ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-556/2021 от 01.06.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 27ОS0000-01-2020-000234-72

№ 66а-556 /2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 01 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Войтко С.Н., Роженцевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-27/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» об оспаривании постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2019 года № 42/8 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы» в части пункта 1 (установление тарифа на 2020 год) и пункта 1 Приложения № 1 (в части строки, устанавливающей цену (тариф) на 2020 год с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года),

по апелляционной жалобе акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» на решение Хабаровского краевого суда от 08 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителя акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО2, представителя Правительства Хабаровского края ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - АО «ДГК», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления №42/8 в части пункта 1 (установление тарифа на 2020 год) и пункта 1 Приложения № 1 (в части строки, устанавливающей цену (тариф) на 2020 год с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года).

Требования мотивированы тем, что нормативный правовой акт не соответствует положениям пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 12, 15, 16, 17, 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и пункта 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, а также пунктам 30 и 31 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными системами, утвержденных приказом ФАС России от 29 мая 2019 года № 686/9 (далее по тексту - Методические указания №689/9), поскольку при установлении тарифов необходимая валовая выручка на 2020 год была необоснованно уменьшена, вследствие чего уменьшен и тариф на второе полугодие. Этим нарушен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Административный истец считает, что экономически обоснованный одноставочный тариф на первое полугодие 2020 года обоснованно был установлен на уровне тарифа, утверждённого на второе полугодие 2019 года постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года № 37/3 в размере 3,60377 руб/кВт*ч. На второе полугодие 2020 года надлежало установить экономически обоснованный одноставочный тариф, рассчитанный в соответствии с пунктами 30 и 31 Методических указаний №689/9. В экспертном заключении указано, что экономически обоснованный одноставочный тариф на второе полугодие 2020 года составляет 7,19625 руб/кВт*ч. Однако оспариваемым постановлением одноставочный тариф на этот период утвержден в размере 5,35269 руб/кВт*ч. Обстоятельства, обосновывающие снижение экономически обоснованного тарифа на второе полугодие 2020 года на 1,84356 руб/кВт*ч, в экспертном заключении не приведены. Условия, при наличии которых возможно произвести снижение тарифа до приемлемого уровня, приведены в пункте 32 Правил государственного регулирования, но эти условия до настоящего времени не выполнены, и срок их выполнения не установлен.

Решением Хабаровского краевого суда от 08 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления и взыскании судебных расходов отказано.

На указанное решение представителем АО «ДГК» ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, а исковые требования удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Правительством Хабаровского края, прокуратурой Хабаровского края поданы возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Закона об электроэнергетике, Основ ценообразования, Правил государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года № 142-пр, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту – Комитет по ценам и тарифам, Комитет) в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам, в том числе, льготные тарифы в соответствии с основанием, предусмотренным Законом Хабаровского края от 11 марта 2015 года № 41 «О предоставлении льгот по оплате за тепловую и электрическую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей».

Судом правильно установлено, что Постановление №42/8 принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.

АО «ДГК» осуществляет производство электрической и тепловой энергии, поставку (продажу) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам на территории Дальневосточного федерального округа через свои филиалы, в том числе на территории Николаевского района Хабаровского края, которая относится к территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России.

Из материалов дела следует, что 30 апреля 2019 года АО «ДГК» обратилось в Комитет по ценам и тарифам с заявлением, в котором просило установить экономически обоснованные тарифы на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020-2022 годы на электрическую энергию, производимую СП «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края, в размере одноставочного тарифа 9 712,11 руб /МВтч.

Постановлением № 42/8, на основании экспертного заключения о проведенной экономической экспертизой по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы, установлены (пункт 1) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» АО «ДГК», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края. Одноставочная цена (тариф) установлен на 2020 год в размере: на период с 01 января по 30 июня - 3,60377 руб/кВт*ч, на период с 01 июля по 31 декабря - 5,35269 руб/кВт*ч (Приложение 1).

Оспаривая Постановление №42/8 административный истец указывает, что административный ответчик при расчете цены (тарифа) на 2020 год (в основу которого положен размер необходимой валовой выручки), не учел и не включил недополученные организацией доходы за 2019 год.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление №42/8 не противоречит федеральному законодательству, другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Комитета от 27 ноября 2019 года № 37/3 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год», которым на 2 полугодие 2019 года одноставочный тариф на электрическую энергию (мощность), производимую Николаевской ТЭЦ, был установлен в размере 3,60377 руб/кВт*ч.

Данное постановление действовало на 31 декабря 2019 года, АО «ДГК» оспорено не было, в связи чем суд обоснованно признал, что размер цены (тарифа), установленной Постановлением № 42/8 на период с 01 января по 30 июня 2020 года в размере 3,60377 руб/кВт*ч, соответствует правилам, установленным пунктом 11(1) Основ ценообразования.

Из имеющегося в материалах дела экспертного заключения о проведении экономической экспертизы по установлению цен на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ», следует, что орган регулирования при формировании цены (тарифа) на второе полугодие 2020 года долгосрочного периода регулирования 2020-2022 годы принял за основу расчеты цены (тарифа), представленные АО «ДГК». Однако, орган регулирования сделал вывод о том, что экономически обоснованный размер цены (тарифа) на второе полугодие 2020 года составит 7,19625 руб/кВт*ч, а его рост по отношению к предыдущему периоду - 199,7%. Этот размер тарифа рассчитан с учетом выпадающих расходов АО «ДГК» за 2019 год в размере 223 494, 34 тыс.руб.

Указанные недополученные доходы образовались в результате изменения с 2019 года законодательства, определяющего порядок регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и на технологически изолированных территориях электроэнергетических систем, к которым относится территория города Николаевска-на-Амуре и Николаевского муниципального района Хабаровского края, и ошибок, допущенных регулирующим органом при установлении цен (тарифов) на 2019 год на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевской ТЭЦ».

Из положений части 6 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пункта 32 Правил регулирования тарифов усматривается, что в случае изменения установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов долгосрочных тарифов в электроэнергетике, и необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности субъектами электроэнергетики, возмещение указанных недополученных доходов таким субъектам электроэнергетики, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Применяя положения пункта 32 Правил регулирования тарифов, Комитет произвел снижение размера цены (тарифов) на второе полугодие 2020 года до 5,35269 руб/кВт*ч. При определении такой цены (тарифа) на второе полугодие 2020 года не были учтены недополученные обществом доходы за 2019 год, компенсация которых планируется за счет средств бюджета. В экспертном заключении такие выводы и расчеты мотивированы.

Также административным ответчиком представлены доказательства ведения работы на уровне Правительства Российской Федерации по вопросу выделения бюджетных средств.

Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах и с учетом того, что законодательством предусмотрена компенсация недополученных доходов за счет средств бюджета, возложение на потребителей оплаты выпадающих доходов без использования, предусмотренной законодательством возможности их компенсации за счет бюджетных средств, не будет соответствовать целям и задачам в сфере тарифного регулирования, соблюдению баланса интересов потребителя и регулируемой организации.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к длительному отсутствию компенсации выпадающих доходов за счет средств бюджетной системы, что не свидетельствует об экономической необоснованности тарифа и незаконности оспариваемого постановления. Кроме того, Общество не лишено права заявить выпадающие доходы при установлении тарифов на следующий период регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 июня 2021 года.