ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-676/2022 от 29.03.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Каминский Э.С. Дело№66а-676/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-632/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 29 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Красновой Н.П., Батялова В.А.,

при секретаре Защитниковой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020 «О корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ», по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» ФИО2 представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО1 заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» (далее по тексту- ООО «ОТК», Общество, регулируемая организация) обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020 «О корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «ОТК» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ», в обоснование требований указало, что оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Кроме того, административный истец указал, что Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту- Госкомитет) установил оспариваемые тарифы на уровне значительно ниже их экономически обоснованного размера, поскольку необходимая валовая выручка (далее – НВВ), определенная органом регулирования, не возмещает расходы и не обеспечивает надлежащее содержание и эксплуатацию объектов теплоснабжения, получение ООО «ОТК» прибыли. Размер амортизации производственного оборудования рассчитан Госкомитетом в существенно меньшем размере, внереализационные расходы (расходы по сомнительным долгам) неправомерно не были включены в НВВ, так же как и заявленный регулируемой организацией недополученный по независящим причинам доход.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года административное исковое заявление ООО «ОТК» удовлетворено.

Признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020 «О корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ».

На Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ.

В апелляционной жалобе Госкомитет просит отменить решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года как незаконное и не обоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ООО «ОТК» просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, при этом изменить мотивировочную часть решения суда, в которой указать на неправомерность произведенного Госкомитетом расчета показателя «недополученный по независящим причинам доход» при определении тарифов на тепловую энергию для ООО «ОТК» на 2021 год.

Относительно апелляционной жалобы Госкомитета ООО «ОТК» представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.

Относительно апелляционной жалобы ООО «ОТК» Госкомитетом представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО «ОТК» ФИО3 участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просили изменить мотивировочную часть решения суда, в которой указать на неправомерность произведенного Госкомитетом расчета показателя «недополученный по независящим причинам доход» при определении тарифов на тепловую энергию для ООО «ОТК» на 2021 год. Возражали против доводов апелляционной жалобы Госкомитета, просили отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Госкомитета ФИО4 участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ОТК» просили отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), которыми установлены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан.

Как следует из материалов дела, ООО «ОТК» является единой теплоснабжающей организацией на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющей обеспечение тепловой энергией конечных потребителей- населения, организаций и учреждений села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «ОТК» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2019 – 2023 годы» установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую указанным Обществом потребителям, другим теплоснабжающим организациям с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению.

Из материалов дела следует, что ООО «ОТК» 22 апреля 2020 года обратилось в орган регулирования- Госкомитет с заявлением об открытии дела по корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, установленных для данного Общества на 2019-2023 годы, приложив пакет обосновывающих материалов, просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения и на основании предложения регулируемой организации приказом Государственного комитета Республики Татарстан открыто тарифное дело.

По результатам рассмотрения на заседании Правления Тарифного органа заявления ООО «ОТК» о корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «ОТК» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ Госкомитетом принято оспариваемое Постановление от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020, которым в Приложение 1 к вышеприведенному постановлению от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ внесены изменения путем изложения в новой редакции, а именно определены показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «ОТК», для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:

в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1102,32 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 1173,96 рубля за Гкал;

в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1173,96 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 1213,52 рубля за Гкал;

в период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 1213,52 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 1221,04 рубля за Гкал;

для населения (с учетом налога на добавленную стоимость):

в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1322,78 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 1408,75 рубля за Гкал;

в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1408,75 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 1456,22 рубля за Гкал;

в период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 1456,22 рубля за Гкал, в период с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - в размере 1465,25 рубля за Гкал (вид теплоносителя – вода).

Рассматривая дело, суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

ООО «ОТК» обращаясь в суд с исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020, в обоснование требований указало, что оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Кроме того, административный истец указал, что Госкомитет установил оспариваемые тарифы на уровне значительно ниже их экономически обоснованного размера, поскольку НВВ, определенная Госкомитетом, не возмещает расходы и не обеспечивает надлежащее содержание и эксплуатацию объектов теплоснабжения, получение ООО «ОТК» прибыли. Размер амортизации производственного оборудования рассчитан Госкомитетом в существенно меньшем размере, внереализационные расходы (расходы ООО «ОТК» по сомнительным долгам) неправомерно не были включены в НВВ, так же как и заявленный регулируемой организацией недополученный по независящим причинам доход.

При разрешении административного спора судом первой инстанции установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит (не соответствует) иным нормативным правовым актам, имеющему большую юридическую силу, чем нарушены права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен (тарифов).

Согласно пункту 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в НВВ, состоят, в том числе, из расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 43 Основ ценообразования).

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (пункт 73 Основ ценообразования).

Частью 16 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Как следует из материалов дела, 13 мая 2016 года между Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района и ООО «ОТК» заключено концессионное соглашение сроком на 25 лет ( с 2016-2040 г.), предметом которого является создание (проектирование и строительство), реконструкция тепловых сетей и тепловых пунктов, применяемых для передачи тепловой энергии(мощности), теплоносителя и горячего водоснабжения, расположенных на территории села Осиново и микрорайона «Радужный-1» Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района.

Объекты концессионного соглашения переданы ООО «ОТК» по акту приема-передачи от 13.05.2016 г., 02.10.2017 г., 09.10.2017 г., 01.10.2018 г.

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В целях главы 25 Налогового кодекса (далее по тексту-НК РФ) объект концессионного соглашения относится к амортизационному имуществу.

Как следует из материалов дела, размер амортизационных отчислений на 2021 год был заявлен ООО «ОТК» в размере 11 882,67 тысяч рублей по объектам концессионного соглашения. К предложению об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021 год ООО «ОТК» были приложены документы, подтверждающие факт передачи имущества, а также представлены сведения и расчеты заявленного размера амортизационных отчислений производственного оборудования.

Из экспертного заключения на корректировку долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2021-2023 г.г. для ООО «ОТК», в составе амортизационных отчислений на 2021 год Госкомитет принял, в том числе амортизацию производственного оборудования в сумме 7 752,59 тыс. руб. из заявленных 11 882,67 тыс. руб. в соответствии с представленным перечнем основных производственных фондов, эксплуатируемых по концессионному соглашению.

При этом Госкомитетом срок полезного использования для всего имущества был принят в размере 25 лет исходя из срока действия концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Как следует из материалов дела, ООО «ОТК» избран линейный метод амортизации, предполагающий при расчете сумм амортизации в качестве одной из переменной в применяемой формуле срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (пункт 2 статьи 2591 НК РФ).

Передача административному истцу имущества в соответствии с концессионным соглашением была произведена 13 мая 2016 года – заключение соглашения, 2 октября 2017 года, 9 октября 2017 года, 1 октября 2018 года, то есть позднее даты его заключения. Следовательно, срок полезного использования объектов амортизируемого имущества по объектам концессионного соглашения составит менее 25 лет (300 месяцев) концессии.

Кроме того, как следует из материалов дела, по некоторым видам имущества, переданным в рамках концессионного соглашения ООО «ОТК», срок возможного полезного использования, составляет менее 25 лет, что обусловлено характером данного имущества.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что принятие органом регулирования срока полезного использования всех объектов сроком 25 лет является неверным, повлекшим за собой неправомерное снижение тарифным органом сумм амортизации, включаемых в НВВ регулируемой организации.

Оценивая доводы административного истца относительно затрат по статье расходов «Внереализационные расходы», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке доказательств подтверждения расходов по статье «расходы по сомнительным долгам», Госкомитет существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения. При этом исходил из того, что в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, Госкомитет должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, чего сделано не было. Исходя из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, таких как соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5, 7 части 1 статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создавать непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

Согласно материалам дела, в заявлении о корректировке оспариваемых тарифов на 2021 год в составе внереализационных расходов ООО «ОТК» заявило расходы на услуги банка в размере 36,64 тысячи рублей, которые были приняты органом регулирования, а также расходы по сомнительным долгам в размере 1 221,58 тысяч рублей, что составляет 1,6 процента от фактической выручки от продажи тепловой энергии и горячей воды за 2019 год.

Органом регулирования приняты внереализационные расходы (услуги банка) в размере 36,64 тыс. руб. на уровне сложившегося факта за 2019 год, при этом расходы по сомнительным долгам, представляющие собой задолженность населения, не приняты.

Согласно подпункту «а» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в НВВ, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В силу пункта 20 Правил регулирования в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.

В судебном заседании суда первой инстанции представители Госкомитета не отрицали, что дополнительная информация по статье затрат «расходы по сомнительным долгам» у ООО «ОТК» не запрашивалась.

Действительно, по общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.

Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе практики оценки тарифным органом обосновывающих документов орган регулирования в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить Обществу представить дополнительные материалы, чего Госкомитетом сделано не было.

Таким образом, осуществляя выборочную проверку по своему усмотрению и произвольно, изменяя подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов по статье «внереализиационные расходы», Госкомитет существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.

Одновременно суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом регулирования обоснованно не приняты для включения в НВВ недополученные по независящим причинам доходы ООО «ОТК».

Основами ценообразования в сфере теплоснабжения установлено, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются долгосрочные тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (пункт 51).

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52).

В соответствии с пунктами 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, (далее -Методические указания) при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых перед началом долгосрочного периода регулирования и не подлежащих изменению в течение этого периода, к числу таких параметров относится базовый уровень операционных расходов, при расчете которого учитываются, в том числе, расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В составе недополученного по независящим причинам дохода ООО «ОТК» заявлены расходы, которые включены в составе операционных расходов.

Указанные расходы относятся к базовому уровню операционных расходов, определяемому на первый год долгосрочного периода регулирования, и не подлежат изменению в течение всего долгосрочного периода.

Таким образом, базовый уровень операционных расходов (первый год долгосрочного периода регулирования- 2019 год), утвержден постановлением Госкомитета от 11 декабря 2018 года № 5-78/тэ, на последующие периоды регулирования данная величина определяется по формуле, предусмотренной Методическими указаниями (пункт 36), и не пересматривается постатейно.

Учитывая изложенное, органом регулирования обоснованно не включены в состав операционных расходов заявленные обществом расходы.

Вместе тем, в соответствии с пунктами 37, 39 Методических указаний в операционные расходы не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, данные расходы относятся к числу неподконтрольных расходов.

Как следует из материалов дела, для строительства объекта концессионного соглашения ООО «ОТК» заключен договор выполнения работ (генерального подряда) от 15.05.2016 г. с АО «Капитал-Энерго».

Для финансирования строительства 8 сентября 2016 года ООО «ОТК» заключило договор займа № ЭЦМ/ОТК-09/2016/1/ОТК012-16 с АО «Энергоцентр Майский» на общую сумму 147 100 тысяч рублей на срок до 25 декабря 2019 года, по условиям которого заемные средства предназначены использовать на строительство и ввод в эксплуатацию объекта сети теплоснабжения от источника теплоснабжения нового ЦТП Осиновского сельского поселения.

Госкомитетом заявленные расходы по договору займа с АО «Энергоцентр Майский» от 08.09.2016 года в размере 147 100 тыс. руб. не приняты, поскольку в соответствии с условиями договора (допол.соглашения от 07.11.2018) заемные средства в сумме 147 100,0 тыс. руб. должны быть направлены на развитие, реконструкцию тепловых сетей и сетей ГВС. Однако, в соответствии с Инвестиционной программой ООО «ОТК» на 2018-2020 годы, утвержденной приказом Госкомитета от 30.10.2017 года № 299 указанные мероприятия ООО «ОТК» не выполнены.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что тарифным органом данные расходы в заявленном размере обосновано не приняты для включения в НВВ, поскольку мероприятия по развитию, реконструкции тепловых сетей и сетей ГВС, предусмотренные инвестиционной программой ООО «ОТК» на 2018-2020 годы, утвержденной приказом Госкомитета от 30 октября 2017 года № 299, не выполнены, более того административный истец к исполнению мероприятий инвестиционной программы не приступал, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции и подтверждается письмами ООО «ОТК» от 20.12.2018 № И-1726 об отмене Инвестиционной программы на 2018-2020 годы, от 17.03.2021 г.

С учетом неисполнения административным истцом Инвестиционной программы в установленном порядке, требования по статье расходов «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним», являются экономически необоснованными и не подлежащими включению в НВВ.

Принятые органом регулирования расходы ООО «ОТК» по договору с ООО «ПЭСТ» на содержание сетей теплоснабжения, то есть на оплату услуг, оказываемых данной организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в размере 5 757,77 тысяч рублей, из которых услуги по передаче тепловой энергии составляют 4 627,44 тысяч рублей, обоснованно признаны судом первой инстанции экономически обоснованными, поскольку данная сумма расходов согласуется с показателями регулируемой деятельности ООО «ПЭСТ» по передаче тепловой энергии, нашедшими отражение в экспертном заключении Госкомитета при установлении соответствующего тарифа на 2019 год.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «ПЭСТ» является теплосетевой организацией, которое оказывает услуги по передаче тепловой энергии и транспортировке горячей воды теплоснабжающей организации ООО «ОТК» для целей последующего обеспечения тепловой энергии конечных потребителей.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2020 № 517-95/тэ-2020 Госкомитетом внесены изменения к постановлению Госкомитета от 09.12.2019 года № 5-96/тэ, изложено в новой редакции, во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2020 года по делу № 3а-234/2020, которым признаны недействующими со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 26 апреля 2019 года N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" в первоначальной редакции, постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 26 апреля 2019 года N 5-1/тэ "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" в редакции постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 30 сентября 2019 года N 5-6/тэ, на Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" на 2019 год.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 29.12.2020 № 590-106/тэ-2020, в целях устранения технической ошибки внесены изменения к постановлению от 09.12.2019 года № 5-96/тэ ( в редакции постановления от 17.12.2020 года № 517-95/тэ-2020).

На момент установления указанного постановления Госкомитета от 17.12.2020 года № 517-95/тэ-2020 для ООО «ПЭСТ» на 2021 год НВВ на содержание сетей составила 5 757,77 тыс. руб.

Указанная сумма расходов на содержание сетей на 2021 год рассчитана с учетом недополученного по независящим причинам дохода от фактического полезного отпуска за 2019 год ООО «ПЭСТ» с учетом межтарифной разницы утвержденных тарифов на 2019 год и тарифов, установленных во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан для ООО «ПЭСТ». Сумма в размере 5 757,77 тыс. руб. была включена в основу тарифа, утвержденного оспариваемым постановлением от 17.12.2020 года № 518-96/тэ-2020 по настоящему делу для ООО «ОТК».

ООО «ПЭСТ» обратилось с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Татарстан с обжалованием постановления Госкомитета от 17.12.2020 года № 517-95/тэ-2020 (дело № 3а-259/2021).

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 05.02.2021 года данное постановление Госкомитета от 17.12.2020 № 517-95/тэ-2020 признано недействующим с момента его принятия.

Во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 05.02.2021 года (по делу № 3а-259/2021) Госкомитетом принято постановление от 13.07.2021 года № 111-14/тэ-2021 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ПЭСТ», на 2020-2022 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Госкомитета, согласно которому НВВ на содержание сетей на 2021 год составило 8 628,76 тыс. рублей.

При установлении тарифа на 2022 год для ООО «ПЭСТ» постановлением Госкомитета от 17.12.2021 года № 688-131/тэ-2021 НВВ на содержание сетей для ООО «ОТК» принято в размере 9 161,06 тыс. рублей, которая была включена в основу тарифа на 2022 год для ООО «ОТК», установленный постановлением Госкомитета от 17.12.2021 № 687-130/тэ-2021 с учетом разницы ранее пересмотренного НВВ на содержание сетей для ООО «ПЭСТ», установленное постановлением Госкомитета от 13.07.2021 года № 111-14/тэ-2021.

Таким образом, при корректировке тарифов на 2022 год для указанных организаций разница между пересмотренным НВВ на содержание сетей на 2021 год ООО «ПЭСТ» и расходов на содержание сетей ООО «ОТК», утвержденных оспариваемым по настоящему делу постановлением, была включена в тариф ООО «ОТК» на 2022 год в соответствии с Основами ценообразования.

Суд первой инстанции также обоснованно признал несостоятельным довод административного истца относительно предельного роста НВВ на каждый год действия концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 89 Правил регулирования орган регулирования представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов (далее - конкурс) сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.

Пунктом 6 приложения № 4 концессионного соглашения от 13 мая 2016 года определено, что данным соглашением установлены долгосрочные параметры тарифного регулирования (базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, уровень потерь тепловой энергии к полезному отпуску и удельный расход энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии) на весь период его действия, которые не подлежат пересмотру, определен метод регулирования – метод индексации установленных тарифов.

Частью 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлен перечень сведений, которые должна включать в себя конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 9 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении указанные в пунктах 1-7 и 11 части 7 статьи 281 данного закона цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном ПD95B0E53B1A78E4F4A6WAeBF" D95B0E53B1A78E4F4A6WAeBF" равиламиD95B0E53B1A78E4F4A6WAeBF" равилами регулирования указанные цены, величины, значения, и параметры, указанные в п.п. 1-7 и 11 ч.7 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, в том числе орган регулирования представляет предельный (максимальный) рост НВВ арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в соответствующем году по отношению к предыдущему году.

При этом порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой НВВ в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования. Пункт 49 Методических указаний).

Таким образом, орган регулирования на основании заявления о подготовке конкурсной документации представляет запрашиваемые сведения, в том числе предельный рост НВВ, при этом ежегодно проводит корректировку данного показателя в соответствии с требованиями законодательства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета от 17 декабря 2020 года № 518-96/тэ-2020 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.

Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Осиновская теплоснабжающая компания» и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.

Мотивированное апелляционное определение составлено 7 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи