ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-789/20 от 09.04.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Титовец А.А.

Дело №66а-789/2020 номер дела в суде первой инстанции 3а-657/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего

Бушминой А.Е.,

судей

Мироновой Н.В., Калугина Д.М.

при секретаре

<данные изъяты>.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Любимова Леонида Сергеевича об отмене решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 11 марта 2020 года № 06/03 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 Любимова Леонида Сергеевича, выдвинутого избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 2 на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2» по апелляционной жалобе Любимова Леонида Сергеевича на решение Пермского краевого суда от 26 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., объяснение представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Кировского района города Перми и заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Логинова А.С., заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19 сентября 2019 года № 1440 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного собрания Пермского края Заворохина Е.А.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года № 101/01-3 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года № 101/03-3 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Перми.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 27 февраля 2020 года № 105/03-3 заверен список кандидатов в депутата Законодательного Собрания Пермского края, выдвинутый избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2, согласно которому по указанному избирательному округу выдвинут кандидат Любимов Л.С.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 11 марта 2020 года № 06/03 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Любимова Л.С,, выдвинутого избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 2.

Административный истец Любимов Л.С. обратился в Пермский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что решение окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 07 марта 2020 года № 04/02, которым Любимов Л.С. был уведомлен о выявленных недостатках в документах, представленных в комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты, не содержало сведения о конкретных недостатках законодательства Российской Федерации и Пермского края, недостатки в представленных им документах отсутствуют, в связи с чем он полагает, что оспариваемое им решение об отказе в регистрации от 11 марта 2020 года № 06/03 является незаконным и подлежит отмене.

Административный истец Любимов Л.С. просил суд признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии (ТИК Кировского района города Перми) по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 11 марта 2020 года № 06/03 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу №2 Любимова Л.С.; обязать окружную избирательную комиссию (ТИК Кировского района города Перми) зарегистрировать кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу №2 Любимова Л.С.

Решением Пермского краевого суда от 26 марта 2020 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Любимова Леонида Сергеевича об отмене решения окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 11 марта 2020 года № 06/03 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 Любимова Леонида Сергеевича, выдвинутого избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 2 на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2» - отказать.

В апелляционной жалобе Любимов Л.С. просил указанное решение Пермского краевого суда от 26 марта 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Прокуратура Пермского края предоставила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила указанное решение Пермского краевого суда от 26 марта 2020 год оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Кировского района города Перми и заинтересованного лица Избирательной комиссии Пермского края Логинов А.С., участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 апреля 2020 года голосование по дополнительным выборам, назначенным на 26 апреля 2020 года отложено, действия по подготовке и проведению указанных выборов приостановлены.

Начальник отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение Пермского краевого суда от 26 марта 2020 года отменить, административное исковое заявление удовлетворить частично, возложить на окружную избирательную комиссию обязанность рассмотреть документы кандидата Любимова Л.С., в остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу №2 регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее – Закон Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК).

Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 3 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК предусмотрено, что при выявлении отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

В соответствии с подпунктами «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата в депутаты является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;

Согласно пунктам «в.1», «г» части 5 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК основаниями отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1, 2 и 2.1 статьи 28 настоящего Закона; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона.

В силу части 2 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, либо на основании части 19 статьи 29 настоящего Закона в иной срок в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19 сентября 2019 года № 1440 досрочно прекращены полномочия депутата Законодательного собрания Пермского края Заворохина Е.А.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года № 101/01-3 на 26 апреля 2020 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года № 101/03-3 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Перми.

18 февраля 2020 года избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» вынесено постановление о выдвижении административного истца Любимова Л.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 27 февраля 2020 года № 105/03-3 заверен список кандидатов в депутата Законодательного Собрания Пермского края, выдвинутый избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2, согласно которому по указанному избирательному округу выдвинут кандидат Любимов Л.С.

Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 (далее – окружная избирательная комиссия) от 7 марта 2020 года № 04/02 кандидату в депутаты Любимову Л.С. направлено извещение о выявленных недостатках в документах, представленных в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты, в котором указано о несоблюдении Любимовым Л.С. требований статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, статей 28, 29, 32, 52, 57 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК к оформлению и представлению документов.

В приложении к решению окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года № 04/02 приведен Перечень недостатков, согласно которому:

- «Сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах» (далее - Сведения о размере и об источниках доходов кандидата) представлены и оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, требований Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК;

- «Сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей» (далее – Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации) и «Сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка» (далее – Сведения о своих расходах по каждой сделке по приобретению) необходимые в соответствии с Законом Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата отсутствуют среди документов, представленных для уведомления и регистрации кандидата;

- «Первый финансовый отчет» представлен и оформлен с нарушением требований Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК.

Решением Пермского краевого суда от 23 марта 2020 Любимову Л.С. отказано в удовлетворении административного искового заявления об отмене решения окружной избирательной комиссией по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 7 марта 2020 года № 04/02. На дату рассмотрения настоящего административного дела судом апелляционной инстанции, на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, решение суда в законную силу не вступило.

6 марта 2020 года административный истец представил в окружную избирательную комиссию Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.

9 марта 2020 года административный истец представил в окружную избирательную комиссию уточненный первый финансовый отчет и Сведения о своих расходах по каждой сделке по приобретению.

Решением окружной избирательной комиссии от 11 марта 2020 года № 06/03 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Любимова Л.С., выдвинутого избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 2.

Основанием отказа в регистрации кандидата послужило следующее:

- в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата в графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках» отсутствует предусмотренное частью 2 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК указание на адрес соответствующего банка;

- Сведения (справка) о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации оформлены с нарушением пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, поскольку графа «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» и графа «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» не заполнены проставлением слова «отсутствует»; проставление в указанных графах слова «нет» свидетельствует об оформлении указанного документа с нарушением требований избирательного законодательства, поскольку в соответствии со сноской 6 к форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, подлежали заполнению путем представления слова «отсутствует», а иные графы раздела 2 и 3 не заполняются.

Отказывая административному истцу в иске, суде первой инстанции указал, что на кандидата возлагается обязанность соблюдать установленные Федеральным законом, иными законами правила выдвижения и регистрации, следовательно, на административном истце лежит обязанность предоставления совместно с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу:

- Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, заполненные по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая предусматривает указание кроме «наименования банка» также его адрес («адрес банка»), между тем представленные 2 марта 2020 года Любимовым Л.С. в окружную избирательную комиссию Сведения не содержат адрес банка, что свидетельствует о нарушении формы заполнения указанных сведений;

- Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, заполненные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, которые должны предоставляться по форме согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, однако представленная Любимовым Л.С. 6 марта 2020 года в окружную избирательную комиссию справка, в которой раздел 2 заполнен путем внесения во все графы этого раздела слова «нет», что является нарушением требований, предусмотренных законом, к оформлению данного документа в виде его содержания.

Также суд первой инстанции указал, что указание в оспариваемом решении окружной избирательной комиссии на внесение в графы раздела 4 Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации слова «нет» о нарушении требований к оформлению справки не свидетельствует, поскольку сноска <6> не относится к этому разделу, сноски под иными номерами <11> - <16> также не содержат обязательной регламентации к заполнению данного раздела, между тем данное обстоятельство не влечет отмену обжалуемого решения, так как нашли свое подтверждение остальные, указанные административным ответчиком, нарушения в оформлении обязательных для регистрации кандидата в депутаты документов.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, считает их необоснованными, принятыми с существенным нарушением норм материального права.

Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, которые представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону. В указанном приложении 1 приведена форма таких сведений, в которой имеется столбец «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках», в котором следует указать наименование и адрес банка, номер счета, остаток на счете (руб.).

Из материалов дела следует, что в представленных административным истцом 2 марта 2020 года в окружную избирательную комиссию Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, заполненных по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в столбце «Денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах (во вкладах) в банках» административным истцом указаны наименование банка- «Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк», номера счетов, суммы остатков на счете в рублях, однако не указан адрес банка.

Между тем все вклады, которые указаны административным истцом в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, размещены в банке ПАО Сбербанк, входящем в пятерку крупнейших банков России, в том числе по числу отделений и количеству вкладчиков-физических лиц.

Кроме того, пунктами 11 и 15 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», а при его отсутствии на территории избирательного округа- в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа. По предъявлении документов, предусмотренных законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком, филиалы публичного акционерного общества «Сбербанк России», а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - другой кредитной организации обязаны незамедлительно открыть специальный избирательный счет.

28 февраля 2020 года окружная избирательная комиссия выдала административному истцу разрешение на открытие специального избирательного счета в Пермском отделении Волго-Вятского банк ПАО Сбербанк.

2 марта 2020 года административный истец представил в окружную избирательную комиссию справку, выданную Пермским отделением Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк № 1 от 28 февраля 2020 года о реквизитах открытого ему специального избирательного счета, на бланке справки указан адрес Сбербанка: г. Москва, ул. Вавилова, д. 19.

Также адреса Пермского отделения Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк указаны административным истцом в первом финансовом отчете от 2 марта 2020 года, поступившем в окружную избирательную комиссию 2 марта 2020 года, и в уточненном первом финансовом отчете от 9 марта 2020 года, поступившем в окружную избирательную комиссию 9 марта 2020 года.

Таким образом, отсутствие в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата адреса банка ПАО Сбербанк не препятствует окружной избирательной комиссии проверить предоставленные кандидатом Любимовым Л.С. сведения, поскольку она располагает адресом банка, в котором у административного истца открыты счета.

Наряду с этим, судебная коллегия отмечает, что в Перечне недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных Любимовым Л.С., утвержденном решением окружной избирательной комиссией от 7 марта 2020 года № 04/02, не указано, какой конкретно недостаток имеется в представленных им Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, что не позволило Любимову Л.С. устранить недостаток и предоставить новые сведения с адресом банка.

Вместе с тем, исходя из системного толкования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 3 статьи 33 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года № 766-ПК, при выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия извещает об этом кандидата, указывая конкретные недостатки представленных документов, а не общие сведения о несоблюдении требований.

При таких обстоятельствах, допущенное административным истцом неуказание адреса банка не искажает смыслового содержания сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не влияет на содержание представленных данных и на объем изложенных сведений, в связи с чем не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.

Вторым основанием для отказа в регистрации Любимова Л.С. кандидатом в депутаты явилось то, что представленная административным истцом в окружную избирательную комиссию справка, содержащая Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, оформлены с нарушением пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, поскольку графа «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» и графа «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» не заполнены проставлением слова «отсутствует»; проставление в указанных графах слова «нет» свидетельствует об оформлении указанного документа с нарушением требований избирательного законодательства, поскольку в соответствии со сноской 6 к форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, подлежали заполнению путем представления слова «отсутствует», а иные графы раздела 2 и 3 не заполняются.

Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: а) Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.

Форма справок, в которых должны быть отражены перечисленные сведения, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, пунктом 3 которого установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Согласно сноске 6 к форме справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в графе «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» проставляется слово «отсутствует» и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.

Из материалов дела следует, что 6 марта 2020 года административный истец представил в окружную избирательную комиссию справку, содержащую Сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в которой раздел 2 «Сведения об имуществе» и раздел 4 «обязательства имущественного характера» заполнены путем внесения во все графы этих разделов слова «нет», слово «отсутствует» в графе «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» не проставлено.

Проверяя правильность заполнения графы «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» Сведений о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что раздел 2 заполнен путем внесения во все графы этого раздела слова «нет», что является нарушением требований, предусмотренных законом, к оформлению данного документа в виде его содержания.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку, хотя в сноске 6 к форме справки и указано, что при отсутствии за пределами территории Российской Федерации недвижимого имущества в графе «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе» проставляется слово «отсутствует» и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются, однако в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, утвердившего данную форму установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Вместе с тем слово «нет» имеет то же содержание и смысл, что и слово «отсутствует».

Исходя из значения слова «нет», проставленного административным истцом в графе «Наименование имущества» раздела 2 «Сведения об имуществе», суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный истец в указанной графе проставил запись, однозначно указывающую на отсутствие у него такого имущества, указав, что такого имущества у него нет (не имеется), что соответствует пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.

Использование в данном случае слова «нет» не свидетельствует о незаполнении административным истцом этой графы, не повлияло на объем изложенной информации, не повлекло искажение, неполноту, неопределенность представленных сведений об отсутствии у административного истца недвижимого имущества, имеющегося за пределами территории Российской Федерации, и не повлияло на достоверность данных сведений.

Судебная коллегия полагает, что использование слова «нет» вместо «отсутствует» в данном случае не может являться основанием для отказа в регистрации Любимова Л.С. кандидатом в депутаты.

Указание административным истцом в остальных графах раздела 2 «Сведения об имуществе» слова «нет», вместо оставления этих граф незаполненными при отсутствии имущества, является излишней информацией, однако не является нарушением и также не повлекло искажение, неполноту, неопределенность представленных сведений и не повлияло на их достоверность.

Также в оспариваемом решении окружной избирательной комиссии указано, что графа «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» не заполнена проставлением слова «отсутствует»; проставление в указанных графах слова «нет» свидетельствует об оформлении указанного документа с нарушением требований избирательного законодательства.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом окружной избирательной комиссии, так как указание в графе «Содержание обязательства» и других графах раздела 4 «Обязательства имущественного характера» слова «нет» о нарушении требований к оформлению данной справки также не свидетельствует, поскольку сноска 6 не относится к разделу 4, сноски под номерами 11 - 16 не содержат указания, что в графе «содержание обязательства» должно быть обязательно указано слово «отсутствует». Заполнение административным истцом данного раздела путем проставления слова «нет» во всех графах свидетельствует об отсутствии таких обязательств у административного истца.

В Перечне недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных Любимовым Л.С., утвержденном решением окружной избирательной комиссии от 7 марта 2020 года № 04/02, не указано, что использование слова «нет» является недостатком, что не позволило Любимову Л.С. представить уточненную справку.

Недостатки в представленных Любимовым Л.С. документах, указанные в решении окружной избирательной комиссии от 11 марта 2020 года № 06/03, не искажают смысла содержащихся сведений, не указывают на их недостоверность и не препятствуют их однозначному восприятию, не могут считаться нарушением требований избирательного законодательства, влекущим отказ в регистрации кандидата. Соответственно оспариваемое решение окружной избирательной комиссии является незаконным.

Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, то решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии от 11 марта 2020 года № 06/03 об отказе в регистрации кандидата Любимова Л.С.

Разрешая требования административного истца о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию зарегистрировать административного истца кандидатом в депутаты, судебная коллегия приходит к выводу, что данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку решение о регистрации кандидата принимается окружной избирательной комиссией.

Судебная коллегия, в соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ определяя способ и сроки восстановления нарушенных прав административного истца и устранения последствий допущенных нарушений, приходит к выводу, что на окружную избирательную комиссию должна быть возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Любимова Л.С. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Определяя сроки восстановления нарушенных прав административного истца, судебная коллегия учитывает, что Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 246/1820-7 в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 10.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ отложено голосование на выборах, назначенных на территориях субъектов Российской Федерации, голосование на которых назначено на период с 5 апреля по 21 июня 2020 года, и приостановлены действия по подготовке и проведению указанных выборов, в том числе в отношении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского край по одномандатному избирательному округу № 2, ранее назначенных на 26 апреля 2020 года.

Поскольку в настоящее время действия по подготовке и проведению указанных выборов приостановлены, решение суда по настоящему делу подлежит исполнению окружной избирательной комиссией после возобновления действий по подготовке и проведению указанных выборов.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пермского краевого суда от 26 марта 2020 года по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Любимова Леонида Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 от 11 марта 2020 года № 06/03 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Любимова Леонида Сергеевича, выдвинутого избирательным объединением «Пермское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному избирательному округу № 2».

Возложить на окружную избирательную комиссию по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу № 2 обязанность после возобновления действий по подготовке и проведению указанных выборов рассмотреть вопрос о регистрации Любимова Леонида Сергеевича в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Любимова Леонида Сергеевича – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи