ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-538/2022 от 01.06.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-538/2022

Санкт-Петербург 01 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стаховой Т.М.

судей Головкиной Л.А., Семеновой И.А.

с участием прокурора Капсамун И.С.,

и помощника судьи Катковой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2022 по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим постановления № 61/33 от 11 декабря 2020 года «Об установлении тарифов на питьевую воду для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2021-2023 годы».

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – ФИО1, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № 59/1 гарантирующей организацией для водоснабжения с.Долгодеревенское и д. Шигаево назначено муниципальное унитарное предприятие «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» (далее- МУП «ДВИВ»).

11 декабря 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принято постановление № 61/33 «Об установлении тарифов на питьевую воду для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2021-2023 года» (далее - постановление № 61/33 от 11 декабря 2020 года).

Согласно приложения к указанному постановлению тарифы на питьевую воду для МУП «ДВИВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на 2021-2023 годы установлены в следующих размерах (НДС не предусмотрен, т.к. организация применяет упрощенную систему налогообложения и не признается плательщиком НДС):

1-й год (2021 г.): 1 полугодие - 35,07 руб./куб.м.; 2 полугодие - 36,36 руб./куб.м.;

2-й год (2022 г.): 1 полугодие - 36,36 руб./куб.м.; 2 полугодие - 37,67 руб./куб.м.;

3-й год (2023 г.): 1 полугодие - 37,67 руб./куб.м.; 2 полугодие - 39,05 руб./куб.м.

Долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду определены на 2021-2023 годы при установлении тарифов с использованием метода индексации в следующих размерах:

- базовый уровень операционных расходов на 2021 год – 3 311,89 тыс.руб.;

- индекс эффективности операционных расходов на 2021-2023 годы - 1,0%;

- нормативный уровень прибыли на 2021-2023 годы – 0,0%;

- показатели энергосбережения и энергетической эффективности:

уровень потерь воды на 2021-2023 годы – 7,1%

удельный расход электрической энергии на 2021-2023 годы – 0,000 кВтч/куб.м.(Л.д.9-10 т.2)

МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим постановление № 61/33 от 11 декабря 2020 года с даты его принятия (л.д. 78-83 т.2).

В обоснование требований административный истец указал, что применяя метод индексации регулируемых тарифов на 2021-2023 годы, административный ответчик не верно определил экономическую обоснованность расходов (затрат) административного истца на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями по устранению прорывов (аварий) на сетях водоснабжения, не правильно рассчитал численность персонала и расходы на оплату труда; необоснованно уменьшил планируемые расходы на оплату информационных услуг (СМИ, ГИС ЖКХ, программист 1С ЖКХ, телекоммуникационные услуги); необоснованно уменьшил сумму планируемых расходов на приобретение канцелярских товаров (бумаги) и заправку картриджей; не правильно рассчитал затраты на средства телекоммуникации (интернет), в связи с этим, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права МУП «ДВИВ», поскольку влечет возникновение убытков для гарантирующей организации, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения.

Решением Челябинского областного суда от 25 февраля 2022 года административный иск удовлетворен. Суд признал не действующим с даты принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 11 декабря 2020 года № 61/33 «Об установлении тарифов на питьевую воду для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2021-2023 годы».

Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее-Министерство, орган тарифного регулирования) подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неправильном применении норм материального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении); Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на основании постановления администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 75 от 01 июня 2020 года создано муниципальное унитарное предприятие «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» (л.д.39-40 т.1).

08 июня 2020 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о государственной регистрации Муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» (сокращенное наименование – МУП «ДВИВ»).

В соответствии с Распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № 59/1 (ОД) административный истец назначен гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения (Л.д.41-42 т.1).

Администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и МУП «ДВИВ» 16 июня 2020 года заключен договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, по которому предприятию согласно приложению № 1 к договору переданы магистральные водопроводы, водоводы, разводящие сети водоснабжения, головные сооружения водопроводного комплекса, сети водоснабжения, встроенное нежилое помещение (л.д. 43-45 т.1).

По общему правилу период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) составляет не менее одного года (часть 10 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Вместе с тем, согласно пункта 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

20 июля 2020 года МУП «ДВИВ» впервые обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВИВ» на 2020-2021 годы, в котором просило установить тариф в сфере холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВИВ» на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 45,95 руб. (без НДС), при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) применить метод индексации (л.д.118, 221-222 т.2).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 43/41 от 24 сентября 2020 года «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» установлены тарифы на питьевую воду 2 полугодие 2020 года в размере 35,07 руб./куб. м без НДС (л.д.119 т.2).

Впоследствии по иску МУП «ДВИВ» Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 43/41 от 24 сентября 2020 года признано не действующим с даты его принятия решением Челябинского областного суда от 07 сентября 2021 года (дело № 3а-242/2021), оставленным без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года (л.д.133-143 т.2, л.д. 208-217 т.2).

20 октября 2020 года в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области поступило заявление от МУП «ДВИВ» об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВИВ» на 2021-2023 годы с обосновывающими документами и пояснениями по расчету (л.д.110-116 т.1).

11 декабря 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принято постановление № 61/33 «Об установлении тарифов на питьевую воду для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2021-2023 года», являющееся предметом судебной проверки по настоящему делу.

Общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно пункта 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее-НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).

Из пункта 30 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения следует, что при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

Из пунктов 29, 74 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения следует, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом «а» пункта 79 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации.

Согласно пункта 60 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящего документа (пункт 61 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 от 04 июля 2019 года № 855).

Пунктом 45 Методических указаний № 1746-э установлено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле 8.

Учитывая изложенное, избранный административным ответчиком метод регулирования тарифов для МУП «ДВИВ» – метод индексации, соответствуют приведенным нормам Методических указаний № 1746-э и Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).

К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органу регулирования тарифов предоставлено право отказать регулируемой организации включить в тарифы отдельные расходы, предложенные регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Из предложения административного истца по расчету тарифа на питьевую воду, представленного в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 20 октября 2020 года (л.д. 112-116 т.1), а также из подпункта 1.3. сметы расходов (л.д.125 т.1), заполненной административным истцом, следует, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов на 2021 год заявлены расходы на оплату работ и услуг, выполненные сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанные с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем, в сумме 580,30 тыс.руб., определенной путем умножения средней стоимости услуг по устранению 3 прорывов (аварий), на 12 месяцев (48 361*12 мес.=580,30).

Согласно экспертного заключения от 12 ноября 2020 года (Л.д. 27 т.2) экономически обоснованными признаны расходы в размере 93,80 тыс. рублей. В качестве обосновывающих документов экспертами приняты: контракт на оказание услуг № 44/2020 от 27 июля 2020 года, муниципальный контракт № 289 от 24 августа 2020 года, счета на оплату работ по устранению аварий водопровода, платежные поручения № 442606, № 814813 (13 200 руб.+77 339,27 руб.) с учетом индекса роста потребительских цен на 2021 год – 1, 036 (3,6%).

Представленные административным истцом контракты: № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 08 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года не приняты экспертами в качестве обосновывающих расходы регулируемой организации, поскольку МУП «ДВИВ» стороной перечисленных контрактов не является, контракты заключены между администрацией Долгодеревенского сельского поселения и ООО «ДомСервисКомфорт»; доказательств несения расходов по оплате услуг ООО «ДомСервисКомфорт» в размере, определенном контрактами, административный истец также не представил в орган тарифного регулирования.

С учетом изложенного, суд обоснованно признал верным решение административного ответчика исключить из предложенного МУП «ДВИВ» размера производственных расходов 580,30 тыс. руб. экономически необоснованную сумму расходов - 486,5 тыс. руб. и признать экономически обоснованными затратами организации - 93,80 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при определении ремонтных расходов регулируемой организации используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Согласно пункта 23 Методических указаний № 1746-э в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

Из пункта 24 Методических указаний № 1746-э следует, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Как следует из материалов дела, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 61/32 от 11 декабря 2020 года утверждена производственная программа МУП «ДВИВ» на 2021-2023 года, которой признаны экономически обоснованными расходы на текущий ремонт объектов водоснабжения на 2021 год – 250,67 тыс. руб, на 2022 год – 260,99 тыс. руб, на 2023 год – 271,12 тыс.руб. (Л.д.18-24 т.1).

С учетом изложенного, несогласие административного истца с размером затрат на текущий ремонт, учтенных органом регулирования при установлении тарифов на 2021-2023 годы оспариваемым постановлением № 61/33 от 11 декабря 2020 года, нельзя признать обоснованным. Производственная программа не отмена и не изменена, а потому подлечит учету при установлении тарифов.

В силу пунктов 39, 40, 41 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала относятся к операционным, то есть связанным с осуществлением регулируемого вида деятельности, следовательно, подлежат учету в расчете базового уровня операционных расходов как долгосрочного параметра регулирования тарифов.

Пунктом 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из пункта 17 Методических указаний № 1746-э следует, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

параметры отраслевого тарифного соглашения;

параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

условия коллективного договора;

прогнозный индекс потребительских цен.

Приложение 2.2 к приведенным Методическим указаниям предусматривает включение в фонд оплаты труда выплат, связанных с режимом работы и условиями труда на 1 работника в месяц (строка 2.7), текущего премирования (строка 2.8), дополнительного премирования, включая вознаграждение за выслугу лет (строка 2.9).

Судом установлено, что административным истцом на 2021 год заявлена 1 ставка ремонтного персонала, наличие которой соответствует норме численности, рассчитанной исходя из численности работников предприятия (до 100 человек), установленной в Типовых отраслевых нормах численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Минстроя России № 154/пр от 23 марта 2020 года.

В предложении МУП «ДВИВ» на 2021 год расходы на заработную плату ремонтного персонала составили 618,72 тыс. руб.

Из экспертного заключения и протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 61 от 11 декабря 2020 года следует, что органом тарифного регулирования признаны экономически обоснованными расходы на сумму 204,53 тыс. руб (л.д. 11-16 т.1, л.д. 27 т.2).

При этом расходы на оплату труда рассчитаны административным ответчиком на уровне предложения МУП «ДВИВ» на 2020 год по численности 1 единицы ремонтного персонала и средней заработной платы в размере 17 044 руб., и с учетом Отраслевого тарифного соглашения: ставка рабочего 1 разряда-11 004,74 руб.*коэффициент 1,3 (доплата по 2 разряду)*уральский районный коэффициент 15%*индекс потребительских цен – 3,6%.

Не соглашаясь с расчетом Министерства суд первой инстанции указал, что Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (пролонгированным на 2020-2022 годы), с учетом письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения № 01/56-В от 15 марта 2019 года, Общероссийского отраслевого объединения работников сферы жизнеобеспечения № 24-АК/2019 от 14 марта 2019 года «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы» минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 01 января 2021 года соответствует 11 154 руб. Следовательно, при определении экономически обоснованного размера затрат административного истца на 2021 год на заработную плату административному ответчику надлежало применить минимальную месячную тарифную ставку по оплате труда рабочего 1 разряда в жилищно-коммунальном комплексе в размере 11 154 руб., определенном на 01 января 2021 года. Применение иного размера минимальной месячной тарифной ставки на оплату труда свидетельствует о нарушении методики расчета и принципа приоритетности сведений, используемых для расчета, определенных в пункте 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и в пункте 17 Методических указаний № 1746-э, что влечет необоснованное занижение затрат регулируемой организации на оплату труда по причине экономически необоснованного расчета Министерства.

Довод апелляционной жалобы о невозможности использования проиндексированного размера минимальной месячной тарифной ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе, приведенного в таблице письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 года № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 года № 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы» опровергается содержанием пункта 2.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года, согласно которого рекомендации об индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда о несоответствии расчета затрат регулируемой организации на заработную плату на 2021 год, выполненного органом регулирования тарифа, вышеприведенным правым нормам Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Методических указаний № 1746-э.

Также судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда о необоснованном занижении органом регулирования тарифов затрат административного истца на оплату информационных услуг, услуги связи и интернета в связи со следующим.

Подпунктом «а» пункта 41 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, информационных услуг, в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, относятся к административным расходам, за исключением расходов, отнесенных к производственным.

Судом установлено, что в пункте 3.1.6 сметы расходов МУП «ДВИВ» (л.д. 126 т.1) административным истцом указана сумма 77,10 тыс.руб. и в качестве экономического обоснования данных расходов представлены: договор о предоставлении печатных услуг с АНО «Редакция газеты ФИО2 Нива» № 55 от 19 июня 2020 года, акт, счет на сумму 2 634,5*12 месяцев, договор на программное обеспечение от 22 июля 2020 года № 364-20, счета (1 500 руб.*12 месяцев), договор на оказание услуг по размещению информации в ГИС ЖКХ с ООО «Технология и Сервис» от 22 сентября 2020 года № 1836, счет на оплату, акт на сумму 3 558 руб.*12 месяцев.

Арифметическое сложение расходов, перечисленных в указанных обосновывающих документах, соответствует сумме 92,91 тыс. руб., а не 77,10 тыс.руб.

В экспертном заключении Министерства также указано общая сумма перечисленных расходов - 92,91 тыс. руб. (л.д. 28 т.1).

Таким образом, указанная административным истцом в графе 3.1.6 сметы расходов сумма 77,10 тыс. руб., принятая органом регулирования тарифа, является ошибочной, арифметически неверной и экономически не обоснованной.

Из системного и взаимосвязанного толкования пунктов 14, 16, 17, 20, 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения следует, что решение правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимается на основании представляемых регулируемой организацией предложения об установлении тарифов и документов, материалов, которые анализируются и проверяются органом регулирования на предмет экономической обоснованности заявленных расходов (затрат) на регулируемую деятельность. В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов отказывает во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае их экономической необоснованности.

С учетом приведенных правовых норм, а также в связи с выявлением в процессе анализа предложения административного истца об установлении тарифов арифметической ошибки ( или описки), допущенной при заполнении истцом графы 3.1.6 сметы расходов, где вместо суммы 92,91 тыс. руб. указана сумма 77,10 тыс.руб., у административного ответчика отсутствовало право без мотивного принятия суммы расходов в размере 77,10 тыс. руб. в качестве экономически обоснованной. Напротив, во исполнение пункта 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов обязан проверить представленное предложение регулируемой организации и учесть в тариф экономически обоснованную сумму затрат регулируемой организации. Формальное исполнение органом регулирование своих обязанностей, а также иная оценка судом действий административного ответчика в данном конкретно случае повлекут нарушение принципа установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункта 5 части 1 статьи 3 Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), а также метода экономически обоснованных расходов (затрат) (пункты 17-26, 45 Методических указаний № 1746-э).

Из графы 3.1.1. сметы расходов (л.д.126 т.1) и экспертного заключения (л.д. 28 т.2) следует, что расходы на оплату услуг связи и интернета, заявленные МУП «ДВИВ» в размере 42,40 тыс. руб., снижены органом регулирования тарифов до 27,97 тыс. руб.

При этом в нарушение пунктов 26 (1), 26 (2) и подпункта «ж» пункта 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения экспертное заключение органа регулирования тарифов и протокол заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 11 декабря 2020 года № 61 (л.д. 11-16 т.2) не содержат мотивы, по которым расходы регулируемой организации на оплату услуг связи и интернета скорректированы и приняты в меньшем размере, чем заявлены регулируемой организацией.

В ходе судебного разбирательства в обоснование снижения суммы заявленных МУП «ДВИВ» расходов на услуги связи и интернет административный ответчик указал (л.д.96-97 т.2), что МУП «ДВИВ» представлен договор № 10413232 от 23 июня 2020 года, заключенный с ПАО «Ростелеком», который не принят Министерством в качестве документа, обосновывающего расходы, т.к. договор заключен без соблюдения конкурсных процедур и не содержит информации о стоимости услуг связи и интернета, об объеме оказанных услуг. Счета на оплату и акты оказанных услуг за июнь, август, сентябрь 2020 года не приняты органом регулирования тарифов, т.к. не являются подтверждением расходов организации за год (при том, что МУП «ДВИВ» создана в июне 2020 года и потому не может нести расходы за календарный 2020 год).

В связи с этим расчет расходов МУП «ДВИВ» на оплату услуг связи и интернета произведен административным ответчиком самостоятельно исходя из принятой Министерством численности персонала регулируемой организации – 7 человек, и средней стоимости услуг связи и интернета, приходящейся на 1 человека при заявленной организацией численности персонала 12 человек, с применением индекса роста потребительских цен на 2021 год -3,6%.

Согласно пункта 2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 2607 от 31 декабря 2021 года, информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с пунктом 19, подпунктом «з» пункта 29 и подпунктом «в» пункта 30 приведенных Правил оказания телематических услуг телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемом в письменной форме, в котором указываются тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях.

В пункте 2 Правил оказания телематических услуг связи разъяснены понятия «тариф» и «тарифный план». Тариф - цена, устанавливаемая оператором связи за отдельную единицу телематической услуги связи; тарифный план - совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими телематическими услугами связи.

Оплата телематических услуг связи осуществляется в российских рублях в соответствии с выбранными абонентом и (или) пользователем тарифом и (или) тарифным планом для оплаты телематических услуг связи (пункт 48 Правил оказания телематических услуг связи).

В соответствии с пунктом 49 Правил оказания телематических услуг связи основанием для выставления счета абоненту или списания средств с лицевого счета за предоставленные телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им телематических услуг связи.

Из приведенных норм Правил оказания телематических услуг связи следует, что стоимость телематических услуг связи не поставлена в зависимость от численности персонала абонента (в том числе, пользователя -юридического лица), заключившего договор об оказании услуг связи, а зависит от выбранного абонентом тарифа и (или) тарифного плана. В связи с этим является правильным вывод суда о незаконности использованной органом регулирования тарифов методики расчета расходов МУП «ДВИВ» на оплату услуг связи и интернета исходя из численности штата сотрудников организации административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необоснованности расчета Министерства затрат административного истца на ремонт и заправку картриджей.

Так, из графы 1.6 сметы расходов следует, что МУП «ДВИВ» заявлены расходы на общехозяйственные нужды в размере 418,6 тыс. руб. на 2021 год (л.д.125 т.1). Согласно экспертного заключения экономически обоснованными признаны расходы в размере 306,32 тыс. руб (л.д.27 т.2).

Пи этом административный ответчик исходил из следующего расчета затрат на ремонт и заправку картриджей: 350 руб.*4 штуки картриджей*4 раза в год = 5 600 руб.

Установление долгосрочных тарифов на 2021-2023 годы осуществляется на основании плановых расходов, обоснованных экономически и документально. Экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать, в том числе информацию о методе регулирования тарифов, примененном при установлении тарифов для регулируемой организации, с мотивированным обоснованием его применения (подпункт «ж» пункта 26 (1); расчет необходимой валовой выручки (подпункт «г» пункта 26(2) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения). Согласно подпункта «ж» пункта 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения.

В нарушение приведенных положений Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в экспертном заключении или (и) в протоколе заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 11 декабря 2020 года № 61 (л.д. 11-16 т.2) не приведены мотивы по которым Министерством использован приведенный расчет затрат и отвергнут расчет, предложенный МУП «ДВИВ», что не позволяет проверить обосновать методики расчета, использованной административным ответчиком.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о нарушении органом регулирования тарифов принципов и правил тарифного регулирования при определении расходов регулируемой организации, что повлекло нарушение прав и законных интересов МУП «ДВИВ», и является безусловным основанием для признания не действующим оспариваемого нормативного правового акта.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

С учетом того, что оспариваемые нормативные положения имеют ограниченный срок действия и признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС Российской Федерации, суд первой инстанции верно признал оспариваемый приказ недействующим с момента принятия.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалобы (представление) могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: