ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-793/2022 от 08.09.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-793/2022

Санкт-Петербург 08 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Вдовиченко С.В.,

судей Семеновой И.А., Головкиной Л.А.,

с участием прокурора Парфеновой Е.Г.

при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Агафоновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-41/2022 по апелляционным жалобам министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО «Карельский экологический оператор» на решение Верховного Суда Республики Карелии от 18 апреля 2022 года, которым административные исковые требования индивидуальных предпринимателей Самохвалова Максима Ивановича, Самохвалова Александра Ивановича о признании недействующим в части нормативного правого акта, удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя ООО «Карельский экологический оператор» Тузовой Ю.Л., заключение прокурора Парфеновой Е.Г., судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее также - Министерство) от 23 марта 2018 года №81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территории Республика Карелия в соответствии с приложением (далее - Приказ №81, оспариваемый акт).

Согласно пункту 2 приложения Приказа №81 для категорий объектов - «предприятия торговли» - «супермаркет (универмаг)» норматив накопления твердых коммунальных отходов утвержден из расчета 1 квадратного метра общей площади в размере: 0,42 куб.м в год и 35,243 кг/год.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 05 апреля 2021 года по административному делу № 3а-42/2021 по административному иску ФИО14 признан недействующим со дня вступления в силу решения суда пункт 2 Приложения к приказу Министерства от 23 марта 2018 года №81 «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Республики Карелия» в части, устанавливающей норматив накопления ТКО для «предприятия торговли» - «продовольственный магазин» в размере 1,036 кб.м/ в год (81,008 кг/год) для 1 кв.м общей площади.

Административные истцы обратились в суд с административными исками о признании недействующим Приказа №81 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов супермаркетов (универмагов) в размере 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м общей площади.

По мнению административных истцов, пункт 2 приложения к Приказу №81 противоречит «ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года №582-ст, постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», так как не произведена дифференциация нормативов в отношении категорий объектов супермаркет и универмаг, обладающих разными признаками, при установлении нормативов была нарушена процедура их расчета. Поскольку замеры с учетом сезонных изменений не проводились или проведены с существенными нарушениями, Министерством неверно определены среднесуточные, годовые и среднемесячные нормативы. Оспариваемые положения Приказа №81 нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку они, являясь индивидуальными предпринимателями, имеющими в собственности по 2497/5345 здания универсама », общей площадью 5 344,8 кв.м, распложенного по адресу помещения которого сдаются в аренду. На основании оспариваемого нормативного акта у них возникает обязанность по оплате за услуги по обращению с ТКО с использованием установленного норматива, предусмотренного для объекта «супермаркет (универмаг). Нарушение процедуры установления нормативов привело к неправомерному установлению размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решением Верховного Суда Республики Карелии от 18 апреля 2022 года административные исковые требования административных истцов удовлетворены. Признан недействующим пункт 2 приложения к Приказу №81 Министерства в части, устанавливающей норматив накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов) в размере 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м общей площади, со дня его принятия. С Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу административных истцов взысканы расходы по уплате госпошлины.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, административный ответчик министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, заинтересованные лица - министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО «Карельский экологический оператор» в апелляционных жалобах просят его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование указано, что не согласны с выводами суда о том, что в отчете ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» нет обоснования того, какие контейнеры, бункеры или полиэтиленовые мешки использовались разработчиками при проведении замеров отходов, как производился ими расчет массы и объема отходов, как были получены цифры, отраженные в отчете, какие документы подтверждают принадлежность контейнеров, бункеров или полиэтиленовых мешков объектам исследования, поскольку действующим законодательством не предусмотрены нормативные требования к содержанию отчетов о научно-исследовательской работе. Показаниями допрошенного свидетеля ФИО10 подтверждается, что для проведения замеров осуществлялся выезд сотрудника рабочей группы, проводящей исследования, на местах проведения замеров накопления ТКО производились натуральные замеры объема массы ТКО, однако показания свидетеля судом не приняты во внимание. Не соответствует обстоятельствам дела выводы суда о том, что свидетель ФИО10 не пояснила законность замеров, производимых в апреле 2017 года сотрудниками группы, работавшими над выполнением Государственного контракта №2к-17 от 03 июля 2017 года. Судом не учтено, что согласно пункту 3.2.6 приложения №1 к Государственному контракту «Техническое задание на выполнение работ по разработке нормативов накопления ТКО», при замерах по объекту каждой категории по сезону, могут быть использованы данные предыдущих сезонов. Ссылаясь на пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50, апеллянты не согласны с тем, что оспариваемый в части НПА признан недействующим с момента его принятия, поскольку с учетом его применения, это несет риск возникновения неблагоприятных последствий. Имеет существенное значение и подлежит оценке судом то обстоятельство, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Карелия в период с 11 апреля по 09 мая 2018 года проведена проверка исполнения закона Министерством на предмет установления законного и обоснованного норматива накопления ТКО, по результатам которой не выявлено нарушений действующего законодательства при установлении нормативов, о чем имеется акт проверки от 15 мая 2018 года. До вынесения решения суда первой инстанции данным актом не располагали, поскольку поступил в адрес апеллянтов в конце мая 2022 года.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные истцы Самохвалов М.И., Самохвалов А.И., представители административного ответчика - министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, заинтересованных лиц - министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ООО «Карельский экологический оператор», Управления Министерства юстиции РФ по Республике Карелия, ГКУ Республики Карелия «Карелприрода», ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «Карельский экологический оператор» Тузовой Ю.Л., заключение прокурора, полагавшей решение изменить, признать оспариваемый приказ недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также -Федеральный закон №89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пунктов 2, 3 статьи 24.10 указанного Федерального закона №89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Карелия от 04 апреля 2016 года №2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», пунктом 1 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года №216-П, в редакции, действовавшей на дату издания Приказа, Министерство являлось органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.

Согласно пункту 11 Положения Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.

Подпунктом 109 пункта 10 указанного Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (в редакции, действовавшей на дату издания Приказа) предусматривалось, что Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Данный подпункт был признан утратившим силу постановлением Правительства Республики Карелия от 06 февраля 2020 года №37-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия».

Проанализировав нормы вышеприведенных правовых актов, суд сделал вывод о том, что оспариваемый в части Приказ №81 принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.

Из материалов дела следует, что Самохвалов М.И. и Самохвалов А.И. имеют общую долевую собственность (доля в праве по 2497/5345) здания универсама , общей площадью 5 344,8 кв.м, расположенного по адресу ,

Между региональным оператором - ООО «Автоспецтранс» (сейчас - ООО «Карельский экологический оператор» и индивидуальными предпринимателями Самохваловым М.И. и Самохваловым А.И. заключены Договоры №59-342 АСТ и №59-343 АСТ на оказание услуг по обращению с ТКО от 07 ноября 2019 года (Дополнительные договоры), согласно которым: региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре; порядок осуществления учета объема ТКО определяется, в том числе из норматива накопления ТКО на расчетную единицу, определенную приказом Минстроя РК - 0,42 куб.м/год, цена договора определяется на основании постановления Госкомитета РК по ценам и тарифам ООО «Автоспецтранс» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО» путем применения тарифа, установленного региональному оператору, к годовому объему накопления ТКО (глава V договоров).

Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административных истцов в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «предприятия торговли» - «супермаркет (универмаг)».

Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов), указанные в пункте 2 Приложения к Приказу №81, установлены с нарушением статьи 24.10 Федерального закона №89-ФЗ, пунктов 4-12 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - Правила), Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года №524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - Методические рекомендации) в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Согласно пунктам 4, 5 вышеназванных Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6 Правил).

Как указано в пункте 4 Методических рекомендаций категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

Приложение 1 к Методическим рекомендациям является перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

В разделе 2 указанного перечня категория объектов «Предприятия торговли» разделена на следующие категории объектов: продовольственный магазин, промтоварный магазин, павильон, лоток, палатка, киоск, торговля с машин, супермаркет (универмаг), рынки продовольственные, рынки промтоварные.

Для определения нормативов накоплений ТКО Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет») Государственный контракт 2к-17 от 03 июля 2017 года на выполнение работ по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Карелия (далее - Государственный контракт от 03 июля 2017 года).

Согласно Приложению №1 к «муниципальному контракту №2к-17 от «_»___2017г. Техническое задание на выполнение работ по разработке нормативов ТКО в Республике Карелия» ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» самостоятельно определяло: участки поселений и городских округов; категории потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категории объектов, на которых образуются отходы; виды и группы отходов, группы однородных отходов, в которых будут проводиться замеры, а также необходимость устанавливать единый норматив ТКО для всех групп или дифференцировать его по определенным категориям; решало о сезонности проведения соответствующих замеров.

По условиям Государственного контракта от 03 июля 2017 года (пункт 1.5), Технического задания (пункт 10) сроки выполнения работ: начало выполнение работ - с момента заключения контракта, окончание выполнение работ не позднее - 10.12.2017.

По результатам проведенной работы ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» составило отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Карелия» (далее - Отчет), который принят административным ответчиком.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что в качестве объектов, участвующих в определении норматива ТКО для разных категорий использовался один и тот же объект, а также для категории супермаркет (универмаг) принят объект, не отвечающий данному критерию.

Так, из Отчета следует, что для категории объекта - супермаркеты (универмаги) были выбраны супермаркеты , расположенные в городах Сортавала, Костомукша, Петрозаводск.

Для замера норматива накопления ТКО организация расположенная в использовалась и как объект «супермаркет» для категории «супермаркет (универмаг)» общей площадью 741 кв.м, и как объект «магазин» для категории «продовольственные магазины» общей площадью 983 кв.м. При этом для расчета норматива ТКО использовался среднегодовой объем ТКО как объекта «супермаркет» - 320,118 куб./год и среднегодовая масса ТКО -24 327,768 кг/год, а как объекта «магазин» среднегодовой объем ТКО - 348,747 куб./год и среднегодовая масса ТКО - 27 6264,492 кг/год.

Супермаркет с общей площадью 282 кв.м и с общей площадью 248 кв.м использовались для расчета норматива ТКО по категории «супермаркет», тогда как в соответствии с пунктом 42 ГОСТ Р 51303-2013, утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года №582-ст (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа) под супермаркетом(универсамом) понимается магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.

Приведенные обстоятельства административным ответчиком не опровергались.

Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что использование для расчета норматива ТКО по категории «супермаркет» объектов супермаркета « с общей площадью 282 кв.м и с общей площадью 248 кв.м, а также использование организации , расположенной по адресу в двух категориях ставит под сомнение расчет норматива ТКО для категории «супермаркет (универмаг)», является правильным.

Законодательством не предусмотрены требования, предъявляемые к Отчету по разработке нормативов ТКО.

Из содержания Методических рекомендаций №524/пр следует, что они разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы и не содержат положений обязательного характера (пункты 1, 2).

В тоже время пунктом 1 Правил установлено, что порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов включает в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается, соответственно, в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 9-14 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

В соответствии с пунктами 10, 12, 13, 14 Методических рекомендаций, предусмотрено, что результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к настоящим методическим рекомендациям. При раздельном накоплении отходов рекомендуется указывать их наименование и массу и (или) объем. Из массы и объема отходов по объекту каждой категории возможно предусматривать вычет массы и объема таких отходов.

Согласно протоколу №2 измерений объема и массы ТКО на территории Петрозаводского городского округа от 08 декабря 2017 года (далее - протокол №2 от 08 декабря 2017 года) следует, что объектом исследования были в том, числе предприятия торговли - супермаркет (универмаг), с датами испытаний: зимние испытания 1-7 декабря 2017 года, весенние испытания 11-17 апреля 2017 года, летние испытания с 14-20 июля 2017 года, осенние испытания 7-13 октября 2017 года. Средства проведения испытаний: стандартные контейнеры емкостью 0,75-1,1 куб.м, полиэтиленовые мешки, ведро 100 л., линейка 1 м, весы автомобильные ВА-О-40т-6 до 40 т, весы безмен электронный.

При указании в пункте 6 протокола №2 от 08 декабря 2017 года об использовании контейнеров, бункеров, полиэтиленовых мешков при проведении замеров отходов, Отчет, протоколы не содержат, что использовалось непосредственно в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров накопления отходов для категории объектов «супермаркет».

Информация, предусмотренная в примерных формах приложений №№3-5 Методических рекомендаций «Ведомость первичных записей определения массы и объемах твердых коммунальных отходов в контейнерах», «Сводная сезонная ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов», «Сводная годовая ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов», которая давала возможность установить (проанализировать, проверить и т.п.) процедуру сбора и полученные результаты накопления ТКО по сезонам из расчета кубического метра в месяц, и как следствие средней массы ТКО за месяц по категории объектов «супермаркет», в Отчете, протоколах, Акте №1 измерений объема массы ТКО от 08 декабря 2017 год не содержится, иные документы не представлены.

Не устранены выявленные противоречия в судебном заседании, в том числе показаниями допрошенного свидетеля ФИО10

Поскольку доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что замеры накопления ТКО произведены с соблюдением Правил определения нормативов и Методических рекомендаций, и впоследствии при утверждении оспариваемых нормативов накопления ТКО для категории объектов «супермаркет (универмаг)» административным ответчиком использовались достоверные результаты замеров, административным ответчиком не представлены, у суда имелись основания прийти к выводу об удовлетворении административных требований.

Нельзя признать доводы апелляционных жалоб относительно замеров, произведенных в сезон «весна» в период с 11 по 17 апреля 2017 года, со ссылкой на пункт 6.2.6 приложения №1 к Государственному контракту от 03 июля 2017 года, как основания к отмене решения суда.

Пунктом 6.2.6 приложения №1 к Государственному контракту от 03 июля 2017 года предусмотрено, что при замерах по объекту каждой категории по сезону могут быть использованы данные предыдущих сезонов.

Действующее правое регулирование не исключает возможности использования в целях расчета нормативов накопления ТКО результатов замеров, выполненных в предыдущие сезоны.

Однако это допустимо при условии соблюдения фиксирования данных, наличия исходных документов, из которых следует, что норматив определен на основании достоверных замеров, выполненных с соблюдением вышеприведенных Правил и Методических рекомендаций, а также актуальности предыдущих результатов в отсутствие факторов, которые могли повлиять на объемы ТКО, обычно образующиеся на данной территории.

Из доводов административного ответчика, заинтересованных лиц, показаний свидетеля ФИО10 следует, что ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» использовал в размерах накопления ТКО за период «весна» свои собственные замеры, произведенные в период с 11 по 17 апреля 2017 года.

Актуальные замеры за предыдущие аналогичные (весенние) сезоны при составлении Отчета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» не использовались.

Как уже приведено выше, документы, содержащие информацию и сведения в примерной форме приложений №4 Методических рекомендаций «Сводная сезонная ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» за весенний период (с 11 по 17 апреля 2017 года) по категории «супермаркет», не представлены.

Протоколы, акт изменений объема и массы ТКО исследовательской группой ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» составлены 08 декабря 2017 года.

Какие-либо доказательства того, что исследовательская (рабочая) группа ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» вместе с лицом, осуществляющим вывоз отходов (как приведено в апелляционных жалобах со ссылкой на свидетельские показания ФИО10), производила натуральные замеры объема ТКО в весенний период с 11 по 17 апреля 2017 года, в том числе в рамках отдельного самостоятельного исследования, и это зафиксировано в исходных данных и т.п., что можно было бы установить, проверить, не представлены.

Имеющееся распоряжение руководителя ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» от №05/04-2017 от 05 апреля 2017 года «О создании комиссии для проведения экспериментальных исследований» таким доказательством также не является, поскольку комиссия (имеющая иной состав, чем исследовательская группа, указанная в протоколе от 08.12.2017) создана с целью контроля полноты, достоверности и объективности хода и результатов исследований по разработке нормативов накопления ТКО Республики Карелия, предусмотренных Государственным контрактом №2к-17 от 03 июля 2017 года со сроком исполнения разработки плана проведения работ до 10 апреля 2017 года и принятия, проверки результатов работ до 10 декабря 2017 года.

Кроме этого, в размерах накопления ТКО за период «весна» (апрель 2017) также учтен для расчета норматива ТКО по категории «супермаркет» объект, участвующие в определении норматива ТКО для разных категорий, а также учтены объекты, не отвечающие данному критерию.

Суд первой инстанции учел показания допрошенного свидетеля ФИО10, дал им оценку с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, сами по себе показания свидетеля о замерах накопления ТКО, производимых в апреле 2017 года сотрудниками группы, работавшими над выполнением Государственного контракта, заключенного в июле 2017 года, еще не свидетельствуют о безусловной законности проведенных замеров, процедура которой была проверена и оценена судом в совокупности с другими доказательствами.

Не опровергают выводы суда и приложенный к апелляционной жалобе Акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона от 15 мая 2018 года, подписанный ст.помощником и помощником Карельского межрайонного природоохранного прокурора, поскольку целью, задачей и предметом проверки являлось исполнение требований Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании» и проч., для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, а также охраняемых законом интересов общества и государства в указанной сфере, тогда как в данном административном деле предметом рассмотрения являются проверка установленных нормативов накопления ТКО.

Акт не имеет преюдициального значения по делу. Более того, не содержит сведения и информацию относительно произведенных замеров накопления ТКО либо вынесенного оспариваемого в части нормативного правового акта.

Кроме этого, в нарушении части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ какие-либо доказательства невозможности по уважительней причине представить суду первой инстанции документ, составленный 15 мая 2018 года, который имелся, согласно сопроводительному письму от 30.05.2018 у Министерства, суду апелляционной инстанции не представлены.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Определяя момент, с которого оспариваемый акт подлежит признанию недействующим в части, судебная коллегия учитывает, что оспариваемый приказ в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права субъектов правоотношений, а также то, что вступившим в законную силу судебным актом пункт 2 приложения этого же Приказа №81 в части, устанавливающей норматив накопления ТКО для «предприятия торговли» - «продовольственный магазин», признан недействующим со дня вступления в силу решения суда.

С учетом этого судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части определения с какого момента нормативный правовой акт в оспариваемой части является недействующим, указав, что оспариваемое решение надлежит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Карелии от 18 апреля 2022 года изменить в части.

Признать пункт 2 приложения к приказу министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23 марта 2018 года №81 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия» в части, устанавливающей норматив накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универмагов) в размере 0,42 куб.м в год (35,243 кг/год) для 1 кв.м общей площади недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Верховного Суда Республики Карелии от 18 апреля 2022 года оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи