ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-734/2021 от 11.08.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-734/2021

Санкт-Петербург 11 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Вдовиченко С.В.,

судей Морозковой Е.Е., Стаховой Т.М.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Шубиной Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-118/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года №70-в/38 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуг водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» на территории <адрес> сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области», по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» на решение Архангельского областного суда от 18 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя ответчика ФИО5, заключение прокурора Капсамун И.С., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2020 года №70-в/38 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуг водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «АКВАМИР», на территории <адрес> сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области» на 2021-2025 года обществу с ограниченной ответственностью «АКВАМИР», осуществляющему регулируемую деятельность на территории <адрес> сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области в сфере холодного водоснабжения, утверждены производственные программы (приложения №1 и 2), установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения (приложения №3 и 4), тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на услуги водоотведения (приложения №5 и 6).

Текст постановления от 18 декабря 2020 года №70-в/38 с приложениями опубликован 26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Общество с ограниченной ответственностью «АКВАМИР» (далее - ООО «АКВАМИР», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области №70-в/38 от 18 декабря 2020 года.

В обоснование заявленных требований указано, что при утверждении производственных программ ответчик изменил представленные Обществом проекты, произвольно исключил из нее запланированные мероприятия, внес изменения в предложенные показатели деятельности. При расчете долгосрочных параметров и тарифов на водоотведение и водоснабжение из необходимой валовой выручки регулирующим органом необоснованно исключены или снижены расходы на оплату труда и компенсационные выплаты административно-управленческого и производственного персонала, расходы на капитальный ремонт, расходы на очистку почвы на территории водопроводной очистной станции от цинка, расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, общехозяйственные расходы. Установление тарифов на основе заниженной НВВ ведет к нарушению прав Общества на возмещение экономически обоснованных затрат, не соответствует Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении», Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406.

Решением Архангельского областного суда от 18 марта 2021 года в удовлетворении административного иска ООО «АКВАМИР» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «АКВАМИР» просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд нарушил нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Административный истец считает, что тарифный орган в нарушении Правил №641 отклонил доработанный Обществом проект производственной программы по питьевому водоснабжению, сократил производственную программу, оставив одно запланированное истцом мероприятие по капитальному ремонту воздуходувной станции. Поскольку 2021 год является первым годом долгосрочного периода регулирования 2021-2025 годов для Общества, то тарифный орган в нарушение пункта 90 Методических указаний применил корректировку (-505,57 тыс. руб.) и уменьшил НВВ. Тарифный орган не учел экономически обоснованные расходы Общества, не учтенные при установлении тарифов за прошлый период регулирования 2017-2020 года, а именно расходы на платежного агента, привлеченного для начисления сбора платежей за коммунальные услуги истца, чем был нарушен пункт 12 Методических указаний. Понесенные Обществом расходы на привлеченного платежного агента не имеют отношения к содержанию общего имущества в МКД и не регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №91. Тарифный орган нарушил порядок расчета численности работников, предусмотренные в подпунктах 16 и 26 пункта 10 Типовых отраслевых норм, в результате чего сформировал тарифы истца на основе заниженной численности работников и заниженных расходов на оплату труда.

В неоднократных дополнительных пояснениях на представленные возражения ответчика и прокурора, истец также указал, что Обществом было включено в проект производственной программы по питьевому водоснабжению мероприятие по очистке от цинка почвы на территории водопроводной очистной станции, в подтверждение представлены тарифному органу акт проверки Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 03 сентября 2019 года, которым было Обществу предписано довести качество почвы на территории ВОС по цинку до гигиенических нормативов. В подтверждение расходов на оплату услуг платежного агента истец письмом от ДД.ММ.ГГГГ представил ответчику агентский договор с АО «Центр расчетов» от 01 марта 2017 года о начислении и сбору платежей с правообладателей жилых помещений в МКД, указанных в приложении 1 договора, дополнительно предоставлялся реестр договоров холодного водоснабжения и реестр договоров водоотведения, сведения о водомерах, используемых абонентами истца, что подтверждает, что Общество обслуживает жилые дома, которые не являются многоквартирными и не подчиняются Правилам №491. Поскольку информация о домах, которые обслуживает истец, содержится в Государственной информационной системе ЖКХ на официальном сайте в интернете, информация является открытой, ответчик не имел права в полном объеме отклонять эти заявленные Обществом расходы.

Прокурором, участвующим в деле, административным ответчиком поданы возражения в письменном виде относительно доводов апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав прокурора, полагавшей, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

В силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года №214-пп, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

ООО «АКВАМИР» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории <адрес> сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области.

22 апреля 2020 года и 24 апреля 2020 года ООО «АКВАМИР» обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые Обществом.

Письмом от 14 мая 2020 года №313/1398 Агентство уведомило о необходимости представления дополнительных документов и материалов не позднее 14 июня 2020 года.

В связи с тем, что Обществом не представлены все необходимые документы, дело об установлении тарифов открыто по инициативе органа регулирования.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АКВАМИР» предоставлял дополнительно запрошенные материалы.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования Агентством проведена экспертиза представленных Обществом документов.

ДД.ММ.ГГГГ тарифным органом составлено экспертное заключение по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемое ООО «АКВАМИР» на территории <адрес> сельского поселения «Приморское» Приморского муниципального района Архангельской области с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.

В качестве метода регулирования тарифов регулирующим органом был выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.

Агентство утвердило производственные программы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведение, установило долгосрочные параметры тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.

Принятое тарифное решение оформлено постановлением №70-в/38/ от 18 декабря 2020 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривался.

Согласно заключению Агентства при утверждении производственной программы Общества тарифный орган отклонил предложение административного истца, сократил количество мероприятий по ремонту, включив в производственную программу: по водоснабжению мероприятия по ремонту водопроводной сети продолжительностью 310 п.м на 2021 год в размере 53,47 тыс. руб. на уровне фактически понесенных затрат Обществом в 2019 года с учетом индекса потребительских цен на 2020 и 2021 года 103,2% и 103,6% соответственно; по водоотведению по капитальному ремонту воздуходувной станции на период 2021-2025 года в размере 1270,80 тыс. руб. из расчета 254,16 тыс. руб. ежегодно с учетом их возмещения в течение всего долгосрочного периода регулирования. Кроме того, при расчете тарифа на холодное водоснабжение регулирующий орган исключил либо снизил заявленные Обществом расходы на оплату труда и компенсационные выплаты административно-управленческого и производственного персонала, расходы на капитальный ремонт, расходы на очистку почвы на территории водопроводной очистной станции от цинка, расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, общехозяйственные расходы.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы административного истца. Поскольку ООО «АКВАМИР» осуществляет деятельность в первый год долгосрочного периода регулирования, документально подтвержденные расходы, не включенные Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее также - Агентство, тарифный орган) в НВВ Общества на 2021 год могут быть учтены регулирующим органом в последующие годы долгосрочного периода регулирования.

Судебная коллегия не находит основания не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод (пункт 29 Основ ценообразования).

При установлении тарифов с применением метода индексации в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (пункт 74 Основ ценообразования).

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования, которые включают операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива (пункты 58 и 77 Основ ценообразования).

Согласно пунктам 2 и 61 Основ ценообразования, пунктам 45 и 88 Методических указаний величина операционных расходов зависит от деятельности регулируемой организации и должна обеспечивать выполнение производственной программы в полном объеме. Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым, включает производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования и пунктами 17 - 26 Методических указаний.

Как следует из статьи 41 Закона о водоснабжении (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №641 (далее - Правила разработки производственных программ).

При разработке проекта производственной программы учитываются, в том числе результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт «а» пункта 7 Правил разработки производственных программ).

Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания абонентов, (подпункты «б», «и», «з» пункта 5 Правил разработки производственных программ).

Регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подпункт «д» пункта 17 Правил регулирования тарифов).

Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9 и 10 Правил разработки производственных программ). Результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования (часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении).

Доводы апелляционной жалобы о том, что тарифный орган не вправе был изменять и дополнять производственную программу, что тарифный орган не дал оценку представленным документам Общества являются несостоятельными.

В обоснование проекта производственной программы в части мероприятий по ремонту систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «АКВАМИР» в составе тарифной заявки направило в регулирующий орган перечень планируемых работ.

Вместе с тем административным истцом в нарушение названных выше положений Правил разработки производственных программ, за исключением мероприятий по капитальному ремонту воздуходувной станции (по водоотведению), не представлен расчет финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подпункт «д» пункта 17 Правил регулирования тарифов).

Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы включение тарифным органом в производственную программу мероприятий по ремонту водопроводной сети общей протяженностью 310 п.м не противоречит Правилам разработки производственных программ, в подпункте «б» пункта 5 которых предусмотрено, что производственная программа включает, в том числе плановые мероприятия, направленные на ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования (пункт 25 Основ ценообразования).

При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (пункт 25 Основ ценообразования).

Как следует из пунктов 18, 20 и 21 Основ ценообразования, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов по различным регулируемым видам деятельности

Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).

Необходимость проведения мероприятий, направленных на ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учтена Агентством из представленных регулируемой организацией документов, в которых содержалась информация на 01 января 2021 года о состоянии насосных станциях и водопроводных сетях общей протяженностью 2,16 км и имеющейся степени их износа 93,33%.

Поскольку в представленных Обществом документах отсутствовала информация о необходимости и целесообразности проведения указанных работ, Агентство планируемые затраты учло на уровне фактических понесенных расходов Общества в 2019 году, применив индекс потребительских цен, что не противоречит пунктам 22, 23 Основ ценообразования.

Включение тарифным органом в производственную программу плановых мероприятий, направленных на ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения не противоречило пункту 25 Основ ценообразования и какие-либо права и законные интересы Общества не нарушило.

Доказательства того, что заявленные Обществом плановые расходы на очистку почвы на территории водопроводной очистной станции от цинка, относятся к перечню плановых мероприятий, которые перечислены в пункте 5 Правил разработки производственных программ, а также относятся к работам, которые предусмотрены пунктом 40 Основ ценообразования и подлежали включению в производственную программу, материалы тарифного дела, административного дела не содержат, в связи с чем у тарифного органа отсутствовали основания для включения этих расходов в производственную программу.

В качестве доказательства плановых расходов на очистку почвы на территории водопроводной очистной станции от цинка с целью включения в НВВ, Общество ссылалось на конкурсную документацию и заключенный договор со сторонней организацией на выполнение этих работ в период с 01 по 30 июня 2023 года, подписанный посредством электронной подписи 25 августа 2020 года. В тоже время данный договор не содержит приложений, сведений о техническом задании, о выполнении этих работ по годам, начиная с 2021 года. Какие-либо иные обосновывающие документы в подтверждение заявленных плановых расходов, отдельный расчет (сметы) на заявленную сумму 4 499,00 тыс. руб. не представлялись. При таких обстоятельствах, у тарифного органа не было оснований для включения этих плановых расходов в заявленном размере для расчета НВВ.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что расходы по составлению, доставке платежных документов потребителям, проживающим в жилых помещениях и взимание платы за коммунальные услуги за 2017-2019 года, включенные истцом в статью «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенные в прошлые периоды регулирования» исключены Агентством с соблюдением пункта 27 Методических указаний, в соответствии с которым при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные тарифному органу агентский договор с АО «Центр расчетов» от 01.03.2017 о начислении и сборе платежей с правообладателей жилых помещений в МКД и жилых домах, указанных в приложении 1, реестр договоров по холодному и водоснабжению и реестр договоров водоотведения, сведения о водомерах, используемых абонентами истца, что, по мнению истца, подтверждает обслуживание Обществом жилые дома, тарифный орган должен был это установить путем использования открытых источников интернета, не могут быть приняты, поскольку это противоречит действующему тарифному регулированию и не подтверждает экономическую обоснованность заявленных расходов.

Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года №1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.

ООО «АКВАМИР», заявляя расходы на компенсацию расходов по агентскому договору с АО «Центр расчетов» от 01.03.2017 о начислении и сборе платежей с правообладателей жилых помещений в МКД и жилых домах, указанных в приложении 1, в нарушение приведенных норм не представило расчет расходов и иные документы с разбивкой по услугам холодного водоснабжения, водоотведения именно по домам, не относящихся к многоквартирным (жилым домам), в связи с чем исключение указанных заявленных расходов тарифным органом было правомерным.

Доводы административного истца о недопустимости исключения из НВВ суммы в размере 501,57 тыс. руб. при новом долгосрочном периоде со ссылкой на пункт 90 Методических указаний, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности вынесенного тарифным органом решения.

Из заключения тарифного органа следует, что при анализе фактической деятельности за предыдущий долгосрочный период 2017-2020 годы тарифным органом выявлен полученный доход в размере 501,57 тыс. руб. (216,80 тыс. + 284,77 тыс.), который как запланированный показатель по фактическом данным Обществом не подтвержден. Размер корректировки НВВ, с учетом данных за 2019 год составил минус 216,80 тыс. руб. Разница сложилась ввиду уменьшения индекса потребительских цен, снижения потребления электроэнергии, уменьшения объема оказанных услуг, уменьшения налоговой базы для расчета и налога. Размер корректировки НВВ с учетом исполнения Обществом обязательств по реализации производственной программы при не достижении Обществом утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, рассчитан и определен тарифным органом минус 284,77 тыс. руб.

Данные обстоятельства административный истец не оспаривал.

Исключение тарифным органом полученного дохода в размере 501,57 тыс. руб., как экономически необоснованного дохода прошлых периодов регулирования, с целью расчета НВВ на следующий долгосрочный период, соответствовало требованиям подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования. в силу которого при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными доводами жалобы административного истца в части необоснованного исключения тарифным органом из штатного расписания должностей диспетчера в силу следующего.

Поскольку Обществом не представлено необходимых и достоверных документов в подтверждение штатной численности, то штатная численность работников для Общества обосновано принята и рассчитана экспертом агентства расчётным путем в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.03.2020 №154/пр.

При определении штатной численности экспертом учтена фактическая среднесписочная численность основного производственного персонала за 2018 и 2019 года, раскрытая Обществом в ФГИС ЕИАС (19 и 16,5 соответственно), принято распределение между видами деятельности из расчета 50% на холодное водоснабжение и 50% на услуги водоотведение, утверждена на 2021 год в количестве 33 единиц, что больше фактической численности работников общества.

В соответствии с пунктом 26, таблицей 13 пунктами «а, б» Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года №154/пр (далее - Типовые отраслевые нормы) диспетчерское обслуживание, в том числе осуществление эффективной эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, сооружений, оборудования, контроля за их надежной, бесперебойной работой с соблюдением заданных режимов предусмотрена норма численности работников на количество центральных диспетчерских пунктов и диспетчерских служб при односменном, двухсменном, круглосуточном режиме работы.

Как установлено судом первой инстанции и не опровергалось административным истцом, Обществом тарифному органу было представлено два штатных расписания по цеху водоснабжения и цеху водоотведения, без информации о приказе их утвердившего, с дублирующими штатными единицами (2 управляющих, 2 главных бухгалтера, административно-управленческий персонал указан дважды).

Судебная коллегия соглашается с тем, что при отсутствии надлежащего оформленного утверждённого штатного расписания, каких-либо документов, свидетельствующих о наличии указанных должностей в Обществе, в том числе введение должностей, начиная с 01 января 2021 года, а также сведений и доказательств о наличии либо создании (образовании) центрального диспетчерского пункта, диспетчерских служб, о их количестве, режима работы в Обществе, у Агентства не было оснований для включения должностей диспетчера, поскольку отсутствие указанных документов не давало возможность тарифному органу установить и определить нормы численности указанных работников в соответствии с пунктом 26 Типовых отраслевых норм.

Доводы Общества о безусловном применении Типовых отраслевых норм, Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку предусмотренное данными нормами наличие диспетчерских служб с целью оказания надлежащих жилищно-коммунальных услуг, не освобождало ООО «АКВАМИР» от обязанности представить тарифному органу экономическую обоснованность этих плановых расходов в заявленном размере.

Исключенные расходы могут быть учтены тарифным органом при корректировке тарифов на следующий период регулирования в соответствии пунктом 12 Методических указаний.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Архангельского областного суда от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «АКВАМИР» - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи