№ 66а-692/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 13 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Печуриной Ю.А.,
судей Колпаковой А.В. и Солдатовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-201/2021 (№) по административному исковому заявлению Реготуна Григория Николаевича о признании нормативных правовых актов недействующими в части
по апелляционной жалобе представителя административного истца Реготуна Григория Николаевича по доверенности на решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
Реготун Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приложения № 4 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года № 888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым номером № функциональных зон «Зона озеленения территории общего пользования» и «Зона транспортной инфраструктуры» с 25 августа 2016 года; приложения № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым» в части расположения земельного участка с кадастровым номером № в территориальной зоне «Зона зеленых насаждений (З-1)» с 28 апреля 2016 года; приложения № 1 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым номером № территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» с 30 апреля 2021 года.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца Реготуна Г.Н. по доверенности – Синельникова Д.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, принять новое решение, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь при этом на то, что Генеральный план разработан без учета ранее возникших прав истца, в связи с чем, такое градостроительное регулирование не может быть признано обоснованным и, как следствие, подлежит признанию недействующим.
При принятии и утверждении Генерального плана, а также временных ПЗЗ и действующих на данный момент ПЗЗ г. Симферополя, административный ответчик не учел наличие выданного ранее решения своего правопредшественника в отношении административного истца, тем самым, существенно затруднил реализацию завершения оформления права собственности на земельный участок, начатого ранее и гарантированного действующим законодательством.
Административный истец выполнил согласно норм украинского законодательства все условия для законного получения земельного участка в собственность: обратился в комиссию по внесению изменений в ПЗЗ, а также в судебные органы. При этом административный ответчик на протяжении длительного периода времени грубо нарушает законные права и интересы административного истца путем игнорирования действующих нормативных правовых актов.
Представитель администрации города Симферополя в своих возражениях считает решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым в своих возражениях также считает решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года законным и обоснованным.
На апелляционную жалобу представлены возражения прокуратуры Республики Крым, в которых участвующий в деле прокурор просит оставить решение Верховного суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь при этом на следующее.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 года № 888, земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональных зонах «Зона озелененных территорий общего пользования», «Зона объектов транспортной инфраструктуры».
Временными правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденными решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года № 733, испрашиваемый истцом земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона земельных насаждений» (З-1).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденными решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 года № 361, указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов населенных пунктов» (Р-5).
Сопоставлением положений Генерального плана и Правил землепользования и застройки установлено, что территориальное зонирование в отношении земель, на которых расположен земельный участок с кадастровым номером №, установлено в соответствии с функциональным назначением территории, определенным Генеральным планом муниципального образования.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Вместе с тем безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, названной нормой не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
При таких обстоятельствах оспариваемые в части нормативные правовые акты требованиям градостроительного законодательства не противоречат, не содержат положений, нарушающих или ограничивающих права административного истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Симферопольского городского совета Республики Крым – ФИО5 поддержала возражения на апелляционную жалобу, просила решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель администрации города Симферополя Республики Крым – ФИО6 также поддержала возражения на апелляционную жалобу, просила решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор ФИО7 указал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты требованиям градостроительного законодательства не противоречат; суд первой инстанции, разрешая спор по существу, правильно применил положения нормативных правовых актов, дал им надлежащее толкование с учетом фактических обстоятельств дела, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проверяя полномочия Симферопольского городского совета Республики Крым на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд первой инстанции исходил из следующего.
Симферопольским городским советом Республики Крым (на 42 сессии 1 созыва 28 апреля 2016 года принято решение № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» ( далее - Решение № 733), согласно пункту 1 которого утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым.
Советом 25 октября 2018 года принято Решение № 1762, которым были внесены изменения Решение № 733.
Решение № 1762 опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 29(1346) от 27 июля 2018 года, размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru), опубликовано в журнале «Библиополис» № 31(72) от 25 октября 2018 года.
Решением 50 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 888 от 25 августа 2016 года (далее - Решение № 888) утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 1), согласно пункту 3 этого решения положения Генерального плана вступают в силу с 1 января 2017 года.
Решение № 888 опубликовано в журнале «Библиополис» № 11 (32) от 26 августа 2016 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь (http://simgov.m/static/writable/documents/2016/11/16/888).
Советом на 45 сессии II созыва 30 апреля 2021 года принято решение № 361 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 361), которым утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым ( пункт 1).
Решение № 361 опубликовано 13 мая 2021 года в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск № 20 (155) от 13 мая 2021 года).
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указал на то, что решением Симферопольского городского совета от 25 июля 2013 года № 765 (далее Решение № 765) ему предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 800 кв.м в <адрес> по адресу: в районе в районе <адрес> (поз. ГП-2) для строительства и обслуживания жилого дома для предоставления в частную собственность, который в дальнейшем был поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый № (далее – земельный участок).
Истец, в порядке завершения процедуры оформления права собственности на земельный участок, обратился с соответствующим заявлением в администрацию, которой по результатам рассмотрения данного заявления 16 марта 2021 года принято постановление № 1282, которым отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-1), не предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что установление в Генеральном плане, временных ПЗЗ и действующих ПЗЗ функциональных и территориальных зон, утвержденных оспариваемыми нормативными правовыми актами для земельного участка кадастровым номером №, затрагивает интересы административного истца.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Как установлено статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ ).
Частями 1 и 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Совета № 61 от 13 ноября 2014 года (далее - Устав), утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 28 Закона № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи 5.1 ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Симферополь - городской округ Симферополь.
Статьей 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).
Согласно части 3 статьи 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений ( часть 4 ст. 21 Устава).
Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 года № 84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (в редакции на момент принятия Решения № 733).
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учётом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (часть 5 статьи 13 решения от 28 ноября 2014 года № 84).
Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 6 ст. 13 решения от 28 ноября 2014 года № 84).
Верховным Судом Республики Крым установлено, что 22 октября 2015 года главой Администрации принято постановление № 1147 «О подготовке проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (городской округ Симферополь)», которым определен порядок осуществления подготовки проекта Временных правил землепользования и застройки с установлением градостроительного зонирования применительно к части территории городского округа Симферополь (пункт 1).
Администрацией 16 марта 2015 года принято постановление № 113 «Об утверждении состава Комиссии и положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Постановление), которое опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» https://docs.cntd.ru/document/446299074.
Согласно пунктам 1.2-1.5 Постановления Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и осуществляет свою работу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, временными Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее Правила), настоящим Положением.
Согласно Протоколу № 6 заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 3 ноября 2015 г. принято решение о направлении материалов проекта временных Правил землепользования и застройки в Управление архитектуры и градостроительства Администрации для проведения проверки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации письмом от 9 ноября 2015 года № 99/08-14 сообщило, что предоставленный проект временных Правил землепользования и застройки не противоречит техническим регламентам, генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, схеме территориального планирования Республики Крым, проект правил землепользования и застройки направлен для принятия решения о проведении публичных слушаний.
Администрация 11 ноября 2015 года направила председателю Совета материалы для организации проведения публичных слушаний по проекту временных правил землепользования и застройки к части территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Постановлением председателя Совета от 20 ноября 2015 года № 27 (далее Постановление № 27) назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных ПЗЗ к части территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 11 декабря 2015 года в 11 часов 00 минут в Большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (<адрес>) (пункт 1).
Данное постановление опубликовано в газете «Южная столица Крым» (спецвыпуск № 3 от 8 декабря 2015 г.), обнародовано на официальном интернет-сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/11/28/84) вместе с проектом Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 11 декабря 2015 г. публичные слушания признаны состоявшимися.
Распоряжением главы Администрации от 29 марта 2016 года № 104-с на рассмотрение Совета внесён проект решения «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым».
28 апреля 2016 года состоялась очередная 42 сессии Совета 1 созыва, на которой из 38 депутатов присутствовал 31 депутат, в повестке дня которой стоял вопрос об утверждении временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, за принятие которого проголосовал 31 депутат.
Советом первого созыва на очередной 42 сессии 28 апреля 2016 года принято решение № 733, пунктом 1 которого утверждены временные Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Согласно пункту 3 Решение № 733 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное решение опубликовано 6 мая 2016 г. в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск № 6 (27) от 6 мая 2016 г.).
Распоряжением главы Администрации № 145-р от 15 августа 2015 года создана рабочая группа по подготовке проекта постановления, технического задания на разработку Генерального плана, его утверждения и реализации, утвержден регламент и состав это рабочей группы.
Постановлением председателя Совета № 1 от 13 января 2016 года назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 15 февраля 2016 года. Также, создана рабочая группа по подготовке и проведению вышеуказанных публичных слушаний, определен порядок их проведения, на Администрацию возложена обязанность по обеспечению организационно-технического, информационного и иного обеспечения проведения публичных слушаний, назначенных согласно данному постановлению.
Материалы проекта Генерального плана размещены на официальных сайтах Совета (http://simgov.ru) и Администрации (http://simadm.ru), также положения Генерального плана опубликованы в спецвыпуске журнала «Библиополис» от 30 декабря 2015 года № 21 (21).
Постановлением главы Администрации № 483 от 21 марта 2016 года, в связи с многочисленными предложениями и обращениями физических и юридических лиц по проекту Генерального плана, а также в ходе подготовительных мероприятий, связанных с реализацией работ по разработке Генерального плана, в целях выявления мнения и интересов населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по проекту Генерального плана, определены места и время проведения общественных обсуждений по обсуждению вопросов, возникающих в ходе публичных слушаний его проекта, состоявшихся 15 февраля 2016 года.
Во исполнение постановления председателя Совета № 1 от 13 января 2016 года, проведены 15 февраля 2016 года, 12 и 14 апреля 2016 года публичные слушания по проекту Генерального плана, составлены протоколы их проведения.
После проведения публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана подготовлено заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению его проекта, которое вместе с необходимыми документами, направлено в адрес главы Администрации и обнародовано.
Главой Администрации 13 июля 2016 года распоряжением № 281-с проект решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образование городской округ Симферополь Республики Крым» внесён на рассмотрение Совета.
На заседания 50 сессии I созыва Совета, состоявшейся 25 августа 2016 года, принято Решение № 888 об утверждении Генерального плана, которое опубликовано в журнале «Библиополис» № 11 (32) от 26 августа 2016 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь.
25 октября 2018 года Советом принято решение № 1764 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Решение № 1764), которое является специальным нормативным правовым актом по вопросам организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым.
Пунктом 5.1 раздела 5 Решения № 1764 установлено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки назначаются председателем Симферопольского городского совета, путем принятия соответствующего постановления.
Предложения о проведении общественных обсуждений, публичных слушаний направляются председателю Симферопольского городского совета главой администрации города Симферополя (пункт 5.2 раздела 5 Решения № 1764).
По окончании срока проведения общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 10.1 раздела 10 Решения № 1764).
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 10.5 раздела 10 Решения № 1764).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ПЗЗ, утвержденные Решением № 361, разработаны в соответствии с описанной выше процедурой и с учетом особенностей, предусмотренных Решением № 1764.
В соответствии со статьями 31, 33 ГрК РФ Администрацией 18 февраля 2021 года принято постановление № 879 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым определен порядок подготовки ПЗЗ.
В Совет 3 марта 2021 года поступил протест прокурора г. Симферополя № 017-2021/Прдрп-17-21-120350023 на решение № 733. Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя представлен проект правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, который проверен на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану, утвержденному Решением № 888, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования Республики Крым и схемам территориального планирования Российской Федерации.
Постановлением председателя Совета № 11 от 4 марта 2021 года назначены общественные обсуждения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению муниципального правового акта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в период с 5 марта 2021 года по 5 апреля 2021 года.
Данное постановление опубликовано в журнале «Библиополис», спецвыпуск от 5 марта 2021года № 7 (142) обнародовано на официальном интернет- сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/ll/28/84), где также размещен проект ПЗЗ.
Согласно протоколу проведения общественных обсуждений от 9 апреля 2021 года № 4-2021 проведены общественные обсуждения проекта ПЗЗ, в ходе которых были высказаны различные предложения граждан и юридических лиц. В соответствии с заключением от 12 апреля 2021 года общественные обсуждения признаны состоявшимися. Комиссии по подготовке ПЗЗ поручено обеспечить представление протокола о проведении общественных обсуждений и заключения по результатам проведении общественных обсуждений главе Администрации для принятия решения о передаче проекта в Совет на утверждение.
Распоряжением главы Администрации от 29 апреля 2021 года № 55-с на рассмотрение Совета внесён проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».
Очередная 45-я сессия Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва состоялась 30 апреля 2021 г., на которой из 38 депутатов присутствовало 32 депутата. В повестке дня указанной сессии под № 1 стоял вопрос о рассмотрении протеста прокурора города Симферополя Вдовкина В.Г. от 3 марта 2021 года № 017-2021/Прдп - 17-21-120350023 и о признании утратившим силу Решения № 733, а под № 2 в данной повестке сессии стоял вопрос об утверждении ПЗЗ.
Советом на очередной 45-й сессии II созыва 30 апреля 2021 г. принято решение № 360 «О рассмотрении протеста прокурора города Симферополя Вдовкина В.Г. от 03.03.2021 № 017-2021/Прдп - 17-21-120350023 и о признании утратившим силу решения № 733 «Об утверждении Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанного решения, решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 28 апреля 2016 года № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» признано утратившим силу.
Кроме того Советом на очередной 45-й сессии II созыва 30 апреля 2021 г. принято Решение № 361, которым утверждены ПЗЗ.
Решения № 360 и № 361 опубликованы 13 мая 2021 года в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск №20 (155) от 13 мая 2021 года).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом Верховного Суда Республики Крым в том, что решения: № 733, № 888, № 361 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена.
Пунктами 6, 8, 9 статьи 1 ГрКРФ определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включают в себя правила землепользования и застройки, являющийся утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документом градостроительного зонирования, которыми устанавливаются в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.
В части 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, части 6 статьи 30 ГрКРФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3,9 статьи 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со статьями 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что согласно плану зонирования территории города Симферополя Республики Крым, утвержденного решением 55 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 6 созыва от 21 марта 2013 года № 610 Земельный участок, согласие на составление проекта землеустройства по отводу которого предоставлено истцу в соответствии с Решением № 765, находился в границах зоны «С-6. Зона территорий с неопределенным статусом».
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия Решения № 765, Зона «С-6. Зона территорий с неопределенным статусом» состояла из неудобных территорий (скалы, крутосклоны, овраги и пр.); прочих территорий, занятых неиспользуемыми объектами и объектами незавершенного строительства («самозахваты»); свободных от застройки территорий; ограниченно пригодных территорий (примыкающих к санитарно-защитным зонам).
Градостроительные регламенты, условия и ограничения застройки для этих территорий могли быть установлены только после внесения соответствующих изменений в генеральный план либо разработки нового генерального плана.
Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно временных ПЗЗ, утвержденных Решением № 733, Земельный участок находился в границах территориальной зоны «Зоны зеленых насаждений З-1».
Зоны зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий включают в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства (при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, иных зеленых насаждений.
Согласно карте Генерального плана города Симферополя, утвержденного решением 5-й сессии Симферопольского городского совета народных депутатов от 10 октября 1996 года № 46, Земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны с неопределенным статусом, а согласно карте Генерального плана города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденного решением 23 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 22 сентября 2011 года № 234, этот земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны «Спортивных площадок, сооружений».
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, спорный земельный участок никогда не относился к жилой зоне.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что Советом при принятии Решения № 733 не был учтен сложившийся порядок землепользования, что привело к изменению территориального зонирования земель.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана, утвержденного Решением № 888, земли, на которых находится Земельный участок, находятся в границах функциональных зон «Озелененных территорий общего пользования» и «Зона транспортной инфраструктуры».
Согласно информации, предоставленной Советом и Администрацией, достоверность которой не оспаривается истцом, функциональная зона «Зона озелененных территорий общего пользования», входящая в состав зон рекреационного назначения, предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения, не предназначена для размещения объектов капитального строительства и не предусматривающих другие виды хозяйственной деятельности кроме отдыха населения, а функциональная зона «Зона рекреационного назначения» представляет собой озелененные территории общего пользования в пределах городского округа, предназначенные для организации отдыха населения, туризма, физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности граждан в зеленом окружении и создания благоприятной среды в застройке города с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством. Площадь озеленения в рекреационной зоне должна быть не менее 40 %. К зоне озелененных территорий общего пользования относятся площади, парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи, спортивные площадки общего пользования. Функциональная зона «Зона транспортной инфраструктуры» предназначена для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций внешнего и общественного транспорта, также включает территории, подлежащие благоустройству с учетом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций, в том числе для создания санитарно-защитных зон.
В состав зоны транспортной инфраструктуры включены «Зона объектов транспортной инфраструктуры», предназначенная для размещения крупных объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, гаражные кооперативы и т.д.). Режим использования территории определяется в соответствии с назначением объекта согласно требованиям специальных нормативов и правил, «Зона улично-дорожной сети», предназначенная для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок), «Зона внешнего транспорта», предназначенная для размещения линейных объектов и обслуживающей инфраструктуры внешнего воздушного, железнодорожного, трубопроводного, автомобильного транспорта, инфраструктуры общественного транспорта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В силу указанных выше положений ГрК РФ генеральный план муниципального образования по своей сути является документом, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития, и, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем, не подлежат удовлетворению требования о признании не действующим в части Решения № 888.
Судом первой инстанции установлено, что согласно ПЗЗ, утвержденных Решением № 361 земли, на которых находится Земельный участок, расположены в границах территориальной зоны «Зоны зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)», что не противоречит функциональному зонированию, определенному в Генеральном плане, утвержденном Решением № 888.
Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов включают в себя земли и земельные участки, непосредственно примыкающие к проезжей части проспектов, площадей, улиц, переулков и бульваров в границах населенных пунктов, которые (зоны) предназначены для обеспечения защиты дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защиты прилегающих к дороге жилых и общественно-деловых зон от транспортных загрязнений, создания элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления, формирования пешеходных связей, с целью создания и поддержания благоприятных и комфортных условий для пользователей дорог, пешеходов и жителей, прилегающих к дороге территорий, с возможностью размещения на них объектов сервиса. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации.
Градостроительный регламент территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» предусматривает нахождение в этой зоне улично-дорожной сети и автомобильного транспорта.
Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Таким образом, сопоставлением положений Генерального плана и Правил землепользования и застройки установлено, что территориальное зонирование в отношении земель, на которых расположен земельный участок с кадастровым номером № установлено в соответствии с функциональным назначением территории, определенным Генеральным планом муниципального образования.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение Советом порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемых в части нормативных правовых актов, соответствие их положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Республики Крым вынес законное и обоснованное решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи