ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-719/2022 от 16.05.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-719/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 16 мая 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Артамоновой Т.А.,

судей Брянцевой Н.В., Сумбаевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-17/2021 (УИД 15OS0000-01-2020-000090-28) по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания об оспаривании нормативного правового акта в части,

по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В., пояснения представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного истца муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания ФИО4 и ФИО5, заключение заместителя начальника отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

30 декабря 2019 г. Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту РСТ РСО-Алания, тарифный орган, регулятор) принято постановление № 41 «Об установлении цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение для потребителей организаций коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год».

Данным нормативным правовым актом установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей организаций коммунального комплекса на 2020 г.

Для РГУП ЭГВ РСО-Алания установлен тариф на транспортировку воды по сетям на 2020 г.

Пунктом 8 приложения № 1 и пунктом 7 приложения № 2 к указанному постановлению РСТ РСО-Алания установлены тарифы для муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания, Предприятие) на питьевую воду (на периоды с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 10,86 руб., с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 11,37 руб.), и на водоотведение (на периоды с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 12,08 руб., с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 12,21 руб.).

Муниципальное предприятие обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным иском о признании недействующими пункта 8 Приложения № 1 и пункта 7 Приложения № 2 к постановлению от 30 декабря 2019 г. № 41.

Административный истец считает, что установленные тарифы на водоснабжение и водоотведение являются необоснованными, так как не могут быть определены лишь экспертным путем, без учета представленных МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания экономически обоснованных расходов, отражающих фактические затраты предприятия на электроэнергию, оплату труда, отчисления на социальные нужды, на приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы, нормативную прибыль, подъем воды, потери воды, покупки воды, реализации воды. Таким образом, невключение РСТ РСО-Алания при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение экономически обоснованных расходов МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания, повлекло за собой неправильное определение необходимой валовой выручки предприятия, и как следствие - неверное установление тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2021 г. административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания удовлетворено.

Признано недействующим постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2019 г. №41 «Об установлении цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение для потребителей организаций коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год» в части установления тарифов для муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания на водоснабжение и водоотведение: пункт 8 Приложения № 1 и пункт 7 Приложения № 2 с момента принятия.

Возложена обязанность на Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт об установлении для муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания экономически обоснованных тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2020 год.

Возложена обязанность на Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать данное решение на официальном сайте Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, а также в газете «Северная Осетия».

В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Относительно доводов апелляционной жалобы МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания и прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания представлены возражения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. № 1154-э (далее – Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Таким исполнительным органом государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания является Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия – Алания.

В соответствии с пунктом 1.1 положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 2 февраля 2016 г. № 24, Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия – Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок) на услуги естественных монополий и организаций коммунального комплекса на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания на основе утвержденных РСТ тарифов.

30 апреля 2019 г. Предприятие обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. (л.д.79 том 5).

13 мая 2019 г. РСТ Республики Северная Осетия – Алания принят приказ № 21 об открытии и рассмотрении дела (без открытия дела) в отношении муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания по расчету тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020 г. (л.д.70-73 том 2).

В результате проведенного анализа экономического обоснования тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение на 2020 г., предложенного МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания, тарифным органом подготовлено экспертное заключение (л.д.74-114 том 2).

Оспариваемым постановлением от 30 декабря 2019 г. № 41 установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2020 г. в том числе, в отношении муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.

В качестве метода регулирования тарифов РСТ по Республике Северная Осетия-Алания выбран метод экономически обоснованных расходов.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям сторонами не обжалуется решение суда первой инстанции.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Предприятием требований.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), согласно которому расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ (пункт 1 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ).

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Исходя из пункта 38 Основ ценообразования, в редакции действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое в части в рамках данного административного дела постановление тарифного органа не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющих большую юридическую силу, нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

В основу обжалуемого решения судом положено заключение № 2044/2021-3а-135/2020 от 25 августа 2021 г., подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» ФИО6, согласно которого суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления РСТ РСО-Алания от 30 декабря 2019 г. № 41 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в части исключения из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов на электроэнергию, оплату труда, отчисления на социальные нужды, приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы, отпуска холодной питьевой воды.

Вместе с тем судебная коллегия считает ошибочным выводы суда первой инстанции, сделанные на основании заключения судебной экспертизы, относительно обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки Предприятия вышеприведенных расходов.

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 23 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции назначена судебная экономическая экспертиза экономической обоснованности расходов по статьям затрат, проведение которой поручено ООО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки». Для исследования эксперту было направлено административное дело, содержащее представленные Предприятием в орган регулирования подтверждающие документы для установления тарифа.

Письмом от 12 марта 2021 г. за исходящим номером 12127/2021 экспертом затребована производственная программа и прилагаемый к ней пакет документов по экономическому обоснованию расходов (л.д.32 том 3).

В суде апелляционной инстанции допрошенный эксперт ООО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» указал, что экспертное исследование на предмет экономической обоснованности расходов по статьям затрат «Электроэнергия», «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы», «Холодная вода», размера необходимой валовой выручки и размера полезного отпуска воды, подлежащих включению в тариф, проведено на основании предоставленных судом материалов административного дела и дополнительно запрошенных экспертом документов. При этом, материалы тарифного дела, на основании которых регулятор произвел расчет тарифа на водоснабжение и водоотведение, эксперту не предоставлялись, в связи с чем ответы на поставленные судом вопросы экспертом даны на основании имеющихся у него документов.

О том, что эксперту для проведения экспертизы документы представлены не в полном объеме, имеется указание в самом экспертном заключении. В таблице № 2 (стр.34 экспертного заключения) эксперт перечисляет расчеты, указанные МУП ВКХ Правобережного района как представленные в РСТ РСО-Алания, но отсутствующие в материалах административного дела. Эксперт также ссылается на поверхностное отношение сторон к уровню документального подтверждения своих позиций в суде.

Учитывая изложенное, выводы эксперта ФИО6 на поставленные судом вопросы сделаны на основании анализа документов, предоставленных эксперту в ограниченном количестве, в том числе в отсутствие материалов тарифного дела, на основании которого регулятором рассчитан тариф на водоснабжение и водоотведение, а также дополнительно представленных административным истцом эксперту документов (ходатайство от 8 апреля 2021 г. № 112 (л.д.41-56 том 3), от 24 мая 2021 г. № 162 о приобщении диска в количестве файлов 12 шт., содержащих первичные документы, обосновывающие расчет тарифа (л.д.60 том 3), ходатайство от 23 июля 2021 № 199 о приобщении дополнительных подробных расчетов и аналитическая справка, обосновывающая расчет по материалам, расчет электроэнергии по скважинам, анализ счета на 2018 г. (л.д.63-83 том 3)), и которыми орган регулирования частично располагал на момент утверждения тарифа.

В силу пунктов 17, 20, 25 Правил регулирования тарифов регулирующий орган принимает решение об установлении тарифов на основе документов, имеющихся на момент принятия такого решения.

Поскольку при установлении тарифов на 2020 г. регулирующий орган установил экономическую необоснованность расходов Предприятия на основании материалов тарифного дела, которые не были представлены эксперту для анализа, а дополнительно представленные административным истцом эксперту документы, не были предметом рассмотрения регулирующего органа, что свидетельствует о противоречиях двух экспертных заключений (тарифного органа и судебного эксперта), то экспертное заключение, подготовленное экспертом ООО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» ФИО6 не может быть принято в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт недействительности оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме этого, из письменных и устных пояснений эксперта следует, что при проведении экспертизы он руководствовался требованиями законодательства Российской Федерации в области бухгалтерского учета, оснований для применения законодательства в области регулирования тарифов не имелось, поскольку определение суда первой инстанции не содержало такого указания, в связи с чем методические указания при определении необходимой валовой выручки и экономической обоснованности расходов им не использовались.

Предприятие, обращаясь в тарифный орган об установлении тарифа на 2020 г., заявило, в том числе о включении в необходимую валовую выручку расходов на приобретение электрической энергии в размере 41 953,0 тыс. руб. в сфере водоснабжения.

Затраты на электроэнергию определены Предприятием исходя из плановых объемных показателей и расчетного удельного расхода электроэнергии по форме приложения 2.1.2 к Методическим указаниям.

Тарифным органом включены затраты на приобретение электроэнергии в размере 22 240,93 тыс. руб., то есть, снижены почти в два раза.

Расходы на покупку электрической энергии рассчитаны РСТ из удельной нормы электрической энергии и тарифного меню за октябрь 2019 г., опубликованного на официальном сайте гарантирующего поставщика АО «Севкавказэнерго» с учетом официально озвученного прогнозного роста тарифа на электрическую энергию в 2020 г. в размере 9 процентов.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

В силу пункта 20 Методических указаний № 1746-э расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

РСТ в обоснование оснований частичного включения в НВВ расходов на приобретение электрической энергии в дополнительной апелляционной жалобе и представители в судебном заседании суда апелляционной инстанции указали на то, что представленные документы (договор электроснабжения, счета-фактуры, ведомости электропотребления) не отражают обоснованность объемов потребляемой электроэнергии. В качестве обоснования планируемых расходов необходимо было представить технологические схемы сооружений, (водозаборы, насосы и т.д.), техническую документацию (основные характеристики и паспорта энергоемкого оборудования и результаты его фактического испытания), программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Однако, в нарушение вышеприведенных пунктов Правил государственного регулирования тарифов в экспертном заключении обоснованности тарифов и протоколе заседания правления РСТ от 30 декабря 2019 г. основания, по которым отказано во включении в НВВ предложенных Предприятием расходов на приобретение электроэнергии полностью или в части, административным ответчиком не приведены.

В частности, РСТ не проанализированы предоставленные в тарифный орган Предприятием документы: характеристика скважин (№ 20 в перечне представленных 30 апреля 2019 г. документов, л.д.81 том 5), схема водоснабжения и водоотведения, постановление от 23 декабря 2015 г. № 741 об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения (№ 2, 3 в перечне документов, предоставленных 5 июля 2019 г.).

Экспертное заключение и протокол, принятые РСТ по результатам рассмотрения предложения Предприятия, не содержат выводов и суждений, по которым регулятором не приняты данные документы в качестве доказательств, обоснования расходов на приобретение электрической энергии.

В связи с этим орган регулирования отказал административному истцу во включении в состав необходимой валовой выручки расходов на приобретение электрической электроэнергии в нарушение положений действующего законодательства в области регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Согласно экспертному заключению Предприятием в числе производственных расходов в тарифы на питьевую воду и водоотведение заявлены расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы в размере 6 708 тыс. руб., в том числе горюче-смазочные материалы 3 470 тыс. руб.

РСТ РСО-Алания приняло для включения в НВВ расходы на указанные цели в размере 5 593,55 тыс. руб., в том числе горюче-смазочные материалы – 2 932,57 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются: расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; расходы на общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями.

Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов (пункт 50 Основ ценообразования).

Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы (пункт 19 Методических указаний).

Согласно подпунктам «г», «л», «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату, копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупке, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок, копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями на очередной период регулирования.

Исключая из предложенных Предприятием расходов затраты по указанной статье, РСТ, как следует из дополнений по апелляционной жалобе и пояснений, данных представителями в суде апелляционной инстанции, исходила из того, что административным истцом не представлены документы в полном объеме. Согласно перечню документов, изложенному в письме РСТ РСО-Алания от 28 января 2019 г. за № 95, в частности отсутствует подтверждение проведения конкурсных процедур по заключенным договорам.

Вместе с тем, экспертное заключение обоснованности тарифов и протокол заседания правления РСТ от 30 декабря 2019 г. не содержат таких выводов и суждений.

Из экспертного заключения видно, что РСТ ограничилось при рассмотрении предложения Предприятия о включении в НВВ расходов на приобретение материалов, перечислением представленных Предприятием договоров поставки с контрагентами и счетами-фактур.

При этом, в решении органа регулирования не отражено по каким причинам часть затрат по данной статье принята для включения в НВВ, а другая часть исключена.

В ходе рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции административному ответчику предоставлена возможность обосновать частичное исключение расходов, однако данное обстоятельство не было восполнено посредством предоставления аргументированного обоснования высказанной регулятором правовой позиции, в том числе с учетом ссылок на нарушение проведение конкурсных процедур.

В связи с изложенным, судебная коллегия не может согласиться с таким решением тарифного органа, которое свидетельствует о произвольном уменьшении расходов по указанной статье.

Из экспертного заключения РСТ РСО-Алания следует, что определяя расходы на оплату труда, орган регулирования в своих расчетах не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения, поскольку регулируемая организация не включена в региональный реестр его участников.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52 Основ ценообразования).

Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

8 декабря 2016 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 г.).

Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 г., предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Учитывая изложенное, административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда руководствоваться положениями данного соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением, поскольку сведений о том, что Предприятие направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г. материалы административного дела не содержат, в связи с чем действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию.

Согласно данному соглашению месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения составила 10 303 руб., поэтому расчет органом регулирования заработной платы исходя из ставки, равной 9 907 руб., проиндексированной на ИПЦ, по мнению судебной коллегии, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем подлежит пересмотру с учетом вышеприведенных положений.

Аналогично, исходя из расходов на оплату труда подлежат пересчету отчисления на социальные нужды.

Что касается объема отпуска холодной воды по категориям потребителей, то судебная коллегия считает правовую позицию, изложенную тарифным органом в экспертном заключении правильной.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемый новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды, а также темп изменения (снижения) потребления воды. В случае если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Из содержания экспертного заключения тарифного органа следует, что за 2018 г. предприятием было поднято 3 543,0 тыс.куб.м., объем покупной воды составил 4 642,0 тыс.куб.м., общий объем поданной воды в сеть составил 8 185,0 тыс. куб.м., отпущено питьевой воды абонентам по формам статистической отчетности 2 874,0 тыс.куб.м. Потери в сетях составили 719,0 тыс.куб.м., что составляет 20,29 процентов. Объем воды в размере 4 592,0 тыс. куб.м. является неучтенным.

Экспертная группа РСТ РСО-Алания, проанализировав динамику реализации воды и принятых сточных вод по группам потребителей за предыдущие годы, пришла к выводу о корректировке расчета реализации воды и сточных вод, поскольку Предприятием не представлен расчет реализации воды согласно приборам учета, общее количество абонентов в представленном расчете указано 23 364, в то время как численность населения <адрес> согласно официальным данным Росстата составляет 37 029 человек, в расчетах отсутствуют сведения об объеме воды на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.

В ходе тарифного регулирования на 2020 г. Служба проанализировала представленные обществом документы, а также учла тот факт, что Предприятием не представлен расчет объема водоснабжения для домовладений с установленными приборами учета воды, в связи с чем приняла расчет объема исходя из абонентов, не учтенных при расчете натуральных показателей Предприятием, а именно, численности населения 13 655 человек (37 029 – 23 364) со средней нормой потребления 3 куб.м. на человека, в связи с чем объем реализации воды по категории «Население» составил 2 763,77 тыс.куб.м.

Поскольку административный истец не опроверг обоснованность указанного подхода ни документальными материалами, ни соответствующими расчетами, судебная коллегия полагает, что объем реализации питьевой воды рассчитан тарифным органом в экономически обоснованном размере, с учетом соблюдения баланса экономических интересов организации, осуществляющей холодное водоснабжение, и ее абонентов.

Административный истец также выразил несогласие с включением РСТ в объем реализованной воды расходов на ее приобретение в размере 3 748,0 тыс. куб. м. у РГУП ЭГВ РСО-Алания, ссылаясь на отсутствие поставок воды данным предприятием в 2019 г. ввиду расторжения ранее заключенного договора.

Регулятор при включении в объем реализованной воды указанного объема исходил из договора на транспортировку РГУП ЭГВ РСО-Алания холодной воды Предприятию, заключенного 22 декабря 2017 г. за № 134-2017 и дополнительного соглашения к нему от 3 мая 2018 г., которые до настоящего времени не расторгнуты в установленном законом порядке.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 450, 523 ГК РФ исходит из отсутствия оснований для признания спорного договора расторгнутым, поскольку факт оказания услуг по водоснабжению в спорный период подтверждается письмом РГУП ЭГВ РСО-Алания от 13 декабря 2021 г. (л.д.254 том 4), из которого следует, что затворы на подающем трубопроводе открыты на 1/3 сечения, в связи с чем задолженность Предприятия за 2019 г. составила 9 158 225 руб., которая до настоящего времени не погашена. Приведенные административным истцом обстоятельства в обоснование правовой позиции о расторжении договора транспортировки судом апелляционной инстанции признаются не относящимися к предусмотренным законом основаниям.

По иным расходам, подлежащим включению в НВВ, истцом Постановление № 41 не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их рассмотрения по доводам апелляционной жалобы РСТ РСО-Алания.

С учетом того, что расходы на приобретение электрической энергии, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, общехозяйственные расходы, расходы оплату труда определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства, необходимая валовая выручка подлежит пересчету органом регулирования с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части апелляционного определения.

Поскольку выводы суда первой инстанции не повлияли на результат принятого решения, то судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Доводы апеллянта о неправильном определении судом момента, с которого оспариваемое постановление признано не действующим в части, также являются несостоятельными.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку оспариваемое в части Постановление № 41 имело ограниченный срок действия, утратило силу с 1 января 2021 г., то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 мая 2022 г.

Председательствующий

Судьи