ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-785/2021 от 22.07.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 24OS0000-01-2021-000171-61

№ 66а-785/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 22 июля 2021года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.

судей Ненашевой Е.Н., Никитиной Г.Н.

при помощнике судьи Теш О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноярского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, о признании недействующими отдельных положений Устава города Зеленогорска Красноярского края

по апелляционной жалобе Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 06 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н., объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Устав города Зеленогорска Красноярского края принят на местном референдуме 17 декабря 1995 года, зарегистрирован Управлением юстиции администрации Красноярского края 28 июня 1996 года (свидетельство № 13).

Решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 25 сентября 2008 года № 44-464р «О внесении изменений и дополнений в Устав города Зеленогорска», зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 07 октября 2008 года и опубликованным в печатном издании «Панорама», № 42, 15 октября 2008 года, редакция Устава изложена согласно приложению к настоящему Решению (пункт 1), дата вступления настоящего Решения в силу определена со дня, следующего за днем его опубликования в газете «Панорама», после государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции по Сибирскому федеральному округу принятых изменений и дополнений (пункт 2), действие статьи 42 Устава города распространено на правоотношения, возникшие после 1 августа 2008 года (пункт 3).

На момент рассмотрения административного дела Устав города Зеленогорска действует в редакции решения Совета депутатов от 30 мая 2019 года № 11-51р, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 20 июня 2019 года , опубликованного в издании «Панорама» № 27 от 10 июля 2019 года.

Структуру Устава города Зеленогорска Красноярского края образуют двенадцать глав: «Общие положения» (глава 1), «Вопросы местного значения» (глава 2), «Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения» (глава 3), «Структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления» (глава 4), «Совет депутатов ЗАТО г. Зеленогорск» (глава 5),»Глава ЗАТО г. Зеленогорск» (глава 6), «Администрация ЗАТО г. Зеленогорск» (глава 7), «Счетная палата ЗАТО г. Зеленогорска» (глава 7-1), «Муниципальная служба» (глава 8), «Система, виды, порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов» (глава 9), «Экономические основы местного самоуправления» (глава 10), «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» (глава11), «Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период» (глава12).

Прокурор Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения предмета иска, просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устав города Зеленогорска Красноярского края в части следующих положений:

1) пункта 25 части 1 статьи 6 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа;

2) части 3 статьи 31 Устава в части, предусматривающей для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в качестве исключений из запрета участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организации следующие случаи:

- участие в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке;

- участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) части 5 статьи 33 Устава, в части предусматривающей для главы ЗАТО г. Зеленогорск в качестве исключений из запрета участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организации следующие случаи:

- участие в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке;

- участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) статей 31, 66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;

5) статей 33,66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

В обоснование заявленных требований указал, что вышеназванные нормы Устава города Зеленогорска Красноярского края противоречат пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), предусматривающему в числе вопросов местного значения органов местного самоуправления выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах округа, тогда как в содержании подпункта 25 пункта 1 статьи 6 Устава в числе полномочий органов местного самоуправления данное указание на данное полномочие отсутствует.

Положения части 3 статьи 31, части 5 статьи 33 Устава, устанавливающие ограничения для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, а также главы ЗАТО г. Зеленогорск, содержащие такие исключения из запрета указанным лицам, как запрет участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, как участие в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке; участие на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, противоречат положениям части 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, действующая редакция которой в связи с изменением действующего законодательства таких ограничений более не предусматривает.

Вступая в противоречие с положениями частей 7.3-1, 7.3.2 статьи 40, пункта 8 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 31, 33, 66 Устава не содержат указания на меры публичной ответственности, применяемые к лицам, замещающим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, основанием для применения которых является предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если их искажение является существенным.

По мнению Прокурора Красноярского края, наличие в Уставе недействующих и неподлежащих применению положений вводит в заблуждение неопределенный круг лиц и создает предпосылки к неправильному пониманию положений Устава, который не приводится органами местного самоуправления в соответствие с законом уже свыше полутора лет, в том числе, по результатам рассмотрения протестов прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 19 августа 2019 года и 25 июня 2020 года.

Решением Красноярского краевого суда от 06 апреля 2021 года административные исковые требования прокурора Красноярского края удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края Полтавец И.В. со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права просит постановленный судебный акт отменить в части, которой удовлетворены исковые требования о признании недействующими: статей 31, 66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным (пункт 4 просительной части уточненного административного искового заявления), а также статей 33,66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным (пункт 5 просительной части уточненного административного искового заявления).

Указывает, что судом первой инстанции не дано надлежащей правовой оценки доводам административного ответчика о том, что положения федерального законодательства не содержат требований к включению в содержание в устав муниципального образования положений о мерах ответственности к депутату и главе муниципального образования, в связи с чем оспариваемые в указанной части положения Устава не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Использование в Уставе города отсылочных норм не свидетельствует об их противоречии федеральному законодательству, учитывая к тому же, что по правовой конструкции положения статей 31, 33 Устава регулируют вопросы статуса депутата Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск и статуса Главы ЗАТО г. Зеленогорск и не регулируют вопросы ответственности указанных лиц.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Красноярского края представлены возражения, в которых он, полагая приведенные в жалобе доводы основанными на ошибочном толковании материального закона, просит решение Красноярского краевого суда оставить без изменения.

В связи с отказом прокурора Красноярского края от части административных исковых требований и его принятием судом апелляционной инстанции, определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года отменено решение Красноярского краевого суда в части удовлетворения требований о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устава города Зеленогорска Красноярского края в части положений статей 31, 66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным; статей 33, 66 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

Названным определением в указанной части производство по административному делу прекращено.

В судебное заседание представители Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, главы ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, администрации ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и в надлежащей форме.

Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлева О.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края возражала.

Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в части удовлетворения требований прокурора Красноярского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункта 25 части 1 статьи 6 Устава города Зеленогорска Красноярского в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа; части 3 статьи 31 Устава города Зеленогорска Красноярского края в части, предусматривающей для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в качестве исключений из запрета участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организации случаи участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, а также участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; части 5 статьи 33 Устава города Зеленогорска Красноярского края в части, предусматривающей для главы ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края в качестве исключений из запрета участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организации случаи участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, а также участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации закреплены признание и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ)

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17, пунктом 1 части 1 статьи 43, частями 2, 3 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, который входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления, и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что Устав города Зеленогорска Красноярского края был принят представительным органом муниципального образования с соблюдением предусмотренной для его принятия процедуры. Как сам Устав, так и внесенные в него изменения зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа, относится, в том числе, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 6 Устава, в качестве вопроса местного значения предусмотрено утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд и др.

Принимая решение о признании недействующим пункта 25 части 1 статьи 6 Устава города Зеленогорска Красноярского края в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, суд первой инстанции исходил из того, что в указанной части оспариваемая норма противоречит положениям пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, относящего к вопросам местного значения городского округа выдачу градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, учитывая к тому же, что положениями части 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ для правообладателя земельного участка предусмотрено обращение с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка в целях получения градостроительного плана земельного участка.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на законе и является верным. Доводов, опровергающих выводы суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Устава города Зеленогорска Красноярского края депутатом Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом.

Согласно части 1 статьи 33 Устава города Зеленогорска Красноярского края глава ЗАТО г. Зеленогорск является высшим должностным лицом города и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Из содержания части 3 статьи 31, части 5 статьи 33 Устава также следует, что указанные муниципальные должностные лица ограничены в праве участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований Красноярского края, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Сопоставив положения части 3 статьи 31 и части 5 статьи 33 Устава с пунктами 2, 3 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также с частью 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленное оспариваемыми нормами правовое регулирование в части установления вышеназванных исключений из антикоррупционных запретов, не соответствует ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем данные положения Устава города Зеленогорска Красноярского края также подлежат признанию недействующими в соответствующих частях.

Доводов о несогласии с выводами суда в указанной части апелляционная жалоба также не содержит.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Неверное указание судом в тексте обжалуемого решения наименования нормативного правового акта, отдельные положения которого оспорены прокурором г. Красноярска («Устав ЗАТО г. Зеленогорск» вместо верного «Устав города Зеленогорска Красноярского края», к числу нарушений, влекущих изменение судебного акта, также не относится, поскольку может быть устранено в порядке статьи 184 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноярского краевого суда от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления, через Красноярский краевой суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 августа 2021 года