67OS0000-01-2021-000063-86
Дело № 66а-5210/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 23 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Ковалёвой Ю.В., Корпачевой Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Тютюником Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-75/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Мир текстиля» о признании недействующими пункта 2776 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 1099 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость»
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 13 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615, размещённым 27 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (https://depim.admin-smolensk.ru/) и опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, определён на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1502 от 24 декабря 2020 года, размещённым 20 января 2021 года на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (https://depim.admin-smolensk.ru/) и 29 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru., определён перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).
В пункт 2776 Перечня на 2020 год и пункт 1099 Перечня на 2021 год включено здание столовой с кадастровым номером <данные изъяты>:34, расположенное по адресу: <данные изъяты>, дом 62.
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Мир текстиля» (далее – административный истец), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2776, 1099 Перечней на 2020, 2021 годы, указывая, что здание столовой с кадастровым номером <данные изъяты>:34 неправомерно включено в оспариваемые нормативные правовые акты, поскольку ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешённого использования земельного участка не свидетельствуют о том, что данный объект соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и включение его в Перечни на 2020, 2021 годы нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Смоленского областного суда от 13 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм материального права, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и в соответствии с техническим паспортом спорный объект недвижимости имеет наименование: «Здание столовой». Поэтому, исходя из понятия «столовая», содержащегося в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», требований подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций», спорный объект недвижимости включён в Перечни на 2020, 2021 годы на законных основаниях.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Смоленской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
С учётом положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утверждённого постановлением администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года № 86, суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт пункт 1); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает, что торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Смоленской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец осуществляет деятельность по производству вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий, производство нательного белья и т.п., и в период с 2020 года и до 7 мая 2021 года являлся собственником здания столовой с кадастровым номером <данные изъяты>:34 общей площадью 1173,7 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, дом 62.
Здание столовой входит в состав единого промышленно-производственного комплекса, включающего здание котельной (кадастровый номер <данные изъяты>:71), здание лаборатории (кадастровый номер <данные изъяты>:21), здание мастерской (<данные изъяты>:41), здание пристройки к швейному цеху (кадастровый номер <данные изъяты>:40), здание производственного цеха (кадастровый номер <данные изъяты>:116), здание производственного цеха (кадастровый номер <данные изъяты>:109), здание трансформаторной подстанции (кадастровый номер <данные изъяты>:22), здания арочных складов (кадастровые номера <данные изъяты>:20, <данные изъяты>:59, <данные изъяты>:70), здание пристройки к основному производственному корпусу складского помещения (кадастровый номер <данные изъяты>:118).
Спорное здание находится на принадлежавшем на праве собственности административному истцу земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:2 общей площадью 14300 +/- 42 кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты>, дом 62, который имеет вид разрешённого использования: «для ведения промышленного производства», что не позволяет включить указанное здание в Перечни на 2020, 2021 годы на основании вида разрешённого использования земельного участка.
С 2016 года административный истец эксплуатацию зданий, входящих в производственный комплекс (в том числе здания столовой), не осуществлял. В связи с длительным неиспользованием производственного комплекса, на основании приказа руководителя общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Мир текстиля» от 27 декабря 2019 года № МТ-30 ОД произведена консервация всех зданий, входящих в состав комплекса (включая здание столовой).
Здание столовой с кадастровым номером <данные изъяты>:34 включено в Перечень исходя из его наименования, указанного в Едином государственном реестре недвижимости «Здание столовой» как здание, предназначенное для использования в целях размещения объектов общественного питания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТа 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТа 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 ГОСТа 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
В соответствии с пунктом 3.8 указанного стандарта столовая – это предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное здание вместе с иными строениями, расположенными на огороженной забором территории, оборудованной постом охраны и имеющей ограниченный доступ на территорию, представляют собой единый промышленно-производственный комплекс, и здание столовой не используется в целях самостоятельного извлечения прибыли, то есть не является объектом общественного питания, с экономической точки зрения способным обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и пришёл к верному выводу, что в данном случае, фактическое использование здания столовой с кадастровым номером <данные изъяты>:34 нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания в том смысле, который заложен в содержание статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и понятие общественного питания как самостоятельной отрасли экономики в соответствии с ГОСТом 31985-2013.
В материалах дела отсутствуют доказательства размещения в вышеназванном здании объекта для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
При этом фактическое обследование спорного здания с целью установления вида его фактического использования, в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 года № 574 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» не проводилось.
Вопреки доводам жалобы, само по себе наименование здания, без оценки фактических обстоятельств по делу, не может служить основанием для его включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, установленные же по делу обстоятельства свидетельствуют о неправомерности включения спорного объекта в Перечни на 2020, 2021 годы.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи