ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-58/2020
Санкт-Петербург 18 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Вдовиченко С.В. и Головкиной Л.А.,
при секретаре Гринь Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-180/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (АО «ПСК») о признании недействующим постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2014 г. №257 «О долгосрочных параметрах регулирования для акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (в редакции постановлений от 30.12.2015 №307, от 19.07.2016 №50, от 27.12.2016 №241, от 26.12.2017 №213, от 28.12.2018 №210, от 30.01.2019 №5) по апелляционным жалобам государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Федеральной антимонопольной службы на решение Верховного Суда Республики Карелия от 07 ноября 2019 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е., объяснения представителей административного истца АО «ПСК» Брехова В.В., Андрушко Е.В., представителей административного ответчика государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Крюкова Г.П., Орса Е.В., пояснения специалиста ФИО1, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердинских С.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2014 г. №257 в отношении АО «ПСК» установлены долгосрочные параметры регулирования (приложение №1) и необходимая валовая выручка на период 2015-2019 гг.(приложение №2) /далее-постановление №257/.
В дальнейшем, постановлениями государственного комитета Республики Карелия от 30 декабря 2015 №307, от 19 июля 2016 г. №50, от 27 декабря 2016 г. №241 от 26 декабря 2017 г. №213 в постановление №257 внесены изменения.
В связи с вынесением предписания Федеральной антимонопольной службой (далее-ФАС России) от 18 декабря 2018 г. №СП/103928/18 государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-тарифный орган) приняты постановления от 28 декабря 2018 г. №210 и от 30 января 2019 г. №5 (далее-постановления №210 и №5).
Постановлением №210 внесены изменения в приложение №2 к постановлению №257, а именно в строке «2019» цифры «1 666 717, 79» заменены цифрами «1 649 785, 53», то есть изменен размер необходимой валовой выручки АО «ПСК» на 2019 год с 1 666 717, 79 тыс.руб. на 1 649 785,53 тыс.руб.
Постановлением №5 внесены следующие изменения в постановление №257:
- в приложении №1 в столбце «Базовый уровень подконтрольных расходов» цифры «721, 663» заменены цифрами «671,557»;
-в приложении №2 в строке «2019» цифры «1 649 785, 53» заменены цифрами «1 633 921,35», то есть изменен размер необходимой валовой выручки АО «ПСК» с 1 649 785,53 тыс.руб. на 1 633 921, 35 тыс.руб.
Указанные постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Являясь территориальной сетевой организацией, акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (далее-АО «ПСК») обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском, в котором просило признать недействующим постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2014 г. №257 в редакции постановлений от 30 декабря 2015 №307, от 19 июля 2016 №50, от 27 декабря 2016 №241, от 26 декабря 2017 №213, от 28 декабря 2018 №210, от 30 января 2019 №5 и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт.
В обоснование указано, что при расчете необходимой валовой выручки (НВВ) государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам допущены нарушения действующего законодательства, а именно:
-в нарушение пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в состав расходов на оплату необоснованно не включены 430 892 тыс.руб. на 2015 г. и 456 235, 76 тыс.руб на 2019 г.;
- неправильно исчислен размер расходов «отчисления от фонда оплаты труда»;
-в нарушение пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) не учтены расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств;
- с нарушением законодательства проведена корректировка НВВ в виде признания необоснованными расходов в размере 80 292,16 тыс.руб и 15 864, 18 тыс.руб.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 07 ноября 2019 г. административный иск удовлетворен.
Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2014 г. № 257 «О долгосрочных параметрах регулирования для открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в редакции постановлений от 30 декабря 2015 г. №307, от 19 июля 2016г. №50, от 27 декабря 2016 г. №241, от 26 декабря 2017 г. №213, от 28 декабря 2018 г. № 210, от 30 января 2019 г. №5.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязан опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
С государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» взысканы судебные расходы в сумме 4500 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (тарифный орган) просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Отмечает, что постановление №5 вынесено во исполнение предписания ФАС России от 18 декабря 2018 г. №103928/18. Предписание ФАС России оспорено административным истцом в арбитражный суд, решением которого в удовлетворении административного иска отказано. Оспорив решение суда в апелляционном порядке, АО «ПСК» отказалось от иска. В силу действующего законодательства предписание Федеральной антимонопольной службы обязательно для исполнения; неисполнение предписания влечет административную ответственность.
В части размера расходов на оплату труда АО «ПСК» на момент установления тарифа не смогло подтвердить обоснованность расчета расходов из заявленной численности и среднемесячной заработной платы, ошибочно считая, что является участником ОТС на 2013-2015 гг.
Поэтому тарифный орган полагает, что правомерно использовал при расчете имеющиеся данные за 2014 год, указав, что постановление №257 в изначальной редакции административным истцом не оспаривалось.
В части исключения расходов на обслуживание заемных средств тарифный орган исходил из того, что ФАС России при проверке пришел к выводу о том, что предоставленные АО «ПСК» документы не подтверждают целесообразность привлечения заемных средств.
В части доводов относительно корректировки НВВ тарифный орган указал, что во исполнение п.п.2.1 пункта 2 Предписания ФАС России из НВВ АО «ПСК» частично исключены расходы в сумме 80 247, 87 тыс.руб. Экономически необоснованные расходы, отраженные в приложении к протоколу заседания правления тарифного органа от 30.01.2019 №4 по строке 7 в размере (– 15 864, 18 тыс.руб.) не являются расходами на оплату труда и расходами на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств.
В апелляционной жалобе Федеральная антимонопольная служба просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
ФАС России полагает, что вывод суда о неправомерности произведенного тарифным органом расчета по статье затрат «расходы на оплату труда» сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам Противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам и вывод суда об обоснованности учета в НВВ регулируемой организации расходов по статье затрат «расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» в заявленном АО «ПСК» размере.
В указанной части обращает внимание на выводы, сделанные в результате внеплановой выездной проверки ФАС России о том, что АО ПСК» имеет удовлетворительную структуру баланса, достаточную финансовую устойчивость, деятельность регулируемой организации является рентабельной, ввиду чего регулируемая организация в состоянии в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности, что исключает необходимость привлечения заемных средств.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов АО «ПСК» и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменной форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, объяснения специалиста, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что расчет фонда оплаты труда тарифным органом произведен с нарушением пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 (далее-Основы ценообразования), так как тарифный орган не проверил и не произвел анализ фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности произведенного расчета.
Также, тарифный орган в нарушение п.19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 №1178, выяснив, что предложенное административным истцом обоснование расчета является ошибочным, не запросил дополнительные материалы, не указал форму их предоставления и требования к ним.
Суд признал необоснованным исключение в полном объеме из НВВ заявленных административным истцом расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, в размере 438 102,2 тыс.руб., ссылаясь на отсутствие оснований для данного исключения из НВВ заявленных сумм расходов, установленных пунктом 7 Основ ценообразования.
По изложенным основаниям суд счел ошибочным и проведенную тарифным органом корректировку НВВ, отраженную в протоколах заседания правления тарифного органа от 28 декабря 2018 г. №209, от 30 января 2019 г. №4 с исключением из НВВ сумм 80 292, 16 тыс. руб. и 15 864,18 тыс. руб., поскольку в названных протоколах отсутствуют анализ и обоснования признания указанных сумм экономически необоснованными.
Судебная коллегия полагает выводы суда необоснованными по следующим основаниям.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
Пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, является государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
АО «ПСК» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия по тарифам, установленным в соответствии с долгосрочными параметрами и необходимой валовой выручкой, утвержденными постановлением №257.
В результате внеплановой выездной проверки, проведенной Федеральной антимонопольной службой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Прионежская сетевая компания» на 2016-2018 гг.
18 декабря 2018 г. Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в отношение государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам вынесено предписание № СП/103928/18(далее-Предписание).
В разделе 2.2 «Расходы на оплату труда» Предписания отражено, что «расходы на оплату труда» подлежат учету в составе НВВ в соответствии с п.26 Основ ценообразования, формой таблицы №П1.16 приложения №1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2.
В указанной части отражено, что тарифным органом на 2015 г. учтены расходы по данной статье в сумме 430 892 тыс.руб. исходя из численности персонала в количестве 1 042 чел., уровня среднемесячной заработной платы, утвержденной на 2014 г. в размере 32 296,49 руб. и индекса-дефлятора 1,067.
Согласно статистической отчетности по форме №П-4 «Сведения о численности, заработной плате работников» за 2013 г. средняя фактическая численность персонала АО «ПСК» по виду деятельности «передача электрической энергии» составила -920,83 ед., среднемесячная заработная плата -37 138,52 руб.
В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в 2013 г. 31 052,0 руб.
ФАС России отметило, что материалы тарифного дела и экспертное заключение на 2015 год не содержат обоснование роста численности работников на 2015 год. В связи с чем ФАС России пришло к выводу о том, что затраты по статье «расходы на оплату труда» на 2015год (без учета метода сравнения аналогов) составят 920,83х34 460,33 руб.х12 м.= 380 785,27 тыс. руб. Исключению подлежат средства в размере 50 106,73 тыс. руб.
В разделе 3.2 «Отчисления на социальные нужды» Предписания указано, что поскольку названная статья расходов является производной от статьи расходов «расходы на оплату труда», то тарифному органу необходимо произвести расчет расходов по статье расходов «отчисления на социальные нужды» на 2015-2018 г.г. с учетом исключения средств на оплату труда из базового уровня подконтрольных расходов 2015 г. и фактического процента отчислений на сроховые взносы за 2015-2016 гг. соответственно.
В разделе 3.4 «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» Предписания указано, что тарифным органом были учтены затраты по указанной статье в следующих размерах: на 2015 год-151 104, 63 тыс. руб., на 2016 г.- 145 738,21 тыс. руб. (по результатам анализа органом регулирования фактических затрат 2016 г исключено 46 686,3 тыс. руб.), на 2017 г.- 147 782,51 тыс. руб., на 2018 г.-40 163, 15 тыс. руб.
Исследовав представленные обществом документы: пояснительную записку, финансовую модель и динамику ссудной задолженности, кредитные договоры, изменения в структуре кредитного портфеля, ОСВ и данные о фактических расходах и движения денежных средств, данные о претензионной работе, ФАС России сделало вывод о том, что названные документы не подтверждают целесообразность привлечения заемных средств, расходы на оплату которых приняты тарифным органом на 2015-2018 гг.
Так, представленные планы движения денежных средств на 2015 г. не соответствуют отчетным данным общества и не подтверждают целесообразность привлечения заемных средств.
ФАС России отметила, что величина чистой прибыли общества за 2014, 2015, 2016 г.г. превысила потребность АО «ПСК» в средствах на обслуживание заемных средств. Несоответствие осуществления текущих расходов и поступления выручки согласно условиям договора не является объективной причиной, так как имеет внутренние механизмы снижения кассовых разрывов, зависящих от продуманной финансовой политики предприятия. Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств за 2015-2018 гг. в размере 438 102, 2 тыс.руб. подлежат исключению в связи с их недостаточной обоснованностью.
В разделе 3.6 «Корректировки необходимой валовой выручки на 2016-2018гг.» Предписания указано, что при установлении тарифов на 2016, 2017, 2018 гг. тарифным органом приняты корректировки НВВ в следующих размерах: 107 579, 71 тыс. руб., 98 751, 57 тыс. руб., 173 027, 32 тыс. руб.
В данной части отмечено, что тарифным органом не проведен анализ исходных данных для расчета корректировок, не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанных размерах.
В разделе 3.6 Предписания, в том числе указано, что тарифным органом не предпринимались меры в целях выявления экономически необоснованных расходов общества в текущем периоде регулирования по итогам 9 месяцев для исключения их из необходимой валовой выручки следующего регулируемого периода.
В целом, ФАС России сделал вывод о том, что действия тарифного органа приводят к тому, что экономически необоснованные расходы, связанные с нецелевым использованием инвестиционных средств, которые имеют место в Республике Карелия уже по 9 месяцам текущего периода регулирования, учитываются (исключаются) на год позже, чем это позволяет сделать законодательство.
Предписанием государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам признан нарушившим положения пунктов 7, 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.
Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписано в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Пунктом 2.1 Предписания тарифный орган обязан исключить из необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» расходы в размере 488 208,93 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:
- «расходы на оплату труда» на 2015 год (без учета метода сравнения аналогов) в размере 50 106,73 тыс. руб.;
- «расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» на 2015-2018 гг. в размере 438 102,2 тыс. руб.
Пунктом 2.2. Предписания предусмотрено, что по результатам исполнения пункта 2.1. настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике надлежит пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Прионежская сетевая компания» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» на 2015-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, результаты учесть при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ПСК» с 01.01.2019.
Пунктом 4 Предписания предусмотрено, что по результатам исполнения пунктов 2.1, 3 настоящего предписания тарифный орган обязан пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Прионежская сетевая компания» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» на 2015-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.
Пунктом 5 Предписания определено, что по результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания, органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике надлежит исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Прионежская сетевая компания» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год с 01.07.2019.
Согласно пункту 6 Предписания об его исполнении органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, надлежит письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии соответствующих документов.
28 апреля 2019 г. АО «ПСК» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 г.
20 декабря 2018 г. составлено заключение экспертной группы государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по рассмотрению предложений АО «Прионежская сетевая компания» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2019 г.(далее-заключение от 20.12.2018).
Раздел 7 названного заключения от 20.12.2018 содержит расчеты, произведенные во исполнение Предписания.
Так, в разделе 7 заключения определено, что экономически обоснованные расходы по статье «расходы на оплату труда» составят 380 785, 27 тыс.руб. (920,83х34 460,33х12). Расчет произведен исходя из средней фактической численности персонала АО «ПСК» по виду деятельности «передача электрической энергии» -920,83 ед., среднемесячной заработной платы- 34 460,33 руб., утвержденной на 2014 г.
В результате расчета расходов по статье «расходы на оплату труда» за период 2015-2018 гг. определено, что экономически необоснованными расходами по названной статье является сумма 216 048,19 тыс.руб.
С учетом пересмотра расходов по статье «расходы на оплату труда» согласно Предписанию (п.п. 2 п.2) экспертной группой произведен расчет подконтрольных расходов на 2016-2018 гг. и определено, что из необходимой валовой выручки АО «ПСК» на 2019 г. подлежат исключению экономически необоснованные расходы в размере 216 048, 19 тыс. руб.
В соответствии с Предписанием экспертной группой также определено, что из необходимой валовой выручки АО «ПСК» подлежат исключению экономически необоснованные расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств в размере 438 102, 2 тыс. руб.
28 декабря 2018 г. составлены дополнения к заключению экспертной группы государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по рассмотрению предложений АО «Прионежская сетевая компания» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2019 г. от 20.12.2018 (далее-Дополнения от 28.12.2018), составленные с учетом особого мнения АО «Прионежская сетевая компания».
В указанных Дополнениях, в том числе, отражено, что правление тарифного органа на заседании 28 декабря 2018 г. приняло решение учесть частично экономически необоснованные расходы согласно Предписанию в сумме (-80 247, 87 тыс. руб.) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 г., (-573 902, 52 тыс. руб.) учесть при последующих периодах регулирования.
24 января 2019 г. экспертной группой составлено заключение по результатам исполнения предписания Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2018 г. №СП/103928/18(далее-Заключение от 24.01.2019), в котором выполнен дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Прионежская сетевая компания».
Так, в отношении определения базового уровня подконтрольных расходов с использованием метода сравнения аналогов в Заключении от 24.01.2019 отмечено, что на момент принятия тарифным органом решения об установлении базового уровня подконтрольных расходов АО «ПСК» на 2015 г. методические указания по определению базового уровня подконтрольных расходов с использованием метода сравнения аналогов отсутствовал.
В разделе 2.2. «Отчисления на социальные нужды» указано, что с учетом исключения средств на оплату труда из базового уровня подконтрольных расходов и фактического процента отчислений на страховые взносы за 2014-2016гг. исключению из необходимой валовой выручки АО «ПСК» подлежат расходы в сумме 15 862, 5 тыс. руб.
На заседании правления тарифного органа от 28 декабря 2018 г. (протокол №209) рассмотрен вопрос о внесении изменений в постановление №257. Заключение от 20.12.2018 и Дополнения от 28.12.2018 приняты за основу расчета необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей АО «ПСК» на 2019 г. В качестве экономически необоснованных расходов согласно предписанию ФАС России от 18.12.2018 №СП/103928/18 учтены расходы в сумме (-80 247, 87 тыс. руб.). Экономически необоснованные расходы согласно предписанию ФАС России от 18.12.2018 № СП/103928/18 в сумме 573 902,52 тыс. руб. постановлено учесть в последующих периодах регулирования.
Установлена необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей АО «ПСК» на 2019 г. согласно приложению и внесены изменения в приложение №2 к постановлению №257 с заменой в строке «2019» цифры «1 666 717, 79» на цифры «1 649 785,53».
На заседании правления тарифного органа от 30 января 2019 г. (протокол №4) рассмотрен вопрос об исполнении предписания ФАС России от 18 декабря 2018 г. №СП/103928/18 в части установления необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей АО «ПСК» на 2019г.
Во исполнение Предписания решено: Заключение от 24.01.2019 принять за основу расчета необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей АО «ПСК» на 2019 г.; исключить из необходимой валовой выручки АО «ПСК» на 2019 г. экономически необоснованные расходы в сумме 15 864, 18 тыс. руб.; установить необходимую валовую выручку на содержание электрических сетей АО «ПСК» на 2019 г. согласно приложению к протоколу; внести изменения в постановление №257, а именно: в приложении №1 в столбце «Базовый уровень подконтрольных расходов» цифры «721,663» заменить цифрами «671, 557»; в приложении №2 в строке «2019» цифры «1 649 785,53» заменить цифрами «1 633 921, 35».
Таким образом, постановление №257 в оспариваемой редакции (постановления №№210, 5) принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в установленном законом порядке.
В постановлениях тарифного органа от 28 декабря 2018 г. №210 и от 30 января 2019 г. №5 указано, что они приняты во исполнение Предписания ФАС России от 18.12.2018 №СП/103928/18.
Решением Арбитражного Суда г. Москвы от 24.07.2019 в удовлетворении иска АО «ПСК» о признании незаконным предписания ФАС России от 18 декабря 2018 г. №СП/103928/18(далее-Предписание) было отказано. В связи с тем, что в апелляционном порядке АО «СПК» отказался от иска, решение арбитражного суда отменено, производство по делу прекращено.
Согласно Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. №543, пункта 7 Основ ценообразования, исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы об устранении нарушений законодательства в сфере тарифного регулирования является обязательным. Более того, согласно приведенной норме Основ ценообразования, наличие предписания ФАС России является основанием для досрочного изменения тарифного регулирования.
Сведений о том, что тарифный орган не выполнил Предписание, или допустил нарушения закона при его исполнении в части исключения из НВВ АО «ПСК» расходов на оплату труда за 2015г., в части последующего перерасчета подлежащих учету при корректировке НВВ расходов на оплату труда, расходов по статье «отчисления на социальные нужды», в части исключения расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств на 2015-2018гг., в части корректировки НВВ (в том числе и в части исключения заявленных административным истцом сумм), по делу не имеется.
При обращении в суд с настоящим требованием административный истец не заявлял о том, что постановление №257 в оспариваемой редакции принято с нарушением Предписания.
При рассмотрении административного дела Федеральной антимонопольной службой, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявлено о том, что при утверждении постановлений №№210, 5 нарушены требования Предписания.
Более того, как следует из позиции заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также из позиции, отраженной в апелляционной жалобе, постановления №№210, 5 приняты в соответствии с требованиями Предписания.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы административного истца фактически сводятся к оспариванию предписания ФАС России от 18.12.2018 №СП/103928/18, проверка законности которого не входит в компетенцию суда общей юрисдикции при разрешении дела об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования согласно статьям 1, 20, главе 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что произведенный тарифным органом расчет расходов на оплату труда за 2015 г. во исполнение Предписания в полной мере соответствует пункту 26 Основ ценообразования. При непредоставлении АО «ПСК» экономически обоснованных данных, подтверждающих заявленный размер заработной платы и численность, тарифный орган был вправе использовать имеющиеся в наличии данные, в том числе данные 2014 г. Изложенное не противоречит Основам ценообразования и п. 24 Правилам регулирования и не повлекло нарушений прав административного истца.
При этом, пунктом 19 Правил регулирования предусмотрено право, а не обязанность тарифного органа по истребованию дополнительных материалов у организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Соответственно, вывод суда первой инстанции об исчислении размера расходов на оплату труда за 2015 г. с нарушением п.26 Основ ценообразования, является несостоятельным.
Равно как не истребование тарифным органом дополнительных материалов у организации, осуществляющей регулируемую деятельность, не свидетельствует ни о нарушении п.19 Правил регулирования, ни о наличии правовых оснований для признания незаконными действий тарифного органа по расчету тарифа.
Соответственно тарифным органом правильно определен размер расходов и по статье «отчисления на социальные нужды» (является производным от статьи расходов «расходы на оплату труда»).
Суждение административного истца АО «ПСК» о том, что в Предписании указано о нарушении тарифного органа только при определении численности работников, а не при исчислении расходов на оплату труда за 2015 год в целом, не соответствует тексту названного Предписания.
Так как вывод тарифного органа об исключении из НВВ АО «ПСК» как экономически необоснованных расходов на обслуживание кредитов в размере в полной мере основан на положениях п.7 Основ ценообразования, материалах тарифного дела, выводах Предписания, то утверждение суда о незаконности исключения вышеуказанных сумм из НВВ АО «ПСК» является неправильным.
Во исполнение Предписания тарифным органом частично исключены из необходимой валовой выручки АО «ПСК» расходы в сумме 80 247, 87 тыс.руб. (что отражено в строке 6 раздела корректировки необходимой валовой выручки в приложении к протоколу заседания правления тарифного органа от 28 декабря 2018 г. №209) и расходы в сумме 15 864, 18 тыс.руб.(что отражено в сроке 7 раздела корректировки необходимой валовой выручки в приложении к протоколу заседания тарифного органа от 30 января 2019г. №4).
При этом, каких-либо убедительных мотивированных доводов о том, что названная корректировка тарифным органом проведена с нарушением действующего законодательства и требований Предписания, административным истцом не представлено.
Соответственно и в указанной части выводы суда о необоснованной корректировке НВВ не могут быть признаны обоснованными.
Так как постановление №257 приведено в соответствие с законодательством в области тарифного регулирования на основании Предписания постановлениями №№210, 5, при этом доказательств, подтверждающих, что при исполнении Предписания тарифным органом допущены нарушения законодательства в сфере тарифного регулирования по делу не имеется, то вывод суда о том, что постановление №257 (в оспариваемой редакции) противоречит действующему законодательству, является неправильным, основан на неверном толковании норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Соответственно, решение суда подлежит отмене по основаниям п.п.3, 4 ч. 2 ст.310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возражения административного истца по апелляционным жалобам не основаны на материалах дела, не учитывают требования Предписания и не согласуются с нормами законодательства в области тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 07 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Прионежская сетевая компания» о признании недействующим постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2014 г. №257 «О долгосрочных параметрах регулирования для открытого акционерного общества «Прионежская сетевая компания», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в редакции постановлений от 30 декабря 2015 №307, от 19 июля 2016 №50, от 27 декабря 2016 №241, от 26 декабря 2017 №213, от 28 декабря 2018 №210, от 30 января 2019 №5 и об обязании административного ответчика принять новый нормативный правовой акт и о взыскании государственной пошлины, отказать.
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения опубликовать в официальном печатном издании государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам.
Председательствующий
Судьи