ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-604/2022 от 29.06.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-604/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 29 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Головкиной Л.А.,

судей Семеновой И.А., Стаховой Т.М.,

при секретаре Рунове Д.Ю.,

с участием прокурора Парфеновой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2022 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) на решение суда Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о признании недействующим в части приказа управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2021 года № 43 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) для федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годов».

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителей административного истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – Ляпиной И.Н., Михиевской А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа – Тихомировой А.В., Куракиной А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Парфеновой Е.Г., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (далее – УГРЦТ НАО, Управление) 10 декабря 2021 года издан приказ № 43, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 13 декабря 2021 года, которым установлены долгосрочные параметры регулирования для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации согласно Приложению 1, а также установлены и введены в действие на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года с календарной разбивкой льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории Ненецкого автономного округа, согласно Приложению 2 (Т.1 л.д.41-46, Т.5 л.д.19).

Пунктом 1 Примечания к Приложению № 2 установлены экономически обоснованные тарифы, а именно:

1.1. На территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа на периоды:

с 1 января по 30 июня 2022 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2022 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2023 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2023 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2024 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2024 года в размере руб./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2025 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2025 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2026 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2026 года в размере ./Гкал.

1.2. На территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа на периоды:

с 1 января по 30 июня 2022 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2022 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2023 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2023 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2024 года в размере руб./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2024 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2025 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2025 года в размере ./Гкал;

с 1 января по 30 июня 2026 года в размере ./Гкал;

с 1 июля по 31 декабря 2026 года в размере ./Гкал.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просило признать недействующим с 1 января 2022 года Приложение № 2 к Приказу № 43 в части установленных экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России населению и потребителям, приравненным к населению, на территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа и на территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа, а также возложить на управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа обязанности внести изменения в Приказ № 43 путем изменения тарифов на тепловую энергию на территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа и на территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа (Т.3 л.д.108-109).

Определением суда Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2022 года требования административного истца, в части возложения на административного ответчика обязанности внести изменения в Приказ № 43, путем изменения тарифов на тепловую энергию на территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа и на территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа, выделены в отдельное производство и административному истцу отказано в принятии данных требований на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России переданы функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 1 апреля 2017 года и административный истец является ресурсоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения на территории Ненецкого автономного округа.

Административный истец указывает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком необоснованно не учтены расходы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на топливо на территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» и «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа в 2020 году, что противоречит Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э; аналитическому заключению по результатам проверки регулируемой деятельности ЖКС № 6 (город Северодвинск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ» МО РФ (к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 1 ноября 2021 года № 4); государственным контрактам на поставку топлива и бухгалтерской отчетности.

Также при утверждении тарифа на тепловую энергию по сельскому поселению «Шоинский сельсовет» Управлением на 2022 год включены затраты по топливу по цене руб./тн (без учета НДС), в то время, как по контракту на поставку твердого котельного топлива цена составила руб./тн (без учета НДС).

Решением суда Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года в удовлетворении административного иска ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отказано в полном объеме (Т.5 л.д.56-67).

В апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе административный истец просит решение суда Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, а также указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании документов, подтверждающих расход топлива, которые административный истец не мог представить в материалы тарифного дела в виду отнесения содержащихся в них сведений к служебной тайне; судом неверно дана оценка выводам Управления об обоснованности расходов на топливо в 2020 году, содержащимся в аналитическом заключении по результатам проверки регулируемой деятельности ЖКС № 6 (город Северодвинск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ОСК СФ» МО РФ (к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 1 ноября 2021 года № 4 (Т.5 л.д.74-76).

УГРЦТ НАО поданы возражения на апелляционную жалобу (Т.5 л.д.122-130).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представлены письменные пояснения (Т.6 л.д.181-183).

Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктами 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства для осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и специальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (Т.1 л.д.18-35).

Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение Учреждения (пункт 15 Устава).

Финансирование Учреждения осуществляется, в том числе за счет: средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год; средств федерального бюджета (субсидии) на цели не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим Уставом (абзацы 2-4 пункта 30 Устава).

Учреждение имеет 13 филиалов, в том числе филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ПО ОСК Северного флота) (Т.2 л.д.44-250).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в сфере теплоснабжения котельными на твердом топливе (угле) осуществляет в сельском поселении «Тиманский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа и сельском поселении «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа нерегулируемый вид деятельности в соответствии с Уставом данного учреждения и регулируемые виды деятельности, в том числе отпуск тепловой энергии населению.

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в лице начальника ЖКС № 6 (город Северодвинск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК СФ), обратилось 23 апреля 2021 года в Управление по государственному регулированию цент (Тарифов) Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении тарифов для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на тепловую энергию на территории МО «Шоинский сельсовет», МО «Тиманский сельсовет» на 2022-2026 годы (Т.3 л.д.133-135). Вместе с заявлением административным истцом представлены обосновывающие материалы (Т.3 л.д.137-138).

Согласно подпункту «к» пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя.

Органом регулирования могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации (при ее наличии) и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим.

По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.

В силу пункта 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктами 9 - 11 Основ ценообразования предусмотрено, что названные организации ведут раздельный учет как по осуществляемым видам деятельности, так и с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - Единая система классификации).

Административным ответчиком, в рамках открытия дела об установлении цен (тарифов) и проведения анализа представленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России документов, в части затрат на топливо, на основании подпункта «к» пункта 16, пункта 17 Правил регулирования неоднократно запрашивались документы по раздельному учету по статье «топливо» в части приносящий доход деятельности и бюджетных средств, в том числе 6 декабря 2021 года административному истцу направлен запрос о предоставлении документов или пояснений в части фактических расходов по топливу в 2020 году и планируемых расходов на период 2022-2026 годов, с целью подтверждения фактических объемов денежных средств в части оплаты и поставки топлива по контрактам, в рамках приносящей доход деятельности, а также фактическое списание объемов топлива в рамках приносящей доход деятельности (Т.1 л.д.80-81).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России письмами от 6 декабря 2021 года, от 8 декабря 2021 года, от 9 декабря 2021 года просило включить в структуру необходимой валовой выручки на 2022 год расходы по статье «топливо» и исключить из структуры необходимой валовой выручки «снятие излишне полученных доходов».

В качестве обосновывающих документов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представлены копии контрактов на поставку топлива (угля) в рамках навигационного завоза на теплогенерирующие объекты, расположенные в районах Крайнего Севера и отдельных гарнизонах Сибири и Дальнего Востока на время проведения отопительных сезонов, а также контракт от 25 декабря 2020 года № 14-251220-60 на поставку твердого топлива для нужд ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в филиалах 12 ГУ МО, ВВЩ, ВКС, ВМФ, СФ, ТОФ на теплогенерирующие объекты, расположенные в районах Крайнего Севера и отдельных гарнизонах Сибири и Дальнего Востока на время проведения отопительного сезона 2021-2022 годов; карточки анализа счета 302.34, счета 105.33; оборотно-сальдовые ведомости счета 105.33; платежные документы (Т.1 л.д.82-92, Т.3 л.д.79-80, 173-оборот-179).

Вопрос об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на территории Ненецкого автономного округа на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы рассмотрен на заседании комиссии по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, протокол № 18 от 10 декабря 2021 года (Т.3 л.д.147-173).

В соответствии с заключением по проведению экспертизы предложений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об установлении тарифа на тепловую энергию на территории сельского поселения «Тиманский сельсовет» Заполярного района Нененецкого автономного округа на 2022-2026 годы (Т.5 л.д.20-31), заключением по проведению экспертизы предложений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об установлении тарифа на тепловую энергию на территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» Заполярного района Нененецкого автономного округа на 2022-2026 годы (Т.5 л.д.32-41) расходы на топливо, понесенные административным истцом по факту 2020 года не учтены, поскольку представленные регулируемой организацией документы не содержат признаков раздельного учета расхода топлива на регулируемую деятельность приносящую доход и деятельность, направленную на выполнение государственного задания и обеспеченную федеральным бюджетным финансированием. Произведена корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по факту 2020 года, в том числе с учетом расходов по статье «Топливо» на территориях сельских поселений «Тиманский сельсовет» и «Шоинский сельсовет», а при определении плановых расходов на 2022 -2026 годы затраты на топливо на территории указанных сельских поселений откорректированы в соответствии с объемом выработки тепловой энергии и удельного расхода на отпущенную тепловую энергию и переводным коэффициентом. Цены на уголь приняты по предложению учреждения на 2022 год с применением макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2022-2026 годы (в сельском поселении «Тинский сельсовет в размере тыс.руб., в сельском поселении «Шоинский сельсовет» в размере тыс. руб.).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не ведет раздельный учет расходов по регулируемому виду деятельности; в орган регулирования не представлены доказательства использования в регулируемой деятельности по передаче тепловой энергии расходов на топливо с разбивкой по источникам финансирования, в связи с чем, административный ответчик правомерно исключил указанные расходы из необходимой валовой выручки предприятия, как экономически необоснованные.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Требование об обязательном раздельном учете закреплено в пункте 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пунктах 9 - 11 Основ ценообразования.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В соответствии с Положением о реализации единой учетной политики ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Положение), утвержденной приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 апреля 2020 года № 1ПР/94, ведение раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности и финансирования, является обязательным, что не оспаривалось представителями административного истца в суде апелляционной инстанции.

Приложениями к Положению являются, в том числе: рабочий план счетов; методика учета объемов, доходов и расходов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Т.7 л.д.1-22, 115-141, 166-220).

Представленные административным истцом в орган регулирования контракты на поставку твердого топлива для нужд ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на теплогенерирующие объекты, расположенные в районах Крайнего Севера и отдельных гарнизонах Сибири и Дальнего Востока на время проведения отопительного сезона (Т.1 л.д.93-182, Т.4 л.д.1-32, 147-155, 207-248); карточки анализа счета 302.34, счета 105.33 (Т.1 л.д.183-208, Т.4 л.д.46-64, Т.7 л.д.146-152); оборотно-сальдовые ведомости (Т.1 л.д.209-210, Т.7 л.д.142-145); платежные документы (Т.1 л.д.211-250, Т.2 л.д.1-35, Т.4 л.д.69-142) не содержат данных раздельного учета расхода топлива на регулируемую деятельность приносящую доход и деятельность, направленную на выполнение государственного задания и обеспеченную федеральным бюджетным финансированием.

Поскольку административным истцом не были представлены документы по раздельному учету расходов на топливо, судебная коллегия считает, что Управление обоснованно не учло фактические расходы на приобретение топлива в 2020 году, как не подтвержденные, в соответствии с пунктами 10, 11 и 13 Основ ценообразования.

Доводы, указанные административным истцом в дополнениях к апелляционной жалобе, о том, что вопреки утверждению суда первой инстанции ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России могло представить по запросу суда акты списания топлива, универсальный отчет, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку указанные документы не являлись предметом экспертной оценки Управления, ввиду их непредставления в материалы тарифного дела, что не оспаривалось сторонами по делу.

Доводы жалобы о невозможности представления указанных документов в адрес органа регулирования, ввиду отнесения содержащейся в них информации к служебно тайне, подлежат отклонению, поскольку доказательств, что сведения, содержащиеся в актах списания, универсальных отчетах и иных документах по раздельному учету, отнесены к служебной тайне, в нарушение положений статьи 3.1. Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», административным истцом не представлено.

Отклоняя указанные доводы, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в суде апелляционной инстанции не оспаривал, что расчет тарифа производился административным истцом исходя из всего объема полезного отпуска тепловой энергии, как для нужд Минобороны России, так и для населения, без разбивки по видам деятельности, а также без разделения источников финансирования.

Из материалов дела следует, что УГРЦТ НАО, на основании распоряжения от 7 октября 2021 года № 106 проведена плановая документарная проверка в отношении ЖКС № 6 (город Северодвинск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, по результатам которой составлен акт от 1 ноября 2021 года, аналитическое заключение по результатам проверки регулируемой деятельности (Т.1 л.д.58-79).

Из акта от 1 ноября 2021 года следует, что учреждение в процессе осуществления регулируемой деятельности фактически не осуществляет раздельный учет в сферах теплоснабжения и водоснабжения, требования к ведению которого определены в пунктах 9-11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, а также в пунктах 18-20 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, что является административным правонарушением порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении № 1/2022 от 2 марта 2022 года, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Т.4 л.д.171-176).

Из постановления № 1/2022 от 2 марта 2022 года следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в процессе осуществления регулируемой деятельности фактически не осуществляет раздельный учет в сферах теплоснабжения и водоснабжения, требования к ведению которого определены в пунктах 9-11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, а также в пунктах 18-20 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406. Доказательств, что указанное постановление оспорено в установленном законом порядке, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Таким образом, акт проверки от 1 ноября 2021 года, аналитическое заключение по результатам проверки регулируемой деятельности, постановление № 1/2022 от 2 марта 2022 года, в своей совокупности подтверждают отсутствие фактического осуществления раздельного учета по видам деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Доказательств обратного суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Из пункта 9.1 контрактов на поставку твердого котельного топлива в рамках навигационного завоза на теплогенерирующие объекты, расположенные в районах Крайнего Севера и отдаленных гарнизонах Сибири и Дальнего востока на время проведения отопительных сезонов следует, что оплата по Контракту осуществляется в российских рублях за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (Т.1 л.д.93-182, Т.4 л.д.1-32, 147-155, 207-248).

Представителями административного истца, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не оспаривалось, что сведений об объемах расходов на топливо, понесенных за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе на отпуск тепловой энергии населению, а также об объемах расходов на топливо, за счет средств федерального бюджета, в материалы тарифного дела не представлялось.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что расходы на топливо, понесенные административным истцом по факту 2020 года не учтены органом регулирования обоснованно, поскольку представленные регулируемой организацией документы не содержат признаков раздельного учета расхода топлива на регулируемую деятельность приносящую доход и деятельность, направленную на выполнение государственного задания и обеспеченную федеральным бюджетным финансированием.

Доводы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что оспариваемый в части приказ противоречит аналитическому заключению по результатам проверки регулируемой деятельности ЖКС № 6 (город Северодвинск) филиала ФГБУ ЦЖКУ по ОСК СФ» МО РФ (к акту проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 1 ноября 2021 года № 4, в котором Управление указало на обоснованный расход топлива в 2020 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку административным ответчиком признан обоснованным расход натурального топлива (уголь) в количестве 214,82 тн, рассчитанный в соответствии с принятым объемом отпущенной тепловой энергии в сеть – 678,91 Гкал, с учетом удельного расхода условного топлива на отпущенную тепловую энергию – 248,228 кг.у.т./Гкал и переводным коэффициентом 0,78. При этом расчет расхода топлива по потребителям и по источникам финансирования Управлением не производился (Т.1 л.д.60-79).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пункту 9 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается.

В силу положений пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

С учетом изложенного судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции, что административный ответчик правомерно исключил расходы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на топливо в 2020 году, как экономически необоснованные в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования.

Вывод суда первой инстанции, что при утверждении тарифа на тепловую энергию по сельскому поселению «Шоинский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа административным ответчиком обосновано включены затраты по топливу по цене 9 828 руб./тн (без учета НДС), является верным, поскольку затраты на топливо (цены на уголь) на 2022 год на территории сельского поселения «Шоинский сельсовет» приняты по предложению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в соответствии с представленным им расчетом расходов на уголь в размере 9 828 руб./тн (Т.4 л.д.162).

При этом расчет откорректирован Управлением в соответствии с принятыми показателями объема выработки тепловой энергии и удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и переводным коэффициентом. Цены на уголь приняты по предложению учреждения на 2022 год с применением макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2022-2026 годы (в сельском поселении «Тинский сельсовет в размере 2558,649 тыс.руб., в сельском поселении «Шоинский сельсовет» в размере 5948,568 тыс.руб.).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемый в части Приказ № 43 соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющими большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 25 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: