ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-799/2023 от 31.08.2023 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-799/2023

Санкт-Петербург 31 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

Вдовиченко С.В., Белоногого А.В.

с участием прокурора

Капсамун И.С.

при секретаре

Веселовой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-79/2023 по апелляционной жалобе Акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» (АО «АрхоблЭнерго») на решение Архангельского областного суда от 12 мая 2023 года по административному исковому заявлению Акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» о признании не действующими в части постановления № 93-э/74 от 25 ноября 2022 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для производителя электрической энергии (мощности) АО «АрхоблЭнерго», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами», постановления № 93-э/75 от 25 ноября 2022 года «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «АрхоблЭнерго» покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами».

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей: Акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» (АО «АрхоблЭнерго») – Филиной О.А. и Анохина И.В., административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области – Петухова А.В., Рябовой Н.В., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры, судебная коллегия

Установила:

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от № 93-э/74 от 25 ноября 2022 года для производителя электрической энергии (мощности) АО «Архангельская областная энергетическая компания» (далее - АО «АрхоблЭнерго», Общество), поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, установлены долгосрочные параметры регулирования с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года и необходимая валовая выручка (далее-НВВ) на 2023, 2024, 2025, 2026, 2027 годы (Л.д. 30-35 т.1).

Постановлением № 93-э/75 от 25 ноября 2022 года установлены (л.д.23-29 т.1):

- на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителем электрической энергии (мощности) АО «АрхоблЭнерго» гарантирующему поставщику электрической энергии ООО «ТГК-2 Энергосбыт» по договору купли-продажи на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО «АрхоблЭнерго» покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, по договорам энергоснабжения (приложение № 1);

- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО «АрхоблЭнерго» покупателям на розничных рынках, расположенных на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, по договорам энергоснабжения (приложение № 2);

- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком электрической энергии АО «АрхоблЭнерго» территориальным сетевым организациям на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, для целей компенсации потерь в электрических сетях, по договорам купли-продажи (приложение № 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года регулируемые цены (тарифы) в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпунктом 6 пункта 3указанного постановления).

Таким образом, цены (тарифы), установленные перечисленными постановлениями на 2023 год, введены в действие и применяются с 1 декабря 2022 года.

АО «АрхоблЭнерго» обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать не действующими со дня принятия:

- постановление № 93-э/74 от 25 ноября 2022 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для производителя электрической энергии (мощности) АО «АрхоблЭнерго», поставляющего электрическую энергию (мощность) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами» в части исключения из НВВ Общества сумм экономически необоснованных расходов за период 2016-2019 годы, не учет расходов на создание нормативного запаса топлива, а также в части расчета удельного расхода топлива за 2021 год, выполненного Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее-Агентство, орган государственного регулирования тарифов, регулятор);

- постановление № 93-э/75 от 25 ноября 2022 года.

В уточненном исковом заявлении (л.д.240-243 т.1) АО «АрхоблЭнерго» просило признать недействующими со дня принятия

1) постановление № 93-э/74 от 25 ноября 2022 года в части:

- столбец 6 «Целевой показатель энергосбережения и энергетической эффективности – удельный расход условного топлива (за исключением ядерного)» приложения № 1;

- приложение № 2 (НВВ) в полном объеме в связи с исключением из НВВ Общества сумм экономически необоснованных расходов за 2016-2019 годы, не принятия расходов на создание нормативов запасов топлива, расчета удельного расхода топлива за 2021 года, включенного в НВВ;

2) постановление № 93-э/75 от 22 ноября 2022 года в полном объеме.

В обоснование требований административный истец указал, что в нарушение пункта 7 Основ ценообразования и пункта 24 Методических указаний № 686/19 от 29 мая 2019 года из НВВ Общества на 2023 год необоснованно исключены экономически необоснованные расходы в размере 116 223,21 тыс.руб., которые фактически являются экономически необоснованными доходами, полученными Обществом при осуществлении регулируемой деятельности в период 2016-2019 годов в связи с неисполнением инвестиционных программ.

С июля 2019 года по май 2021 года АО «АхроблЭнерго» не осуществляло деятельность в сфере электроэнергетики. В декабре 2021 года для Общества установлены тарифы на 2022 год, как для организации, расходы которой впервые учитываются при утверждении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. В связи с этим согласно пункта 7 Основ ценообразования и пункта 24 Методических указаний № 686/19 от 29 мая 2019 года, при установлении тарифов на 2023 год предыдущим периодом регулирования является 2021 год, т.е. год, в течение которого Общество расходы/доходы от регулируемого вида деятельности не получало, т.к. регулируемую деятельность не осуществляло. Исключение необоснованно полученных доходов за иной регулируемый период, чем 2021 год, противоречит приведенным правым нормам.

Как полагает административный истец, прекращение в 2019 году регулируемой деятельности влечет прекращение всех взаиморасчетов АО «АрхоблЭнерго» с Агентством. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что каких-либо мер по взысканию экономически необоснованных доходов, возникших за период деятельности Общества в 2016-2019 годы, регулятором не предпринималось.

Также Общество полагает, что в нарушение пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», подпункта 5 пункта 21 Основ ценообразования при утверждении долгосрочных параметров регулирования в НВВ АО «АрхоблЭнерго» неправомерно не учтены расходы на создание нормативов запаса топлива в сумме 772 208,26 тыс. руб. При этом представленное АО «АрхоблЭнерго» письмо Минэнерго России, содержащее помесячный расчет нормативов запасов топлива на 2023 год, неправомерно не учтено.

При определении удельного расхода топлива органом регулирования учтены фактические данные за 3 предшествующих периода. Между тем фактические данные удельного расхода топлива за 2021 год не могли учитываться, т.к. в арбитражном суде рассматривается спор, возникший между АО «АрхоблЭнерго» и ПАО «ТГК-2» (которое в период с 01 сентября 2019 года по 19 мая 2021 года осуществляло регулируемую деятельность на указанной территории, эксплуатировало и обслуживало производственные объекты, впоследствии переданные АО «АрхоблЭнерго») о качестве использованного дизельного топлива на предмет его соответствия требованиям ГОСТ и ТУ, и как следствие о цене топлива. Поэтому дизельное топливо и его расход не приняты Обществом к бухгалтерскому учету, не смотря на то, что фактически топливо использовалось Обществом для предотвращения срывов производственных процессов и недопущения ограничения электроснабжения потребителей. В связи с этим Общество предлагало Агентству произвести расчет удельного расхода топлива за 2018-2020 годы или использовать среднее значение за 2016-2018 годы. Но Агентство рассчитало по данным за 2019-2021 годы, которые не соответствуют фактическому объему расхода топлива для двигателей технологического оборудования, что влечет установление НВВ АО «АрхоблЭнерго» в экономически необоснованном (заниженном) размере.

Решением Архангельского областного суда от 12 мая 2023 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе АО «АрхоблЭнерго» просит решение отменить, как принятое при неправильном применении судом норм материального права и вынести новое решение, удовлетворив требования административного истца.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, исследовав материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Агентства по исключению из НВВ Общества экономически необоснованных доходов, полученных за 2015-2019 годы в связи с неисполнением инвестиционных программ в 2015, 2016, 2017 годах. Норматив создания запасов топлива (за исключением ядерного) утверждается приказом Министерства энергетики Российской Федерации. В данном случае, приказ Министерства энергетики Российской Федерации принят 8 декабря 2022 года, то есть после принятия Агентством 25 ноября 2022 года тарифно-балансового решения в отношении Общества на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы. С учетом изложенного расходы по данной статье затрат не включены в НВВ Общества, что не препятствует в дальнейшем участь экономически обоснованные расходы, в том числе по данной статье затрат, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178. Норматив удельного расхода топлива, включенный в НВВ Общества, определен Агентством в соответствии с пунктами 21, 31 Основ ценообразования путем расчетных экспертных оценок за последние 3 года, что соответствует действующему законодательству.

Выводы суда следует признать правильными.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

К таким актам, в том числе, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные Приказом ФАС России от 29 мая 2019 года № 686/19 (далее-Методические указания № 686/19 от 29 мая 2019 года).

Из материалов административного дела и письменных объяснений административного истца следует, что от функций гарантирующего поставщика электроэнергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей АО «АрхоблЭнерго», определенных приложением № 1 к Постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 47-э/1 от 27 сентября 2018 года, АО «АрхоблЭнерго» отказалось с 1 сентября 2019 года.

В дальнейшем в заявлении от 27 апреля 2021 года, поданном в Агентство, АО «АрхоблЭнерго» просило присвоить ему статус гарантирующего поставщика электрической энергии с 20 мая 2021 года в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ТГК-2».

Постановлением Агентства № 23-э/1 от 17 мая 2021 года (вступило в действие 20 мая 2021 года) АО «АрхоблЭнерго» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, функционирующего на территориях не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Таким образом, в период с 1 сентября 2019 года по 19 мая 2021 года АО «АрхоблЭнерго» не имело статуса гарантирующего поставщика и не осуществляло регулируемую деятельность на вышеуказанной территории.

До прекращения деятельности, расчет НВВ Общества и цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО «АрхоблЭнерго», Агентство производило ежегодно в соответствии с пунктом 21 Методических указаний № 20-э/2.

Применение метода долгосрочной индексации НВВ при формировании цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, стало возможено с принятием Методических указаний № 686/19 от 29 мая 2019 года.

До прекращения деятельности (т.е. до 1 сентября 2019 года) для АО «АрхоблЭнерго» по децентрализованному энергоснабжению были утверждены инвестиционные программы на 2015, 2016, 2017 годы распоряжениями Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, которые финансировались, но не исполнены Обществом, в связи с чем у АО «АрхоблЭнерго» возник необоснованный доход от регулируемой деятельности.

При установлении цен (тарифов) на 2019 год в соответствии с пунктами 19 и 21 Методических указаний № 20-э/2, в целях сглаживания изменения тарифов, в отношении Общества действовало 3 рассрочки исключения из НВВ излишне полученных доходов в связи с корректировками по итогам регулирования за 2015, 2016, 2017 годы:

-176 355,2 тыс. руб. за 2015 год с рассрочкой на 5 лет с 2017 по 2021 годы;

- 285 090, 23 тыс. руб. за 2016 год с рассрочкой на 4 года с 2018 по 2021 годы;

-203 373, 67 тыс. руб. за 2017 год с рассрочкой на 3 года с 2019 по 2021 год.

По состоянию на 2019 год из НВВ Общества исключены излишне полученные доходы в общей сумме 174 334, 82 тыс. руб (35 271, 04 тыс. руб за 2015 год, 71 272,56 тыс. руб. за 2016 год, 67 791,22 тыс. руб за 2017 год).

Оставшаяся сумма излишне полученных доходов в размере 348 669,64 тыс. руб. подлежала исключению из НВВ Общества в 2020 и 2021 годах. Однако в связи с прекращением деятельности Общества 1 сентября 2019 года указанная сумма необоснованного дохода осталась в распоряжении АО «АрхоблЭнерго».

При установлении тарифов Обществу на 2022 год, Агентство рассматривало регулируемую организацию, как новую организацию в сфере электроэнергетики, поэтому применило метод экономически обоснованных расходов (затрат), установив цены (тарифы) на 1 год. При этом исключений из НВВ каких-либо сумм экономически необоснованного дохода, возникшего за период деятельности Общества до 1 сентября 2019 года, Агентство не производило.

Одновременно с этим по вопросу исключения из НВВ Общества экономически необоснованных доходов за прошлые регулируемые периоды, Агентством в ФАС России направлен запрос о разъяснении возможности исключения экономически необоснованного дохода.

В письме ФАС России от 2 июня 2022 года разъяснено, что в случае, если Агентством выявлены действия организации осуществляющей (осуществлявшей) регулируемые виды деятельности, носящие признаки действий, повлекших нарушение законных прав и интересов потребителей Архангельской области, включая население и организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, Агентством должны быть предприняты все возможные меры, направленные на восстановление законных прав и интересов потребителей области (л.д. 37 т.1).

С учетом ответа ФАС России, в соответствии с положениями пункта 7 Основ ценообразования, пункта 73 Методических указаний № 1554/17, пунктами 9 и 11 Методических указаний № 98-э при формировании НВВ АО «АрхоблЭнерго» на 2023 год Агентством исключены необоснованные доходы организации, возникшие до 1 сентября 2019 года, в размере 116 223, 21 тыс. руб. (70 542,08 тыс. руб. за 2015 год, 45 681,13 тыс. руб. за 2016 год, необоснованно полученные доходы за 2017 год не исключались).

Из представленного Агентством расчета следует, что из НВВ Общества на 2024 год планируется исключение экономически необоснованного дохода за прошлый период деятельности организации в размере 116 223,21 тыс. руб., который включает 96 963,98 тыс. руб за 2016 год, 19 359,23 тыс. руб. за 2017 год; из НВВ на 2025 год планируется исключение экономически необоснованного дохода за прошлый период деятельности организации в размере 116 223,21 тыс. руб. за 2017 год.

Доводы административного истца о невозможности исключения экономически необоснованных доходов Общества, которые возникли до прекращения ими регулируемой деятельности, правильно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Административный истец правильно указал, что для расчета НВВ АО «АрхоблЭнерго» на 2023 год подлежала применению приведенная в пункте 24 Методических указаний № 686/19 от 29 мая 2019 года формула 41, согласно которой показатель Резj-2 – это недополученные (+) или излишне полученные (-) доходы производителя электрической энергии (мощности) (в отношении объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за (j-2)-й расчетный период регулирования, рассчитываемые в соответствии с пунктом 29 настоящих Методических указаний, тыс. руб.

Таким образом, в случае отсутствия перерыва/временного прекращения регулируемой деятельности АО «АрхоблЭнерго» с 1 сентября 2019 по 19 мая 2021 года, из НВВ организации могли исключаться излишне подученные доходы за (j-2)-й расчетный период регулирования, т.е. за 2021 год (2023 год – 2 года=2021 год).

Вместе с тем данной формулой и Методическими указаниями № 686/19 от 29 мая 2019 в целом не предусмотрена ситуация, при которой регулируемая организация в середине финансового года прекращает регулируемую деятельность, сохраняя в бюджете организации экономически необоснованные доходы, возникшие в результате регулируемой деятельности в период превышающий показатель Резj-2.

Взыскание необоснованного дохода, полученного АО «АрхоблЭнерго» в период 2015-2019 года (неосновательного обогащения) в порядке арбитражного судопроизводства не повлечет восстановления прав потребителей, оплативших включенные в тариф на 2015, 2016, 2017 годы расходы регулируемой организации на выполнение утвержденных инвестиционных программ, которые фактически не исполнены, поскольку взысканные судом суммы неосновательного обогащения поступят в бюджет субъекта Российской Федерации, но не в доход потребителей электроэнергии Архангельской области.

В связи с этим с целью восстановления прав и законных интересов потребителей Архангельской области, в том числе расположенных на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, Агентством правомерно применены общие нормы Основ ценообразования и основные принципы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, установленные Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Так, положения Закона «Об электроэнергетике», определяющие общие принципы организации отношений в сфере электроэнергетики, а также устанавливающие основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, в том числе обеспечивающего баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац 6 пункта 1 статьи 6 Закона).

Данный Федеральный закон предусматривает основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, к которым в том числе отнесены определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23).

Необходимая валовая выручка – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Согласно абзацу 9 пункта 32 Основ ценообразования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Из взаимосвязанного толкования приведенных правовых норм следует, что выявленные экономически необоснованные доходы регулируемой организации, полученные в результате осуществления регулируемой деятельности, подлежат исключению из НВВ организации при установлении цен (тарифов) на следующий период регулирования. Иной подход создаст возможность получения регулируемой организацией экономически необоснованного дохода за счет неисполненных обязательств при осуществлении регулируемого вида деятельности и может повлечь нарушение стабильности экономических отношений в регулируемой сфере и массовое возникновение недобросовестных субъектов электроэнергетики либо иной регулируемой деятельности в дальнейшем.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на топливо.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в НВВ, определяются в том числе на основе нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400, Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Согласно подпункта 9.1 пункта 9 вышеприведенного Положения, Министр издает приказы, имеющие нормативный характер.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что письмо Минэнерго России № ЕГ-16428/05 от 10 ноября 2022 года, содержащее расчет нормативов запасов топлива для АО «АрхоблЭнерго», не является нормативным правовым актом, следовательно, не могло применяться Агентством при расчете НВВ Общества и тарифов, установленных оспариваемыми постановлениями Агентства от 25 ноября 2022.

Нормативы создания запасов топлива при производстве электрической энергии утверждены приказом Минэнерго России № 1296 от 08 декабря 2022 года (л.д. 45-46 т. 1), то есть после принятия оспариваемых постановлений Агентства. При этом доказательств представления Агентству отчетных данных для выполнения экспертной оценки в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования, в деле не имеется.

С учетом изложенного, расходы на норматив создания запасов топлива обоснованно не включены в НВВ Общества. Вместе с тем регулируемая организация вправе заявить о таких расходах на будущий период регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, которой установлено, что в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год или иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, указанные расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на следующий период регулирования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы норматив удельного расхода топлива, включенный в НВВ Общества, определен Агентством верно.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в НВВ, определяются, в том числе на основе нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивками (за исключением ядерного) на производств 1 кВТ/ч электрической энергии и 1 Ккал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и расчетных объемов потребления топлива

Расходы на топливо на производство электрической энергии определяются по формуле, приведенной в пункте 17 Методических указаний № 686/19, учитывающей значение удельного расхода условного топлива при производстве электрической энергии, установленной для электростанции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, на расчетный период регулирования, г.у.т./кВт/ч.

При установлении тарифов для АО «АрхоблЭнерго» утвержденные Минэнерго России на 2023 год нормативы удельного расхода условного топлива для объектов розничной генерации АО «АрхоблЭнерго» отсутствовали.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

АО «АрхоблЭнерго» представило предложение по расчету удельного расхода условного топлива, как среднее значение за последние три года – 2016-2018 годы (том 7 тарифного дела л. 213, 347).

24 ноября 2022 года Обществом в Агентство представлена пояснительная записка по расчету удельного расхода топлива, в котором предложен к учету иной трехлетний период, а именно 2018-2020 годы.

Согласно пункта 17 постановления Правительства РФ № 2053 от 14 ноября 2022 года «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» регулируемая организация вправе представить по своей инициативе дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (либо органа местного самоуправления, осуществляющего регулирование тарифов, в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), на котором принимается решение об установлении тарифов.

Поскольку предложение и дополнительные документы по расчету нормативов удельного расхода условного топлива представлены в Агентство с нарушением срока, установленного пунктом 17 Правительства РФ № 2053 от 14 ноября 2022 года, то документы обоснованно не приняты Агентством к рассмотрению.

Согласно пункту 3 Порядка определения нормативов условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России № 323 от 30 декабря 2008 года «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии», под нормативом удельных расходов топлива (далее - НУР) понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г. у.т./кВт-ч) с дифференциацией по месяцам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются, в том числе на основе расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года.

Экспертом в расчете нормативов удельного расхода топлива приняты фактические данные за 2019-2021 годы, итоговая фактическая величина удельного расхода условного топлива определена в размере 358,99 г/кВт/ч, расхода натурального топлива 11 443,48 т.н.т., всего включены расходы в размере 875 952,55 тыс. руб. (т. 1 л.д. 214-215).

Фактический норматив удельного расхода топлива за 2021 год определен, как частное от деления расхода условного топлива за 2021 год по данным АО «АрхоблЭнерго» и ПАО «ТГК-2», осуществлявшего эксплуатацию ДЭС с 01 сентября 2019 года по 19 мая 2021 года, на отпуск электрической энергии с шин станций в размере 329,80 г/кВт/ч. Плановая величина удельного расхода топлива на 2023 год сформирована, как средневзвешенное фактическое значение за 2019-2021 годы (без учета данных по ДЭС пос. Сояна) – 358,99 г/кВТ/ч. (т. 1 л.д. 215).

Возражения административного истца против принятия к учету фактических данных удельного расхода топлива за 2021 год по причине неразрешенного по настоящее время в арбитражном суде спора между АО «АрхоблЭнерго» и ПАО «ТГК-2» о качестве и цене нефтепродуктов использованных АО «АрхоблЭнерго» с мая 2021 года после присвоения статуса гарантирующего поставщика и передачи им имущества, ранее эксплуатируемого ПАО «ТГК-2», правильно не приняты судом первой инстанции.

Фактический расход топлива (в натуральном и стоимостном выражении) за 2021 год подтвержден АО «АрхоблЭнерго» данными бухгалтерского учета о его списании. Копию отчета по проводкам за май 2021 года – декабря 2021 года Обществом представлен в материалы тарифного дела. Согласно положениям подпункта 4 пункта 21 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года. Принятие к расчету выборочных периодов, как то 2016-2018 или 2018-2020, действующим законодательством не предусмотрено.

С учетом изложенного, в отсутствие утвержденного нормативного значения удельного расхода топлива, использованный Агентством порядок формирования удельного расхода топлива при производстве электрической энергии на дизельных электростанциях Общества на плановый период регулирования соответствует требованиям подпункта 4 пункта 21 и пункта 31 Основ ценообразования.

Таким образом, принимая во внимание, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и не допустил нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Архангельского областного суда от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 14 сентября 2023 года