЕВ-820/08 «О нестационарной торговле».

Решением Брянского областного суда от 9 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Гусейновой М.Р. отказано.

В апелляционной жалобе Гусейнова М.Р. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что нормативный акт опубликован не полностью, т.к. в нем нет решения об отказе во включении ее торгового объекта, приложение к нормативному акту, которое было оформлено протокольно, не опубликовано, не согласна с отказом, поскольку с 2005 года использует палатку для продажи прессы и сопутствующих товаров, которая была включена в Схему в 2012 году, решение об исключении из Схемы не принималось; решение принято на основании заключения Управления по строительству и развитию территории города Брянска, которое носит рекомендательный характер, другие органы и службы дали согласие на размещение торгового объекта на арендуемом земельном участке. Считает, что палатка не создает помех, т.к. находится в середине других объектов.

Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением по строительству и развитию территории города Брянска, Брянским городским Советом народных депутатов, Брянской городской администрацией и участвующим в деле прокурором поданы возражения, в которых они просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо АО Гостиница «Десна» указывает на необходимость сохранения торговой палатки для продажи прессы и сопутствующих товаров.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представитель Брянского городского Совета народных депутатов Тулупова Л.А., представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 7 названного федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского округа закон относит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно частям 1 и 3 статьи 10 данного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска, принятого постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 года № 213-п, Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.

Подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска предусмотрено, что городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена Схема размещения НТО на территории города Брянска. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года № 1205 внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Указанные решения Брянского городского Совета народных депутатов опубликованы в муниципальной газете «Брянск», в соответствии с порядком, установленным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов города Брянска».

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликованы и вступили в силу.

Приказом Управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов», пунктом 4.1. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803, пунктом 2.3.5. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, принятых Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 июня 2006 года № 460, запрещено размещать некапитальные сооружения на тротуарах, остановках пассажирского транспорта, а также нестационарные торговые объекты не должны создавать помех основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды, территории, на которых они размещаются.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 года № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Согласно пункту 4 данного Положения схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах, определенных схемой.

В соответствии с пунктом 19 указанного Положения подготовка материалов для внесения изменений в схему осуществляется в порядке, установленном пунктами 5-11, 15,16, 17 настоящего Положения, согласно которым: районные администрации города Брянска по инициативе хозяйствующих субъектов и (или) по инициативе органов местного самоуправления города Брянска готовят предложения о включении нестационарных торговых объектов в схему и направляют их в управление по строительству и развитию территории города Брянска для рассмотрения и предоставления топографических основ (пункт 5); после чего районные администрации направляют соответствующие предложения с приложением топографических основ для согласования сетевым организациям и заинтересованным службам, при получении всех согласований направляют предложения в управление по строительству и развитию территории города Брянска для подготовки заключения на предмет соответствия предложений градостроительному законодательству и нормативам, регулирующим размещение объектов мелкорозничной торговой сети. Управление по строительству и развитию территории города Брянска подготавливает заключения и направляет их в районные администрации города Брянска (пункт 9); районные администрации представляют в Брянскую городскую администрацию предложения с приложением всех вышеуказанных материалов (пункт 10); Брянская городская администрация обобщает их и со своими рекомендациями направляет для рассмотрения в Брянский городской Совет народных депутатов (пункт 11).

Согласно пункту 15 Положения, поступившие в Брянский городской Совет народных депутатов предложения с приложением всех материалов и рекомендаций Брянской городской администрации, рассматриваются на заседании постоянного комитета по муниципальной собственности и сфере обслуживания, который по результатам рассмотрения подготавливает соответствующий проект схемы. Брянский городской Совет народных депутатов рассматривает проект схемы, а также информацию о предложениях, не включенных в проект схемы, и принимает решение об утверждении указанной схемы.

Из материалов настоящего административного дела следует, что данный порядок был соблюден.

Решение от 29 мая 2019 года было принято в соответствии с пунктом 17 Положения (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2018 года № 929), и пунктом 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589, согласно которым не допускается включать в схему нестационарные торговые объекты нарушающие движение транспорта и пешеходов, с учетом отрицательного заключения Управления по строительству и развитию территории города Брянска.

Судом установлено, что место размещения спорного нестационарного торгового объекта примыкает непосредственно к фасаду расположенного на первом этаже стационарного торгового объекта (пекарня), закрывая его витринное остекление, что создает помехи основному функциональному использованию и визуальному восприятию городской среды, территории, на которой размещается нестационарный торговый объект.

При установке объекта в данном месте отсутствует возможность удобного подъезда без создания помех для автотранспорта и пешеходов, а также отсутствует возможность загрузки товарами без создания помех для автотранспорта и пешеходов.

Кроме этого, место размещения нестационарного торгового объекта расположено на остановке общественного транспорта «пл. Ленина», в месте постоянного скопления пешеходов и пассажиров, что является нарушением пункта 2.3.5 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, согласно которому запрещено размещать некапитальные сооружения на остановках пассажирского транспорта. После расширения проезжей части проспекта Ленина пешеходный тротуар имеет ширину 2,5 м, размещение спорного объекта на тротуаре препятствует свободному движению пешеходов.

Довод апелляционной жалобы о том, что другие органы согласовали размещение торговой палатки в указанном месте, не является основанием для отмены решения Брянского городского Совета народных депутатов, которое было принято после изучения в совокупности всех представленных документов в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что решение неправомерно принято в протокольной форме, а не опубликовано в установленном порядке, поскольку опубликованию подлежат нормативные акты, которыми вносятся изменения в действующие нормативные акты, принятые на основании положительного заключения Управления по строительству и развитию территории города Брянска. О принятии решения об отказе во включение в Схему нестационарных торговых объектов палатки Гусейновой М.Р. заявителю сообщено в уведомлении Советской районной администрации города Брянска от 19 июня 2019 года, что соответствует Положению о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения, принятому решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 № 556, согласно которому информация о включении или об отказе во включении нестационарных торговых объектов в схему доводится до инициаторов районными администрациями города Брянска в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующей информации из Брянского городского Совета народных депутатов.

Соблюдение порядка рассмотрения вопроса о не включении в Схему спорного торгового объекта было предметом рассмотрения Арбитражного суда Брянской области, которым 20 ноября 2019 года принято решение об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Гусейновой М.Р. о признании незаконным бездействия Брянского городского Совета народных депутатов, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке заявления о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащей ей торговой палатки, обязав устранить выявленные нарушения посредством рассмотрения заявления в установленном порядке.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

Решение Брянского областного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусейновой Марины Романовны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи