ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-815/2020
Санкт-Петербург 01 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Вдовиченко С.В. и Головкиной Л.А.,
при секретаре Гринь Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-3/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ЛУКОЙЛ-Коми» о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. №93 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром-125 Мвт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов» по апелляционной жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на решение суда Ненецкого автономного округа от 09 июня 2020 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Ушакова С.Г., поддержавшего доводы жалобы, а также представителей Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа Адриянова С.А. и Лахно Е.Н., возражавших против апелляционной жалобы, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. №93 установлены и введены в действие на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. с календарной разбивкой тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром-125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа согласно Приложению 1(пункт 1) и установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы в отношении деятельности по производству и передаче электрической энергии (мощности) Энергоцентра-125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа согласно Приложению 2 (пункт 2) (далее-приказ №93).
Приказ №93 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступил в силу с 1 января 2020 г.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее- административный истец, Общество) обратилось в суд Ненецкого автономного округа с административным иском о признании недействующим приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2019 г. №93 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром-125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов», так как полагало, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172, от 13 августа 2018 г. №937 цены на электрическую энергию, отпускаемую Обществом, не подлежат государственному регулированию.
Ссылку Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа на Схему развития электроэнергетики Ненецкого автономного округа Общество считало незаконным, указав на отсутствие полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по определению территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
В обоснование занятой позиции административный истец сослался на судебные акты Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2019 г. и Четырнадцатого арбитражного суда от 06.06.2019 г. по делу №А05П-740/2018.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 09 июня 2020 г. в удовлетворении административного иска ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» отказано.
В апелляционной жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
По существу, решение суда оспаривается по тем доводам, которые приведены в административном иске. В частности, Общество отмечает, что в Единую энергетическую систему России не могут входить технологически не связанные с ней территории. Соответственно, если Ненецкий автономный округ входит в Единую энергетическую систему, то и вся его территория является энергетически связанной с Единой энергетической системой. Территории нефтяных месторождений, расположенных в Ненецком автономном округе, на которых Общество осуществляет поставку электрической энергии, не отнесены ни к технологически изолированным территориальным энергетическим системам, ни к технологически не связанным с Единой энергетической системой России, следовательно являются территориями, объединенными в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и не подпадают под ограничения, установленные ч.3 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным ответчиком Управлением по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (УГРЦТ НАО)(далее-административный ответчик, тарифный орган) и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменной форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, объяснения специалиста, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
Статьей 23.1 Закона об электроэнергетике определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим законом.
Случаи, при наличии которых подлежат государственному регулированию цены (тарифы) на розничных рынках, перечислены в ч.ч.3, 4 ст.23.1 Закона об электроэнергетике.
В частности, согласно четвертому абзацу ч.3 ст.23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к ним категориям потребителей.
Согласно приложению №1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» территория Ненецкого автономного округа, за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами включена в первую ценовую зону (зона Европы и Урала).
В ст. 3 Закона об электроэнергетике дано разъяснение понятий «Единая энергетическая система» и «технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы».
Под Единой энергетической системой России понимается электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России.
К технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам относятся энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации, и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.
Определение понятия «территории, технологически не связанные с Единой энергетической системой» в Законе об электроэнергетике отсутствует.
В перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» электроэнергетическая система Ненецкого автономного округа не включена.
Перечень территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, законодательством не установлен.
В соответствии с ч. 3 ст.23.1 Закона об электроэнергетики, п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 3.1.2 Положения об Управлении по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17 августа 2012 г. №233-п, к полномочиям названного Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа отнесено установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
По делу установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» совмещает деятельность по производству электрической энергии и по продаже электрической энергии (что запрещено на оптовом рынке электрической энергии).
Энергоцентр-125 МВт ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляет поставку электрической энергии (мощности) на месторождениях Южно-Хыльчуское и Варандейское.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (Энергоцентр-125 МВт) являлось субъектом электроэнергетики, осуществляющим поставку электрической энергии на розничном рынке, в отношении которого ранее осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) /приказы тарифного органа от 28.12.2016 г. №82, от 18.12.2017 г. №79, от 26.12.2018 г. №80/.
07 мая 2019 г. в тарифный орган поступило заявление ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на установление тарифа на выработку электрической энергии, поставляемой с Энергоцентра-125 МВт «Южное Хыльчую» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на 2020 г.
На основании приказа тарифного органа от 13.05.2019 №24/д постановлено открыть дело об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, назначены уполномоченные эксперты для проведения экспертизы представленных предложений по делу об установлении тарифов.
14.05.2019 г. тарифным органом сообщено в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на 2020 г.
По результатам экспертизы предложенных материалов по установлению тарифа на электроэнергию 25 декабря 2019 г. проведено заседание комиссии по государственному регулированию цен (тарифов) Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, на котором утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром-125 МВт «Южное Хыльчую» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа (выписка №24 от 25.12.2019 г.).
Как следует из представленной выписки от 25.12.2019 г. №24 на заседании поименованной комиссии рассмотрены возражения Общества относительно возможности установления тарифов. Проанализировав указанные возражения, комиссия отразила в протоколе, что согласно Схеме развития электроэнергетики Ненецкого автономного округа на 2019-2023 гг., утвержденной постановлением губернатора Ненецкого автономного округа от 30.04.2019 г., отсутствуют линии электропередач между Энергоцентром-125 МВт «Южное Хыльчую» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и объектами электроэнергетики Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республикой Коми. Энергоцентр-125 МВт ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» находится на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России. В связи с чем был сделан вывод о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является субъектом электроэнергетики, осуществляющим поставку электрической энергии на розничном рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.
Таким образом, оспариваемый приказ тарифного органа №93 принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликован в установленном законом порядке.
При рассмотрении дела судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что электроэнергетическая система Ненецкого автономного округа не входит в Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 20004 г. №854, технологически с какой-либо из включенных в названный Перечень технологически изолированных электроэнергетических систем не связана.
Исследовав Схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2019-2025 г.г., утвержденную приказом Минэнерго от 28.02.2019 г. №174, Схему и программу развития электроэнергетики Ненецкого автономного округа на -2019-2023 гг., утвержденную постановлением губернатора Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2019 г. №32-пг, разработанных на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. №823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», а также письмо Ассоциации НП Совет рынка от 21 мая 2019 г. №СР-02/19-2216, письмо акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» от 26.07. 2019 г. №Г42-1-5-19-83867, разъяснение Федеральной антимонопольной службы, поступившее в тарифный орган 30.10.2019 г., суд пришел к правильному выводу о том, что территория Южно-Хыльчуского нефтяного месторождения, на которой расположен Энергоцентр -125 МВт, относится к территориям, технологически не связанным с Единой энергетической системой России.
Отсутствие технологической связи между Энергоцентром- 125 МВт и Единой энергетической системой России в ходе судебного разбирательства не отрицал и представитель административного истца.
Суд также верно отметил, что обстоятельства, установленные в ходе разбирательств дела арбитражным судом, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела, так как касаются эксплуатации иных объектов электроэнергетики ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (не Энергоцентра-125 МВт), расположенных в иной части Ненецкого автономного округа, связанной технологически с Единой энергетической системой России.
При таких обстоятельствах установление оспариваемым приказом №93 долгосрочных параметров регулирования и тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям Энергоцентром -125 МВт «Южное Хыльчую» общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на территории Ненецкого автономного округа, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг. в полной мере отвечает требованиям ч.3 ст.23.1 Закона об электроэнергетики, постановлений Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172, от 27 декабря 2004 г. №854, согласуется с положениями пунктов 78-78(2) Основ ценообразования и иными приведенными по делу нормативными правовыми актами.
Таким образом, доводы административного истца об отсутствии правовых оснований для установления оспариваемых тарифов, предусмотренных ч.3 ст.23.1 Закона об электроэнергетики, являются несостоятельными.
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. №937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее-постановление №937) как на обстоятельство, подтверждающее отсутствие оснований для осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в отношении Энергоцентра -125МВт «Южное Хыльчую» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», не может быть признана обоснованной.
Постановлением №937 утверждены Правила технологического функционирования электроэнергетических систем(далее-Правила), которыми установлены, в том числе: порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее - энергосистема), общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - оперативно-диспетчерское управление) и оперативно-технологического управления; общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Правилами даны определения понятиям «территориальная энергосистема» и «объединенная энергосистема», в п. 6 Правил указано, что в составе Единой энергетической системы выделяются территориальные энергосистемы и объединенные энергосистемы. Перечень объединенных энергосистем и образующих их территориальных энергосистем, входящих в Единую энергетическую систему России, приведен в Приложении №1.
Согласно Приложению №1 энергосистема Архангельской области и Ненецкого автономного округа входит в объединенную энергосистему Северо-Запада (III).
Таким образом, названными Правилами и Приложением №1 по существу дано определение понятиям «территориальные» и «объединенные энергосистемы», определена структура энергосистем, образующих Единую энергетическую систему России.
Однако ни постановление №937, ни утвержденные им Правила с приложениями не содержат разъяснение понятия «территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России» и не содержат какого-либо регулирования относительно данных территорий и не прекращают действие Приложения №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №1172.
При таких обстоятельствах действующее постановление Правительства Российской Федерации №937 не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для установления тарифов оспариваемым приказом №93 в отношении Энергоцентра-125 МВт ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда по существу является мотивированным, законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 180 КАС РФ.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не являются основанием к отмене решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения по существу.
Правовых оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст.310 КАС РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 09 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми»- без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи