ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-716/2021 от 30.06.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-716/2021

Санкт-Петербург 30 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Семеновой И.А.,

судей Морозковой Е.Е. и Стаховой Т.М.

при секретаре Гордали М.Э.

с участием прокурора Парфеновой Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-101/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Полимир» о признании недействующим в части постановления РЭК Свердловской области от 13 декабря 2016 года №161-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы» по апелляционной жалобе ООО «Торговый дом «Полимир» на решение Свердловского областного суда от 22 марта 2021 года об отказе в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителей истца ООО «Торговый Дом «Полимир» ФИО1 и ФИО2, представителя ответчика РЭК Свердловской области ФИО3, представителя заинтересованного лица АО «Регионгаз-инвест» ФИО4, прокурора, судебная коллегия

установила:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2011 года №1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и т.п.).

Постановлением РЭК Свердловской области «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы» от 13 декабря 2016 года №161-ПК (далее - постановление от 13 декабря 2016 года №161-ПК) установлены методом индексации с календарной разбивкой и введены в действие с 1 января 2017 года Одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Свердловской области, согласно приложению (далее - Одноставочные тарифы) - том 2 л.д.3-6.

Постановление от 13 декабря 2016 года №161-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru. 20 декабря 2016 года.

Постановлением РЭК Свердловской области «Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Артемовского городского округа и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Артемовского городского округа» от 11 декабря 2019 года №193-ПК (далее - постановление от 11 декабря 2019 года №193-ПК) утверждены изменения, которые вносятся в отдельные постановления РЭК Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию на территории Артемовского городского округа, изложен в новой редакции пункт 6 Раздела 1 в Одноставочных тарифах, которым для АО «Регионгаз-инвест» установлены тарифы на тепловую энергию собственной выработки, поставляемую по распределительным тепловым сетям ООО «Теплосеть» (пос.Буланаш): для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для населения. Постановление от 11 декабря 2019 года №193-ПК официально опубликовано, вступило в силу с 1 января 2020 года.

Постановлением от 9 декабря 2020 года №191-ПК «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории Артемовского городского округа» (далее - постановление от 9 декабря 2020 года №191-ПК), вступившим в силу 1 января 2021 года, в ходе рассмотрения административного дела, утверждены изменения в постановление от 11 декабря 2019 года №193-ПК, в Одноставочных тарифах, установленных постановлением от 13 декабря 2016 года №161-ПК, пункт 6 Раздела 1 изложен в новой редакции (том 2 л.д.38об.).

Постановление от 9 декабря 2020 года №191-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru. 14 декабря 2020 года.

Пунктом 6 Раздела 1 Одноставочных тарифов, утвержденных постановлением от 13 декабря 2016 года №161-ПК, с изменениями, внесенными постановлением от 9 декабря 2020 года №191-ПК, для АО «Регионгаз-инвест» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией в границах зоны централизованной системы теплоснабжения п.Буланаш: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (пункт 6.1.1.) и для населения (тарифы указаны с учетом НДС) (пункт 6.1.2.).

Одноставочный тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов на первое полугодие 2020 года составляет 1812,96 руб./Гкал, на второе полугодие 2020 года и на первое полугодие 2021 года - 1878,23 руб./Гкал., на второе полугодие 2021 года - 1945,16 руб./Гкал. (том 2 л.д.38об.).

ООО «Торговый дом «Полимир» (далее - ООО «ТД «Полимир», общество), являющее потребителем в договоре теплоснабжения, заключенном с АО «Регионгаз-инвест», оплачивает приобретаемую тепловую энергию по цене, определяемой с учетом тарифов, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, первоначально обратилось в суд с требованиями об оспаривании постановления РЭК Свердловской области от 11 декабря 2019 года №193-ПК, ссылаясь на противоречие одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО «Регионгаз-инвест» по распределительным тепловым сетям ООО «Теплосеть» (пос.Буланаш), в размере 1812,96 руб./Гкал акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора теплоснабжения по трубопроводам системы отопления и на неправомерное увеличение тарифа по сравнению с ранее действовавшим более низким тарифом, использовавшимся в расчетах за тепловую энергию (том 1 л.д.5-6).

После изменения исковых требований истец просит признать недействующим пункт 6 Раздела 1 постановления РЭК Свердловской области от 13 декабря 2016 года №161-ПК с изменениями, внесенными постановлениями от 11 декабря 2019 года № 193-ПК и от 9 декабря 2020 года №191-ПК в части увеличения тарифа на тепловую энергию для ООО ТД «Полимир» до 1812,96 рублей (том 3 л.д.151-153).

ООО «ТД «Полимир» указало, что органом регулирования не предусмотрен тариф на поставляемую тепловую энергию для ООО «ТД «Полимир», а установлен единый тариф теплоснабжающей организации без какой-либо дифференциации, включающий стоимость услуг по передаче тепловой энергии, что не соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей, принципам государственного регулирования тарифов, способам установления тарифов, положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и нарушает права ООО «ТД «Полимир», увеличивая размер его обязательств по оплате тепловой энергии. В соответствии с договором о теплоснабжении тепловая энергия обществу подается без участия каких-либо третьих лиц, тогда как тариф в размере 1812,96 руб./Гкал, предусмотренный подпунктом 6.1.1.7 Раздела 1 постановления, применяется в отношении потребителей, которым тепловая энергия поставляется по распределительным сетям ООО «Теплосеть», оплачивающих тепловую энергию с учетом ее передачи.

Решением Свердловского областного суда от 22 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ТД «Полимир» просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении административного иска, воспроизводит позицию, высказанную в суде первой инстанции, оспаривает правильность вывода суда об отсутствии обязательной дифференциации тарифов, ссылаясь на положения пункта 23 Основ ценообразования, пунктов 136,137 Методических указаний и на то, что единый тариф, включающий стоимость услуг по передаче тепловой энергии, увеличивает размер обязательств ООО «ТД «Полимир» по оплате поставляемой тепловой энергии.

Административный ответчик и прокурор, участвующий в деле, представили возражения на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене или изменению решения суда не усматривает.

Разрешая дело, суд первой инстанции в соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ выяснил и отразил в решении компетенцию принявшего нормативный правовой акт органа государственной власти, соблюдение требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, порядку опубликования и вступления в силу, пришел к обоснованному выводу, что постановление от 13 декабря 2016 года №161-ПК и изменяющее его постановление от 9 декабря 2020 года №191-ПК приняты в пределах компетенции уполномоченного органа государственной власти, с соблюдением установленной процедуры, официально опубликованы, пункт 6 Раздела 1 постановления №161-ПК в его действующей редакции, утвержденной постановлением №191-ПК, не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

По порядку принятия и введения в действия нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Установлено, что постановлением Администрации Артемовского городского округа от 28 августа 2015 года №1179-ПА «Об утверждении схемы теплоснабжения Артемовского городского округа на период до 2029 года» утверждена схема теплоснабжения Артемовского городского округа, ЗАО «Регионгаз-инвест» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах зоны централизованной системы теплоснабжения пос. Буланаш.

Из материалов дела следует, что сети АО «Регионгаз-инвест» относятся к централизованным тепловым сетям, ООО «ТД «Полимир» получает тепловую энергию непосредственно от сетей АО «Регионгаз-инвест» без использования сетей сторонних организаций.

Требования истца об оспаривании тарифов основаны на доводах о неправомерном установлении для единой теплоснабжающей организации (ЕТО) АО «Регионгаз-инвест» единого тарифа на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме подключения, включающего стоимость услуг по передаче тепловой энергии, без дифференциации, при том, что ООО «ТД «Полимир», в отличие от других потребителей, в соответствии с существующей схемой подключения к системе теплоснабжения и договором о теплоснабжении получает тепловую энергию непосредственно от сетей АО «Регионгаз-инвест», не используя сети ООО «Теплосеть», до 2020 года дифференциация тарифов АО «Регионгаз-инвест» была предусмотрена.

Отклоняя доводы административного истца об отсутствии дифференциации единых тарифов, установленных для ЕТО «Регионгаз-инвест», суд исходил из того, что установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, и обязательной дифференциации подлежат только тарифы по виду теплоносителя (вода, пар), выбор иных оснований для дифференциации тарифов относится к дискреционным полномочиям органа регулирования.

Мнение суда первой инстанции о том, что единые тарифы на тепловую энергию (мощность) подлежат обязательной дифференциации по виду теплоносителя, противоречит пункту 136 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в его взаимосвязи с пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 3 статьи 11 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении», однако данное ошибочное суждение суда не привело к вынесению неправильного решения, поскольку является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что нормативная дифференциация тарифов на тепловую энергию, с учетом исключений, составляет дискреционные полномочия органа регулирования.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ от 13 июня 2013 года №760-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере теплоснабжения является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (часть 1, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

В соответствии со статьей 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок (пункт 4 статьи 11 Закона).

Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей. Случаи, когда единые тарифы не применяются в отношении потребителей, установлены пунктом 95 Основ ценообразования.

Абзацем 2 подпункта «в» пункта 134 Методических указаний также предусмотрено, что тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитывается и устанавливается на едином уровне всем потребителям, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящимся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, заключивших нерегулируемые договоры теплоснабжения, предусмотренные пунктом 95 Основ ценообразования (единый тариф на тепловую энергию (мощность).

Основами ценообразования установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения могут быть дифференцированы по параметрам в соответствии с методическими указаниями (пункт 23).

Пунктом 136 Методических указаний предусматривается возможность дифференциации единых тарифов на тепловую энергию (мощность) по: видам теплоносителя (вода, пар); параметрам теплоносителя (отборный пар давлением: от 1,2 до 2,5 кг/см2, от 2,5 до 7,0 кг/см2, от 7,0 до 13,0 кг/см2, свыше 13,0 кг/см2; острый и редуцированный пар); системам теплоснабжения; территории поселений, городских округов в установленных границах; схемам подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям).

Соответственно, приведенные выше основания дифференциации тарифов не являются обязательными для органа регулирования, но допускается возможность дифференциации тарифов по таким параметрам.

В результате изменений в постановление РЭК Свердловской области от 13 декабря 2016 года №161-ПК, последние из которых внесены постановлением от 9 декабря 2020 года №191-ПК и вступили в силу с 1 января 2021 года, на 2021 год для ЕТО АО «Регионгаз-инвест» установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию по категориям (группам) потребителей.

Иная дифференциация тарифов РЭК Свердловской области не проводилась, что не противоречит положениям законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения - статье 11 Закона о теплоснабжении, пункту 23 Основ ценообразования, пункту 136 Методических указаний, которые не предусматривают обязательного введения дифференцированных единых тарифов на тепловую энергию, в том числе по критерию «схема подключения к системе теплоснабжения», на который ссылается административный истец.

Наличие в границах зоны централизованной системы теплоснабжения пос. Буланаш потребителей, заключивших договоры теплоснабжения, перечисленные в пункте 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении, и указанных в пункте 95 Основ ценообразования, в ходе судебного разбирательства не установлено. На данное обстоятельство истец не указывает, ответчик его не подтверждает.

Довод административного истца о том, что до 2020 года дифференциация тарифов на теплоснабжение существовала, не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вопросы применения в правоотношениях с ООО «ТД «Полимир» тарифов, установленных в постановлении от 13 декабря 2016 года №161-ПК, не имеют юридического значения для проверки нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.

Ссылки подателя апелляционной жалобы на несоответствие оспариваемого постановления пунктам 136,137 Методических указаний основаны на ошибочном применении норм материального права. В пункте 136 не содержится положений, обязывающих орган регулирования установить дифференцированные тарифы по соответствующим параметрам. Пункт 137 Методических указаний предусматривает установление тарифов на тепловую энергию на коллекторах по решению органа регулирования.

По мнению истца, получение ООО «ТД «Полимир» тепловой энергии по отдельному участку сети ставит его в неравное положение с другими потребителями, получающими тепловую энергию с использованием сетей сторонней организации (ООО «Теплосеть») и находящимися на большем удалении от источника, и создает условия для дифференциации тарифов с целью соблюдения баланса интересов всех потребителей и теплоснабжающей организации.

Между тем положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).

Закрепленные в статье 3 Закона о теплоснабжении принципы организации отношений в сфере теплоснабжения устанавливают общие правила и основы соответствующей деятельности и раскрываются в подзаконных нормативных актах, противоречие которым оспариваемого нормативного правового акта в ходе судебного разбирательства не установлено.

Истец в апелляционной жалобе, как и в суде первой инстанции, не приводит конкретные нарушения законодательства при формировании тарифов, повлекшие установление тарифов в экономически необоснованном размере, ссылаясь лишь на факт существенного увеличения с 2020 года размера тарифов, что само по себе не является признаком несоответствия оспариваемых норм имеющим большую силу нормативным актам.

При корректировке тарифов на 2021 год РЭК Свердловской области проведен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и величины прибыли, а также объемов полезного отпуска тепловой энергии (том 2 л.д.60-64), составлено экспертное заключение об обоснованности тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Регионгаз-инвест» (том 2 л.д.44-64).

С учетом доводов административного истца, считающего тарифы завышенными, суд исследовал порядок расчета тарифов, признал величину полезного отпуска, принятую на уровне среднегодового фактического отпуска за последние три отчетных года, и корректировку НВВ на 2021 год, а также расчет тарифов в целом соответствующими требованиям Основ ценообразования, Методических указаний. В указанной части выводы суда ООО «ТД «Полимир» в апелляционной жалобе не оспаривает.

Исходя из положений статей 7 - 9 Закона о теплоснабжении, а также соответствующих положений Основ ценообразования величина устанавливаемого тарифа связана, в числе прочего, с объектами инфраструктуры, то есть с имущественным комплексом, необходимым для оказания услуг теплоснабжения.

Частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

В силу подпункта «в» пункта 134 Методических указаний в расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, учитывается такая составляющая как удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов административного дела, включая аудиозаписи судебных заседаний суда первой инстанции, протокол судебного заседания (том 3 л.д.158), дополнения к административному исковому заявлению (том 3 л.д.151-154), видно, что ООО «ТД «Полимир», будучи не согласным с увеличением тарифов на тепловую энергию с 2020 года, после изменения предмета и уточнения оснований иска просило признать недействующим пункт 6 раздела 1 постановления от 13 декабря 2016 года №161-ПК в двух редакциях (том 3 л.д.153), в судебном заседании от 22 марта 2021 года просило признать недействующим пункт 6 раздела 1 постановления №161-ПК в его действующей редакции (том 3 л.д.158); требований об оспаривании постановлений, которыми вносятся изменения в постановление №161-ПК, - от 11 декабря 2019 года №193-ПК и от 9 декабря 2020 года №191-ПК - истец не предъявлял, хотя, как следует из объяснений представителей в заседании суда апелляционной инстанции, ООО «ТД «Полимир» полагает, что им заявлены требования об оспаривании изменяющих постановлений РЭК Свердловской области, касающиеся тарифов, установленных на 2020,2021 г.г. Мнение истца противоречит содержанию поданного суду дополнения к административному исковому заявлению ООО «ТД «Полимир» и не соответствует действительности.

При таком положении не являвшиеся предметом рассмотрения суда первой инстанции требования, касающиеся тарифов на тепловую энергию на 2020 год, могут быть предметом самостоятельного административного иска, с которым ООО «ТД «Полимир» вправе обратиться в суд в установленном порядке.

Решение суда соответствует требованиям статей 180,215 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского областного суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Полимир» без удовлетворения.

Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определение через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено

13 июля 2021 года