№66а-849/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 12 июля 2021 года
Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелева И.Л., рассмотрев, без проведения судебного заседания, частную жалобу представителя ООО «Специализированный застройщик «Тонус» на определение Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2021 года по материалу №9а-29/2021 по административному иску ООО «Специализированный застройщик «Тонус» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л.,
установил:
ООО «Специализированный застройщик «Тонус» обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском об установлении кадастровой стоимости двух объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости:
-жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 2 251 443,07 рублей;
-жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 2 251 443,07 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, выполненному ООО фирма «Карельская Оценочная Компания», рыночная стоимость каждого из указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 1 714 000 рублей.
Поскольку завышенный размер кадастровой стоимости жилых помещений затрагивает его права как собственника объектов недвижимости и налогоплательщика, истец просил административные исковые требования удовлетворить.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2021 года административное исковое заявление ООО «Специализированный застройщик «Тонус» возвращено административному истцу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду несоблюдения административным истцом установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора.
В частной жалобе представитель административного истца просит определение суда от 20 мая 2021 года отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что административным истцом соблюден досудебный порядок разрешения спора, поскольку 30 марта 2021 года ООО «Специализированный застройщик «Тонус» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № в размере их рыночной стоимости, и 19 апреля 2021 года получило решения Комиссии об отказе в пересмотре кадастровой стоимости.
По мнению административного истца, заявленные в суд требования должны рассматриваться в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», поскольку оспаривание результатов кадастровой стоимости началось до 1 апреля 2021 года, - даты перехода к применению в Республике Карелия статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ.
Частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Исследовав предоставленные материалы, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом.
Пунктом 6 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства предусмотрено, что если иное не установлено КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства установлено, что если иное не установлено КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Из материалов дела следует, что ООО «Специализированный застройщик «Тонус» является собственником объектов недвижимости:
-жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 2 251 443,07 рублей;
-жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 41,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 2 251 443,07 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, выполненному ООО фирма «Карельская Оценочная Компания» 29 марта 2021 года, рыночная стоимость каждого из вышеуказанных жилых помещений, по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 1 714 000 рублей.
Полагая, что размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № является завышенным, что нарушает его имущественные права как налогоплательщика, ООО «Специализированный застройщик «Тонус» 30 марта 2021 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, выполненным ООО фирма «Карельская Оценочная Компания» 29 марта 2021 года.
19 апреля 2021 года решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в удовлетворении заявления ООО «Специализированный застройщик «Тонус» о пересмотре кадастровой стоимости жилых помещений было отказано.
18 мая 2021 года ООО «Специализированный застройщик «Тонус», ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обратился в Верховный суд Республики Карелия с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 714 000 рублей, каждого.
Возвращая истцу административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что им не был соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, а именно, в нарушение положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ, ООО «Специализированный застройщик «Тонус» не обратилось с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствующее бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возвращения административного искового заявления.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменений в Федеральный закон №237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости».
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ, Постановлением Правительства Республики Карелия от 9 марта 2021 года №72-П определена дата начала применения на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 апреля 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (п.5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
ООО «Специализированный застройщик «Тонус» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости жилых помещений после 1 апреля 2021 года без обращения в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости - ГБУ РК «Центр ГКО», что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что им не соблюден досудебный порядок разрешения спора и имеются основания для возвращения искового заявления.
Между тем, суд первой инстанции не учел положения пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ, и не принял во внимание, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Поскольку с заявлением об установлении кадастровой стоимости жилых помещений в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от 29 марта 2021 года, ООО «Специализированный застройщик «Тонус» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 30 марта 2021 года, то есть, до даты, определенной в Постановлением Правительства Республики Карелия от 9 марта 2021 года №72-П как дата начала применения на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", рассмотрение заявления административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" устанавливает досудебный порядок разрешения спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из содержания указанной нормы закона, она устанавливает не обязательный досудебный порядок разрешения спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, а иной - внесудебный порядок, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах определение Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2021 года нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Второй апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2021 года отменить.
Административное дело направить в Верховный Суд Республики Карелия для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья: