ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-739/2022 от 19.07.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-739/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Павловой О.А.,

судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.,

при секретаре – помощнике судьи Михайловой К.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-43/2022 по апелляционному представлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 апреля 2022 года, которым в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань, утвержденного решением Думы города Нягани от 25 октября 2019 года № 374, отказано.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А. объяснения представителя Думы города Нягани Емельяновой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, участвовавшей в судебном заседании посредством видео-конференц связи, представителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Парфеновой Е.Г., поддержавшей апелляционное представление, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Решением Думы города Нягани от 25 октября 2019 года № 374 утверждено Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань (далее – Положение). Решение опубликовано в выпуске газеты «Вестник Приобья» от 31 октября 2019 года № 44.

Пунктом 12 Положения определен порядок и условия начисления муниципальным служащим города Нягань единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Так, подпунктом 12.1. Положения предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая устанавливается в размере 3 месячных фондов оплаты труда и выплачивается один раз в календарном году при фактическом уходе муниципального служащего в ежегодный оплачиваемы отпуск продолжительностью не менее 10 календарных дней (абзац 1).

В отношении муниципальных служащих, приступивших к работе в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до трех лет, а также прервавших отпуск по уходу за ребенком до трех лет и приступивших к работе, расчет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится за фактическое отработанное время в календарном году за ребенком до трех лет и работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальном страхованию (абзац 3).

Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным иском о признании не действующим с момента вступления в законную силу решения суда абзаца 3 пункта 12.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань, утвержденного решением Думы города Нягани от 25 октября 2019 года № 374.

В обоснование административных исковых требований заместитель прокурора ссылался на то, что оспариваемое положение содержит дискриминационные условия для лиц, приступивших к работе в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до трех лет, а также прервавших такой отпуск, необоснованно снижающие размер трудовых и социальных гарантий, ограничивающие право на получение единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску как части денежного содержания, что противоречит положениям статьи 40 Федерального закона от 6 июня 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Разрешая требования, суд первой инстанции установил, что осуществление расчета единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, исходя из фактически отработанного времени в календарном году муниципальным служащим, приступившим к работе по выходу из отпуска по уходу за ребенком, также как муниципальным служащим, впервые поступившим на должность муниципальной службы в течение текущего календарного года, имеет экономическое обоснование и не содержит признаков дискриминации.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Муниципальному служащему гарантируются право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания (пункт 2 части 1 статьи 23).

Денежное содержание муниципального служащего состоит, в том числе, из единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих (пункт 10 части 1 статьи 23 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (статья 260 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца (статья 5 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Аналогичное правовое регулирование закреплено в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статьями 11 и 12 названного Федерального закона закреплено право гражданских служащих на получение единовременной выплаты в размере двух денежных окладов денежного содержания один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Каких-либо исключений для лиц, приступивших к работе в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до трех лет, а также прервавших отпуск по уходу за ребенком до трех лет и приступивших к работе, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит.

Учитывая взаимосвязь муниципальной и государственной службы, судебная коллегия полагает, что оспариваемое правовое регулирование не обеспечивает соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, произвольно ограничивая право лиц, приступивших к работе в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком до трех лет, а также прервавших отпуск по уходу за ребенком до трех лет и приступивших к работе, на получение единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании не действующим абзаца 3 пункта 12.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань, утвержденного решением Думы города Нягани от 25 октября 2019 года № 374.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 апреля 2022 года отменить.

Признать не действующим с даты вынесения апелляционного определения абзац 3 пункта 12.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань, утвержденного решением Думы города Нягани от 25 октября 2019 года № 374.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи