ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-550/2021 от 08.06.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-550/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 8 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Павловой О.А.,

судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.,

при секретаре Швец К.М.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-8/2021 по апелляционной жалобе Платоновой Л.Н., Коркунова М.Г., Коркуновой Т.А. на решение Курганского областного суда от 12 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении их административного иска о признании не действующим в части постановления Правительства Курганской области от 26 августа 2019 года № 306 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315».

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., объяснения представителя административных истцов Дубровиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Курганской области Ларионовой М.С., возражавшей против её удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 утверждена государственная Программа Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» (далее - Программа). Программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации «pravo.gov.ru» 28 сентября 2016 года.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 августа 2019 года № 306, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации «pravo.gov.ru» 28 августа 2019 года, приложение к Программе «Механизм реализации мероприятий государственной Программы Курганской области» «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» изложено в новой редакции. В частности, в приложение введены следующие положения.

Субсидия на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах предоставляется Заемщику при условии его регистрации по месту жительства на территории Курганской области. Подтверждение регистрации по месту жительства осуществляется Заемщиком путем представления в АО «КИЖК» в срок до 15 декабря каждого года документа, подтверждающего регистрацию его по месту жительства на территории Курганской области (абзац 11 раздела 3 Приложения).

Заемщик лишается права на получение субсидии на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах по истечении 30 календарных дней с даты снятия его с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области (абзац 12 раздела 3 Приложения).

В случае снятия Заемщика с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области Заемщик обязан в течение 30 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства сообщить об этом в АО «КИЖК» путем представления документа, подтверждающего снятие его с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области (абзац 13 раздела 3 Приложения).

Невыполнение Заемщиком в установленные сроки обязанности по уведомлению АО «КИЖК» о снятии с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области, о расторжении брака Заемщиком, относящимся к категории «молодые семьи», об увольнении Заемщика, относящегося к категории «работники бюджетных организаций», из бюджетной организации, не освобождает его от обязанности возвратить сумму излишне выплаченной субсидии из областного бюджета (абзац 26 раздела 3 Приложения).

В случае непредставления в срок до 15 декабря каждого года Заемщиком документа, подтверждающего регистрацию Заемщика по месту жительства на территории Курганской области, документа подтверждающего нахождение в браке Заемщика, относящегося к категории «молодые семьи», копии трудовой книжки или справки, подтверждающей место работы Заемщика, относящегося к категории «работники бюджетных организаций», в бюджетной организации, соответствующие сведения подлежат запросу до 25 декабря каждого года Департаментом экономического развития Курганской области в органах государственной власти, органах местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Полученные сведения в течение пяти дней со дня получения направляются Департаментом экономического развития Курганской области в АО «КИЖК». При получении сведений, подтверждающих наличие оснований для лишения Заемщика права на получение субсидии на снижение процентных ставок при индивидуальном жилищном строительстве и приобретении вновь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, АО «КИЖК» прекращает выплату субсидии на снижение процентных ставок при индивидуальном жилищном строительстве и приобретении вновь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов со дня получения указанных сведений и направляет Заемщику уведомление о прекращении выплаты субсидии с приложением расчета суммы излишне выплаченной субсидии (при наличии) (далее - уведомление) (абзац 27 раздела 3 Приложения).

Положения, установленные абзацами одиннадцатым - тринадцатым настоящего раздела, распространяются на Заемщиков, получивших ипотечные кредиты на условиях Программы, целевой программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 года № 495, подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 (абзац 29 раздела 3 Приложения).

Платонова Л.Н., Коркунова Т.А, Коркунов М.Г. обратились в Курганский областной суд с административным иском, в котором просили признать недействующими абзацы 11, 12, 13, 26, 27, 29 раздела 3 Приложения к государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» Постановления Правительства Курганской области № 306 от 26 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315».

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемые положения, предусматривающие возможность исключения из программы её участников в связи со снятием с регистрационного учёта по месту жительства в Курганской области, противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ухудшают положение лиц, вступивших в программу на иных условиях.

Решением Курганского областного суда от 12 февраля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить, административный иск удовлетворить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда и прекращении производства по делу.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Как следует из материалов административного дела, Платонова Л.Н., Коркунова Т.А, Коркунов М.Г. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением 2 декабря 2020 года.

На дату обращения административных истцов в суд оспариваемые ими положения прекратили свое действие, поскольку приложение к Программе «Механизм реализации мероприятий государственной Программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», в котором они содержались, изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 8 мая 2020 года № 137, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации «pravo.gov.ru» в ту же дату.

Как следует из абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В силу абзацев 1 и 8 пункта 19 этого же постановления судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части.

Поскольку на момент обращения административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением оспариваемые положения были исключены из системы правового регулирования, они не могли являться предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства. Обоснованность же применения данных положений к административным истцам может быть проверена судами при рассмотрении и разрешении конкретных дел, связанных с нарушением их прав на участие в Программе.

Следует также отметить, что в настоящее время аналогичные положения предусмотрены Программой, действующей в редакции Постановления Правительства Курганской области от 8 мая 2020 года № 137, положения которой распространяются на заемщиков, получивших ипотечные кредиты в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 года № 495 «О целевой программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы», то есть на административных истцов (пункты 60, 61 Приложения к государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области»). Соответственно, рассмотрение настоящего административного дела об оспаривании прекратившего свое действие нормативного правового акта не могло привести к восстановлению прав административных истцов.

Требований же об оспаривании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 в действующей редакции Платоновой Л.Н., Коркуновой Т.А, Коркуновым М.Г. не заявлено.

Поскольку судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, обжалуемое решение Курганского областного суда подлежит отмене, а производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского областного суда от 12 февраля 2021 года отменить, производство по административному иску Платоновой Л.Н., Коркунова М.Г., Коркуновой Т.А. о признании не действующим в части постановления Правительства Курганской области от 26 августа 2019 года № 306 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315» прекратить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи