ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-668/2021 от 06.07.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 14OS0000-01-2021-000010-18

№ 66а-668/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 06 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Никитиной Г.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Бирюковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№3а-20/2021) по административным исковым заявлениям Публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании недействующими абзацев 2 и 3 пункта 2.8.1.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п,

по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2021 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителей ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО3,

УСТАНОВИЛА:

приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года № 470-п пункт 2.8.1.1 дополнен следующими абзацами: «Сведения о фактическом начислении загружаются в АСЮЛ по видам коммунальных ресурсов (услуг) с учетом необходимых сведений для расчета субсидий в разрезе домов. В АСЮЛ загружаются дома с адресами, соответствующими и содержащимися в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации (ФИАС). Сопоставление загруженных в АСЮЛ адресов осуществляется Организациями».

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго»), Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)»), обратились в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административными исковыми заявлениями о признании недействующими абзацев 2, 3 пункта 2.8.1.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2017 года № 450-п.

Определением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2021 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство под № 3а-20/2021.

Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются ресурсоснабжающими организациями и несут затраты в связи с оказанием коммунальных услуг населению. Оспариваемый пункт Порядка противоречит Закону Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 года № 1253-З №25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение». Кроме того, указывают, что оспариваемая норма ставит их в зависимость от третьих лиц, тем самым нарушая их право возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2021 года административные исковые заявления ПАО «Якутскэнерго», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» удовлетворены полностью. Абзац 2 и 3 пункта 2.8.1.1. Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п признаны недействующими с момента принятия.

На указанное решение представителем Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что абзацы 2 и 3 пункта 2.8.1.1. включены в Порядок в целях исключения дублирующихся адресов, субсидирования несуществующих домов, что согласуется с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств. Кроме того, не согласны с выводом суда об отсутствии положений об обязательности использования сведений об адресах, содержащихся в ФИАС в сфере предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ПАО «Якутскэнерго» и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО2, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Также поддержала ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отменой оспариваемых положений.

Представитель ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считает, что оснований для прекращения дела не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1235-З № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», пункту 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. № 58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Во исполнение приведенных положений нормативных правовых актов Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) приказом от 27 сентября 2017 г. № 450-п утвердило Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Приказ № 450-п и утвержденный им Порядок опубликован в печатном издании «Якутские ведомости» № 40 от 12 октября 2017 года.

Пунктом 2.8.1.1 Порядка предусмотрено, что сведения о фактическом начислении загружаются в АСЮЛ по видам коммунальных ресурсов (услуг) с учетом необходимых сведений для расчета субсидий в разрезе домов.

13 ноября 2019 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республик Саха (Якутия) издан приказ № 470-п «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги».

Подпунктом 1.13 данного приказа пункт 2.8.1.1 дополнен абазами следующего содержания: «В АСЮЛ загружаются дома с адресами, соответствующими и содержащимися в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации (ФИАС). Сопоставление загруженных в АСЮЛ адресов осуществляется Организациями».

Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http//www.pravo.gov.ru.

Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ № 470-п от 13 ноября 2019 года принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

ПАО «Якутскэнерго», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» являются ресурсоснабжающими организациями и имеют право на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия:

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения (часть 2 статьи 4 Федерального закона № 443-ФЗ).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона № 443-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Проанализировав положения указанного Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что закон не содержит нормативных положений, устанавливающих обязательность использования ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) при предоставлении коммунальных услуг сведений об адресах, содержащихся в ФИАС.

Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг, также не содержит положений о возможности предоставления коммунальных услуг физическим и юридическим лицам только при наличии сведений об адресе объекта недвижимости в ФИАС.

Ссылка в апелляционной жалобе на приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 589/944/пр «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» данный вывод не опровергает.

Более того, пункт 16 данного Порядка предусматривает, что в случае, если при совершении действий в системе выявлено отсутствие сведений об адресе многоквартирного дома, жилого дома, объекта теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, иного объекта недвижимости, используемого для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, объекта размещения отходов (далее - объект) в составе адресов, размещенных в системе из федеральной информационной адресной системы, то используются сведения об адресе объекта, имеющиеся у оператора системы.

Таким образом, расхождение данных ФИАС с данными ресурсоснабжающих организаций не является основанием для отказа в предоставлении коммунальных услуг, в том числе лицам, имеющим право на льготные тарифы.

Учитывая изложенное, а также то, что у ресурсоснабжающих организациях отсутствуют полномочия по размещению, изменению, аннулированию содержащихся в государственном реестре сведений об адресах, возложение оспариваемыми положениями нормативного правового акта на РСО обязанности обеспечивать соответствие адресов объектов с адресами в ФИАС в качестве условия для предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов противоречит приведенными выше положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев ходатайство представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о прекращении производства по административному делу, установив, что административные истцы обратились с иском об оспаривании отдельных положений Порядка в период его действия, что данный нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административных истцов, руководствуясь частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия оснований для прекращения производства по делу не находит.

Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 07 июля 2021 года.