ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-812/2022 от 13.05.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-812/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С. и Артамоновой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-127/2022 (УИД 26OS0000-04-2021-000727-36) по административному исковому заявлению Гракова Сергея Николаевича о признании не действующими пунктов 5991, 6041, 8838 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317, пунктов 6093, 6143, 8865 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. № 1462,

по апелляционной жалобе административного истца Гракова Сергея Николаевича на решение Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также – перечень на 2020 г., Перечень).

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. № 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее также – перечень на 2021 г., Перечень).

Пунктами 5991, 6041, 8838 перечня на 2020 г., в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, площадью 36, 3 кв. м, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 93. Указанное нежилое помещение включено в перечень на 2020 г. под кадастровыми номерами: в пункт 5991 с кадастровым номером , в пункт 6041 с кадастровым номером , в пункт 8838 с кадастровым номером 26:12:011603:3125.

Пунктами 6093, 6143, 8865 перечня на 2021 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, площадью 36, 3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное нежилое помещение включено в перечень на 2020 г. под кадастровыми номерами: в пункт 6093 с кадастровым номером , в пункт 6143 с кадастровым номером , в пункт 8865 с кадастровым номером .

Граков С.Н., являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организации» и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Решением Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г. административное исковое заявление Гракова С.Н. удовлетворено частично; суд признал недействующими со дня принятия приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317 и от 28 декабря 2020 г. № 1462 пункты 5991, 6041 перечня на 2020 год; пункты 6093, 6143 перечня на 2021 г. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.

Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в вышеуказанные Перечни.

Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 403 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как их кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Из материалов административного дела следует, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни по критерию нахождения в здании с кадастровым номером 26:12:011605:997, отвечающим требованиям торгового центра.

Здание с кадастровым номером внесено в перечень на 2020 г. под пунктом 1689, в перечень на 2021 г. - под пунктом 1777.

Проверяя наличие оснований для включения помещения административного истца в оспариваемые Перечни, суд правомерно исходил из необходимости проверки обоснованности включения в Перечни здания, в котором находится данный объект.

В соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.

Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером , общей площадью 5011,4 кв. м, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: «Для проведения проектно-изыскательных работ (место размещения торгово-офисного здания)».

По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю с момента внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и по состоянию на 25 января 2022 г. изменения характеристик в отношении вида разрешенного использования земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости не регистрировались.

Согласно представленной в материалы административного дела экспликации к поэтажному плану технического паспорта на здание, составленного по состоянию на 19 января 2007 г. государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация», помещения здания имеют следующие назначения: «лестничная клетка», «подсобное», «эл.щитовая», «тренажерный зал», «раздевалка», «душевая», «кладовая спорт инвентаря», «кладовая белья и спецодежды», «помещение персонала», «туалет», «умывальник», «кладовая уборочного инвентаря», «зал настольного тенниса», «коридор», «тамбур», «тепловой узел», «тех. помещение», «вент.камера», «зал для бильярда», «помещение», «пом.фасовки товара», «торговый зал», «подсобное склад», «прием товара», «санузел», «лифт холл», «лифт», «лестница», «вестибюль», «загрузочная», «торговое», «кабинет», «комната приема пищи», «аппаратная», «душевая», «касса», «склад», «гардероб», «радиоузел», «тех.помещение», «холл», «машинное отделение».

Технический паспорт содержит сведения о проведении проверок специалистами Ростехинвентаризации, в том числе с последней отметкой от 1 июля 2013 г.

Площадь здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 5011, 4 кв. м; по данным технического паспорта при сложении указанных в разделе 5 площадей - 4505, 4 кв. м.

Помещения с наименованиями «торговое», «торговый зал» имеют площадь 1445,7 кв. м, что составляет более 20% от общей площади здания, как указанной в Едином государственном реестре недвижимости, так и по данным технического паспорта, что свидетельствует о правомерности отнесения здания к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно предназначено для торговой деятельности.

Предназначенность нежилого здания в соответствии со сведениями технической документации под торговый центр также соотносится с видом разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.

Выводы суда первой инстанции о признании здания соответствующим требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) не основаны на материалах административного дела, сделаны без соответствующего анализа технической документации. Имеющиеся в здании помещения с наименованием «кабинет» не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как относящиеся к офисам, поскольку термин «кабинет» равным по значению «офис» не является.

По аналогичным основаниям ошибочны доводы апелляционной жалобы об отнесении здания к административно-деловому центру.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Поскольку принадлежащее административному истцу нежилое помещение входит в состав здания, которое в целях статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отвечает критериям торгового центра (комплекса), то в силу вышеуказанного подпункта 1 пункта 1 этой же статьи данное нежилое помещение также обоснованно включено в оспариваемые Перечни.

Вывод суда первой инстанции о соответствии нежилого здания с кадастровым номером требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не привел к вынесению неправильного решения.

При этом с учетом полученных сведений из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 25 января 2022 г. судом обоснованно признаны недействующими пункты 5991, 6041 перечня на 2020 г. и пункты 6093, 6143 перечня на 2021 г., содержащие дублирующие данные о включении нежилого помещения административного истца в оспариваемые Перечни по кадастровым номерам, признанным в настоящее время архивными.

Административный истец, утверждая о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормам, имеющим большую юридическую силу, основываясь на положениях Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций», приводит доводы о том, что принадлежащее ему нежилое здание не является торговым центром (комплексом), а находящиеся в нем помещения используются как офисы.

Вместе с тем автором апелляционной жалобы оставлено без внимания, что Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций» установлена особенность определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, которая при разрешении настоящего административного спора не применима. В силу положений пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения по местному налогу, к которому относится налог на имущество физических лиц, могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение обоснованно отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Гракова Сергея Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2022 г.

Председательствующий

Судьи