ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-732/2023 от 02.08.2023 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-732/2023

Санкт-Петербург 2 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стаховой Т.М.

судей Бутковой Н.А., Пластинина И.В.

с участием прокурора Курышкиной О.А.

при секретаре Гордали М.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-29/2023 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Мурманского областного суда от 14 апреля 2023 года об отказе в признании недействующим постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 16 декабря 2020 года № 55/8 «Об установлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России долгосрочных параметров регулирования деятельности организации и тарифов в сфере теплоснабжения» в редакции постановления от 18 ноября 2022 года № 44/53 «О внесении изменений в постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 16 декабря 2020 года №55/8 в связи с корректировкой тарифов ранее установленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2023 год» в части установления в Приложении № 2 одноставочного тарифа на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации в размере 1 343, 25 руб/Гал.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации-Петрыкина А.В., административных ответчиков Комитета по тарифному регулированию Мурманской области и председателя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Стуковой Е.С. – Магер О.В., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с приказом Министра обороны России № 155 от 2 марта 2017 года «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (далее-Учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) учреждению переданы функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил России.

Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определены филиалы, действующие на территории Российской Федерации на основании положений, утвержденных начальником Учреждения от 4 мая 2017 года.

Таким образом Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (по ОСК Северного флота) (далее- филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) входит в состав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

В соответствии с Положением филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) не является юридическим лицом, не имеет самостоятельного баланса, осуществляет деятельность от имени ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании доверенности и Положения о филиале.

Согласно Устава к основным видам деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России относится производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды). Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Мурманской области ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) является теплоснабжающей организацией в отношении потребителей, отнесенных к категории «население» и приравненных к ним категориям потребителей (в том числе управляющие компании), объектов социальной инфраструктуры, прочих потребителей, которые технологически присоединены к источникам теплового и водопроводно-канализационного хозяйства, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее-Закон о теплоснабжении) деятельность в сфере теплоснабжения является регулируемой, поэтому расчеты с потребителями коммунальных ресурсов Учреждение производит по ценам (тарифам), установленным Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области.

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области № 55/8 от 16 декабря 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов на 2021 - 2025 годы; тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (вид теплоносителя вода).

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области № 51/59 от 17 декабря 2021 года внесены изменения в постановление № 55/8 от 16 декабря 2020 года в связи с корректировкой тарифов ранее установленных на 2022 год.

Постановлением от 16 марта 2022 года № 7/1 Учреждению установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую группе потребителей «население».

Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области № 44/53 от 18 ноября 2022 года внесены изменения в постановление от 16 декабря 2020 года № 55/8 в связи с корректировкой тарифов, ранее установленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2023 год, путем изложения приложений № 2 - 4 в редакции приложений № 1 – 3 к постановлению от 18 ноября 2022 года № 44/53.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года регулируемые цены (тарифы) в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпунктом 6 пункта 3указанного постановления).

Таким образом, установленные на 2023 год тарифы введены в действие и применяются с 1декабря 2022 года (л.д. 54-56 т.2).

В частности, экономически обоснованный одноставочный тариф, установленный ранее для Учреждения на 2022 год в размере 6 560,29 руб./Гкал, снизился в 4,88 раза, и в редакции приложения № 2 к постановлению от 18 ноября 2022 года № 44/53 для населения восьми муниципальных образований составил 1 343,25 руб./Гкал без НДС с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года (л.д.52 т.2).

Согласно протокола заседания правления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее-Комитет) от 18 ноября 2022 года, при формировании необходимой валовой выручки (далее-НВВ) Учреждения на 2023 год экспертной группой Комитета произведена корректировка затрат на топливо, и с целью сглаживания тарифных последствий из НВВ Учреждения на 2023 год исключена сумма затрат на топливо в размере 1 489 679,09 тыс.руб, включаемых в НВВ Учреждения ранее при принятии тарифных решений на 2019, 2020, 2021 годы. При этом на 2023 год в НВВ Учреждения приняты расходы на топливо в сумме 940 537, 27 тыс. руб. (без учета затрат по статье «электроэнергия как вид топлива») (л.д.51-52 т.2).

Полагая тариф, установленный на 2023 год, экономически необоснованным, а постановление Комитета № 44/53 от 18 ноября 2022 года противоречащим правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с даты принятия постановление Комитета от 16 декабря 2020 года № 55/8 в редакции постановления от 18 ноября 2022 года № 44/53 в части установления в приложении №2 одноставочного тарифа на тепловую энергию для потребителей в случае отсутствия дифференциации в размере 1343,25 рублей/Гкал.

Свои требования Учреждение мотивировало тем, что первым долгосрочным периодом регулирования деятельности административного истца являлся 2018-2020 годы; 2021-2025 годы – второй долгосрочный период регулирования. С 2021 года Учреждение регулируется только по виду теплоносителя «вода», т.к. с 1 января 2018 года тарифы на тепловую энергию по виду теплоносителя «пар» не подлежат государственному регулированию (пункт 5 (1) Основ ценообразования в сфере теплоэнергетики), поскольку цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя «пар» определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Между тем из экспертизы Комитета не представляется возможным определить, по каким видам теплоносителя («вода» или «пар») произведена корректировка расходов Учреждения за 2019, 2020, 2021 годы и расходы по какому теплоносителю исключены из НВВ Учреждения на 2023 год при корректировке и установлении тарифов на 2023 год.

Поскольку в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым вилам деятельности, в том числе включаются расходы на топливо, то исключение таких расходов из состава тарифа противоречит законодательству о ценообразовании в сфере теплоснабжения.

Кроме того, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России считает, что при корректировке НВВ на 2023 год Комитет мог исключить расходы только за предыдущий расчетный период регулирования (финансовый год), т.е. за 2021 год. Одновременное исключение расходов за 3 предыдущих расчетных периодов регулирования, т.е. за 2019, 2020, 2021 годы противоречит пункту 50 Основ ценообразования и пункту 12 Методических указаний № 760-э.

По мнению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Учреждение выполняет раздельный учет топлива на регулируемую деятельность, приносящую доход, и деятельность, направленную на выполнение государственного задания, обеспеченную федеральным бюджетным финансированием, что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счетцу 105.33, которые подтверждают списание топлива по бухгалтерскому учету по кодам финансового обеспечения. Фактический расход топлива по каждому источнику тепловой энергии подтверждается специальными отчетными формами.

Решением Мурманского областного суда от 14 апреля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поставлен вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.

Комитетом и прокурором поданы возражения в письменной форме, в которых указано на правильность и обоснованность выводов суда, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы они просят отказать.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на отмене решения суда, административные ответчики возражали против отмены судебного акта.

Представители заинтересованных лиц Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель ФАС России представил заявление, в котором просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся представителей сторон, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который не усмотрел оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска суд исходил из того, что в нарушение статьи 7 (пункт 9) Закона о теплоснабжении, пунктов 9-11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения регулируемая организация не ведет раздельный учет расходов на осуществление регулируемой деятельности и нерегулируемой деятельности; расходов на осуществление регулируемой деятельности, приносящей доход, и деятельности, направленной на выполнение государственного задания, обеспеченной федеральным бюджетным финансированием. Также организация не осуществляет раздельный учет объемов тепловой энергии, теплоносителя, доходов/расходов от регулируемой деятельности с дифференциацией по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации (в том числе по Мурманской области и по муниципальным образованиям). При анализе документов Учреждения Комитетом выявлено, что расходы на топливо, учтенные в тарифах на тепловую энергию за 2019, 2020, 2021 годы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России произвело за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, предусмотренной на указанные цели на выполнение государственного задания, а так же за счет средств полученных Учреждением от приносящей доход деятельности. Вместе с тем в отсутствие раздельного учета расходов на топливо определить затраты Учреждения на выполнение государственного задания, обеспеченного федеральным бюджетным финансированием, и на приобретение топлива для осуществления регулируемой деятельности, затраты на которую возмещаются за счет тарифа, установленного в том числе для потребителей «население», невозможно. Поскольку основным принципом тарифного регулирования является установление экономически обоснованного тарифа; повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается, то Комитет определил сумму расходов по статье «топливо» (за исключением затрат на электроэнергию как вид топлива) по виду теплоносителя «вода» за отчетные периоды регулирования 2019-2021 годы, подлежащие к снятию из НВВ Учреждения в общем размере 3 618 696,07 тыс.руб. (2019 год- 1 146 390,95 тыс.руб., 2020 год – 1 560 928,71 тыс.руб, 2021 год – 911 376,41 тыс.руб.). С целью сглаживания тарифных последствий на регулируемый период 2023 год Комитетом учтена сумма корректировки, подлежащая к исключению из НВВ Учреждения, в размере 1 489 679,00 тыс.руб.

Поскольку в заявлении Учреждения об установлении тарифов на 2019-2020 годы и в представленных обосновывающих материалах/документах не содержалось дифференциации по виду теплоносителя «пар»/«вода», все расчеты сформированы на валовые объемы тепловой энергии, то расходы на топливо учтены в НВВ без разбивки по видам теплоносителя, следовательно, и тарифы для потребителей установлены без разделения по видам теплоносителя. Поэтому нарушений пункта 50 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний № 760-э при корректировке НВВ Комитетом не допущено.

Выводы суда следует признать правильными.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее-Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Мурманской области в соответствии с Положением «О Комитете по тарифному регулированию Мурманской области», утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 24 июня 2015 года № 265-ПП является Комитет по тарифному регулированию Мурманской области.

Постановление № 44/53 от 18 ноября 2022 года о внесении изменений в постановление № 55/8 от 16 декабря 2020 года принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

При рассмотрении дела судом установлено, что Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д.229-235 т.7), Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства для осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и специальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 12,13).

Учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение Учреждения (пункт 16 Устава).

В соответствии с абзацами 2-4 пункта 30 Устава финансирование Учреждения осуществляется, в том числе за счет: средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год; средств федерального бюджета (субсидии) на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим Уставом (том 7 л.д.229-235).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в сфере теплоснабжения осуществляет на территории Мурманской области нерегулируемый вид деятельности в соответствии с Уставом данного учреждения и регулируемый вид деятельности путем предоставления тепла населению и приравненной к ней категориям потребителей, иным организациям.

Согласно пункту 8 Устава, Учреждение имеет 13 филиалов, в том числе филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота).

Постановлением Комитета № 55/8 от 16 декабря 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2021-2025 годы.

27 апреля 2021 года филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) обратился в Комитет с заявлением об открытии дела по корректировке ранее установленного тарифа на тепловую энергию на 2023 год (по виду теплоносителя «вода») с перечнем обосновывающих материалов (л.д.221-222 т.5).

16 мая 2022 года Комитетом в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России направлено извещение об открытии дела о корректировке ранее установленных Учреждению тарифов на тепловую энергию, теплоноситель на 2023 год (л.д.1-3 т.6).

12 октября 2022 года в адрес Комитета от филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) поступили дополнительные материалы по корректировке тарифа на тепловую энергию на 2023 год, с учетом которых Учреждение просило установить НВВ на 2023 год в размере 2 399 446,01 тыс. рублей, а также тариф на тепловую энергию по виду теплоносителя «вода» в размере 8877,58 руб./Гкал (л.д.4-5 т.6).

Во исполнение пунктов 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Комитетом проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов) и обосновывающих документов, по итогам которой составлено экспертное заключение (л.д.127-136 т.7).

На момент производства экспертизы на территории Мурманской области 153 источника тепловой энергии (котельные) обеспечивали поставку тепловой энергии и горячее водоснабжение потребителям Минобороны России, а также другим потребителям, в том числе населению, технологически присоединенным к теплогенерирующим объектам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

В экспертном заключении Комитета указано, что провести финансовый анализ по общепринятым показателям по регулируемым видам деятельности не представляется возможным. Представленная бухгалтерская отчетность составлена в целом по Учреждению без разбивки по субъектам Российской Федерации и видам деятельности, в том числе без выделения доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

С учетом изложенного, экспертная группа Комитета пришла к выводу об отсутствии ведения раздельного бухгалтерского учета ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по видам регулируемой деятельности, как по Мурманской области, так и по муниципальным образованиям региона.

В целях корректировки НВВ на 2023 год по предложению ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России расходы на топливо по виду теплоносителя «вода» составляют 1 256 792,96 тыс. рублей, в обоснование которых представлены контракты на поставку каменного угля и жидкого котельного топлива, заключенные 24 декабря 2021 года и 27 декабря 2021 года.

Экспертной группой Комитета расходы по данной статье приняты в размере 999 504,69 тыс. рублей.

Объемные показатели энергетических ресурсов при корректировке тарифа на 2023 год определены исходя из производственных показателей и удельного расхода топлива, установленных при утверждении долгосрочных параметров регулирования на 2021 – 2025 годы.

По предложению экспертной группы, общие расходы на приобретение энергетических ресурсов на 2023 год составили 1 095 101,84 тыс. рублей.

При корректировки НВВ на 2023 год экспертная группа Комитета определила сумму расходов по статье «топливо» (за исключением затрат на электроэнергию как вид топлива) за отчетные периоды регулирования 2019, 2020, 2021 годы, подлежащую исключению из НВВ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в общем размере 3 618 696,07 тыс. руб., в том числе: за 2019 год – 1 146 390,95 тыс. рублей; за 2020 год - 1 560 928,71 тыс. рублей; за 2021 год - 911376,51 тыс. рублей. Экспертами учтено, что за все анализируемые периоды в договорах на поставку топлива указано, что оплата по контракту осуществляется за счет субсидии, предоставляемой ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России из средств федерального бюджета на указанные цели, а также за счет средств Учреждения, полученных от приносящей доход деятельности. При этом в материалах тарифного дела отсутствуют документы, подтверждающие ведение раздельного учета дохода/расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности в разрезе видов и услуг муниципальных образований; представленные Учреждением документы не содержат признаков раздельного учета расхода топлива на регулируемую деятельность, приносящую доход и деятельность, направленную на выполнение государственного задания, обеспеченную федеральным бюджетным финансированием.

Кроме того, в представленной Учреждением расшифровке финансовых результатов в разрезе регулируемых видов деятельности за 2021 год по счетам 105.33 (топливо) отражена сумма в размере 1 031 249,23 тыс. руб. При этом размер субсидии по кодам финансового обеспечения «04» (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания) и «05» (субсидии на иные цели) составила 1 241 939 329,12 рублей, что перекрывает сумму затрат на топливо в тарифе на 2021 год в полном размере.

С целью сглаживания тарифных последствий на регулируемый период 2023 года Комитетом учтена сумма корректировки затрат на топливо, подлежащая исключению из НВВ в размере 1 489 679,09 тыс. руб.

В результате корректировки экономически обоснованный тариф для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составил 1343 руб./Гкал (динамика к экономически обоснованному тарифу на 2022 год составила -80%).

Методическими указаниями № 760-э установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определенной для соответствующего вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Из пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что расходы на топливо включаются в НВВ регулируемой организации.

Согласно пункта 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов (пункт 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из НВВ регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).

Если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования (пункт 12 Методических рекомендаций № 760-э).

Приказом ФСТ № 93 от 12 апреля 2013 года утверждена Единая система классификации и раздельного учета относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России № 94н от 31 октября 2000 года, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Положением о реализации единой учетной политики ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - Положение), утвержденной приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России № 1ПР/65 от 1 апреля 2022 года, предусмотрено обязательное ведение раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности и финансирования (л.д.2-65 т.8).

Приложениями к Положению являются, в том числе: рабочий план счетов (приложение № 1); методика учета объемов, доходов и расходов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (приложение № 9).

Вместе с тем, представленные Учреждением в Комитет контракты на поставку топлива для нужд ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 109.60, 109.70, 109.80, а также платежные документы не содержат данных о раздельном объеме поставки топлива на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, приобретаемые за счет средств от деятельности, приносящей доход, и за счет средств федеральной субсидии, направленной на выполнение государственного задания.

Указанное обстоятельство не отрицал представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, участвовавший в заседании правления Комитета 18 ноября 2022 года (л.д.27 т.6) и подтвердила свидетель ФИО1, занимающая должность заместителя начальника отдела тарифного регулирования филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, дважды допрошенная судом (л.д.180 оборот-181 т.7, л.д.46 оборот-99 т.8).

Кроме того, за не предоставление сведений раздельного учета Комитету и за отсутствие раздельного учета расходов/доходов по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения ФБГУ «ЦЖКУ» Минобороны России дважды привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1. и части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации постановлениями Комитета от 15 октября 2019 года и 05 апреля 2023 года (л.д.168-176 т.7, л.д.155-172 т.8).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные административным истцом оборотно-сальдовые ведомости содержат информацию по учету топлива, сформированы по родам войск, но не содержат информацию о цене топлива, о сумме затрат, отнесенных на себестоимость регулируемого вида деятельности (тепловая энергия по виду теплоносителя «вода»), следовательно, не являются доказательствами раздельного учета расхода топлива на регулируемую деятельность, приносящую доход и деятельность, направленную на выполнение государственного задания, обеспеченную федеральным бюджетным финансированием.

С учетом изложенного выводы суда об отсутствии в Учреждении раздельного учета доходов/расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя, соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.

По итогам расчетного периода регулирования Комитет обязан произвести корректировку НВВ, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, исключив произведенные административным истцом необоснованные расходы за счет поступлений от регулируемой деятельности.

При корректировки затрат на топливо на 2023 год Комитет, установив отсутствие раздельного учета, и принимая во внимание, что расходы на топливо за отчетные периоды регулирования 2019 – 2021 годов учтены в НВВ Учреждения при установлении тарифов на тепловую энергию на соответствующий период регулирования, правомерно произвел корректировку НВВ, исключив указанные выше расходы из суммы расходов на следующий расчетный период регулирования (2023 год) в виду их экономической необоснованности, что в полной мере соответствует пункту 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункта 12 Методических рекомендаций № 760-э.

Довод апелляционной жалобы о том, что Комитет исключил из НВВ, используемой при установлении тарифа на тепловую энергию по теплоносителю «вода» на 2023 год, расходы, ранее учтенные в 2019-2020 годах по виду теплоносителя «пар», подлежит отклонению.

Как указано Комитетом и не опровергнуто административным истцом, устанавливая цены (тарифы) и долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы, Комитет рассматривал предложение Учреждения и обосновывающие материалы/расчеты, представленные регулируемой организацией, которые не имели дифференциации по видам теплоносителей «пар»/«вода», все расчеты регулируемой организации были сформированы на валовые объемы тепловой энергии.

В соответствии со статей 9 Закона о теплоснабжении, пунктом 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, выбор метода регулирования тарифов принимается органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, с учетом предложения регулируемой организации.

Так как расходы на топливо, являлись расходами, включенными в НВВ административного истца при установлении тарифов на 2019-2020 годы без разбивки по видам теплоносителя на основании заявления Учреждения, то конечные тарифы для потребителей устанавливались без дифференциации по видам теплоносителя. Тарифно-балансовые решения на 2019-2020 годы по данным обстоятельствам не оспаривались и недействующими не признавались.

С учетом изложенного при корректировке НВВ на 2023 год оснований учитывать расходы Учреждения с разбивкой по видам теплоносителя у административного ответчика не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном исключении из НВВ Учреждения на 2023 год экономически необоснованных расходов на топливо за три предшествующих расчетных периода - 2019, 2020,2021 годы основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, в том числе обеспечивающего баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).

Данный Федеральный закон предусматривает основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, к которым в том числе отнесены обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2, 3 части 1 статьи 7).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении указанного метода НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из НВВ регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам (пункт 50 Основ ценообразования).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и названными методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Из приведенных правовых норм в системе действующего правового регулирования, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, следует, что несение теплоснабжающей организацией необоснованных расходов в предшествующие периоды регулирования предполагает обязательную корректировку НВВ при установлении тарифов на следующие периоды регулирования. Невыполнение корректировки и учет в связи с этим в тарифе экономически необоснованных расходов организации влечет установление тарифа в экономически необоснованном (завышенном) размере, что является прямым нарушением принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункты 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении»), а так же механизма и порядка ценообразования в данной сфере (глава 3 «Государственная политика при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» Федерального закона «О теплоснабжении»).

С учетом изложенного, выявив необоснованные расходы Учреждения по статье «топливо» за отчетные периоды регулирования 2019, 2020, 2021 годы в общей сумме 3 618 696,07 тыс. рублей Комитет правомерно выполнил корректировку НВВ регулируемой организации на 2023 год на указанную сумму, и применив механизм сглаживания тарифных последствий исключил из НВВ регулируемой организации на 2023 год необоснованные расходы в размере 1 489 679,09 тыс.рублей.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и не допустил нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мурманского областного суда от 14 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: