ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-586/2023 от 17.07.2023 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-586/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 17 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ехаловой Ю.А.,

судей Белоногого А.В., Шадриной Е.В.,

с участием прокурора Поповой Е.В.,

при секретаре – помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-21/2023 по апелляционной жалобе Щетинкина Николая Антоновича и апелляционному представлению прокурора прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года, которым в признании недействующими со дня принятия п.п. 49 и 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ, отказано.

Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А., объяснения Щетинкина Н.А., представителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Пашкова Е.А., представителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Рамазановой Р.Р., представителя службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа Кулибаба Л.В., участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Салехардским городским судом, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В., судебная коллегия

установила:

Щетинкин Н.А. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением, просил признать недействующими со дня принятия п.п. 49, 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ.

В обоснование иска указал, что норма пункта 49 Положения (как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года № 60-ПГ), не соответствует нормам статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), так как не содержит условий и оснований, а также порядок принятия руководителем государственного органа решения об использовании кадрового резерва Ямало-Ненецкого автономного округа при наличии в кадровом государственного органа гражданских служащих (граждан), удовлетворяющих требованиям должностного регламента по соответствующей должности (в пределах группы должностей).

Норма пункта 51 Положения не соответствует статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ, так как позволяет представителю нанимателя по своему усмотрению осуществлять выбор одного из нескольких гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве; статьям 12, 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), статье 10 (часть 1), статье 51 (часть 1) Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ФЗ «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года Щетинкину Н.А. отказано в признании недействующими со дня принятия п.п. 49 и 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать недействующими со дня принятия пункт 49 (в редакции от 26 апреля 2022 года) и пункт 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применил нормы материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Как полагает податель жалобы, назначение на вакантную должность должен осуществляться с его согласия по решению представителя нанимателя именно с победителем конкурса (в пределах группы должностей), а при отказе последнего от замещения должности - со следующим кандидатом (при наличии), согласно рейтингу (набранных баллов и занятого места). В этой части нормы пунктов 49 и 51 Положения о кадровом резерве ЯНАО входят в противоречия с Положением о кадровом резерве федерального органа, статьей 1 Федерального закона № 172-ФЗ. Вывод суда о том, что федеральный законодатель предоставил представителю нанимателя право самостоятельно принимать кадровые решения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, несостоятелен.

Норма пункта 49 Положения о кадровом резерве ЯНАО даёт право руководителю государственного органа принять или не принять решение об использовании кадрового резерва ЯНАО (иного государственного органа) при наличии в кадровом резерве государственного органа гражданских служащих (граждан), удовлетворяющих требованиям должностного регламента по соответствующей должности (в пределах группы должностей). Вместе с тем, определение компетенции по формуле «вправе», согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором.

Применение пункта 49 Положения о кадровом резерве ЯНАО, при наличии в кадровом резерве государственного органа гражданских служащих (граждан), удовлетворяющих установленным требованиям, противоречит пункту 50 Положения о кадровом резерве федерального органа - назначению на вакантную должность подлежит кандидат, состоящий в кадровом резерве этого органа.

Норма пункта 51 Положения о кадровом резерве ЯНАО не соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу: статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ, Положению о кадровом резерве федерального органа, Единой методике проведения конкурсов, Методике, а судом при принятии решения по делу неправильно истолкованы положения закона.

Судом также оставлена без внимания позиция прокурора, изложенная в заключении по делу со ссылкой на правовую позицию, содержащуюся в постановлениях Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.

В апелляционном представлении прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа просит решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействующим пункт 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ, с момента принятия нормативного правового акта.

В дополнениях к представлению прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа просит решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействующим пункт 51 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ, в части отсутствия критериев выбора для назначения на должность государственной службы претендентов, состоящих в кадровом резерве Ямало-Ненецкого автономного округа, с момента принятия нормативного правового акта.

Полагает, что доводы административного иска о необоснованной широте дискреционных полномочий правоприменителя, отсутствии или неопределенности условий, или оснований для принятия решения, заслуживают внимания.

В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление представитель административного ответчика службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - служба ГСН ЯНАО) просит отказать Щетинкину Н.А. в удовлетворении апелляционной жалобы, прокурору отказать в удовлетворении апелляционного представления, оставить решение без изменения.

В возражениях на апелляционное представление и апелляционную жалобу представитель административного ответчика - аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - аппарат Губернатора ЯНАО) просил отказать прокурору в удовлетворении представления, а административному истцу – в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить оспариваемое решение без изменения.

В возражениях на апелляционное представление и апелляционную жалобу представитель административного ответчика - Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Губернатор ЯНАО) просил отказать прокурору в удовлетворении представления, а административному истцу – в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить оспариваемое решение без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Щетинкин Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Попова Е.В. апелляционное представление поддержала, апелляционную жалобу Щетинкина Н.А. в части признания недействующим со дня принятия пункта 51 Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы ЯНАО, утвержденного постановлением Губернатора ЯНАО от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ, полагала подлежащей удовлетворению, против удовлетворения апелляционной жалобы в части пункта 49 указанного Положения возражала.

Представители административных ответчиков службы ГСН ЯНАО, аппарата Губернатора ЯНАО, Губернатора ЯНАО в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы возражений поддержали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление – без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на жалобу и представление, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Согласно статье 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как указано в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, судам необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона от 27 апреля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа», Закона автономного округа от 06 апреля 2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве», а также Уставом автономного округа от 28 декабря 1998 года № 56-3АО и методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397. Суд также учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормы Положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Устава автономного округа на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, настоящего Устава автономного округа и иных законов автономного округа Губернатор автономного округа издает постановления и распоряжения. Порядок издания, вступления в силу и официального опубликования актов Губернатора автономного округа устанавливается законом автономного округа и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Согласно пункту «з» части 2 и части 3 статьи 7 Закона автономного округа от 3 июня 2004 года № 18-ЗАО «О Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа», Губернатор автономного округа издает постановления по иным вопросам в пределах полномочий Губернатора автономного округа, установленных федеральными законами, Уставом автономного округа, законами автономного округа. Акты Губернатора автономного округа, имеющие нормативный характер, издаются исключительно в форме постановлений Губернатора автономного округа.

Положениями части 12 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федераций и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в части 9 статьи 55 Закона автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».

Постановлением Губернатора ЯНАО от 05 апреля 2018 года № 36-ПГ утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Положение).

Пункт 49 в редакции постановления Губернатора ЯНАО от 26 апреля 2022 года № 60-ПГ изложен следующим образом: «При принятии решения об использовании кадрового резерва автономного округа для замещения вакантной должности гражданской службы главной или ведущей групп должностей гражданской службы руководитель государственного органа направляет письменный запрос в государственный орган по управлению гражданской службой о представлении списка гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве автономного округа, с указанием квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы (далее - письменный запрос)».

Пункт 51 Положения изложен следующим образом: «При наличии в кадровом резерве нескольких гражданских служащих (граждан), претендующих на замещение вакантной должности гражданской службы и удовлетворяющих требованиям должностного регламента по этой должности, представитель нанимателя самостоятельно осуществляет выбор одного из них для назначения на вакантную должность гражданской службы».

Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт был предоставлен в прокуратуру ЯНАО, и ему дана оценка законности в соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 02 октября 2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», фактов прокурорского реагирования в отношении оспариваемого нормативного правового акта путем принесения протестов не имелось. Тексты постановлений № 36-ПГ и № 60-ПГ были опубликованы на официальных сайтах в установленном законом порядке.

Этапы принятия Положения, подписания его Губернатором автономного округа соблюдены, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов и официального опубликования.

Административные исковые требования Щетинкин Н.А. мотивировал тем, что по результатам конкурса от 28 октября 2022 года на включение в кадровый резерв службы ГСН ЯНАО он был включен в кадровый резерв службы ГСН ЯНАО на должность заместителя начальника отдела обеспечения деятельности территориальных управлений и отчетности управления организации государственного строительного надзора, относящейся к старшей группе должностей гражданской службы. В 2021-2022 годах он также был включен в кадровый резерв ЯНАО по ведущей и старшей группам должностей гражданской службы. В декабре 2022 года на вакантные должности в службе ГСН ЯНАО назначены иные лица, также включенные в кадровый резерв. Несмотря на стаж его работы более 20 лет, включая стаж 9,5 в службе ГСН ЯНАО, предложения о замещении вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя ГСН ЯНАО в его адрес не направлял.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что имеет место формирование доказательственной базы истцом в целях разрешения индивидуального трудового спора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нормы пунктов 49 и 51 Положения о кадровом резерве ЯНАО входят в противоречие с Положением о кадровом резерве федерального органа, статьей 1 Федерального закона № 172-ФЗ, судебной коллегией отклоняется.

Судебная коллегия полагает, что данная позиция административного истца является ошибочной и основанной на неверном толковании норм права, поскольку пункты 49 и 51 Положения необходимо рассматривать системно и в совокупности с иными требованиями Положения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Пунктом 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, отнесены широта дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) (подпункт «а»).

Таких факторов в оспариваемых нормах не имеется, а дискреционные полномочия являются составной частью модели замещения должностей гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьёй. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Как указано в части 1 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Таким порядком является Положение о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96.

В соответствии с положениями части 3 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв. Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется на конкурсной основе.

Согласно части 12 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения установлен порядок формирования, ведения кадрового резерва на государственной гражданской службе автономного округа и его использования.

На гражданской службе формируется кадровый резерв автономного округа и кадровые резервы органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов автономного округа (п. 3).

Пунктом 5 Положения определено, что кадровый резерв автономного округа состоит из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов.

Кадровый резерв автономного округа формируется для замещения должностей гражданской службы главной и ведущей групп должностей гражданской службы, за исключением должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, категории «помощники (советники)», на основании представляемых государственными органами в соответствии с данным Положением сведений об их кадровых резервах. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв автономного округа оформляется правовым актом государственного органа по управлению гражданской службой (п. 6-7).

В соответствии с пунктом 8 Положения кадровый резерв государственного органа формируется представителем нанимателя для замещения должностей гражданской службы главной, ведущей, старшей групп должностей гражданской службы, за исключением должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, категории «помощники (советники)».

Пунктом 10 Положения определено, что включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (далее - конкурс) осуществляется с указанием группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, по которой проведен конкурс, в течение одного месяца со дня его завершения.

Согласно пункту 13 Положения конкурс проводится конкурсной комиссией государственного органа, образованной для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (далее - конкурсная комиссия).

Пунктом 14 Положения определено, что методика проведения конкурса определяется правовым актом государственного органа в соответствии с единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397 (далее - методика государственного органа, Единая методика).

Согласно пункту 18 Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня гражданских служащих (граждан), допущенных к участию в конкурсе, а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы соответствующей группы должностей гражданской службы.

В силу пункта 34 Положения по итогам конкурса конкурсной комиссией принимается одно из следующих решений: включить кандидата в кадровый резерв государственного органа для замещения должностей гражданской службы соответствующей группы, либо отказать кандидату во включении в кадровый резерв государственного органа.

Пунктом 1 Единой методики определено, что данная методика направлена на повышение объективности и прозрачности конкурсной процедуры и формирование профессионального кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации при проведении государственными органами конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов.

Согласно пункту 31 Единой методики результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению № 4 и протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению № 5.

Пунктом 32 Единой методики предусмотрено, что в кадровый резерв конкурсной комиссией могут рекомендоваться кандидаты из числа тех кандидатов, общая сумма набранных баллов которых составляет не менее 50 процентов максимального балла.

В соответствии с пунктом 48 Положения на вакантную должность гражданской службы по решению представителя нанимателя назначается гражданский служащий (гражданин), соответствующий квалификационным требованиям для её замещения и состоящий в кадровом резерве, с его согласия.

Использование кадрового резерва автономного округа осуществляется путем назначения гражданского служащего (гражданина) на вакантную должность гражданской службы, относящуюся к той группе должностей гражданской службы, для замещения должностей гражданской службы которой он состоит в кадровом резерве автономного округа, или к нижестоящей группе должностей гражданской службы, на которую формируется кадровый резерв автономного округа.

Использование кадрового резерва государственного органа осуществляется путем назначения гражданского служащего (гражданина) на вакантную должность гражданской службы в любом государственном органе в пределах группы должностей гражданской службы, на которую он включен в кадровый резерв государственного органа либо относящуюся к нижестоящей группе должностей гражданской службы, для замещения должностей гражданской службы которой он включен в кадровый резерв государственного органа с учетом положений абзаца первого данного пункта.

Федеральный закон № 79-ФЗ, Единая методика, а также Положение не содержат норм, определяющих приоритет назначения на должность гражданской службы лиц из кадрового резерва, набравших большее количество баллов по результатам конкурсных процедур.

В соответствии с положениями части 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Суду апелляционной инстанции по запросу судебной коллегии представлены копии должностных регламентов государственных гражданских служащих, определяющих квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, включающие базовые и профессионально-функциональные квалификационные требования.

Частью 10 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.

Таким образом, представитель нанимателя самостоятельно принимает решение о назначении на вакантную должность из кадрового резерва.

При этом нормы федерального законодательства применительно к должностям гражданской службы главной, ведущей, старшей групп должностей не предусматривают возможности установления порядка, допускающего принятия решения об использовании исключительно кадрового резерва государственного органа как отдельной части кадрового резерва автономного округа.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 3 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ, определяющими, что в должностной регламент гражданского служащего (представителя нанимателя) включается перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, а также, вопреки доводам апелляционной жалобы, коррелирует с позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановления от 17 марта 2004 года № 2.

Ссылка апелляционной жалобы на то, что судом также оставлена без внимания позиция прокурора, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как следует из текста решения, суд первой инстанции пришел к выводу ошибочности вывода прокурора, участвующего в деле, о необоснованной широте дискреционных полномочий правоприменителя, поскольку отсутствие таких полномочий препятствует эффективному исполнению обязанностей, и привел подробные мотивы несогласия с позицией прокурора, высказанной в суде.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что содержание оспариваемых норм является определенным и не вызывает неоднозначного толкования, не имеет места необоснованная широта дискреционных полномочий правоприменителя.

При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления о необоснованной широте дискреционных полномочий правоприменителя, отсутствии или неопределенности условий, или оснований для принятия решения судебная коллегия также полагает необоснованными.

Поскольку оспариваемые нормы Положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты 49, 51 Положения не противоречат актам большей юридической силы, в том числе положениям Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-Ф3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 10 (часть 1), статье 51 (часть 1) Закона ЯНАО от 29 марта 2005 года № 26-ФЗ «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».

Иные доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления отмену или изменение решения суда первой инстанции также не влекут.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, не являются основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционного представления также не опровергают выводы суда и установленных им обстоятельств, на правильность судебного акта, постановленного в соответствии с законом, не влияют.

При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска Щетинкина Н.А. Результаты оценки доказательств подробно отражены в решении, судебная коллегия согласна с данной оценкой и не усматривает оснований для вывода о её необъективности.

Несогласие с произведённой судом оценкой доказательств, отражённое в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, не может повлечь отмену принятого по делу судебного акта, постановленного при соблюдении правил такой оценки, установленных статьёй 84 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щетинкина Николая Антоновича и апелляционное представление прокурора прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: