№ 66а-764/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
судей Бутковой Н.А. и Шеповаловой О.А,
при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А,
с участием прокурора Капсамун И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-59/2023 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Челябинского областного суда от 27 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части решения Челябинской городской Думы от 23 апреля 2019 года № 51/11 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27 февраля 2018 года № 38/27 «Об утверждении Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске».
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи представителя административного истца ФИО2, настаивавшего на доводах жалобы, представителя административного ответчика, Челябинской городской Думы Барсуковой О.В, возражавшей против доводов жалобы, представителя заинтересованного лица, Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска ФИО3, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Челябинской городской Думой 27 февраля 2018 года принято решение №38/27, которым утверждено Положение о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске (далее Положение о порядке распространения наружной рекламы).
Решением Челябинской городской Думы от 23 апреля 2019 года №51/11 внесены изменения в вышеуказанное решение от 27 февраля 2018 года № 38/27, в том числе пункт 19 Положения о порядке распространения наружной рекламы изложен в новой редакции.
Положения данного пункта, помимо прочего, предусматривают, что в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Челябинска не допускается размещение рекламных конструкций:
1) в виде настенных панно (брандмауэров) (подпункт 1);
2) в виде световых коробов на фасадах многоквартирных жилых домов, жилых блокированных домов, одноквартирных жилых домов (подпункт 2).
Решение от 23 апреля 2019 года №51/11 опубликовано в периодическом издании: «Вечерний Челябинск», выпуск от 26 апреля 2019 года №32 (том 1, л.д.74-75).
ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения заявленных требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (том 1, л.д.99-100, 121-124), просил признать не действующим подпункт 2 пункта 1 решения от 23 апреля 2019 года № 51/11 в части подпунктов 1 и 2 пункта 19 Положения о порядке распространения наружной рекламы, как несоответствующий законодательству Российской Федерации.
Административный иск мотивирован тем, что административный истец является рекламораспространителем; оспариваемыми нормами установлен запрет на размещение указанных типов рекламных конструкций на фасадах зданий, между тем, действующее федеральное законодательство такого запрета не устанавливает. Более того, статьёй 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установлена возможность распространения наружной рекламы путём монтажа и распространения на внешних стенах, и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта в виде рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения).
По мнению административного истца, установленное правовое регулирование в виде запрета на размещение рекламных конструкций является произвольным, немотивированным, безосновательным, не соответствует изложенным требованиям федерального законодательства, а также положениям жилищного законодательства, поскольку ограничивает право собственников многоквартирных домов по использованию общего имущества многоквартирного дома. Также административный истец указал, что доказательств, подтверждающих, что введённое правовое регулирование является обоснованным, не имеется, при этом понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа» носит оценочный характер и предполагает, что вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается в каждом конкретном случае, т.е. имеет место коррупциогенный фактор.
Решением Челябинского областного суда от 27 марта 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (том 2, л.д.222-227).
Относительно апелляционной жалобы Управлением наружной рекламы и информации администрации города Челябинска (том 3, л.д.7-9), Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию администрации города Челябинска (том 3, л.д.16-18), представлены возражения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 3 и 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отражённой в постановлении от 4 марта 1997 года №4-П, следует, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определённых Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьёй 19 Закона о рекламе урегулированы вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций, она содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений, в частности к ним относятся такие полномочия как выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения (часть 9), определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учётом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4 части 15), принятие решений об аннулировании разрешения (часть 18).
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
С учётом названных норм и положений статей 1, части 1 статьи 23 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года № 2/9, суд установил, что оспариваемое правовое регулирование, которым внесены изменения в Положение о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске, принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти – Челябинской городской Думы, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Нарушений порядка принятия и введения в действие нормативного правового акта, которые могли бы повлечь признание не действующим оспариваемого нормативного регулирования, не установлено.
По указанным основаниям решение от 23 апреля 2019 года № 51/11 не оспаривается.
Проверяя решение в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу об отсутствии каких-либо противоречий.
Судебная коллегия признаёт данные выводы суда верными.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что административный истец является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является рекламная деятельность.
Административному истцу 29 октября 2014 года Управлением наружной рекламы и информации администрации города Челябинска выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №1365, сроком действия до 14 июля 2019 года, согласно которому разрешена эксплуатация вида конструкции: световой короб, площадь информационного поля 200,00 кв.м, место установки рекламной конструкции: Челябинск, ул.Молодогвардейцев, д.54 (паспорт рекламного места, регистрационный номер Ч-К-СК-1365) (том 1, л.д.190-194).
Кроме того, индивидуальному предпринимателю ФИО1 16 февраля 2015 года Управлением наружной рекламы и информации администрации города Челябинска выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №44, сроком действия до 16 июля 2019 года, в соответствии с которым разрешена эксплуатация вида рекламной конструкции: световой короб, площадь информационного поля 120,00 кв.м, место установки рекламной конструкции: Челябинск, пр.Комарова, д.116 (паспорт рекламного места, регистрационный номер Ч-Т-СК-44) (том 1, л.д.207-211).
Также 31 июля 2017 года Управлением наружной рекламы и информации администрации города Челябинска административному истцу согласована установка и эксплуатация рекламной конструкции сроком с 28 июля 2017 года по 27 июля 2022 года, вид конструкции: световой короб, площадь информационного поля 46,00 кв.м, место установки рекламной конструкции: Челябинск, пр.Свердловский, д.27 (сторона А) (паспорт рекламного места, регистрационный номер Ч-К-СК-191) (том 1, л.д.195-206).
Также административному истцу 2 октября 2018 года Управлением наружной рекламы и информации администрации города Челябинска выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №213, сроком действия до 6 июня 2022 года, в соответствии с которым разрешена эксплуатация вида рекламной конструкции: световой короб, площадь информационного поля 89,25 кв.м, место установки рекламной конструкции: Челябинск, ул.Дзержинского, д.104 (паспорт рекламного места, регистрационный номер Ч-Л-СК-213) (том 1, л.д.230-236).
19 декабря 2018 года административным истцом подано заявление в Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: брандмауэрного панно с подсветом, общей площадью 140 кв.м, на срок с 2 декабря 2018 года по 1 декабря 2028 года по адресу: Челябинск, ул.Зальцмана, д.32 (том 1, л.д.216-217).
Решением Управления наружной рекламы и информации администрации города Челябинска от 8 февраля 2019 года № 6 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции отказано (том 1, л.д.218) в соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ на основании письма Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска от 29 января 2019 года №1279/оф).
21 ноября 2022 года административный истец обратился в Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска с заявлением о получении нового разрешения на установку светового короба или настенного панно по адресу: Челябинск, пр.Свердловский, д.27, в связи с истечением срока ранее выданного разрешения (том 1, л.д.8).
Письмом от 2 декабря 2022 года Управление наружной рекламы и информации администрации города Челябинска проинформировало индивидуального предпринимателя ФИО1 о том, что решением Челябинской городской Думы от 23 апреля 2019 года № 51/11 в пункт 19 Положения внесено изменение, устанавливающее запрет на установку рекламных конструкций в виде настенных панно, а также в виде световых коробов на фасадах многоквартирных жилых домов. Учитывая вышеуказанный запрет, осуществить выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в виде настенного панно, в виде светового короба по указанному адресу не представляется возможным.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
В силу части 4 этой же правовой нормы рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подаётся заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 указанной правовой нормы установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истёк, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истёк, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Таким образом, из приведённых норм следует, что рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, наружная реклама распространяется с использованием технических средств, рекламных конструкций, под которыми понимаются технические средства стабильного территориального размещения. К таким средствам могут быть отнесены некие приспособления, устройства, которые присоединяются к иному имуществу на стационарной основе на длительный срок.
Приведённые нормы содержат примерный перечень рекламных конструкций: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, который не является закрытым, следовательно, к рекламным конструкциям могут быть отнесены и иные конструкции, отвечающие признаку технического средства стабильного территориального размещения. При этом определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение - на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы; рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы, данная конструкция, а также её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Статьёй 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с помощью рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, осуществляется владельцем такой конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением действующих нормативных требований. Владельцем рекламной конструкции является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с её собственником.
Статья 19 Закона о рекламе также содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений:
- устанавливать конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (пункт 5),
- заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности на основе торгов, форма которых (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований (пункт 5.1),
- утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (пункт 5.8),
- выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения (пункт 9),
- определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (подпункт 4 пункта 15),
- принятие решения об аннулировании разрешения (часть 18).
Иных полномочий в сфере рекламы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов федеральным законодателем не предоставлено.
Таким образом, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов полномочиями определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, а также требования к таким рекламным конструкциям, с учётом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов.
Устанавливать же запрет размещения рекламных конструкций на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, остановочных пунктах движения общественного транспорта, т.е. исключать объекты, на которых федеральным законом прямо предусмотрена возможность размещать рекламные конструкции, к компетенции органов местного самоуправления не отнесено.
По смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и её комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что федеральный законодатель, указывая нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского в качестве основания отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также в качестве основания признания недействительным разрешения, вместе с тем, не устанавливает объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения.
Суд первой инстанции, установив, что представительный орган муниципального образования, реализуя полномочия, предоставленные федеральным законодателем по определению схемы, типов и видов рекламных конструкций, размещаемых на территории города Челябинска, а также требований, предъявляемых к ним, установил требование к их размещению об учёте сложившегося архитектурно-градостроительного облика города (дизайн-кода), пришёл к выводу, что оспариваемое регулирование не вводит полный запрет на размещение рекламных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, а также на нежилых зданиях, в связи с чем оснований для признания его противоречащим положениям статьи 19 Закона о рекламе не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, отмечает, что федеральным законодателем представительному органу муниципального образования предоставлены полномочия по определению типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, но не полномочия по определению объектов, на которых не подлежат размещению такие рекламные конструкции. В настоящем же случае оспариваемыми нормами установлен запрет на использование отдельных типов и видов рекламных конструкций (в виде настенных панно (брандмауэров), в виде световых коробов на фасадах многоквартирных жилых домов, жилых блокированных домов, одноквартирных жилых домов, в виде световых коробов на фасадах нежилых зданий). При этом представительный орган местного самоуправления не определял объекты, на которых не могут быть размещены рекламные конструкции для распространения наружной рекламы.
Таким образом, муниципальным нормативным правовым актом введён запрет на размещение отдельных видов и типов рекламных конструкций с учётом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Челябинска.
Верно признан несостоятельным довод административного истца о том, что указанное решение нарушает права жителей многоквартирных домов на распоряжение общим имуществом. Административный истец в защиту интересов жителей многоквартирных домов не выступает, такое право ему не делегировано, иное из материалов дела не следует.
При этом судебная коллегия отмечает, что оспариваемое правовое регулирование не нарушает права истца на ведение предпринимательской деятельности, так как данные нормы не предполагают полного запрета на размещение рекламы на многоквартирных домах и нежилых зданиях (строениях, сооружениях). Административный истец не лишён права на размещение на фасадах многоквартирных жилых домов иных рекламных конструкции (щитов, стендов, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования и путём применения иных технических средств стабильного территориального размещения рекламы).
Учитывая указанное, оснований для признания оспариваемых норм не действующими по мотиву их противоречия требованиям федерального законодательства не имелось.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неверно истолкованы вышеприведённые нормы права, является несостоятельным. В данном случае оценочные суждения административного истца об авторской оценке действующего нормативного правового регулирования, которая не совпадает с выводами суда первой инстанции, не свидетельствует о незаконности изложенных судом в обжалуемом решении выводов.
Не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения не учтены права и законные интересы граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей, так как административный истец в защиту интересов иных лиц, в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей, не выступает.
Довод апелляционной жалобы, что обращения жителей города Челябинска по вопросам размещения рекламы не могли быть приняты в качестве доказательства, основанием для отмены решения суда также не является. Указанные обращения приобщены к материалам дела; при этом в обжалуемом судебном решении судом дана верная оценка оспариваемого муниципального правового акта, требуемая в порядке судебного нормоконтроля, с исследованием юридически значимых обстоятельств о процедуре принятия акта, введения его в действие и его содержании на предмет противоречия нормам, имеющим большую юридическую силу. По аналогичным основаниям признаётся несостоятельным довод жалобы о том, что не могли быть приняты в качестве доказательства предписания о демонтаже рекламных конструкций и ответы на обращения граждан.
Не обоснован довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции принципа состязательности, которое выражается в том, что административному истцу и его представителю не была предоставлена возможность ознакомления с представляемыми ответчиком доказательствами, а также о том, что в судебном заседании, в котором приобщены указанные документы, вынесено решение по существу заявленных требований, так как из протокола судебного заседания от 27 марта 2023 года следует, что представленные участвующими в деле лицами документы и доказательства, приобщённые к материалами дела, исследованы непосредственно судом в данном судебном заседании.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, проверялись судом первой инстанции и получили правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебная коллегия не усматривает.
Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: