ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-718/2022 от 05.07.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№66а-718/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 5 июля 2022 года

Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногий А.В, рассмотрев административный материал №9а-80/2022 по частной жалобе Воробьёва В.В. на определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2022 года о возвращении его административного искового заявления,

установил:

Воробьёв В.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим:

- с момента принятия пункт 3 и подпункт 3 пункта 7 Порядка предварительного уведомления Государственного Совета Республики Коми об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партий, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) депутатом Государственного Совета Республики Коми, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, утверждённого постановлением Государственного Совета Республики Коми от 26 ноября 2020 года №VII-1/106 (далее Порядок);

- с момента принятия приложение №1 к указанному Порядку;

- опубликовать решение суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»,

- обязать Государственный Совет Республики Коми в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отменить признанные не действующими нормативные положения, принять взамен новый нормативный правовой акт, регулирующий форму и порядок предварительного уведомления Государственного Совета Республики Коми об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партий, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) депутатом Государственного Совета Республики Коми, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2022 года административное исковое заявление возвращено.

В частной жалобе Воробьёв В.В. просит отменить определение судьи о возвращении иска, полагая его незаконным и необоснованным, возвратить материал в суд первой инстанции для принятия административного иска к производству суда.

Частная жалоба рассмотрена судьёй апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав представленный административный материал №9а-80/2022, изучив доводы частной жалобы, судья приходит к следующему.

Возвращая административное исковое заявление ввиду неподсудности заявленных требований Верховному Суду Республики Коми, судья исходил из того, что оспариваемый Порядок не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Выводы судьи признаются ошибочными.

Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со статьёй 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Конституционный Суд Российской Федерации определил нормативный правовой акт как акт общего действия, адресованный неопределённому кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года №6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

Из представленного административного материала, административного искового заявления следует, что 27 октября 2021 года постановлением Избирательной комиссии Республики Коми №234/1225-6 Воробьёв В.В. зарегистрирован в качестве депутата Государственного Совета Республики Коми VII созыва.

Решением фракции КПРФ в Государственном совете Республики Коми от 4 ноября 2021 года Воробьёв В.В. избран руководителем указанной фракции с предоставлением ему права осуществлять деятельность на профессиональной основе в соответствующем комитете с 21 декабря 2021 года.

С указанной даты (21 декабря 2021 года) административный истец замещает государственную должность – должность депутата Государственного Совета Республики Коми, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.

Распоряжением заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №367-р Воробьёв В.В. включён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

В силу пункта 1 статьи 1 постановления Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года № II-10/98 «О Регламенте Государственного Совета Республики Коми», в соответствии с Конституцией Республики Коми постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми является Государственный Совет Республики Коми.

Согласно пункту 2 статьи 1 этого же постановления Государственный Совет правомочен решать все вопросы, отнесённые к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.

Пунктом 3 статьи 1 указанного постановления предусмотрено, что Государственный Совет самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

На основании пункта 2 части 3.3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 5-1 статьи 8 Закона Республики Коми «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» Государственный Совет Республики Коми принял постановление от 26 ноября 2020 года №VII-1/106, пунктом 1 которого утверждён оспариваемый Порядок.

В силу пункта 1 Порядка, настоящим Порядком устанавливается процедура предварительного уведомления Государственного Совета Республики Коми об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) депутатом Государственного Совета Республики Коми, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Пунктом 2 Порядка установлено, что депутат обязан заблаговременно, но не позднее, чем за 15 календарных дней до предполагаемой даты начала его участия в управлении некоммерческой организацией, подать в Государственный Совет Республики Коми уведомление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К уведомлению прилагаются копия устава некоммерческой организации, в управлении которой депутат намеревается участвовать на безвозмездной основе, и копия положения о единоличном исполнительном органе некоммерческой организации или положения о коллегиальном органе управления некоммерческой организацией (при наличии такого положения), в качестве которого или в качестве члена которого депутат намерен участвовать на безвозмездной основе в управлении этой некоммерческой организацией (пункт 3 Порядка). Поступившие в Государственный Совет Республики Коми уведомление и прилагаемые документы в течение двух рабочих дней направляются Председателем Государственного Совета Республики Коми во временную комиссию Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами (пункт 4 Порядка).

Согласно пункту 5 этого же Порядка, уведомление с прилагаемыми документами регистрируется во временной комиссии в день поступления в журнале регистрации уведомлений депутатов Государственного Совета Республики Коми, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), который ведётся по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Копия уведомления с отметкой о регистрации выдаётся депутату, подавшему уведомление и прилагаемые документы.

Временная комиссия осуществляет учёт и хранение уведомлений, прилагаемых документов и иных материалов, а также контроль в пределах своей компетенции (пункт 6 Порядка).

В силу пункта 7 Порядка, депутат, участвующий на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, в простой письменной форме с приложением подтверждающих документов уведомляет Государственный Совет Республики Коми о случаях: 1) изменения наименования, местонахождения и адреса некоммерческой организации; 2) реорганизации некоммерческой организации; 3) изменения единоличного исполнительного органа или коллегиального органа, в качестве которого или в качестве члена которого депутат участвует на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, а также об изменении наименования указанного органа или его полномочий.

Таким образом, оспариваемый Порядок предусматривает нормативно-организационную процедуру предварительного уведомления Государственного Совета Республики Коми об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) депутатом Государственного Совета Республики Коми, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, конкретизируя при этом механизм её реализации участниками соответствующих правоотношений.

Изложенная в оспариваемом акте модель нормативно-правового организационного порядка взаимодействия Государственного Совета Республики Коми и депутата Государственного Совета Республики Коми, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, и намеревающегося участвовать в управлении некоммерческой организацией, предполагает нормативное, общеобязательное установление правовых положений, распространяющихся на неопределённый круг лиц, рассчитанных на многократное применение.

Данный Порядок, как разновидность правовых актов, представляет собой нормативный правовой акт уполномоченного органа, содержит общеобязательные правила поведения (нормы), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере деятельности по противодействию коррупции в указанной в Порядке части.

С учётом изложенного вывод судьи о том, что оспариваемый Порядок, адресованный конкретным депутатам законодательного органа власти субъекта федерации, не содержит правил поведения и не рассчитан на неоднократное применение, не является нормативным правовым актом, не соответствует приведённым выше федеральным нормам, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом то обстоятельство, что списочный состав депутатов Государственного Совета Республики Коми в настоящее время индивидуально определён, не влияет на его распространение в отношении неопределённого круга лиц, поскольку действует неограниченное время и будет применяться и в отношении вновь избранных депутатов.

Таким образом, Воробьёв В.В, правильно определяя оспариваемый Порядок как акт нормативного правового содержания, обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным иском с соблюдением правил подсудности, избранный административным истцом порядок разрешения заявленных требований полностью соответствует положениям части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, вывод судьи о наличии оснований для возвращения административного искового заявления является ошибочным, в связи с чем обжалуемое определение судьи подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 2022 года о возвращении административного искового заявления отменить.

Административный материал №9а-80/2022 возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления Воробьёва В.В. к производству суда.

На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья: