ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-5201/2021 от 16.12.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-5201/2021

УИД 69OS0000-03-2021-000061-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 16 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Щербаковой Н.В. и

Селиверстовой И.В.

при секретаре Жанабергеновой В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-78/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» об оспаривании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области»

по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В., объяснения представителей административного ответчика Максимовой А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Зубцова И.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31 декабря 2019 года № 9-нп утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области (далее – Приказ № 9-пп).

Данный приказ вступил в силу с 1 января 2020 года, опубликован в газете «Тверские ведомости» № 4 (22 - 28 января 2020 года).

Общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (далее – Общество) обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Приказ № 9-нп в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов, определенных пунктом 1 Раздела 1 «Домовладения» Приложения к данному приказу, с 1 января 2020 года.

В обоснование заявленных требований указало, что в оспариваемой части приказа утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в многоквартирных домах из расчета 212,97 кг/год или 1,889 куб.м/год на 1 человека без учета отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, что, как полагает истец, прямо противоречит разделу 7 31 300 00 00 0 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 (далее - ФККО), согласно которому ТКО в том числе включают в себя: - 7 31 200 00 00 0 отходы от уборки территории городских и сельских поселений; - 7 31 300 00 00 0 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками; - 7 31 000 00 00 0 отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов; пункту 3 Правил определения и накопления твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, и нарушает права административного истца, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Твери, производящего на придомовой территории работы по вырубке и опиловке древесно-кустарных насаждений, в результате которых образуются древесные отходы, вывоз которых отказывается осуществлять региональный оператор ввиду того, что такие отходы не относятся к ТКО и не учитывались при утверждении нормативов накопления.

Также указало, что согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.

Решением Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено; признан недействующим с даты вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 1 раздела 1 «Домовладения» приложения к Приказу № 9-нп, устанавливающий нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов, и со дня издания пункт 3 Приказа № 9-нп в части вступления приказа в силу с 1 января 2020 года.

Не согласившись с постановленным решением, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемый приказ не устанавливает плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а определяет норматив накопления ТКО, установленный на основании произведенных замеров, в связи чем не затрагивает непосредственно права и обязанности граждан и в соответствии с пунктом 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года № 260-па, и в нем может быть указано, что он вступает в силу со дня его подписания (принятия) или со дня его официального опубликования, ввиду чего установление вступления в силу оспариваемого акта ранее даты его опубликования не противоречит установленному законодательством порядку введения его в действие; полагает, что при определении норматива накопления ТКО расчетной единицей является 1 кв.м общей площади в соответствии с приложением 2 приказа Минстроя Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО», а не жилая площадь МКД; полученные в ходе рассмотрения дела ответы управляющих организаций на запросы суда не могут отвечать признакам достоверности доказательств, поскольку предоставленная информация не соответствует данным, размещенным в ГИС ЖКХ, отсутствует в свободном доступе; отсутствие ведомостей первичных записей на площадки, результат измерения которых отсутствовал, нарушением не является; включение отходов образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковой растительностью в ТКО противоречит действующему законодательству, является отходом, относящимся к отходам твердым коммунальным, и образуется при предоставлении услуг населению при выполнении работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене; включение данных отходов в норматив накопления ТКО приведет к нарушению законных прав и интересов жителей многоквартирных домов, на земельных участках которых такая растительность отсутствует.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе в части несогласия с признанием недействующим пункта 3 Приказа № 9-пп, участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.

В своем апелляционном представлении участвовавший в деле прокурор просит отменить решение суда в части признания недействующим пункта 1 раздела 1 «Домовладения» приложения к Приказу № 9-пп, устанавливающего нормативы накопления ТКО в отношении многоквартирных домов с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в названной части по тем основаниям, что к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами исключительно при условии их появления в пределах жилых помещений; отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений, не соответствуют определению ТКО, установленному законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как образованы вне жилых помещений; составление паспортов на объекты имеет рекомендательный характер и отсутствие в них сведений, предусмотренных приложением к Методическим рекомендациям № 524/пр, не свидетельствует о недостоверности данных по категориям объектов, в отношении которых устанавливались нормативы накопления ТКО.

Представителем административного истца в отношении апелляционной жалобы и апелляционного представления поданы письменные возражения.

Определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года принят отказ участвовавшего в деле прокурора от апелляционного представления, производство по нему прекращено.

Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; представители Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и ООО «Большая Тройка» письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие, от других лиц ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что Приказом № 9-нп утверждены нормативы накопления ТКО на территории Тверской области.

В пункте 1 раздела I «Домовладения» приложения к данному приказу установлены нормативы накопления ТКО на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов из расчета 212,97 кг/год или 1,889 куб.м/год на 1 человека.

Согласно пункту 3 названного приказа он вступает в силу с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с пунктом 148.30 которого размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 приложения № 2 к названным Правилам.

Из приложения № 2 к Правилам следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148.30 Правил по формуле 9.1:

,

где:

- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2 к данным Правилам.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148.30 Правил по формуле 9.2:

,

где:

- общая площадь i-го жилого помещения;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что оспариваемые нормативы накопления ТКО непосредственно влияют на определение размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО и затрагивают права и законные интересы потребителей указанных услуг, в том числе жителей многоквартирных домов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Статья 1 Закона об отходах производства и потребления определяет ТКО как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Этой же статьей дано определение нормативу накопления ТКО как среднему количеству ТКО, образующихся в единицу времени.

В соответствии с пунктом статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 6 названного Федерального закона установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно подпункту «б» пункта 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные правовые акты и правовые акты ненормативного характера.

В соответствии с абзацем 23 подпункта «а» пункта 15 упомянутого Положения в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области осуществляет установление нормативов накопления ТКО.

Требования к форме, виду и порядку опубликования Приказа № 9-нп, содержащего нормы в отношении неопределенного круга лиц, а потому являющегося нормативным правовым актом, соблюдены.

Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, пункт 3 оспариваемого в части приказа, устанавливающий, что данный приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, противоречит действующему законодательству.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носит императивный характер и в равной мере распространяется на все законы и другие нормативные акты как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 7 статьи 14 Закона Тверской области от 16 марта 2004 года № 13-ЗО «О нормативных правовых актах Тверской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Тверской области считается первая публикация полного текста нормативного правового акта Тверской области в официальном печатном органе (издании), определяемом в соответствии с настоящим законом, или их первое размещение (опубликование) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Нормативные правовые акты Тверской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.

В соответствии с пунктом 5 Порядка подготовки и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 23 июня 2009 года № 260-па, в случае если нормативным правовым актом исполнительного органа затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, в данном правовом акте указывается, что он вступает в силу со дня его официального опубликования или в иной, более поздний срок.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт, изданный 31 декабря 2019 года, официально опубликован в газете «Тверские ведомости», 22 - 28 января 2020 года, № 4.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пункт 3 Приказа № 9-нп в части, которая устанавливает дату вступления его в силу – с 1 января 2020 года, то есть ранее его опубликования, противоречит установленному законодательством порядку введения в действие нормативных правовых актов, в связи с чем, учитывая нормативный характер данного положения, затрагивающего права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит признанию не действующим со дня издания данного приказа.

Также судом первой инстанции было установлено несоответствие оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).

Исходя из определения ТКО, данного в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, ТКО являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.

Согласно Правилам № 269 в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3); нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 4); категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6).

Согласно пункту 7 названных Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 указанных выше Правил.

При этом годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил № 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Среднесезонные суточные нормативы определяются по формулам, указанным в пунктах 17 и 18 Правил № 269 посредством сложения среднесуточных нормативов за 4 сезона (зима, весна, лето и осень) и последующего деления на 4.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, 9 сентября 2019 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (Заказчик) и ООО «Большая Тройка» (Исполнитель) был заключен государственный контракт № 5 на оказание услуг по корректировке территориальной схемы обращения с отходами, актуализации ее электронной модели и определению нормативов накопления ТКО согласно Техническому заданию (приложению № 1 к контракту), являющемуся его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 2 Технического задания целью оказания услуг по определению нормативов накопления ТКО на территории Тверской области является получение достоверных и обоснованных данных по количеству ТКО, образующихся в населенных пунктах Тверской области, для установления дифференцированных нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами – физических и юридических лиц, расчет нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращения с отходами физических и юридических лиц, а также исследование морфологического состава ТКО.

Из раздела 4 Технического задания следует, что Исполнитель производит замеры по сезону «осень», сроки проведения замеров - октябрь 2019 года. По сезонам «зима», «весна» и «лето» Исполнитель осуществляет расчет сезонного норматива на основании сведений (ведомостей первичных записей), предоставленных Заказчиком по приведенным в Техническом задании категориям объектов, в том числе по многоквартирным домам.

Применительно к определению нормативов накопления ТКО на территории г. Твери и Тверской области для многоквартирных домов исполнитель должен был произвести расчеты нормативов ТКО на 1 человека и на 1 кв.м. площади, крупногабаритных отходов (далее – КГО) на 1 человека и на 1 кв.м. площади, а также определить морфологический состав ТКО по массе и в процентном соотношении указанных в техническом задании компонентов. После обработки первичных результатов замеров полученные данные (масса, объем, плотность) должны были быть суммированы и занесены в сезонную ведомость.

По окончанию оказания услуг Исполнитель должен был представить Заказчику отчет, требования к содержанию которого изложены в разделе 4 Технического задания, со следующими приложениями: ведомости первичных записей; недельные ведомости по результатам измерений для каждого объекта с подписями сотрудников, производящих измерения; сводные сезонные ведомости по результатам измерений; паспорта объектов исследования.

Согласно Техническому заданию указанные услуги должны были быть оказаны в следующих муниципальных образованиях: городской округ г. Тверь, Конаковский район, Осташковский городской округ.

Из отчета, составленного ООО «Большая Тройка» во исполнение государственного контракта, следует, что в соответствии с задачами экспериментальных исследований по определению нормативов ТКО для муниципальных образований Тверской области были определены категории объектов, в отношении которых измеряются нормативы накопления, в числе которых многоквартирные дома (далее - МКД) (п. 1), индивидуальные жилые дома (далее - ИЖД) (п. 2).

Как следует из таблицы 2.1 – Характеристики исследуемых объектов жилого фонда итогового отчета по определению нормативов накопления ТКО на территории Тверской области (4 сезона), для определения нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов были выбраны объекты жилого фонда: многоквартирные дома Тверской области по ниже приведенным адресам, этажности и количеству расчетных единиц (чел/м2):

1. г. Тверь, ул. Луначарского, д. 12 (5 этажей, 900/15000);

2. г. Тверь, ул. Веселова, д. 30 (5 этажей, 1100/18300);

3. г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, корп. 3 (9 этажей, 702/11700);

4. г. Тверь, бульвар Молодежный, д. 5 (5 этажей, 1385/23050;

5. г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 52 (5 этажей, 780/13000);

6. Конаковский район, с. Селихово, Новая, д. 8 (2 этажа, 360/6000);

7. г. Конаково, Строителей, 10,12 (5 этажей, 1158/19300);

8. г. Осташков, ул. Строителей, д. 8, 8а (5 этажей, 300/5976,35);

9. г. Осташков, ул. Мира 2, корп.2, 3, 4, 5, 6, 7 (4 этажа, 900/2393,3);

10. г. Осташков, ул. Заслонова 1, 1а, 3, 3а (5 этажей, 500/9823,2).

Таким образом, при определении норматива накопления ТКО следовало руководствоваться численностью населения, проживающего в исследуемых объектах жилого фонда, и жилой площадью указанных МКД.

Вместе с тем, обоснование выбора данных муниципальных образований Тверской области, соответствия объектов исследований принципу отбора, содержащемуся в пункте 7 Правил № 269, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела приведено не было.

На указанные выше объекты были составлены паспорта домовладений, копии которых представлены в административное дело.

Однако, один из отобранных объектов, имеющий согласно паспорту домовладения 5 этажей, количество проживающих – 780, жилую площадь МКД – 13000 кв.м. по адресу: г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 52, по данным ЕГРН является не МКД, а нежилым зданием - средней общеобразовательной школой. Еще один отобранный для замеров объект - МКД по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Заслонова, дом 3а по сообщению Администрации Осташковского городского округа от 11 августа 2021 года № 4712-13 вообще отсутствует.

В подтверждение доводов о том, что паспорта домовладений составлялись не на МКД, а на контейнерные площадки, которые, как правило, обслуживали несколько многоквартирных домов, представителями административного ответчика был представлен в суд первой инстанции ответ департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 19 июля 2021 года № 28/4355-и, согласно которому контейнерная площадка по адресу: г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 52, предназначена для совместного пользования жителями многоквартирных домов по адресам: Санкт-Петербургское шоссе, дом 54/2 и ул. Луначарского, дом 4.

Судом первой инстанции в целях обеспечения правильного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств были направлены соответствующие запросы в управляющие компании.

Согласно ответу ООО «Инком Дом Тверь» от 23 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: Санкт-Петербургское шоссе, д. 54/2, составляет 10452,0 кв.м., площадь жилых помещений – 4330,4 кв.м., зарегистрировано 250 человек.

По сообщению ООО Фирма «Энергия» от 24 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, Луначарского, д. 4, составляет 11230 кв.м., площадь жилых помещений – 2995 кв.м., зарегистрированы и проживают 104 человека.

В то время как в отчете при расчете норматива по адресу: г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, д. 52, учитывалось количество проживающих 780 человек и площадь МКД – 13000 кв.м., что, как верно указал суд в обжалуемом судебном акте, свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

В указанном выше ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 19 июля 2021 года также содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: г. Тверь, бульвар Молодежный, д. 5, предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома.

При расчете норматива по указанному адресу были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 1385 человек, количество площади жилых помещений – 23050 кв.м., тогда как по сообщению ТСЖ «Молодежный 5» от 9 июля 2021 года на 1 января 2019 года в доме проживало 549 человек, площадь МКД составляет 13387,2 кв.м., в том числе нежилое помещение (парикмахерская) – 92,8 кв.м.

При расчете норматива по адресу: Тверская область, Конаковский район, с. Селихово, ул. Новая, д. 8, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 360 человек, количество площади жилых помещений – 6000 кв.м., тогда как по сообщению МУП «КХ Селихово» от 9 июля 2021 года на 1 января 2019 года в доме проживало 34 человека, а площадь МКД составляет 744,9 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

При этом, как следует из письма МУП «КХ Селихово» от 22 июля 2021 года, адресованного Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, контейнерная площадка, расположенная по указанному адресу, была выбрана по причине наиболее используемого объекта сбора мусора.

Однако, Правилами № 269 такой критерий отбора объектов для замеров как наиболее используемый объект сбора мусора и, соответственно, заведомо влияющий на норматив в сторону увеличения его размера не предусмотрен.

Из объяснений стороны административного ответчика в с. Селихово Конаковского района имеется две оборудованных контейнерных площадки, одна из которых практически не используется жителями, а вторая расположена при выезде из поселка, и жители в основном складируют отходы на данную площадку, поэтому при определении нормативов использовалась данная контейнерная площадка; точное количество населения, которое пользуется этой площадкой, учесть было невозможно, поэтому было взято примерное среднее значение как проживающих, так и площади МКД.

Изложенное также подтверждает недостоверность расчетов при определении норматива по данному объекту.

Далее, как установлено судом, при расчете норматива по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Мира, д. 2, к. 2, 3, 4, 5, 6, 7, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 400 человек, количество площади жилых помещений – 2393,3 кв.м., тогда как по сообщению МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от 12 июля 2021 года на 1 января 2019 года в указанных домах проживало 198 человек, а общая площадь МКД составляет 11163,7 кв.м., что также свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

Согласно ответа департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 19 июля 2021 года контейнерная площадка по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 12, предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: ул. Луначарского, д. 10, ул. Веселова, д. 25.

При расчете норматива по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 12, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 900 человек, количество площади жилых помещений – 15000 кв.м., тогда как по сообщениям ООО Фирма «Энергия» от 13 июля 2021 года и от 24 августа 2021 года на 1 января 2019 года в доме было зарегистрировано 170 человек, фактически проживало 171 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 4505,7 кв.м.; в д. 10 по ул. Луначарского было зарегистрировано 445 человек, фактически проживало 459 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 7610 кв.м.; в д. 25 по ул. Веселова проживало 228 человек, площадь жилых помещений данного МКД составляет 7306,1 кв.м.

При расчете норматива по адресу: Тверская область, г. Конаково, ул. Строителей, д. 10, 12, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 1158 человек, площадь – 19300 кв.м., тогда как по сообщению ООО «Конаковский Жилфонд» от 20 июля 2021 года в д. 10 проживало 201 человек, площадь данного МКД - 4734,1 кв.м., в д. 12 проживало 122 человека, площадь данного МКД - 2767,8 кв.м., что также свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

При расчете норматива по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Заслонова, д. 1, 1а, 3, 3а, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 500 человек, площадь – 9823,2 кв.м., тогда как было указано выше, по сообщению Администрации Осташковского городского округа от 11 августа 2021 года такой объект как МКД по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Заслонова, д. 3а, отсутствует.

Из представленной ООО БКУ «Авторитет» от 16 июля 2021 года выписки из домовой книги следует, что в доме 3 проживало 272 человека, площадь данного МКД - 4770,4 кв.м. Согласно ответу МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от 27 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Заслонова, д. 1, составляет 6965,3 кв.м., жилая площадь – 6132,1 кв.м., общая площадь МКД по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Заслонова, д. 1а, составляет 3910,6 кв.м., жилая – 3487,2 кв.м., что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

В ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 19 июля 2021 года содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 30, предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: ул. Веселова, д. 26, 28, 32 и 34/28.

При расчете норматива по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 30, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 1100 человек, количество площади жилых помещений – 18300 кв.м.

Вместе с тем, по сообщению ООО УК «Энтри» от 23 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 30, составляет 2863,1 кв.м., жилая – 1699,1 кв.м.

По сообщению ООО Фирма «Энергия» от 24 августа 2021 года по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 26, общая площадь МКД – 2926,9 кв.м., жилая – 1784,0 кв.м., в доме было зарегистрировано 117 человек, фактически проживало 120 человек.

По сообщению ООО «Инком Дом Тверь» от 23 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 34/28, составляет 4008,5 кв.м., жилая – 2522,2 кв.м., в доме было зарегистрировано 151 человек.

По сообщению ЖСК-81 от 27 августа 2021 года, общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Веселова, д. 28, составляет 2873,7 кв.м., жилая – 1702,3 кв.м., в доме фактически проживало 112 человек, что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

В указанном выше ответе департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 19 июля 2021 года содержатся сведения о том, что контейнерная площадка по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, к. 3, предназначена для пользования жителями данного многоквартирного дома, а также жителями многоквартирных домов по адресам: ул. Хромова, д. 18, 18 к. 1 и 18 к. 2.

При расчете норматива по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, к. 3, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих – 702 человека, количество площади жилых помещений – 11700 кв.м.

Вместе с тем, по сообщению ООО УК «Наш район» от 25 августа 2021 года общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, составляет 7677,3 кв.м., жилая – 4585,8 кв.м., в доме было зарегистрировано 310 человек, фактически проживало 311 человек; общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, к. 1, составляет 1893 кв.м., жилая – 1137 кв.м., в доме было зарегистрировано 83 человека, фактически проживало 83 человека; общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, к. 2, составляет 1893,4 кв.м., жилая – 1137 кв.м., в доме было зарегистрировано 73 человека, фактически проживало 74 человека.

По сообщению ООО УК «Наш район» от 15 июля 2021 года общая площадь МКД по адресу: г. Тверь, ул. Хромова, д. 18, к. 3, составляет 1894,1 кв.м., жилая – 1137,5 кв.м., в доме было зарегистрировано 75 человек, фактически проживало 75 человек, что свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

При расчете норматива по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Строителей, д. 8, 8а, были использованы следующие расчетные единицы: количество проживающих в данных домах 300 человек, площадь – 5976,35 кв.м., тогда как по сообщению МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» от 12 июля 2021 года общая площадь МКД по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Строителей, д. 8а: строение 1: площадь – 2757,5 кв.м., проживало 65 человек, строение 2: площадь – 2592,2 кв.м., проживало 77 человек, что также свидетельствует о недостоверности расчетов по данному объекту при определении норматива.

Следует учесть, что документов, на основании которых были заполнены паспорта домовладений, используемые при расчете нормативов, таких как технические паспорта МКД, выписки из домовых книг и т.д., административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.

В то же время, как верно указал суд первой инстанции, сведения, опровергающие количество использованных при установлении оспариваемых нормативов расчетных единиц (количество проживающих человек), отвечают признакам достоверности доказательств, к ним относятся представленные в дело копии технических паспортов МКД, выписки из домовых книг, ответы управляющих организаций на запросы суда, полученные в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, судом было установлено, что ведомости первичных записей определения массы и объема КГО отсутствуют по всем объектам исследований за сезон «зима», а по сезонам «весна», «лето» и «осень» такие ведомости отсутствуют по следующим объектам исследований: Конаковский район, Селихово, Новая, д. 8, г. Осташков, ул. Строителей, д. 8, 8а.

Согласно объяснениям представителей административного ответчика, на контейнерных площадках по адресам: Конаковский район, Селихово, Новая, д. 8, и г. Осташков, ул. Строителей, д. 8, 8а, не были оборудованы площадки для сбора крупногабаритных отходов, поэтому первичные ведомости по замерам КГО на указанных объектах не составлялись.

Относительно отсутствия первичных ведомостей по замерам КГО на всех объектах исследования в сезон «зима» представители административного ответчика поясняли как суду первой, так и апелляционной инстанции, что в период производства замеров в сезон «зима» КГО на всех контейнерных площадках по указанным выше адресам отсутствовали.

Однако, первичные ведомости за сезон «зима» по всем объектам исследований с нулевыми значениями не представлены, акты либо иные письменные доказательства, фиксировавшие выход для осуществления замеров и результат выхода, в материалах административного дела также отсутствуют.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком не выполнены требования пункта 11 Правил № 269, согласно которому замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Поскольку доказательства, с достоверностью свидетельствующие о надлежащем проведении замеров для определения нормативов накопления ТКО, использовании при расчетах достоверных сведений о площади жилых помещений МКД и количестве проживающих в них гражданах, административным ответчиком не представлены, правильность и достоверность произведенных расчетов не подтверждены, постольку экономическая обоснованность нормативов накопления ТКО, установленных на территории Тверской области в отношении МКД, административным ответчиком не доказана.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что при установлении нормативов накопления ТКО для МКД был нарушен порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установленный пунктами 7, 11, 13-20 Правил № 269.

Судебная коллегия оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не находит.

Доводы административного ответчика о том, что истец, не представив контррасчет, не доказал, что в контейнерах образуется большее количество отходов, чем установлено, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля применительно к положениям главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вне привязки к конкретным правоотношениям, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из положений статей 208, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление № 50) для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области своим письмом от 20 ноября 2020 года № 15525-10 разъяснило административному истцу, что растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в нормативе накопления ТКО не учтены, для их вывоза и дальнейшей утилизации надлежит заключить отдельный договор на оказание услуг по их вывозу с региональным оператором либо иной организацией, обладающей соответствующей разрешительной документацией.

Региональным оператором ООО «Тверьспецавтохозяйство» также даны разъяснения о том, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО; указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.

Административным истцом представлены копии актов, подтверждающих выполнение ООО «Тверь клининг» работ по вывозу веток с погрузкой с территорий управляемых им МКД и утилизации по его заказу.

Из объяснений представителя административного истца следует, что указанные работы с 1 января 2019 года не могут быть оплачены ни по статье «содержание дома», ни по статье «текущий ремонт», поскольку обращение с отходами является коммунальной услугой, оказываемой региональным оператором, ввиду чего ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» вынуждено оплачивать данные услуги за счет собственных средств.

В противном случае указанные отходы складируются на придомовой территории и при отсутствии у регионального оператора обязанности по вывозу данных отходов, поскольку они не были учтены при установлении норматива ТКО и, соответственно, при установлении платы за данную коммунальную услугу, управляющие организации привлекаются к административной ответственности в связи с ненадлежащим содержанием придомовой территории.

Оценив доводы административного истца, обосновывающего необходимость учета при определении нормативов ТКО растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, суд первой инстанции нашел их заслуживающими внимания ввиду следующего.

Учет отходов, образующихся при уборке придомовой территории, в целях определения нормативов накопления ТКО предусмотрен пунктом 3 Правил № 269.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации придомовая территория представляет собой земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 года приказом Росстандарта от 27 октября 2014 года № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки.

При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.

Порядок вырубки (сноса), пересадки зеленых насаждений на территории города Твери, утвержденный Постановлением Администрации города Твери от 2 февраля 2018 года № 138, устанавливает требования к вырубке (сносу) или пересадке зеленых насаждений, а также порядок определения восстановительной стоимости при вырубке (сносе), повреждении или уничтожении зеленых насаждений, произрастающих на территории города Твери, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации, в частной собственности, на придомовых территориях.

Пунктами 3.1.4.2-3.1.4.8 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации МДС 13-5.2000, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, раскрываются понятия санитарной обрезки и омолаживающей обрезки.

Так, санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы) во избежание их обламывания и образования ран на стволе.

Обрезка больных и сухих сучьев проводится до здорового места, при этом ветви удаляются на кольцо у самого их основания, а побеги - над «наружной» почкой, не задевая ее.

Омолаживающая обрезка - это глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону. Ее следует проводить у таких деревьев и кустарников, которые с возрастом, несмотря на хороший уход, теряют декоративные качества, перестают давать ежегодный прирост, образуют суховершинность.

Омолаживание деревьев следует проводить постепенно - в течение 2-3 лет, начиная с вершины и крупных скелетных ветвей, и только у видов, обладающих хорошей побегопроизводительной способностью (липа, тополь, ива и др., из хвойных - ель колючая).

Обрезку ветвей следует проводить, укорачивая их на 1/2-3/4 длины. В случае образования большого числа молодых побегов из спящих почек необходимо произвести прореживание, убрав часть из них.

К омолаживающей обрезке относится и прием «посадки на пень», когда дерево или куст спиливаются до основания, и остается лишь пень. Образовавшуюся поросль следует проредить и сформировать одно или многоствольное растение.

Омолаживающую обрезку декоративных кустарников (одиночных, в группе, в «живой» изгороди) проводят периодически по мере появления стареющих и переросших побегов, потерявших декоративность. Ветви срезают возле молодого побега, а если он отсутствует, ветвь обрезают целиком - сажают на пень: непривитые кустарники обрезают на высоте 10-15 см от корневой шейки, привитые - на такой же высоте от места прививки.

С учетом приведенного, суд первой инстанции пришел к выводам, что перечисленные выше работы, выполняемые на территории МКД, являются составной частью уборки придомовой территории МКД, образующиеся при которой отходы учитываются в целях определения нормативов накопления ТКО, а доводы представителей административного ответчика о том, что ТКО не могут образовываться вне жилых помещений, основаны на неправильном толковании правовых норм.

В качестве отходов производства и потребления Закон об отходах производства и потребления определяет вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

ТКО являются одним из видов отходов, а вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Согласно ФККО к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2017 года № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации»).

В частности, такие виды отходов как «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» (код 7 31 300 01 20 5) и «растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» (код 7 31 300 02 20 5), относятся к группе отходов «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0) типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).

Поскольку они относятся к подтипу отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0) и в наименовании их группы указано, что отходы относятся к ТКО, постольку их следует относить к ТКО и, если они образованы на придомовой территории многоквартирного дома, равно как и уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, данные отходы надлежит учитывать при определении норматива накопления ТКО.

В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

При этом согласно пункту 148.28 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке, определенном Законом об отходах производства и потребления.

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по обращению с ТКО исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с ТКО, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Вопреки доводам административного ответчика, оплата вывоза ТКО, образующихся на придомовой территории МКД в результате ухода за произрастающими на ней зелеными насаждениями, по нерегулируемой цене указанными выше Правилами № 354 не предусмотрена.

Доводы представителей административного ответчика, полагавших со ссылкой на ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», что на лицах, оказывающих услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, законодательно возложена обязанность по вывозу порубочных остатков после ухода за зелеными насаждениями, находящимися на придомовых территориях, суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельные и основанные на произвольной трактовке норм материального права, поскольку образующиеся в результате обрезки, опиловки древесно-кустарниковых посадок, произрастающих на придомовой территории, входящей в состав общего имущества МКД, отходы относятся к ТКО, подлежащим учету в целях установления оспариваемых нормативов накопления ТКО, и соответствуют понятийному аппарату Закона об отходах производства и потребления.

Также представитель административного ответчика ссылался на то, что в случае распиловки спиленных деревьев и помещении указанных отходов в контейнеры, они были бы измерены в составе отходов при установлении норматива и включены в нормативы.

Вопреки данным доводам, ни ФККО, ни Закон № об отходах производства и потребления не предусматривают возможность отнесения отходов к ТКО в зависимости от размещения либо неразмещения в контейнеры для сбора ТКО.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» требований.

Поскольку Приказ № 9-нп применялся до принятия решения суда, на его основании осуществлялась реализация прав граждан и организаций, постольку с учетом разъяснений пункта 38 Постановления № 50 оспариваемые административным истцом положения верно признаны судом не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тверского областного суда от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Н.В. Овсянкина

Судьи Н.В. Щербакова

И.В. Селиверстова